- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по искусству 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баклыкова Е.В. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы______Т.Ф.Калужина
Приказ № _______ от _________2015г.
Рабочая программа по предмету
«Искусство»
8 КЛАСС
на 2015-2016 уч. год
Составитель
Баклыкова Е.В., учитель искусства
Тюменцево, 2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2007 год.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Авторская программа использована без изменений.
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на один год обучения - в 8 классе. В соответствии с учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№
п/п
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Искусство в жизни современного человека.
3
1.
1.
Искусство вокруг нас.
1
2.
2.
Художественный образ - стиль - язык.
1
3.
3.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1
Искусство открывает новые грани мира.
7
4.
4.
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
1
5.
5.
Зримая музыка.
1
6.
6.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
7.
7.
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Как начиналась галерея.
2
8.
8.
9.
9.
Музыкальный портрет. Александр Невский.
1
10.
10.
Портрет композитора в литературе и кино.
1
Искусство как универсальный способ общения.
7
11.
11.
Мир в зеркале искусства.
1
12-13.
12-13.
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
2
14.
14.
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
15.
15.
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1
16.
16.
Символы в жизни и искусстве.
1
17.
17.
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
Красота в искусстве и жизни.
10
18.
18.
Что есть красота.
1
19.
19-20.
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
2
21.
21-22.
Есть ли у красоты свои законы.
2
23.
23-24.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
2
25.
25.
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
26.
26.
Как соотноситься красота и польза.
1
27.
27.
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1
Прекрасное пробуждает доброе.
8
28-33.
28- 33.
Преобразующая сила искусства.
6
34.
34.
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
2
35.
35.
Всего:
35
Требования к уровню подготовки учащихся:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Учащиеся должны уметь:
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
-
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
-
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
-
проявлять развитое эстетическое чувство, выражающее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализовать творческий потенциал в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
уметь вести диалог, аргументировать свою позицию.
-
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
-
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
-
участвовать в художественной жизни класса, школы, района и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Тематическое планирование
№
Название темы
Кол-во часов
Планируемый результат и уровень усвоения
Домашнее задание
Примечание (использование ИКТ, нестандартных форм проведения урока, практических занятий и т.д.)
Искусство в жизни современного человека
3
1
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления
1
Знать о роли искусства в жизни современного человека, виды искусства
учебник стр. 6-9
Слайдовая презентация, музыка
2
Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей
1
Знать об основанных стилях в искусстве прошлого и настоящего. «Запад-Россия-Восток»
Учебник, стр. 10-13, стр. 13 вопрос 6 письменно.
Слайдовая презентация, музыка
3
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное
1
Знать образную модель, обогащающую жизненный опыт человека
Доклад «Знание научное и знание художественное»
Слайдовая презентация, музыка
Искусство открывает новые грани мира
7
4
Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства
1
Знать о предметах и явлениях окружающей жизни с помощью искусства
Учебник, стр. 19 вопрос 2 письменно
Слайдовая презентация, музыка
5
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров
1
Знать о стремлении к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни
Доклад- образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров
Слайдовая презентация, музыка
6-7
Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве
2
Знать об особенностях познания мира в современном искусстве
Доклад «Портрет Пирогова кисти Репина»
Эссе на тему «Какой опыт взаимоотношений между людьми я приобретаю в результате знакомства с произведениями искусства»
Слайдовая презентация, музыка
8-9
Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции
2
Знать о непосредственности и неосознанности получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке
Подготовка эссе
Проанализировать картину Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Слайдовая презентация, музыка
Искусство как универсальный способ общения
10-11
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации
2
Знать о процессах художественной коммуникации, его роль в сближениях народов, стран, эпох
Описать свое восприятие картин Ван-гога, Пикассо
Доклад «Создание , восприятие и интерпретация художественных образов искусства, как процесс коммуникации»
Слайдовая презентация, музыка
12-13
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде
2
Знать о разнице между знаком и символом
Исследовательская работа- знаки и символы в рекламе
Изобразить символами жизненный эпизод (например, выпускной, свадьба)
Слайдовая презентация, ролики с рекламой
14
Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
1
Знать об освоении художественной информации об объективном мире и субъективном восприятии этого мира художником
Подготовка работы
Экскурсия
15-16
Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам
2
Знать о диалогах в искусстве
Учебник. Стр. 58-63, реферат на тему «образы солнца и огня в литературе, живописи и музыке (Бальмонт,Рерих, Юон, стравинский, Паганини и др.)
Слайдовая презентация, музыка
Красота в искусстве и жизни
17
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания
1
Знать о способности искусства дарить людям чувство эстетического переживания
Стр. 76-77
Слайдовая презентация, музыка
18-19
Символы красоты
2
Знать о символах красоты
Учебник, стр 78-79
Слайдовая презентация, музыка
20-21
Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве
2
Знать об эмоциях, чувствах, поступках человека в искусстве и жизни
Эссе на тему «Мои эмоции при просмотре античного искусства»
Слайдовая презентация, музыка
22-23
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника
2
Знать о соединении в художественном произведении двух реальностей- действительно существующей и порожденной фантазией художника
Учебник, стр. 80-81, 82-85
Слайдовая презентация, музыка
24-25
Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи
2
Знать о понимании красоты у различных народов и социальных групп
Учебник, стр. 86-87, 88-89
Слайдовая презентация, музыка
26-27
Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза
2
Знать о взаимопроникновении классических и бытовых форм и сюжетов искусства
Стр 90-93, 94-95
Слайдовая презентация, музыка
Прекрасное пробуждает доброе
8
28
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер)
1
Знать о восприятии искусства
Создание социальной рекламы
Слайдовая презентация, музыка
29-30
Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания
2
Знать о ценностно-ориентирующей, нравственной, воспитательной функции искусства
Исследовательский проект учащихся
Слайдовая презентация, музыка
31-32
Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.
2
Знать об образах созданной реальности
Работа над проектом
Слайдовая презентация, музыка
33
Синтез искусств в создании художественного образа спектакля
1
Знать о синтезе искусства в создании художественного образа
Работа над проектом
Слайдовая презентация, музыка
34-35
Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения - художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души
2
Знать об идеалах человека в искусстве
Слайдовая презентация, музыка
ИТОГО
35
Формы и методы контроля
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Критерии оценки:
-
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
-
Осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства;
-
Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности. Сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
-
Личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях,, об идеалах , современности звучания шедевров прошлого в наши дни;
-
Перенос знаний , умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни и досуга.
Перечень учебно-методических средств обучения
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
-
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., ( печатная и электронная версия)
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
-
«Хрестоматия музыкального материала»
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.
-
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
-
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
-
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
-
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
-
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
-
Песенные сборники.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.