Внеклассное занятие. ДПИ коренных народов Нижнего Амура

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Животные нашего края в декоративном искусстве

коренных народов Нижнего Амура.


Материалы к урокам подготовили Орман Лидия и Загибалова Раиса 8-а класс МБОУ СОШ №5

г. Николаевска-на-Амуре.

2012-2013 учебный год

Руководитель проекта Давыдова Л Ф


Орнамент на предметах быта.

Цели и задачи в проекте «Искусство коренных народов Нижнего Амура»:

  • Продолжать изучение ДПИ искусства нанайцев, ульчей, удэгейцев, нивхов, найти сходство и отличие.

  • Воспитывать уважение к самобытному искусству коренных народов Нижнего Амура.

  • Уяснить суть декора и его значение на предметах быта коренных народов, показать возможности использования элементов ДПИ в украшении предметов быта и одежде.

Путешествие по берегам Амура.

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие.

  • Мы совершим с вами виртуальную экскурсию в наш краеведческий музей.

  • Здесь мы познакомимся с замечательными примерами ДПИ коренных народов Нижнего Амура.

  • Вы наверное там неоднократно бывали, а сегодня мы остановимся в этнографическом зале нашего музея.

Приглашаем в музей им. Розова в этнографический зал.

Экспозиция в музее.

  • Перед нами фрагмент нанайского жилища, воссозданный работниками музея по старинным рисункам и фотографиям.

Орнамент в народном искусстве народов Нижнего Амура.

  • Орнамент всегда служил для украшения предметов быта. Это коллективное творчество народа, корнями уходящее в глубь тысячелетий, созданные и отшлифованные трудом поколений, народные орнаменты представляют огромную ценность как один из истоков профессионального искусства, как частица истории создавшего их народа.

Демонстрация изделий.

  • Мы увидели в экспозиции и представляем вам для обсуждения:

  • Ульчскую шляпу из бересты

  • Нанайский ковер

  • Эвенкийские рукавицы

  • Нивхскую коробку для хранения мелких предметов

Слово экскурсоводу (ученик).

  • Веками создавались и отшлифовывались самобытные формы прикладного искусства народов Амура, далеко в глубь веков к предкам (джурдженям) уходят истоки их искусства.

  • В нашем краеведческом музее мы увидели эти изделия

Зал этнографии.

Нанайский шаман.

  • Главным в роду был шаман -его все почитали и боялись.

  • В его функции входили задабривание духов и лечение соплеменников.

  • Фрагмент экспозиции

Нанайская женщина.

  • В экспозиции музея находятся экспонаты, которые знакомят нас с бытом коренных народов Нижнего Амура

Молодой шаман.

  • Под гром бубна исполняется старинный удэгейский танец, шаман призывает духов помочь в удачной охоте

Мотивы орнамента.

  • Определите какие элементы растительного и животного мира встречаются в орнаментах коренных народов Нижнего Амура.

  • Каковы общие черты и отличия

  • Какие цветовые сочетания характерны для узора каждого народа.

Управление каждым родом осуществлялось на основе первобытнообщинной демократии.

Удэгейская семья.

  • В семье удэгейцев главным был мужчина, нельзя было жениться на девушках из своего рода.

  • Согласия молодых не спрашивали.

  • Без согласия старейшин и определения родства удэгейцы не могли создать семью , не нарушив родовой запрет.

Амур-Батюшка- река, по берегам которой мы вместе живем и трудимся.

Народное творчество.

  • Удэгейцы создали и сохранили богатый фольклор и традиционные обрядовые игры и танцы.

  • Пляски назывались геангани- от слова шаг

Национальные обряды и игры.

  • На празднике искусств неизгладимое впечатление на гостей оставляют традиционные обряды и игры

Обрядовые песни и танцы.

Нанайская сказительница.

  • Устная традиция была единственным средством передачи будущим поколениям накопленных духовных ценностей и занимала большое место в их жизни, так как долгое время письменной грамоты у народов Нижнего Амура не было.

Современный народный ансамбль народов севера.

Узоры народов Нижнего Амура.

Старейшина рода.

  • В любом деле предпочтенье отдавалось самому уважаемому, опытному, знающему .

  • Никто его старшим не выбирает, но все знают, что это его дело.

Ульчский мужской халат.

Нанайский ковер.

Нанайская мастерица.

  • Яркий колорит спирально-ленточного орнамента передает все краски природы.

  • Эффект достигается благодаря особому шву и чередованию разных по цвету отрезков вышивки

Одежда удэгейского охотника.

Нанайская женская одежда.

Симметричный орнамент.

Нанайские узоры на предметах быта.

Фрагмент ульчского свадебного халата.

Детские нанайские халаты.

Симметричный орнамент(нивхи).

Элементы ульчского узора.

Богатство орнамента на одежде.

Детская одежда.

  • Бесценное наследие национального искусства остается для современных художников школой вкуса и вдохновения

Материалы к занятиям.

  • Образцы изделий

  • Шаблоны

  • Трафареты

  • Готовые изделия

  • Инструкционные карты

  • Видео ряд

  • Художественные материалы(бумага, ножницы, клей)

Истоки декоративной выразительности народного искусства.

  • В умении эстетически осмыслить природу -она живой источник вдохновенья и учитель

  • Прикоснуться к истории нашего края

  • Определить наиболее характерные особенности украшения национальных изделий

Изучаем ДПИ народов Нижнего Амура.

Украшение эскиза халата по мотивам узоров коренных народов.

  • Первоклассники очень любят украшать эскизы костюмов элементами национальных узоров.

  • Все работы очень разные, но мотивы узоров коренных народов были выполнены с интересом и особой старательностью и уважением …

Творческие работы малышей.

Самостоятельное решение.

Орнамент в эмблеме школы.

  • В день 25 годовщины нашей школы был проведен конкурс эмблем.

  • Несколько вариантов предоставили участники конкурса, вот один из них.

  • В эмблеме используются цветовые сочетания, характерные для узоров коренных народов Нижнего Амура и некоторые элементы растительного узора.

  • Эмблема школы с использованием Национального Орнамента. Эта эмблема украшала сцену в день праздника.

Обсуждение и задание.

  • Национальный узор вырезает Лидия Орман, победительница регионального конкурса «Мастерская Деда Мороза», который состоялся 05-06 01-2012 года


© 2010-2022