Разработка урока в 5 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс. Тема: Материалы и принадлежности для рисования.

Цель: Познакомить учащихся с различными графическими материалами и приемами на примере произведений великих мастеров, сформировать навыки работы линией и штрихом.

Задачи урока: Сформировать знания работы с различными материалами и приемами работы. Работа с дополнительной информацией по теме.

Тип урока: Сообщение новых знаний

Вид урока: Классический

Метод: Словесный, наглядный, репродуктивный.

Оборудование: Бумага, карандаши, учебная литература.

Этапы урока:

I Организационный момент

1. Проверка готовности

2. Проверка знаний получаемого предыдущего урока

II Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с рисунком, его средствами выразительности, техникой, приемами, материалами. Давайте сделаем это на примере работ великих мастеров.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели, графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к богатству художественных и технических приемов. Наряду с художниками Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тицианом, Дюфером и Рафаэлем, русская школа XVIII - XIX веков внесла много нового в технику рисунка.

Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Нату рщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана юнчайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства зоновых оттенков и цветовых нюансов.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например, поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы - многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры.

Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний. И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них рас- тушку.

Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе».

Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом.

Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощью угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели.

Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над портретом О.К. Орловой, применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению.

Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения.

Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Что бы он ни изображал - розу в стакане, пейзаж, бытовые сцены, - нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались многие мастера. Обычно использовали чернила, тушь, сепию (краску коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Четко сочетали технику работы пером и кистью.

Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник -линию или пятно, многоцветие или монохромность.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы - реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразителыюго, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

  1. Закрепление материала.

  • Сегодня мы познакомились с работами великих художни- ков-графиков. Назовите имена тех художников, чьи работы произвели на вас наибольшее впечатление.

(Ответ детей)

  • Художники-графики работали в различной технике с разнообразными материалами. Назовите материалы, которые они использовали в своей работе.

(Ответ детей)

  • Назовите основные средства выразительности графики.

(Ответ детей)

(Прежде всего линия. С ее помощью мы можем изобразить предмет: его форму, пропорцию, конструкцию. С помощью линии мы можем передать пространство на плоскости.)

  • Давайте вспомним, по каким законам передается пространство на плоскости.

(Ответ детей)





По законам «перспективы»

Две параллельные линии, означающие, к примеру, дорогу, постепенно сближаются и сходятся в одну точку на линии горизонта. При этом линия, уходящая вдаль, постепенно будет терять свою яркость. Для того, чтобы добиться этого эффекта, нужно постепенно ослабить нажим на карандаш.

Штрих тоже очень важен, он поможет выявить объем предмета, его освещенность, фактуру, светлоту. Для этого можно использовать целую гамму оттенков, от белого до черного цвета.


  1. Практическая работа.

  1. Изображение коридора путем расположения линии в перспективе, в прямоугольнике (30 х 40). У краев прямоугольника проводятся яркие линии, по мере приближения их к центру они уменьшаются и ослабевают в тоне.

  2. Изучение приемов нанесения штриховки. Горизонтальную полосу 30 х 120 разбить на 4 квадрата и заштриховать их, постепенно усиливая нажим на карандаш: 1-й - горизонтальной штриховкой, 2-й - горизонтальной и вертикальной штриховкой, 3-й - горизонтальной и вертикальной штриховкой плюс диагональная штриховка, 4-й - заштриховать четырьмя слоями штриховки.


21


© 2010-2022