Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР

Конспект логопедического занятия по теме  "Дифференциация звуков [с] и [с'] "для учащихся 1-х классов с ФФНР. Цель:уточнить произношение звуков [с], [с'], связать звуки с буквой; учить выде­лять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;  упражнять в звуковом анали­зе  слова; упражнять в подборе  слов на заданный звук; развивать мышление, развивать слуховое внимание, фонематический слух, память, наблюдательность, обогащать активный словарь учащихся.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Дифференциация звуков [с] и [с']

Цель: уточнить произношение звуков [с], [с'], связать звуки с буквой; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости; упражнять в звуковом анализе слова; упражнять в подборе слов на заданный звук; развивать мышление, развивать слуховое внимание, фонематический слух, память, наблюдательность, обогащать активный словарь учащихся.

Оборудование: зеркала, компьютерная презентация ,звуковые домики, символы звуков, буква С, пуговицы, ёлочные игрушки, ёлка, письма картинками, почтовые сумки зелёного и синего цвета из картона, картинки птиц, кружки красного, зелёного и синего цветов. настенная касса букв, разрезные буквы и слоги

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

Вспомним требования к речи:

(Хором) - Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!

3. «Наряди ёлочку». Деление на 2 группы.

-Ребята, скажите, какой скоро праздник?

-Давайте украсим нашу ёлочку.

-Возьмите игрушки и повесьте на ёлочку.

( На столе зелёные и синие новогодние игрушки. Дети выбирают игрушку по цвету и рассаживаются за 1 или 2 стол.)

4.Дыхательная гимнастика «Снежинка».

-Подуйте на снежинку.

5.Артикуляционная гимнастика.

«Лягушки». Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки -

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон».Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

«Месим тесто».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем.

«Блинчики».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Горка».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

«Чистим зубки».Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо).

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

6. Сообщение темы занятия.

-Дети, сегодня у нас необычное занятие и все потому, что утром две птицы -снегирь и синица принесли для нас письмо. Хотите узнать от кого оно?(Хотим).

Логопед читает письмо:

"Дорогие ребята, накануне Нового года я для вас приготовил небольшой сюрприз. А получить его вам помогут ваши знания о звуках . Желаю успехов! Ваш Дед Мороз!

-А какие звуки помогут нам получить сюрприз, попробуйте догадаться сами.

Назовите птиц, которые принесли письмо.

(Принесли письмо снегирь и синица).

- С какого звука начинается слово "снегирь", "синица"?

(Слово "снегирь" начинается со звука[с] , слово "синица" со звука [с']).

-Знания, о каких звуках будут помогать нам сегодня?

(Знания о звуках[с] и [с'] ).

-Правильно, мы сегодня будем работать со звуками [с] и [с'] и буквой, которая обозначает эти звуки.

7.Упражнение в правильном произношении звуков [с] и [с'] .

- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель , заведите кончик языка за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.

Произнесём С--------------

Произнесём СЬ-------------

( дети произносят звук хором, по одному, парами)

- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите - горячий или холодный?

8.Характеристика звуков [с] и [с'].

-А вот и первое задание от Деда Мороза.

-1 группа расскажите всё о звуке [с], а 2 группа о звуке [с'].

-Выберите «звуковой домик» для вашего звука(1группа выбирает синий домик, а 2 группа-зелёный домик).

- Поставьте ладошку на горло и определите молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук [с] .

-И выберите нужный символ для вашего звука звонок или наушники.

(Дети выбирают наушники,т.к. звук [с] -глухой).

(Звук [с]-согласный,твёрдый,глухой.Звук [с']-согласный,мягкий,глухой).

-Ребята, скажите, чем похожи и чем отличаются эти звуки?

( Звуки похожи тем, что они оба согласные и глухие. Отличаются тем, что звук [с]- твердый, а звук [с'] - мягкий.)

Молодцы! С первым заданием мы справились.

9. Знакомство с буквой С.

-Какой буквой обозначаются оба эти звука? Чем буква отличается от звука?

( Букву мы видим, пишем, читаем. Звук слышим, произносим.)

-Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Выкладывание буквы С из пуговиц.

10.Письмо буквы С.

-Давайте напишем букву С в воздухе.

Нарисуем полукруг

Буква эс возникла вдруг.

-Откройте тетради и запишите заглавную и строчную букву С.

11.Чтение слогов.

12. Игра «Поймай звук» (звук [с] -хлопают, [с']-приседают).

13.Игра «Лесные почтальоны» (работа в группах).

-Дед Мороз каждый год отправляет письма с приглашениями. Давайте поможем Деду Морозу разложить письма по почтовым сумкам снегирю и синице.

1 группа будет класть письма снегирю, а 2 группа- синице.

-Ребята, как вы думаете, какие письма мы будем класть снегирю, а какие синице?

-Снегирю мы будем класть письма с картинками, в названии которых есть звук [с], а синице, в названии которых есть звук [с']. (С помощью картинок на конвертах, дети раскладывают письма в сумки птицам - снегирю и синице, при этом проговаривая: "Снегирь понесет письмо сове" и т.д.)

-Определите, где находится звук [с]?Сколько слогов в слове?

14.Физминутка « У жирафа…»

Дети мы с вами преодолели почти половину пути, пора и отдохнуть! (Проводится музыкальная физкультминутка, под веселую музыку дети выполняют движения за логопедом).

У жирафа пятна - пятна, пятна - пятнышки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки - складки. Складки - складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у кошек шерстка, шерстка, шерстка - шерсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У жирафов есть полоски - есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

15.Ребус.

-Теперь нам с вами предстоит отгадать ребус.

(Дети выделяют первые звуки из названий картинок: снежинка, аист, носок, ирис; находят соответствующие буквы, читают полученное слово: САНИ.)

-Скажите, а чей это любимый транспорт?(Деда Мороза).

-Разделите слово на слоги. На какой слог падает ударение в этом слове.

-А теперь, выложите схему этого слова. (Дети выполняют звуковой анализ слова "сани").

-Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

16.Зарядка для глаз.

(Дети наблюдают за птицей:влево-вправо,верх-вниз,круговые движения).

17.Игра « Составь слово» (индивидуально).

-Выберите снежинку и получите конверт с заданием. Но знайте если маленькая снежинка, значит там спрятано маленькое слово, если большая снежинка, то большое слово.

(На снежинки с другой стороны написана цифра ) .

-Чтобы получить конверт с заданием назовите зимнее слова, которые начинаются со звука[с] .

(Дети берут конверт под номерами как на снежинки, называя при этом зимние слова: снег, снеговик, санки, сосульки, Снегурочка и т.д.)

-Составьте слово.

-Придумайте предложение с этим словом.

18 Мнемотаблица.

Достаю коробочку.

-А вот и сюрприз, который нам приготовил Дед Мороз. Хотите узнать, что в ней?

Но эта коробочка не простая, а волшебная, нам нужно произнести волшебные слова. А наша речь становиться волшебной, когда мы чётко и красиво говорим. Давайте все вместе произнесем скороговорку.

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.*

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.

Дифференциация звуков [с] и [с] для учащихся 1-х классов с ФФНР.

У Сони посылка,
в ней бусы и косынка

(Дети произносят по мнемотаблице с разной интонацией"волшебные" слова: " У Сони посылка в ней бусы и косынка".)

Дети из коробочки достают дед Морозов.

19.Итог.

-Вот и закончилось наше занятие.

-Ребята, скажите дед Морозу, что мы сегодня делали на занятии?

-Какие звуки нам помогали?

© 2010-2022