- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР
Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богданова Н.А. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Дифференциация звуков [с] и [с']
Цель: уточнить произношение звуков [с], [с'], связать звуки с буквой; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости; упражнять в звуковом анализе слова; упражнять в подборе слов на заданный звук; развивать мышление, развивать слуховое внимание, фонематический слух, память, наблюдательность, обогащать активный словарь учащихся.
Оборудование: зеркала, компьютерная презентация ,звуковые домики, символы звуков, буква С, пуговицы, ёлочные игрушки, ёлка, письма картинками, почтовые сумки зелёного и синего цвета из картона, картинки птиц, кружки красного, зелёного и синего цветов. настенная касса букв, разрезные буквы и слоги
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Психологический настрой.
Вспомним требования к речи:
(Хором) - Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
3. «Наряди ёлочку». Деление на 2 группы.
-Ребята, скажите, какой скоро праздник?
-Давайте украсим нашу ёлочку.
-Возьмите игрушки и повесьте на ёлочку.
( На столе зелёные и синие новогодние игрушки. Дети выбирают игрушку по цвету и рассаживаются за 1 или 2 стол.)
4.Дыхательная гимнастика «Снежинка».
-Подуйте на снежинку.
5.Артикуляционная гимнастика.
«Лягушки». Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
«Слон».Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
«Месим тесто».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем.
«Блинчики».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
«Горка».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
«Чистим зубки».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо).
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
6. Сообщение темы занятия.
-Дети, сегодня у нас необычное занятие и все потому, что утром две птицы -снегирь и синица принесли для нас письмо. Хотите узнать от кого оно?(Хотим).
Логопед читает письмо:
"Дорогие ребята, накануне Нового года я для вас приготовил небольшой сюрприз. А получить его вам помогут ваши знания о звуках . Желаю успехов! Ваш Дед Мороз!
-А какие звуки помогут нам получить сюрприз, попробуйте догадаться сами.
Назовите птиц, которые принесли письмо.
(Принесли письмо снегирь и синица).
- С какого звука начинается слово "снегирь", "синица"?
(Слово "снегирь" начинается со звука[с] , слово "синица" со звука [с']).
-Знания, о каких звуках будут помогать нам сегодня?
(Знания о звуках[с] и [с'] ).
-Правильно, мы сегодня будем работать со звуками [с] и [с'] и буквой, которая обозначает эти звуки.
7.Упражнение в правильном произношении звуков [с] и [с'] .
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель , заведите кончик языка за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём С--------------
Произнесём СЬ-------------
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите - горячий или холодный?
8.Характеристика звуков [с] и [с'].
-А вот и первое задание от Деда Мороза.
-1 группа расскажите всё о звуке [с], а 2 группа о звуке [с'].
-Выберите «звуковой домик» для вашего звука(1группа выбирает синий домик, а 2 группа-зелёный домик).
- Поставьте ладошку на горло и определите молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук [с] .
-И выберите нужный символ для вашего звука звонок или наушники.
(Дети выбирают наушники,т.к. звук [с] -глухой).
(Звук [с]-согласный,твёрдый,глухой.Звук [с']-согласный,мягкий,глухой).
-Ребята, скажите, чем похожи и чем отличаются эти звуки?
( Звуки похожи тем, что они оба согласные и глухие. Отличаются тем, что звук [с]- твердый, а звук [с'] - мягкий.)
Молодцы! С первым заданием мы справились.
9. Знакомство с буквой С.
-Какой буквой обозначаются оба эти звука? Чем буква отличается от звука?
( Букву мы видим, пишем, читаем. Звук слышим, произносим.)
-Рассмотрите букву С. На что она похожа?
Выкладывание буквы С из пуговиц.
10.Письмо буквы С.
-Давайте напишем букву С в воздухе.
Нарисуем полукруг
Буква эс возникла вдруг.
-Откройте тетради и запишите заглавную и строчную букву С.
11.Чтение слогов.
12. Игра «Поймай звук» (звук [с] -хлопают, [с']-приседают).
13.Игра «Лесные почтальоны» (работа в группах).
-Дед Мороз каждый год отправляет письма с приглашениями. Давайте поможем Деду Морозу разложить письма по почтовым сумкам снегирю и синице.
1 группа будет класть письма снегирю, а 2 группа- синице.
-Ребята, как вы думаете, какие письма мы будем класть снегирю, а какие синице?
-Снегирю мы будем класть письма с картинками, в названии которых есть звук [с], а синице, в названии которых есть звук [с']. (С помощью картинок на конвертах, дети раскладывают письма в сумки птицам - снегирю и синице, при этом проговаривая: "Снегирь понесет письмо сове" и т.д.)
-Определите, где находится звук [с]?Сколько слогов в слове?
14.Физминутка « У жирафа…»
Дети мы с вами преодолели почти половину пути, пора и отдохнуть! (Проводится музыкальная физкультминутка, под веселую музыку дети выполняют движения за логопедом).
У жирафа пятна - пятна, пятна - пятнышки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки - складки. Складки - складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у кошек шерстка, шерстка, шерстка - шерсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У жирафов есть полоски - есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
15.Ребус.
-Теперь нам с вами предстоит отгадать ребус.
(Дети выделяют первые звуки из названий картинок: снежинка, аист, носок, ирис; находят соответствующие буквы, читают полученное слово: САНИ.)
-Скажите, а чей это любимый транспорт?(Деда Мороза).
-Разделите слово на слоги. На какой слог падает ударение в этом слове.
-А теперь, выложите схему этого слова. (Дети выполняют звуковой анализ слова "сани").
-Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
16.Зарядка для глаз.
(Дети наблюдают за птицей:влево-вправо,верх-вниз,круговые движения).
17.Игра « Составь слово» (индивидуально).
-Выберите снежинку и получите конверт с заданием. Но знайте если маленькая снежинка, значит там спрятано маленькое слово, если большая снежинка, то большое слово.
(На снежинки с другой стороны написана цифра ) .
-Чтобы получить конверт с заданием назовите зимнее слова, которые начинаются со звука[с] .
(Дети берут конверт под номерами как на снежинки, называя при этом зимние слова: снег, снеговик, санки, сосульки, Снегурочка и т.д.)
-Составьте слово.
-Придумайте предложение с этим словом.
18 Мнемотаблица.
Достаю коробочку.
-А вот и сюрприз, который нам приготовил Дед Мороз. Хотите узнать, что в ней?
Но эта коробочка не простая, а волшебная, нам нужно произнести волшебные слова. А наша речь становиться волшебной, когда мы чётко и красиво говорим. Давайте все вместе произнесем скороговорку.
*
У Сони посылка,
в ней бусы и косынка
(Дети произносят по мнемотаблице с разной интонацией"волшебные" слова: " У Сони посылка в ней бусы и косынка".)
Дети из коробочки достают дед Морозов.
19.Итог.
-Вот и закончилось наше занятие.
-Ребята, скажите дед Морозу, что мы сегодня делали на занятии?
-Какие звуки нам помогали?