Урок открытия новых знаний и способов действий, 1 класс Дымковская игрушка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт пробного урока изобразительного искусства

по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

Устюжаниной Екатерины Васильевны.


Дата:25.11.15

ОУ: № 23

Класс: 1

Программа:

ФИО учителя класса: Абакшина Ольга Николаевна

ФИО методиста: Диок Светлана Вячеславовна Подпись:______________

Тема урока: Украшение Дымковской лошадки.

Цель: Сформировать представление о народном ремесле России «Дымково», через практическую деятельность.

Планируемый результат:

  • Личностный: Проявляют познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе, демонстрируют умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность, работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения; проявляют положительные эмоции в процессе всего урока.

  • Метапредметный: проявляют познавательный интерес к народным промыслам; демонстрируют освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; проявляют творческий потенциал средствами художественной деятельности; анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о Дымковской лошади.

  • Предметный: имеют первоначальные представление о дымковской игрушке; расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжать учится; организовывать рабочее место, используют художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с народным промыслом «Дымково»

  • Задачи:

  • Воспитательная : Воспитывать интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы, сформировать интерес к народному прикладному искусству : дымковская игрушка.

  • Развивающая: Развивать умения контроля и коррекции собственных действий, развивать творческий потенциал учащегося средствами художественной деятельности, развивать чувство ритма, композиции, цвета, развитие воображения и фантазии, совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства окружающего мира; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, учить выделять познавательную цель урока, осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Образовательная:

Изобразительная: учить навыкам рисования по образцу и предложенному алгоритму; освоить основные приемы и техники росписи дымковской игрушки.

Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом, красками (гуашью)ватной палочкой;

Композиционная: РИТМ, ПОВТОРразвивать умение соблюдать в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагать изображение в соответствии с размером листа.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, диалогизации ; психологической комфортности; вариативности.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику изложения учебного материала:

Словесные - рассказ, беседа, пояснение, объяснение, инструктаж, напоминание.

Наглядные - демонстрационные

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого.

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.

Методы воспитания: методы развития познавательного интереса, поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оснащение

Оборудование:

Демонстрационные: презентация, плакат с элементами городецкой росписи, пример кухонной доски Городецкая роспись.

Индивидуальные: Шаблон для украшение «Дымковской игрушки Лошадь»

гуашь

кисти

баночка для воды

альбом

тычок (ватные палочки 2 шт.)

простой карандаш

ластик

Информационные источники:

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения)

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)

2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы. (2мин)

3. Решение поставленной проблемы. (5мин.)

4.Первичное закрепление(5 мин)

5. Самостоятельная работа (5 мин)

6.Рефлексия деятельности(3мин)

Ход урока:

Этапы урока, задачи


Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача:

мотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику изложения учебного материала:

Словесный

Художественное слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Васильевна.

Мы сюда пришли учиться,

Не ленится, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Присаживайтесь.

-Прежде чем начать урок, проверьте всё ли у вас готово:

гуашь

кисти

баночка для воды

тычок (ватные палочки 2 шт.)

простой карандаш

ластик

Порядок на рабочем месте поможет быстро и качественно выполнить работу.

Следите ребята за порядком на столе в течении всего урока!

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)

2.Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.

Задача:

Выяснить тему урока, цель.

По источнику получения знаний:

-словесные (беседа, объяснение)

-наглядные демонстрация.

- Ребята, что у меня в руках? (глиняная игрушка, скульптура)

-Из чего сделана игрушка? Из глины, правильно.

Глиняная игрушка- особый вид народного творчества.

Она не всегда предназначалась для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта - малая бытовая скульптура.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.

-Ребята а хотите я вам расскажу какими игрушками давным -давно играли наши бабушки и дедушки? (Дети: Да.)

- Давным - давно когда наши с вами бабушки и дедушки были совсем маленькими. Они тоже играли в игрушки. А знаете ли вы, где они брали эти игрушки? (Дети: В магазине.)

-Нет не в магазине. Игрушки они лепили из глины. Дымковская игрушка одна из самых старинных игрушек на Руси. Говорят, что дымковская игрушка возникла в весенний праздник, который назывался «Свистунья». Весь русский народ к этому празднику лепил глиняные свистульки. А разукрашивали эти свистульки по особенному. Раскрашивали только прямыми линиями, мазками и точками. Сейчас я вам покажу какие бывают игрушки и как они раскрашены. Посмотрите пожалуйста на экран

(Включаю видеоролик про Дымкоскую игрушку).

-Ребята что вы сейчас увидели в моём видеоролике? (Дымковские игрушки)

-Как они украшены? (разными узорами)

- Какие цвета встречаются?( Синий, красный, оранжевый…)

-Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи? (Белый цвет.)

Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

- Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка)

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

Круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

Волнистые линии - вода;

Маленькие кружочки - семена, засеянное поле.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля.

-Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.

-Ребята, вы знаете основные ремесленные центры,

где лепили глиняные игрушки? (нет)

- Не знаете. Ребята, я вам расскажу сегодня только про один ремёсленный центр это «Дымково» и вы узнаете и научитесь разбираться в особенностях глиняной игрушки .

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

Кто еще как-думает?

-Хорошие варианты, вы близки к истине, но если быть точнее Тема нашего урока : «Украшение Дымковской игрушки»

Давайте прочитаем хором все вместе.

Ребята а какую цель мы с вами поставим на наш урок?

  1. Познакомится с Дымковской игрушкой.

  2. Научится расписывать игрушку.

Познавательные УУД:

Демонстрируют:

умение извлекать информацию из текста;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Регулятивные УУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Решение поставленной проблемы.

Задача: Рассказать об ремесле «Дымково».

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

-Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.

- Ребята, ласково и нежно называют в народе эту игрушку - дымка. Откуда же такое удивительное название?

-Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся деревня была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами элементы дымковской росписи.

-Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Посмотрите на индюка. У него на хвосте и наклеены ромбики.

-Ребята, кто знает, что такое сусальное золота?

Сусальное золото - это тонкие листы золота, которые обычно используют в декорации чего- нибудь. Вы, можете вспомнить, купала церквей, как раз они и покрыты сусальным золотом.

-Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

- Например, рассмотрим дымковскую барыню. Она очень нарядная. На голове непременно - кудри, шляпки/ кокошники. На плечах пышные рукава. По низу юбки или передника - оборки. В руках может быть сумочка, зонтик, собачка и многое другое.

А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза - точки, румянец на щеках, рот - кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.

- Взгляните на индюка. Все расписаны бока, крылья важно распущены, пышный хвост, высокий гребешок, как корона у царя. напыщен, горделив. Очень красивая птица.

-Это у нас конь.

-У него обширная грива и хвост.

- Смотрите, у коня может быть всадник, а может и не быть.

- На слайде у нас кто? Да, олень и барашек.

-Чем они различаются? Что вам сразу бросилось в глаза?

-Да, у олененка рога мощные, направлены вверх, а у барашка рога загнуты вниз.

-Разобрались, отлично.

-Итак, ребята. Мы рассмотрели с вами дымковскую игрушку, ее историю, элементы росписи, то есть чем она отличается от других игрушек.

Физ.минутка.

А теперь все дружно встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

Познавательные УУД:

Демонстрируют:

умение извлекать информацию из текста;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Регулятивные УУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4. Первичное закрепление .

Задача: закрепить знания и умения детей с помощью анализа Дымковской игрушки.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Урок открытия новых знаний и способов действий, 1 класс Дымковская игрушка

-Ребята обратите внимание на слайд, кто это? (Лошадь) Это не просто конь а Дымковская лошадь.

-Каким цветом конь? Белым.

-Какие у коня присутствуют узоры? Маленькие и большие круги.

-Ребята, а у вас у кого - нибудь есть дымковская игрушка? (Нет)

-А хотите, я вам каждому подарю дымковскую игрушку?

(Да)

-Посмотрите, у меня есть вот такие вырезанные из бумаги дымковские игрушки, только они совсем не похожи на те которые мы с вами видели в видеоролике, а почему я не как не пойму?

-Может быть вы мне подскажите?

-Они не раскрашены!

-А может вы их сами, раскрасите?

Вы как в настоящей мастерской станете мастерами и раскрасите эти игрушки дымковскими узорами. (Да.)

Сейчас я каждому раздам шаблон Лощади, и мы будем разукрашивать его дымковскими узорами.

Для этого нам понадобится : гуашь , кисти, баночка для воды,

тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш,

Сейчас раскройте баночки с гуашью.

ластик.

На

Перед ва

Познавательные УУД:

Демонстрируют:

умение извлекать информацию из текста;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Регулятивные УУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

5.Самостоятельная работа. Роспись лошади.

Задача: расписать лошадь в дымковском стиле.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ),

И так ребята перед вами форма для росписи дымковской лошади. Сначала мы с вами раскрасим основные элементы дымковской лошади. Это нос, грива, хвост, копыта. Для этого будем использовать какой цвет? (

(Чёрный)

Берём баночку с чёрной гуашью открываем и кистью добавляем чёрный цвет в палитру, далее берём в руку ватную палочку держим её прямо, крепко, макаем ватную палочку в чёрную гуашь и раскрасим сначала гриву, затем нос, глаз, потом хвост и копыта.

Далее возьмём баночку с синей гуашью, добавим её кистью в палитру и нарисуем ватной палочкой синие круги, затем открываем гуашь с жёлтой краской и поставим точки в наших кругах .Теперь увидели контуры которые у вас нарисованы карандашом взяли чёрную краску и токами ватной палочкой тыкаем по линиям.

Регулятивные УУД

(контролируют корректируют результаты своей работы, планируют умственные и практические действия)

6. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: подвести итог урока, оценить свою деятельность и деятельность одноклассников.

По источнику получения знаний:

-словесные беседа.

-Вы отлично поработали, у всех получились чудесные «Дымковские лошадки».

Ребята какая тема была у нас сегодня на уроке? «Украшение Дымковской игрушки»

Достигли ли мы те цели которые ставили в начале урока? (да)

-Ребята, спасибо за урок.

-Вы были все активные, мне было очень приятно с вами работать. До свидания.

Общеучебные УУД:

Демонстрируют умения анализировать способы действий, оценивают результат собственной деятельности.




© 2010-2022