Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Областноегосударственное бюджетное образовательное учреждениесреднегопрофессионального образования«Рязанскийпедагогический колледж» в г.Касимове(ФилиалОГБОУ СПО РПК в г.Касимове)Материал для практической работыпо дисциплине Рисунокдля специальностей:072501Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства Касимов2013 Иноземцева И.Н., Материал для практическойработы по дисциплине Рисунок :методическое пособие для студентов педагогических колледжей. – г. Касимов ОГБОУСПО РПК, филиал в г. Касимове...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокОбластное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове

(Филиал ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове)















Материал для практической работы

по дисциплине Рисунок

для специальностей:




072501 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства



















Касимов 2013






























Чарушев А.М., Иноземцева И. Н., Меренкова В.А., Митякова С.В., Лукьянова О.Ю.

Материал для практической работы по дисциплине Рисунок : методическое пособие для студентов педагогических колледжей. - г. Касимов ОГБОУ СПО РПК, филиал в г. Касимове, 2013. - 26с.



Сборник содержит упражнения по рисунку для студентов педагогических колледжей. Материал для практической работы составлен на основе рабочей программы учебной дисциплины Рисунок:




Компьютерная вёрстка: Иноземцева И.Н.




Содержание:


Пояснительная записка.................................................................................3


Перечень практических работ.....................................................................5


Указания по выполнению практических работ..........................................6


Примерный перечень вопросов для осуществления контроля знаний по рисунку…………………………………………………………………..9


Тесты задания по рисунку…………………………………………………10


Критерии оценок…………………………………………………………….


Приложение…………………………………………………………………25



Литература.....................................................................................................27






























Пояснительная записка


Материал для практической работы по дисциплине Рисунок предназначен для изучения курса рисунка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Материал для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Рисунок разработан в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» с внесенными в него изменениями и дополнениями, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N543, письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 16-52-138ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации практической работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Для выполнения задачи практического овладения графическими навыками большое внимание уделяется выполнению самостоятельных набросков, зарисовок и упражнений. Большинство предлагаемых заданий рекомендуется выполнять практически. Это обеспечит более вдумчивый и сосредоточенный анализ, разовьёт графические навыки.






Перечень практических работ:


Практическая работа № 1 Рисунок черепа человека в трех ракурсах с изучением пластической анатомии костей черепа.


Практическая работа №2 Наброски и зарисовки головы натурщика.

Практическая работа №3. Рисунок анатомической модели головы - экорше с изучением пластической анатомии мышц головы и шеи (модель Гудона)

Практическая работа №4 Рисунок гипсового слепка носа головы Давида.

Практическая работа №5. Рисунок гипсового слепка глаз головы Давида.

Практическая работа №6 Рисунок гипсового слепка губ головы Давида

Практическая работа №7 Рисунок гипсового слепка уха головы Давида.

Практическая работа №8 Рисунок античной гипсовой головы.

Практическая работа №9 Натюрморт с гипсовой головой.

Практическая работа №10 Наброски и зарисовки головы человека

Практическая работа №11 Рисунок головы пожилого человека с ярко выраженными чертами лица.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека средствами академического рисунка;

использовать основные изобразительные техники и материалы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

Практическая работа №1

Рисунок черепа человека в трех ракурсах с изучением пластической анатомии костей черепа

Цель: выполнить рисунок черепа в трех ракурсах с изучением пластической анатомии костей черепа.

Задачи: Познакомиться с закономерностями строения формы черепа человека, ее конструктивно-анатомической структурой; освоить характер формы костей с различных точек зрения, их взаимосвязьЦели изучения дисциплины

научить выполнять рисунок античной гипсовой головы с натуры

Задачи

  1. научить анализировать геометрию формы головы в процессе ее графического построения

  2. научить выполнять светотеневую моделировку объемной формы головы на основе ее конструктивного построени

Время выполнения: 16часов

Оборудование:

- мольберты по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

.

Методические рекомендации. Рисунок черепа человека должен сопровождаться изучением пластической анатомии костей черепа.

Для наиболее полного изучения строения черепа необходимо изобразить его в различных положениях (вид спереди, в трёхчетвертном положении, в профиль). При рисовании черепа необходимо соблюдать парность строения формы черепа и определять конструктивные точки, которыми являются характерные костные выступы и углубления. При рисовании формы черепа, а также головы от студентов требуется знание теории перспективы и умение пользоваться линейно-конструктивным методом изображения (использование линий и точек при изображении объёмных форм в пространстве).

Приступая к тональной моделировке формы следует определить положение источника света, чтобы при деталировки формы сохранить общую освещенность.

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок


Практическая работа №2

Наброски и зарисовки головы натурщика.

Цель: Выполнить наброски и зарисовки головы натурщика

Задачи: Закрепление полученных знаний, проверка правильности усвоения материала

Время выполнения: 8 часов

Оборудование: - мольберты по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Методические рекомендации

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок




Практическая работа № 3

Рисунок анатомической модели головы - экорше с изучением пластической анатомии мышц головы и шеи (модель Гудона)


Цель: выполнить рисунок анатомический модели головы - экорше с изучением пластической анатомии мышц головы и шеи ( модель Гудона )

Задачи: Изучение пластической анатомии мышц головы человека. Анализ

пластики лица в зависимости от основных мышц.

Время выполнения: 20 часов

Оборудование: - рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Время выполнения:

Материал: бумага (натянутая на планшет), карандаш, формат 50х70 см.

Методические рекомендации. Необходимо изучение мышц головы и шеи, которые непосредственно участвуют в образовании пластической формы человека.


Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок


Практическая работа №4

Рисунок гипсового слепка носа головы Давида

Цель: выполнить рисунок гипсового слепка носа головы Давида

Задачи: познакомиться с закономерностями строения единой для всех форм носов структуры, обусловленной анатомическим строением костей и мышц, а также хрящевыми образованиями. Освоить методы изображения носа.

Время выполнения: 6 часов

Оборудование: - мольберты по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Материал: бумага, карандаш, формат 50х70 см.

Методические рекомендации. При анализе формы носа необходимо :

выявить четыре основных поверхности: передняя, две боковые и нижняя плоскости. В начальной стадии рисования формы носа следует выполнить линейно-конструктивное изображение, с соблюдением пропорций, перспективы и характера формы носа.

Тональную моделировку следует начинать с лепки общей формы носа, соблюдая тональные отношения. При детальной моделировке формы необходимо следить за подчинением общему тональному решению, при этом наиболее прорабатывая детали переднего плана. Штрихи рекомендуется класть по форме.

Для лучшего освоения принципов и методов изображения носа, следует поупражняться над его построением в различных ракурсах.

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Рис. Конструктивное рисование носа



Практическая работа №5

Рисунок гипсового слепка глаз головы Давида.

Цель: рисование гипсового слепка глаз головы Давида

Задачи: Познакомиться с закономерностями строения глаза и его расположением в глазничной впадине, форма которой обусловлена анатомическим строением костей. Освоить методы изображения глаз.

Время выполнения: 6 часов

Оборудование: - мольберты по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Материал: бумага , карандаш, формат 50х70 см.

Методические рекомендации. Приступая к изображению глаз необходимо изучить строение глазного яблока и окружающих его форм.

Работу следует начинать с определения линии горизонта и общего размера гипсового слепка. Прежде чем определить посадку глазного яблока, необходимо проследить рельеф надбровных дуг и форму переносицы. Переносица будет служить ориентиром при определении уровня линии глаз. Переносица всегда находится выше слезников, тогда как уголки края глаз могут быть как на уровне, так и чуть выше или ниже слезников глаза.

Веки следует рисовать после определения посадки глазного яблока и зрачка. Рисуя веки следует учитывать их толщину и изгиб вокруг глазного яблока. При изображении глаз необходимо помнить, что поверхность глаза наклонена относительно вертикальной оси, так как верхнее веко и средняя часть роговицы выступают вперёд, а её нижний край и нижнее веко уходят вглубь. Это хорошо прослеживать при наблюдении глаза в профиль. Последовательность тональной моделировки формы глаз соответствует работе над формой носа и соответствует основным принципам тоновых отношений: свет, тень, полутень, рефлекс.

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Рис. Типы расположения щели век

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Рис. Положение осевых линий глаза в различных его поворотах

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Рис Последовательность рисования гипсового слепка глаза

Практическая работа №6

Рисунок гипсового слепка губ головы Давида

Цель: выполнить гипсового слепка губ головы Давида

Задачи: Познакомиться с закономерностями строения единой для всех форм губ структуры, обусловленной анатомическим строением костей и мышц. Освоить методы изображения губ.

Время выполнения: 5часов

Оборудование: - мольберты по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Материал: бумага, карандаш, формат 50х70 см.

Методические рекомендации. Внешняя форма губ обусловлена формой костей верхней и нижней челюстей на которых располагается круговая мышца рта. Губы тесно связаны с окружающими плоскостями: носогубными поверхностями, плоскостью нижней губы и боковыми плоскостями в области уголков рта и щёк. Особое внимание следует обращать на срединную профильную линию.

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Практическая работа №6

Рисунок гипсового слепка уха головы Давида.

Цель: выполнить рисунок гипсового слепка уха головы Давида

Задачи: Изучить структурную основу ушной раковины. Освоить методы изображения уха.

Время выполнения: 5часов

Оборудование: - мольберты по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Материал: бумага , карандаш, формат 50х70 см.

Методические рекомендации. Перед началом изображения уха необходимо изучить его структурную основу, которая состоит из сложных изогнутых форм (завиток, противозавиток, козелок, противокозелок, межкозелковая вырезка, долька уха).

Рисунок следует начинать с изображения общей формы гипсового слепка. Конструктивная схема строения формы уха соотносится с хрящевыми образованиями, имеющими характерные выступы и углубления. При рисовании уха необходимо определить осевую линию и пропорциональные соотношения частей по отношению друг к другу и к целому.

Тональная моделировка формы затруднена наличием многочисленных деталей на её поверхности, поэтому рекомендуется проложить самые тёмные участки формы, а наиболее освещённые оставлять нетронутыми. Прорабатывая отдельные детали ушной раковины необходимо соблюдать их тональность в зависимости от пространственного расположения.

Для лучшего освоения принципов и методов изображения уха, следует 4. поупражняться над его построением в различных ракурсах. Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Рис.Этапы рисования уха с гипсового слепка



Практическая работа №8

Рисунок античной гипсовой головы.

Цель: выполнить рисунок античной гипсовой головы

Задачи:

Время выполнения:

Оборудование: -рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Время выполнения: 12 часов

Материал: бумага, карандаш, формат 50х70 см.

Задачи. Изучить общие закономерности строения и методы изображения головы человека. Построить и промоделировать тоном рисунок с передачей материальности (фактуры гипса).

Методические рекомендации. Пластическая моделировка гипсовой головы приближена к реальным формам живой головы, что позволяет внимательно изучить анатомическое строение. Голова должна располагаться так, чтобы глаз модели совпадал с уровнем глаза рисующего, чтобы не усложнять задачу ракурсом. Рисование гипсовой головы должна вестись в соответствии с принципом парности форм.

Последовательность ведения работы:

1. Изучение натуры и выбор места рисования.

2. Краткосрочный рисунок головы, выявляющий общую форму.

3. Композиционное размещение на листе.

4. Определение расположения частей на лицевой поверхности.

5. Уточнение деталей головы.

6. Проработка формы головы и её деталей тоном.

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Практическая работа №9

Натюрморт с гипсовой головой.

Цель: выполнить натюрморт с гипсовой головой.

Задачи:

Время выполнения: 20 часов

Оборудование: - рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- гипсовые слепки, объемные модели, муляжи,

- предметный фонд;

- образцы работ.

Материал: бумага разных сортов, формата, цвета, карандаш, уголь.

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок


Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок






Примерный перечень вопросов для осуществления контроля знаний по рисунку.


1.Поэтапность работы над рисунком головы человека.

3.Конструктивные особенности строения черепа человека.

4.Пропорции и закономерности строения головы человека.

5.Глаз человека. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения.

6.Нос человека. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения.

7.Ухо человека. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строения.

8. Губы. Строение. Основные формы. Индивидуальные особенности строени

9.Пропорции лицевой части головы человека.

10.Индивидуальные особенности строения лицевой части головы человека.

11.Способы передачи эмоций при рисунке головы человека.

12.Характеристика общей формы головы человека.

13.Последовательность выполнения рисунка головы живой модели.

14Методические принципы П.П. Чистякова в рисовании головы человека.

15.Применение законов линейной перспективы в рисовании головы человека.

16. Цели и задачи при выполнении набросков и зарисовок головы человека.

17.Средства выразительности рисунка.

18.Выполнение набросков и зарисовок головы по памяти. Значение и задачи.

19.Основные графические материалы, используемые для выполнения рисунка

головы человека.

20.Значение постановки освещения для выявления характеристики головы.

21.Какова методическая последовательность работы над рисунком головы

.Отличие длительного рисунка головы от наброска .

22.Цели и задачи портрета.

23.Композиция в рисунке портрета натурщика

24.Виды портрета.

25.Роль линии горизонта для построения головы?


Тестовые задания по рисунку

Вариант № 1

Темы

Вопросы

А

Б

1.Типы лица и мимика

Выберите тот рисунок головы человека, который построен правильно. Обратите внимание на вспомогательные линии.

2. Рисунок черепа

Какая кость соединена с носовой костью?

а) клиновидная;

б) лучевая;

в) верхнечелюстная.

3. Рисунок экорше

1. Функция скуловой мышцы:

а) поднимает крыло носа;

б) опускает внутренние углы бровей;

в) тянет угол рта вверх и кнаружи.

4. Длительный рисунок гипсовой головы (светотеневая моделировка)

1. В какой последовательности расположены элементы светотени?

а) блик, свет, собственная тень, рефлекс, падающая тень, полутень;

б) свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень;

в) блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Вариант № 2

Темы

Вопросы

А

Б

1.Типы лица и мимика

Выберите тот рисунок головы человека, который построен правильно. Обратите внимание на вспомогательные линии.

2. Рисунок черепа

2. Какая кость соединена суставом с нижней челюстью?

а) височная;

б) затылочная;

в) скуловая.

3. Рисунок экорше

Функция лобной мышцы:

а) сдвигает брови к переносице;

б) тянет брови вверх;

в) опускает внутренние углы бровей.

4. Длительный рисунок гипсовой головы (светотеневая моделировка)

2. Какие три элемента светотени относятся к освещенной поверхности?

а) блик, свет, полутень;

б) блик, свет, рефлекс;

в) свет, рефлекс, полутень.

Вариант № 3


Темы

Вопросы

Б

А1.Типы лица и мимика

Выберите тот рисунок головы человека, который построен правильно. Обратите внимание на вспомогательные линии.

2. Рисунок черепа

Какие две кости образуют скуловую дугу?

а) скуловая и носовая;

б) скуловая и клиновидная;

в) скуловая и височная

3. Рисунок экорше

Какая мышца опускает угол рта?

а) треугольная;

б) скуловая;

в) пирамидальная

4. Длительный рисунок гипсовой головы (построение)

Какая линия называется профильной?

а) дуга от макушки до подбородка;

б) линия, связывающая симметричные опорные точки;

в) линия, проходящая посередине передних плоскостей лба, носа, губ, подбородка.


Критерии оценки практических заданий

Баллы

Критерии оценки

«5»

Уравновешенная композиция

Конструктивное построение выполнено с соблюдением законов перспективы и пропорций

Убедительная передача объёма

Прослеживается воздушная перспектива

Техника работы выбрана и освоена оптимально

Образное решение цельное и выразительное

«4»

Все вышеперечисленные задачи решены в основном правильно, но в двух-трех пунктах решение не было исчерпывающим, например:

Недостаточно уравновешенная композиция

Конструктивное построение выполнено с соблюдением законов перспективы и пропорций

Убедительная передача объёма

Недостаточно прослеживается воздушная перспектива

Техника работы недостаточно освоена

Образное решение цельное и выразительное

«3»

Все вышеперечисленные задачи решены, но решение не было исчерпывающим или допущены ошибки.

Недостаточно уравновешенная композиция

Конструктивное построение выполнено не всегда с соблюдением законов перспективы и пропорций

Неубедительная передача объёма

Недостаточно прослеживается воздушная перспектива

Техника работы недостаточно освоена

Образное решение недостаточно цельное и выразительное

«2»

более половины задач не выполнены или в их решении допущены грубые ошибки.

Неуравновешенная композиция

Конструктивное построение выполнено с нарущением законов перспективы и пропорций

Неубедительная передача объёма средствами живописи

Не прослеживается воздушная перспектива Техника работы не освоена

Образное решение невыразительное

Приложение №1

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине РисунокМетодические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Изображение головы в прямом положении в разных ракурсах

Приложение №2

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок

Рис. Этапы рисования головы живой модели

Методические рекомендации для практичких занятий по дисциплине Рисунок






























Список литературы:

Основные источники:

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2008

Материалы и техники рисунка. Под ред. В. А. Королева. М., «Изобразительное искусство». 1984.

Матюхин К. В. Примерные программы дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция» по специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение» М., 1998

Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М., «Просвещение» 1995

Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., «Просвещение» 1984

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., «Просвещение» 1980

Учебный рисунок: Учеб. пособие /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. худ. СССР; Под ред. В.А.Королева - М.: Изобраз. искусство, 1981

Дополнительные источники:

Дейнека А.А. Учитесь рисовать- М, 1961.

Кузин B.C. Наброски и зарисовки- М., 1982.

Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве- М., 1988.

Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства- М., 1981. Фаворский Л.А. «О рисунке, о композиции» г.Фрунзе1966.

Шорохов Е.В. «Основы композиции»- М., 1986.

Электронные ресурсы:

art-exercises.ru

skulptu.ru

paintmaster.ru













ОГБОУ СПО Рязанский педагогический колледж филиал в г. Касимове

Адрес: 391300, Рязанская область, г. Касимов, ул Ленина, д. 25.

Телефон: 8(49131) 2-17-27; 2-26-51; 2-27-22 Факс: 8 (49131) 2-23-97


© 2010-2022