• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока по ИЗО на тему Древние образы в современных народных игрушках (5 класс)

Технологическая карта урока по ИЗО на тему Древние образы в современных народных игрушках (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План учебного занятия учителя ИЗО и черчения Пайковой Елены Игоревны

МБОУ «Чудиновская ООШ Вязниковского района»

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Программа: Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы. М. Просвещение 2012

Учебники: Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. [М.Просвещение. 2012г]

Пособие: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 кл.

Рабочая тетрадь: Горяева Н.А. Под. ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 кл.

Учебная тема: Связь времен в народном искусстве.

Название учебного занятия: Древние образы в современных народных игрушках

Художественно-педагогическая идея урока: «Кто не помнит свои корни, тот не имеет будущего».

Цель учебного занятия: направить усилия учащихся на восприятие и создание художественных образов игрушек в традициях различных народных промыслов.

Задачи учебного занятия:

  1. Ознакомление учащихся с народными промыслами изготовления глиняных игрушек.

  2. Обучение приемам росписи Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушек.

  3. Воспитание любви к России, привитие интереса к народным промыслам.

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

Предметные - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные - умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательных творческую деятельность, связанную с традициями;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;

формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками - представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Тип учебного занятия: занятие по сообщению нового учебного материала.

Вид учебного занятия: урок-исследование

Цифровые образовательные ресурсы:

Презентация по теме урока, CD диск «Народные промыслы».

Оборудование учебного занятия: компьютер, мультимедийный проектор, шаблоны игрушек, краски, кисти.

Этапы учебного занятия:

Этапы урока. Планируемые результаты (формируемые УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап:

создание проблемной ситуации.

Личностные УУД: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Регулятивные УУД: создание положительной мотивации; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в выполнение заданий.

Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы и аргументы дискуссии

Вводная часть (мотивационная):

Игрушки - самое счастливое, красочное воспоминание о детстве. С любимыми игрушками мы не расстаемся даже став взрослыми. Игрушки, о которых мы будем говорить на нашем уроке, для многих стали своеобразными талисманами, сувенирами.

Участвуют в беседе

2.Формулирование проблемы:

Задаю загадку:

Мастер глину замесил,
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь -
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял…
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят…

(народные глиняные игрушки)

Награждает победителя

Разгадывают загадку, тем самым определяют тему занятия

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

Личностные УУД: уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные УУД: умение прилагать усилия и преодолевать трудности и препятствия в исследовательской работе.

Познавательные УУД: умение выделять главное, анализировать различные модели. Коммуникативные УУД: умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в ходе сотрудничества необходимую взаимопомощь

1.В деревне Филимоново, что в Тульской области у мастериц - «золотые руки». Лепят они из глины веселые игрушки. Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели лошадь с длинной как у жирафа шеей? Конечно, такого в жизни не бывает, ну а если пофантазировать? Фигурки этих игрушек имеют удлиненные пропорции и небольшую головку Роспись разноцветными линиями ярких цветов. Узор этот пишется как бы в шутку. Белый цвет сочетается с малиновым, желтым, зеленым.
Игрушки получаются очень добрые и веселые! Скажите, как называется этот промысел? Найдите его изделия на выставке.
(Филимоновская игрушка)
2. В северном городе, что находится в Архангельской области, мастера лепят игрушки из красной глины. Фигурки людей у них коренастые. Лепят и животных: коней, коров, оленей, козлов и мифических Полканов. После обжига в печи и побелки их расписывают. Цветовая гамма северная, потому не яркая. Узоры геометрические, а еще на игрушки наносят древние знаки - символы солнца, земли , неба, воды.
Эта игрушка выразительная, интересная, крестьянская и передает народный быт русского севера. Скажите, как называется этот промысел? Найдите изделия промысла на выставке.
(Каргопольская игрушка)
3. В окрестностях города Вятки есть Дымковская слобода. По преданию этот промысел возник в связи с праздником Свистунья, для чего и делали долгими зимними вечерами глиняные свистульки. Лепят фигурки барынь - щеголих и их кавалеров, нянек с детьми, доярок и птичниц, а еще лепят животных. После обжига все фигурки белят. И только тогда игрушку «наряжают». Мастерица расписывает ее красками, растертыми на яичном желтке. Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор. Что же этот узор означает? Кто знает?
Кружочки - солнышки - символ жизни. Точки, крестики - начало жизни - человека. Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище, Линии покой, вода.
Как называется этот промысел? Правильно, Дымка, по названию Дымковской слободы, что находится в окрестностях города Вятка.
Ушел в прошлое старинный праздник "Свистунья", но не забыта, живет и восхищает людей дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.
Дымковская игрушка самая яркая и нарядная!

Технологическая карта урока по ИЗО на тему Древние образы в современных народных игрушках (5 класс)

(Филимоновская игрушка)



Технологическая карта урока по ИЗО на тему Древние образы в современных народных игрушках (5 класс)

(Каргопольская игрушка)







Технологическая карта урока по ИЗО на тему Древние образы в современных народных игрушках (5 класс)

(Дымковская игрушка)

4.Этап усвоения новых знаний:

Личностные УУД: уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в выполнение заданий.

Познавательные УУД: умение делать правильные умозаключения.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, а также участвовать в коллектив ном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Направляет обучающихся сделать правильные выводы.

Демонстрирует этапы росписи глиняных игрушек.

Делают выводы

Наблюдают.

5.Этап проверки понимания учащимися нового материала

Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; вырабатывать уважительное и доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные УУД: классифицировать (группировать) по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде, в том числе, вести диалог друг с другом.

Делит класс на группы.

Дает задание.

Каждой группе раздаются шаблоны глиняных игрушек. Задача учащихся - разукрасить их наиболее красочно, учитывая особенности конкретной игрушки. Организуем ярмарку-выставку и определим, у кого из мастеров самая правильная и красивая роспись.

1 группа - Филимоновские игрушки;

2 группа - Каргопольские игрушки;

3 группа - Дымковские игрушки.

(При выполнении задания звучит русская народная музыка).

Выполняют задание

6.Подведение итогов

Оформление выставки работ учащихся в классе

Готовят работы к выставке

7.Рефлексия

Для того, чтобы узнать отношение ребенка к уроку, раздает три вида смайликов (улыбка, равнодушие и уныние) и предлагает выбрать один из смайликов. По количеству смайликов того или другого вида, учитель делает вывод

Выбирают


© 2010-2022