Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Утверждена

Руководитель МО Приказом директора МБОУ «СОШ№9»

________ А.В. Сероштанова _____________ И. Е. Сергеева

«29» августа 2015г от 01.09. 2015 г. №498

Зам. директора _______ Г.П. Пилипчук

«31» августа 2015 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 1 классов

на 2015 - 2016 учебный год

Количество часов в неделю -1

Количество часов в год - 33 часа,

Учитель: Вагизова Румия Ахтямовна.



Прошла экспертизу на заседании методического объединения учителей-предметников МБОУ «СОШ № 9»

Протокол № 1 от 29.08.2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(2009г), с концепцией духовно-нравственного развития гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной программы образовательного учреждения на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенковой,

Е.А. Ермолинской (Образовательная система: «Начальная школа XXI века»)

Обеспечена:

- учебником «Изобразительное искусство» 1 класс - М: Вентана - Граф, 2013

- рабочей тетрадью: Изобразительное искусство, 1 класс М: Вентана - Граф, 2013

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА предмета «Изобразительное искусство»

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе -

  • разностороннее художественно - творческое развитие учащегося,

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира,

  • активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способности проявлять себя в искусстве эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятию ими разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит органическое единство обучения и воспитания, взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову)

Духовное возвышение ребенка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы, развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры, развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьника работой. Художественное творчество должно вызывать в ребенке чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение , творчески и неординарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с и х жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора на региональный компонент в обучении. Выстраивая учебно - информативный материал урока и планируя учебные творческие задания, следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, - географические, национальные, культурно - исторические.

Реализация полихудожественного интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусств помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон жизни искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) - основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) требует выразительности и индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства существование в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

Активное творчество самих детей. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно - образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно- образные, художественно- действенные, логические.

Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;

  • подход к преподаванию, как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в художественном образовании школьников, предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных материалов и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку и создание своих учебно - творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство».

Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно - творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условии жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно- прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре) Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления - вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

  3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности учащихся.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, восковыми и акварельными карандашами, тушью и др.

Работа в объёме (скульптура)предполагает лепку из глины и пластилина; художественное конструирование и дизайн- создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.)

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т.д.)

Художественное - творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

1 класс. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и и стремлением познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача первого года обучения - освоение формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение.

Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.).

2 класс. Дети знакомятся с разными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года - развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения) деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача- расширение представления о цвето- колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Освоение человеком пространства земли. Пространство в природе в разное время года. Я в пространстве. Предмет в среде. Элемент в архитектуре. Архитектура в природном пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Творение форм в природе. Формообразование в архитектуре. Изменение архитектурных форм в разные периоды истории.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в искусстве и окружающей действительности. Выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова.

Освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде, человек в пространстве архитектуры.

Задания с использование ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в т.ч. с достижениями архитекторов. Дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.

3 класс. Главная тема этого года - мир природы и мир человека(взаимосвязь «человек - природа - среда». Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 классе - развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в природе и жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).

Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.

Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий, орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита.

Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.

4 класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа: (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций. Природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё)

Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям.

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

  • процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часов (1 ч в неделю), во 2-4 классах по 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания

Ценностным ориентиром содержания учебного курса является системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию учебного курса («знаниевый» компонент):

  • воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народностям;

  • развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве;

  • общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих усвоение содержания предмета;

  • воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

  • воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

  • развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

  • совершенствование индивидуальных способностей;

  • формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.


При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства постоянно делается акцент на гуманистическую составляющую искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи - преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

Личностные результаты:

  • Целостное, гармоничное восприятие мира.

  • Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

  • Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

  • Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.

  • Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

  • Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

  • Умение доводить работу до конца.

  • Способность предвидеть результат своей деятельности.

  • Способность работать в коллективе.

  • Умение работать индивидуально и в малых группах.

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  • Постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца).

  • Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

  • Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.

  • Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов

  • Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

  • Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

  • Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

  • Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

  • Умение проводить самостоятельные исследования.

  • Умение находить нужную информацию в Интернете.

  • Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.

  • Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

  • Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

  • Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.

  • Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.

  • Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.

  • Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

  • Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.

  • Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

  • Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.

  • Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.

  • Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.

  • Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.

  • Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

  • Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.

  • Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них

  • Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

  • Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.






Содержание программы 1 класс (33 часа)

Тема раздела

Программное содержание

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

(16 ч)


1.Изучение окружающего мира и мира природы связь изобразительного искусства с природой)

2.Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника

3.Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

4.Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений.

6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

7. Развитие понятия зрительной глубины и её в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

9. Получение нового цвета путём смешивания двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски.

10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб.

11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий ближе - ниже, дальше - выше. Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: «рядом», «над», «под».

12. Развитие индивидуального чувства формы.

13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные.

15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.


Развитие фантазии и воображения

(11 ч)


1.Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет.

3.Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето - музыкальных композициях.

4. Изображение движения.

5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку.

7.Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме.

8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства.

Создание глубинно- пространственной ком - позиции, в том числе по мотивам литературных произведений.

9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

10. Форма и украшение в народном искусстве.

11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

(6 ч)


1.Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес.

5.Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

6.Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.






Календарно - тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Дата

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

По плану

факт

1 четверть Раздел: «Кто такой художник»

Коммукативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, вести устный диалог

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать учебную задачу; работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, включаться в творческую деятельность под руководством учителя, приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; формировать первичные живописные навыки.

1

Кто такой

художник? Основные цвета.

1

Урок открытия новых знаний

Работать с иллюстративным материалом учебника. Сравнивать художника с композитором, скульптором. Объяснять, почему все дети - художники.

Знать, какими качествами должен обладать художник. Отличать профессии, которые может освоить художник, порядок цветов спектра

Уметь называть основные цвета, работать цветными карандашами, красками, работать с цветом

Иметь представление об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; какие бывают художники: живописцы,

скульпторы, графики, особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

01.09

2

Чем и как

рисовали люди. Инструменты и материалы.

1

Урок открытия новых знаний

Называть материалы и инструменты художника. Правила обращения с инструментами и художественными материалами. Техника работы с кисточкой.

08.09

3

Чем работает художник.

Палитра.

1

Урок усвоения новых знаний

Работать с иллюстративным материалом учебника. Объяснять назначение палитры.

Смешение и получение новых цветов.

15.09

4

Художник- живописец. «Осенние листочки».

1

Комбинированный урок

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы

в природе. Определять, какие у осени краски. Передавать в цвете своё настроение,

впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Объяснять, чем гуашь отличается от других красок. Учиться работать гуашью. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Знать особенности строения листьев, названия деревьев родного края

Уметь: изображать листья простой формы; различать теплые и холодные цвета; смешивать краски и получать новый цвет;

Иметь представление о живописи, дополнительных цветах, тёплых и холодных цветах; о симметрии, симметричных фигурах.

22.09

5

Язык искусства. Композиция.

1

Комбинированный урок

29.09

6

Художник-

график.

Изучаем линии.

1

Комбини

рованный урок

Представлять и передавать в рисунке

направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Выполнять упражнения на

проведение различных линий графическими материалами. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект

Знать, какие бывают линии

Уметь: работать карандашом без нажима, выполнять штриховку в заданном направлении.

06.10

7

Придумываем,

сочиняем, творим. Линия и форма.

1

Комбини

рованный урок

Сравнить звуки с рисунками детей. Представлять, как музыка превращается в краски. Нарисовать музыку. Рисовать звуки и тишину. Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним

Знать цвета контраста

и нюанса (сближенные цветовые

отношения).

Уметь сравнивать контраст и

нюанс в музыке и танце, слове;

13.10

8

Идем в музей.

Художник -

скульптор.

1

Комбини

рованный урок

Рассматривать фотографии с изображением знаменитых музеев России. Называть города, в которых они находятся. Рассказывать о музее нашего города.

Воспринимать и оценивать скульптуру в

музее и в окружающей действительности.

Называть и объяснять понятия: форма,

силуэт, пропорции. Наблюдать за животными и изображать их.

Знать простейшую плановость

пространства и динамику (лепка в

рельефе с помощью стеки).

Уметь изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Иметь представление о набросках и зарисовках.

20.10

9

Идем в музей.

Национальная одежда.

1

Комбини

рованный урок

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Называть и объяснять понятия: пропорции, орнамент, сундук, сарафан. Создание фантастических композиций по представлению.

Знать правила рисования гуашевыми красками

Уметь работать с палитрой, создавать несложный орнамент,

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.

27.10

2 четверть Раздел: «Искусство видеть и творить»

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог, работать в группах, принимать решения, договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке, вносить дополнения.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения.

10

Понятие оттенка. Холодные цвета.

1

Урок открытия новых знаний

Наблюдать природные явления, настроения в природе, рассматривать произведения художников - пейзажистов

Составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

Знать о приемах нанесения заливки;

холодные цвета; что изображают художники - пейзажисты.

Уметь: получать новые оттенки при смешивании красок, замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе, высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи и графики.

10.11

11

Времена года.

«Морозные узоры»

1

Урок развития базовых способностей

17.11

12

Смешанная техника.

Воскография.

1

Урок усвоения новых знаний

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

Знать основные цвета и получать новые оттенки при их смешивании.

Уметь наблюдать и замечать

изменения в природе и окружающей

жизни, работать в смешанной технике.

Иметь представление об основных свойствах восковых карандашей

24.11

13

Мастерская

Деда Мороза.

1

Комбини

рованный урок

Наблюдать за особенностями объектов природы. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения. Создавать подарки своими руками. Выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам. Согласованно работать в группе при выполнении коллективных панно.

Эмоционально воспринимать традиции и историю своего народа, выражать своё отношение к ним, быть патриотом своей страны.

Знать: о приемах нанесения заливки и элементов узоров в технике тычком, кончиком кисти; технологию

украшения игрушек; правила организации и уборки рабочего места

Уметь: передать настроение в изобразительной деятельности,

Иметь представление о традициях и наиболее значимых событиях в истории своего народа; о стилизации: перевод природных форм в декоративные

01.12

14

Коллективное панно «Ёлочка»

1

Комбини

рованный урок

08.12

15

Художник-

прикладник

1

Комбини

рованный урок

15.12

16

Идем в музей Аппликация.

1

Урок-путешес-

твие

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

Знать значение музея в жизни людей

Уметь анализировать произведения искусства,

Иметь представление о музеях под открытым небом, о постройках- настоящих произведениях искусства


22.12

3 четверть Раздел: «Какие бывают картины»

Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать, задавать вопросы, слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций, вносить дополнения, определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: ознакомление с многообразием техник изобразительного искусства, включаться в творческую деятельность под руководством учителя, строить речевые высказывания в устной форме

17

Какие бывают

картины? Пейзаж

1

Урок развития базовых способностей

Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже.

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Знать , что такое композиция и её простейшие правила, простейшую плановость пространства и динамику.

Уметь объяснять, что такое пейзаж, замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей среде

12.01

18

Художник - архитектор.

1

Урок развития базовых способностей

Работать с иллюстративным материалом учебника. Проектирование окружающей среды. Объяснять значение слова «архитектор». Называть и объяснять понятия: макет, этюд, конструкция пространство. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Знать виды изобразительной деятельности, конструктивные особенности природных объектов.

Уметь импровизировать в объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, движения.

Иметь представление об архитектуре.

19.01

19

Художник - скульптор.

1

Комбини

рованный урок

Формирование представления о скульптуре как виде изобразительного искусства, об особенностях объёмного изображения. Знакомство с художественными возможностями и языком скульптуры (выразительность формы и силуэта). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных

промыслов. Представлять соразмерность форм в объёме. Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм. Создавать коллективные композиции. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Знать виды народного искусства, народные промыслы.

Уметь воспринимать скульптуру как произведение искусства, которое можно видеть в непосредственном окружении, на выставках, в музеях. Иметь представление о скульптуре.

26.01

20-21

Делаем

игрушки сами.

2

Комбини

рованный урок

02.02

16.02

22

Какие бывают

картины:

натюрморт.

Урок открытия новых знаний

Обозначать отличие натюрморта от других жанров изобразительного искусства;

Овладевать первоначальными навыками изображения натюрморта. Конструктивные особенности природных объектов, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета)

Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности, использовать в своих работах фон

Знать влияние цвета на настроение живописного произведения

Уметь:

-работать акварельными и гуашевыми красками, применять смешанную технику для выполнения композиции

Иметь понятие о натюрморте.

02.03

23

Идем в музей.

Какие бывают

картины: портрет.

Урок открытия новых знаний

Использовать пропорциональные соотношения лица. Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности

Знать характерные черты внешнего облика человека.

Уметь отличать материалы и инструменты художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

16.03

4 четверть «Природа-великий художник»

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог, проявлять творческую активность, договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе

Регулятивные УУД: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану, использовать учебник, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя, оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, делать выводы, оперируя с предметами и их образами


24

Иллюстрация:

рисунок в книге

Комбини

рованный урок

Использовать материал литературных образов (герои сказок, декоративные мотивы).

Знать названия сказочных полотен русских художников.

Уметь выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.

Иметь представление об иллюстрации.

06.04

25

Путешествие по сказкам.

Урок усвоения новых знаний

13.04

26

Природа - великий

художник. «Загадочный космос».

Комбини

рованный урок

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в композициях с помощью гуаши или акварели. Привносить в свой предмет создаваемое пространство, не нарушая его целостности

Знать: названия цветов

Уметь работать акварелью слоями

Иметь представление об основных свойствах акварельных красок.

20.04

27

Секреты акварели.

Урок усвоения новых знаний

Иметь представление о живописи. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Анализировать цвета и оттенки различных произведений искусства. Эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства, выражать своё отношение к ним на примере картин

Знать: технику выполнения тематической композиции

Уметь: работать над тематической композицией; подбирать цветовую гамму

27.04

28

Сказка с

помощью линии

Комбини

рованный урок

Развивать представление о различии цвета в

искусстве и окружающем предметном

мире. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира

Знать, что такое замкнутая линия

Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

04.05

29

Кляксография.

Техника работы «от пятна».

Урок развития базовых способностей

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

Знать о влиянии цвета на настроение живописного произведения

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.

11.05

30

«Рисунок на скале» Из истории искусства. Древний мир

Комбини

рованный урок

Согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы «Рисунок на скале», подражая первобытным художникам

Эмоционально воспринимать произведения первобытного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере наскальных рисунков.

Уметь анализировать произведения первобытного искусства; выполнять простейшие изображения животных и людей, подражая первобытным художникам

Иметь представление о зарождении искусства.

18.05

31

Стилизованное изображение животного.

Урок развития базовых способностей

25.05

32

Разноцветный мир природы

Комбини

рованный урок

Прозрачность акварели. Обогащение представлений о многообразии цвета и формы в природе, формирование способности видеть, замечать, быть внимательными любознательными. Использовать полученные знания, зрительные образы, цветовые сочетания предметного мира в работе с цветом; формирование потребности обогащать свою цветовую палитру.

Знать: о приемах нанесения заливки и элементов узоров в технике тычком, кончиком кисти;

Уметь передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях с помощью гуаши или акварели.

27.05

33

Идем в музей.

Времена года Жанры

изобразительного искусства

Комбини

рованный урок

Знакомство с крупнейшими музеями России - Третьяковской галереей, Эрмитажем. Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве, о музеях как хранилищах культурного наследия и современных достижений в искусстве, значении искусства в жизни страны.

Знать знаменитые музеи мира, видеофильмы, книги по искусству. Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью.

Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.


28.05




Материально - техническое оснащение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»

Печатные пособия

1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2013.- 128с.

2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.-64с.

3 Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы- М.: «Вентана - Граф», 2013.-112с.

4. Л.М. Панченко. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая программа по учебнику Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской - Волгоград: Учитель, 2012.-52с.

5. Работы художников.

6. Литературные произведения.

Технические средства обучения:

1. Классная магнитная доска.

2. Мультимедийный проектор.

3. Персональный компьютер.

4. МФУ (сканер, принтер, копир).

Экранно - звуковые пособия

1. Самостоятельно разработанные презентации.

2. Фотографии и иллюстрации.

3. Записи музыкальных произведений.

Материалы и инструменты

1. Альбом для рисования.

2. Акварельные краски.

3. Гуашевые краски.

4. Кисти разных размеров.

5. Палитра.

6. Цветные карандаши.

7. Ножницы.

8. Пластилин.

9. Стеки.

10. Доска для лепки.

11. Фломастеры.

12. Цветная бумага.

18


© 2010-2022