Педагогические технологии художественного развития в школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выполнила: Прокудина Лариса Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 30»

ЭМР Саратовской области.

Педагогические технологии художественного развития в школе.


Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Влияние искусства на становление и развитие личности человека очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, - значит, он состоялся как человек.

Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни и служит одной из основ духовного развития личности.

Чувство радости, желание заниматься искусством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. Важным показателем служит также умение и желание участвовать в общем деле. В формировании современного типа мышления и сохранении здоровья детей важную роль играет не какой-либо один вид искусства, а активное взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности.

Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого учителя - сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: 1 - учиться; 2 - знать; 3 - познавать; 4 - делать; 5 - жить; 6 - быть Человеком.

Проблема школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития детей; условия для формирования личностно-значимых компетенций. Возникает вопрос: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности.

В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи:

- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в своей работе,

- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе,

- использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального решения, поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность,

- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения.

Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:

Технология сотрудничества: (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) - коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

При этом используются следующие педагогические средства: изучение взаимно-обратных действий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, терминов (карточки с неполными данными), сопоставление этапов работы, дополнение или составление операционной карты.

Технология индивидуализации и дифференциации обучения - в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа учителя с учениками и классом. Педагогические средства - обучение всех и индивидуальная работа с отдельными учениками, группами (ассистенты учителя, инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных умений и навыков по предмету и личное совершенствование каждого учащегося - выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы.

Проектная технология - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Окружающая жизнь - лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучения и взаимообучения.

Проектная деятельность - проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.

Технология проблемного обучение.

Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

В результате применения данных технологий формируются:

- умения разрешать задачи-ситуации;

- коммуникативные навыки социализации;

-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;

-навыки адаптации к условиям среды;

-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах;

-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем. И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»

Вобрав в себя огромный культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт наших предков, русское народное декоративно-прикладное искусство является воплощением глубинных представлений народа о мироздании и месте человека в нем. Использование педагогического потенциала народного декоративного искусства способствует развитию личности ребенка в целом, а также отдельных ее сторон. Специфика этого искусства способствует подключению разных каналов получения информации, необходимой для формирования целостного мировосприятия у младших школьников, органичного соединения художественного и научного познания ими окружающего мира. Природа и человек в народном мироощущении были слиты в единое целое, человеческое познавалось через природное, а природное - через человеческое. Животные, птицы, растения олицетворяли силы природы и служили символами, связывающими человека с окружающим миром, который воспринимался образно, и знание о нем выражалось в художественных образах.

В 5-м классе произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства формы и содержания. Учащиеся узнают, что в совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трехчастной структуре древа жизни (модификации мирового древа), четко просматривается в трехчастности народного жилища, которое выявляется во всем богатстве декора избы, в трехчастной, например, форме наличника светличного окна в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма и других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом, - в народном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир. Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера как выразителя народной традиции.



© 2010-2022