• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья в форме эссе Моя педагогическая философия (обобщение педагогического опыта учителя)

Статья в форме эссе Моя педагогическая философия (обобщение педагогического опыта учителя)

Это статья в рамках проекта "Учитель года", описывающая роль и место учителя в системе образования с позиции автора. Написана учителем изобразительного искусства, поэтому этот предмет фигурирует в ней как основополагающий. Работа авторская, написана с использованием текста Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», - так писал Антуан де Сент-Экзюпери в предисловии к своей философской сказке-притче. Я принимаю эту точку зрения. Ведь что есть учитель без понимания сущности ребенка, без осознания важности и значимости этого бесценного этапа на пути к взрослой жизни - детства?

Учитель - это проводник на пути маленького человека в мир знаний. И чтобы эта дорога не показалась ему (перефразируя Данте) одиннадцатью кругами ада, а все-таки стала трамплином, стартовой площадкой для дальнейшей успешной жизни будущего взрослого, педагог должен приложить максимум мастерства, знаний, душевных и физических сил.

Особенно это касается настоящего времени. Современное общество, ритм и темп жизни требует новой образовательной модели, нового вида образовательных отношений. Выпускник с определенным набором готовых знаний, старательно вложенных (а, иногда, вбитых) преподавателем, не сможет быстро реагировать и ориентироваться в перенасыщенном всевозможной информацией жизненном потоке. Новый формат образования призван научить ребенка мыслить, самостоятельно определяя формы и методы получения необходимых ему знаний.

Новый ученик - новый учитель. Ведь образование - это живой, стремительно меняющийся процесс. Личность педагога, его отношение к своему предмету и детям - вот, пожалуй, главная движущая сила преподавания.

Изобразительное искусство один из тех предметов, который как раз и отвечает современным реалиям образования, хотя в системе школы этой дисциплине уделяется минимальное количество времени - 1 час в неделю. А ведь именно на уроках рисования развивается умение видеть, креативно мыслить, рассуждать, так как изобразительное искусство (и я твердо в этом уверена) - процесс интеллектуальный, стоящий выше конкретных предметных знаний, связующий в единую ткань геометрию, музыку, литературу, историю, географию. Не обремененный конкретикой оценочных норм, этот предмет дает огромный простор для реализации педагогического мастерства.

Мне посчастливилось стать учителем изобразительного искусства. И за годы моей профессиональной деятельности, я вывела для себя главную аксиому: все дети умеют рисовать. Нужно только понять, как раскрыть им эту истину.

С самого зарождения человечества люди старались изображать окружавшую их действительность. Тяга к искусству заложена в нас, ведь это способ оставить след, воспоминание о себе в истории. Детский рисунок -графическая проекция потенциала ребенка, его личностных и эстетических потребностей. Умение же увидеть и развить эти качества - проекция потенциала педагога.

В своей работе я часто сталкиваюсь с проблемой визуальных «штампов»: небо синее (обязательная узкая полоска по верхнему краю листа), земля черная (аналогичная полоска по нижнему краю), трава зеленая, стволы деревьев коричневые и (завершающий штрих!) желтый треугольник с расходящимися прямыми в углу. И это рисуют первоклассники! Каким образом изменить восприятие, разбить эту стройную систему стереотипов, заставить ребенка снова вернуться в мир образов и ярких красок, где нет ничего однозначного? Шоковая терапия - исключаем из палитры черный и коричневый цвета. Я ставлю перед учениками проблему, и мы вместе ищем пути ее решения (Чем же заменить черный и коричневый? Какой формы солнце? Воздух окружает нас или распределен только где-то под облаками?).

Поставить ребенка в проблемную ситуацию на уроке, умение найти выход из нее путем использования приобретенных предметных знаний - вот главное, по моему мнению, что отличает учителя старой формации от педагога нового поколения.

Но чтобы перейти от «цитирования» к творчеству, осмысленному изображению, требуется пройти длинный путь освоения предметных знаний, поисковой работы. Да, в любой дисциплине есть правила, но не должно быть категорий, навязанных шаблонов.

Если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, то эстетические потребности, тяга к прекрасному являются вершиной всех желаний человека. Достижение этой заветной высоты заставляет карабкаться нас вверх. А что же движет педагогом?

Неудовлетворенность - главная сила профессионального роста учителя. Если ты, анализируя урок, видишь свои недочеты, думаешь об улучшении качества подачи материала, находишься в постоянном поиске заветного идеала, не останавливаясь на достигнутом, значит ты способен учиться сам, способен удивлять. Неудовлетворенность и перфекционизм (применительно к себе, разумеется) в тандеме дают толчок к поиску новых форм, методов, материалов преподавания. Из всех этих составляющих формируется облик современных взаимоотношений «учитель - ученик», монолог превращается в диалог, сотрудничество, сотворчество между педагогом и детьми.

«Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не выйдет.… И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто неинтересно, кроме цифр…я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика…» - о боязни утратить волшебную способность видеть мир шире, заглянуть за привычные рамки писал Сент-Экзюпери. Та же тонкая нить удерживает педагога от равнодушия и формализма, которым вообще не место в образовательном процессе. Умение всегда чувствовать и вслушиваться в себя и детей, быть им интересным, говорить с ними на одном языке - главная педагогическая задача учителя.

© 2010-2022