Рабочая программа по искусству (ИЗО и музыка) для 8 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г.№ 1089;

  • базисным учебным планом МБОУ «Князевская СОШ», составленным на основании приказа Министерства образования и науки РТ от 09.07.2012 года № 4154\12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы основного образования».

  • авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю). Предмет входит в гуманитарную образовательную деятельность. Курс- интегрированный.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, дпи, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование учений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 класса:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Предполагаемые результаты освоения программы «Искусство»


Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

Выпускники научатся:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Требования к уровню подготовки учащихся VIII класса


  • иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразитель­ных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра
    и кино;

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.





Учебно-тематический план предмета «Искусство»

8 - 9 класс.

п/п

урока

Тема урока

Кол-во

часов

8 класс.

Искусство в жизни современного человека.

3

1.

1.

Искусство вокруг нас.

1

2.

2.

Художественный образ - стиль - язык.

1

3.

3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Искусство открывает новые грани мира.

7

4.

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1

5.

5.

Зримая музыка.

1

6.

6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

7.

7.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

2

8.

8.

9.

9.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

10.

10.

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Искусство как универсальный способ общения.

7

11.

11.

Мир в зеркале искусства.

1

12-13.

12-13.

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

14.

14.

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

15.

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

16.

16.

Символы в жизни и искусстве.

1

17.

17.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Красота в искусстве и жизни.

10

18.

18.

Что есть красота.

1

19.

19-20.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2

21.

21-22.

Есть ли у красоты свои законы.

2

23.

23-24.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

25.

25.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

26.

26.

Как соотноситься красота и польза.

1

27.

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

Прекрасное пробуждает доброе.

8

28-33.

28- 33.

Преобразующая сила искусства.

6

34.

34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2

35.

35.

Всего:

35

Содержание курса:

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека ( 3 часа).

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов).

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов).

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (8 часов ).

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (10часов)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация,

героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.












Содержание курса:

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.).

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов ,А. Саврасов, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.).Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова , А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 8часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 10 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).














урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календар ные сроки

по плану

Фактические сроки проведения урока

Планируемые результаты освоения материала


Вид контроля, измерители

Знать

Уметь

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа). I четверть- 9 часов

111

1

Искусство вокруг нас.


1


1

2.09

Знать о значении искусства в жизни чело­века; Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного дпи, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина)

рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство»

Опрос

Контроль за действиями

2

Художественный образ - стиль - язык.

1

2

9.09

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости видов искусства. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале) Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).

Оценивать, сопоставлять, феномены культуры и искусства

Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?»

Опрос

контроль за действиями

3

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное

1

3

16.09

Понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452-1519) - основопо-

ложника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.

размышлять о произведениях различных видов искусства

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Текущий

контроль,

сообщение

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные стра­ницы.

1



4

23.09

Знать о средствах художественной выразительности, с помощью которых созданы произведения.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира. Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.).

Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Оценивать, сопоставлять, анализировать произведения искусства. Определять жанр искусства.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла.

составить презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»; подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.

Текущий

Контроль,

Презентация

5

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

1



5

30.09

Знать о направлениях пейзажного жанра

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.) Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).

воспринимать эстетические ценности

а)Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,б)подобрать репродукции картин-пейзажей. в)Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

Анализ, дифференцированные задания

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

6

7.10

Знать о направлениях портретного жанра.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. рисунки (А. Матисс,. живопись- В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.).

Оценивать, сопоставлять, анализировать произведения искусства. Определять жанр искусства.

Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»

Анализ, дифференцированные задания

7

Портрет в искусстве России.

1


7

14.10

О значимости портретного жанра в истории страны

Портреты наших великих соотечественников.

В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

Об истории возникновения галереи

Уметь описывать портреты разных направлений

Передача настроения в творческой работе Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками».

Анализ, письменная работа

8

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

1



8

21.10

Определять собственное отношение к произведениям

искусства.

Анализировать содержание, образный язык произведений, определять средства выразительности.

Работа в различных видах изобразительной музыкальной и художественно-конструктивной деятельности Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка «Ночной разговор Сони и Наташи» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Текущий

контроль, дифференцированные задания

9

Музыкальный портрет.

1


9

28.10

Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов.

М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др

Дать словесную характеристику музыкальному произведению

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в эскизах. Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.

Текущий

контроль, эскизные зарисовки

2 четверть-7 часов

10

Портрет композитора в литературе и кино.

1



1

18.11

Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальное произведение. Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего

его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

  • Симфония № 40

  • «Маленькая ночная серенада»

  • «Рондо в турецком стиле»

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;

Письменное задание: «Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?»

Анализ, письменная работа

Искусство как универсальный способ общения (7 ч)

11

Мир в зеркале искусства.

Роль искусства в сближении народов.

1

2

25.11

Иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства; искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой. индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. Пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.);

различать истинные и ложные ценности

Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурном объекте нашего поселка

Защита реферата

12

Искусство художественного перевода - искусство общения.

1


3

2.12

Знать об особенностях языка изобразитель­ных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты)

Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.

Большим вкладом в распространение литера-турных памятников является деятельность пе-реводчиков прозы и поэзии. .«Реквием». Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.


- Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.

- Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

- Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

- Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

- Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе.

- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Опрос

13

Искусство - проводник духовной энергии.

1


4

9.12

Знать и иметь представление о силе искусства

Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова

Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Восприятие, эмоциональная оценка видов искусства Письменное задание: «В чём сила искусства, и каковы его особенности как способа общения?»

Анализ, письменная работа

14

Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.

1



5

16.12

Иметь представление о роли знаков и символов в произведениях искусства;

способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Уметь анализировать произведения

Восприятие, эмоциональная оценка произведений искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.

Текущий

контроль, дифференцированные задания

15

Художественные послания предков.

Разговор с современником.

1


6

23.12

Различать центральные символы-образы культуры. Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев)

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт.)

уметь расшифровывать содержание произведений искусства

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема

Текущий контроль,

рисунок

3 четверть

16

Символы в жизни и искусстве.

1

7

13.01

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной.

Образы и символы в русской поэзии и прозе - дорога.( пейзажист И. Левитан)

уметь расшифровывать символы в содержаниях произведений искусства

Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

Текущий

Контроль,

Презентация

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

20.01

Иметь представление о роли знаков и символов в произведениях искусства;в частности о символике огня Знаково-символический характер искусства в творчестве А.Н. Скрябина (симфоническую поэму «Прометей» («Поэма огня»), К. Васильев «Человек с филином»

уметь расшифровывать содержание произведений искусства

Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке»

Красота в искусстве и жизни (8ч)

18

Что есть красота.

1



2

27.01

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей.

Созвучие музыки и литературы с работами художников - пейзажистов и фотохудожников.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Музыка (Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.)

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.).

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Объяснить смысл фразы: «Искусство пробуждает в людях художников».

Текущий

Контроль,

опрос

19

Откровенье вечной красоты.

1



3

3.02

Понимать роль и функции искусства. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Понимать значение искусства в художественной культуре России.

Определять собственное отношение к произведениям искусства, сознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова.

Текущий

Контроль,

анализ

20

Застывшая музыка.

1


4

10.02

Знать различия стилей и видов архитектуры.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

Виды храмов: античный, православный, католически, мусульманский.

Различать стили и виды архитектуры.

Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

Уметь формулировать и отстаивать свою позицию в дискуссиях.

Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»

Текущий

Контроль,

Письменная работа

21

Есть ли у красоты свои законы.

1


5

17.02

Узнавать изученные произведения.

Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина - удел науки, добро - религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих,)

Уметь формулировать и отстаивать свою позицию в дискуссиях.

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

Текущий

Контроль,

Живописная композиция

22

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

6

24.02

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности

Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.

Текущий

Контроль,

Фантазийный рисунок

23

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1

7

3.03

Знать общие законы восприятия композиции и сцены. Мастерство исполнительских

интерпретаций классической и современной музыки.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди

стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

Ориентироваться в основных явлениях искусства.

Использовать знания и умения в практической деятельности.

Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город».

Текущий

Контроль,

композиция

24

Как соотносятся красота и польза.

1


8

10.03

Понимать значение искусства в культуре и его роль в синтетических видах творчества.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Уметь анализировать и объяснять художественные явления; выявлять общие стилевые признаки;

Определять собственное отношение к явлениям художественной жизни общества.

Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит.»

Текущий

Контроль,

анализ

25

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

1

9

17.03

Иметь представление о силе произведений искусств

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности.

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин) П.Пикассо

наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства

«Расшифровать» символику картины П.Пикассо «Герника»

Обсуждение

Прекрасное пробуждает доброе (10 ч)

26

Преобразующая сила искусства.

1


10

7.04

иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экологи я души», «Здоровый образ жизни», « Мир моих влечений» и т.п.

Текущий

Контроль,

Пре Эскиз

4 четверть

27

Нравственные и воспитательные функции искусства

1


1

14.04

Знать о ценностно-ориентационных, нравственных, воспитательных функциях искусства.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.),

рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

Разработка содержательных линий (задания по группам)

Текущий

Контроль

анализ

28

Арт- терапевтическое воздействие искусства

1


2

21.04

Иметь представление о силе произведений искусства

рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений»

Текущий

Контроль,

плакат

29

Образы созданной реальности

1



3

28.04

Особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Средства выразительности в музыке.

Образ А. Моцарта, созданный разными видами искусства.

Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

Анализировать содержание, образный язык произведений, определять средства выразительности.

Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов.

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) - братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;

Текущий

Контроль,

анализ

30

Синтез искусств в создании художественных образов

1


4

5.05

Восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях.

Оценивать, сопоставлять, анализировать произведения искусства. Определять жанр искусства.

эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений» и т.п.

Текущий

Контроль,

плакат

31

Ценностные ориентиры автора и зрителя

(слушателя)

1

5

12.05

Узнавать изученные произведения.

Уметь формулировать и отстаивать свою позицию в дискуссиях.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.

Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства

Текущий

Контроль,

32

Идеал человека в искусстве

1

6

19.05

Осознавать свою культурную и национальную принадлежность искусства

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

Определять свою роль в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Текущий

Контроль,

анализ

33-35

Исследовательский проект.

Резерв.(1 час)

2

7-8

26.05

Исследовательский проект.

В течение жизни каждому человеку приходится

решать множество различных проблем - житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) - братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации - И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство - Палех,

Федоскино и др.; живопись - Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Защита проекта



© 2010-2022