Методика обучения в сотрудничестве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика обучения в сотрудничестве



Методика обучения в сотрудничестве на занятиях ИЗО.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определёнными знаниями только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

- единой цели, которую можно достичь только сообща;

- распределённых внутригрупповых ролей, функций;

- единого учебного материала;

- общих ресурсов;

- одного поощрения на всех;

2.Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.



  1. Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно- познавательная и творческая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4.Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействие с другими её членами. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями и навыками.

Важно, что перед группой стоит двойственная задача: с одной стороны, академическая - достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения задания определённой культуры общения.

В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Метод Jigsaw (пила) - обучение в сотрудничестве на занятиях по ИЗО и прикладному художественному творчеству.

В прикладном художественном творчестве метод «пила» может использоваться при создании любой коллективной творческой работы, в изобразительном искусстве при создании творческой композиции. Этот метод может применятся тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты, отдельные детали или элементы композиции. Причём число таких фрагментов или деталей должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода «пила» включает 5-6 человек, но возможно и большее количество до 10 учащихся. Каждый участник назначается ответственным (экспертом) за свой фрагмент творческой работы или выполнения определённого задания. Его задача - не просто изучить свой фрагмент части общей работы или изготовить отдельный элемент композиции, но и добиться, чтобы все участники группы справились с заданием. Задание должно полностью обеспечивать взаимозависимость всех членов группы. Они должны быть связанны: а) единым результатом, например создать общую композицию или изготовить один художественный объект, предмет и тд.; б) общими ресурсами - например один лист бумаги на группу, общие декоративные и художественные материалы для выполнения работы и тд.; в) распределением ролей - каждый ребёнок отвечает за свой участок работы, но согласует его со остальными; г) общей оценкой.



Технология подготовки и проведения занятия (урока) в сотрудничестве.

Этап 1. Выбрать тему, цель и задачи занятия.

Этап 2. Определить объём общей работы всей группы.

Этап 3. Подготовить задания, необходимый дидактический и раздаточный материал.

Этап 4. Продумать вопрос о комплектации и численности групп, расстановке мебели в аудитории.

Этап 5. Наметить возможные внутригрупповые роли.

Этап 6. Выделить основные этапы занятия, на которых планируется организация групповой работы, продумать как будет осуществляться интеграция группой работы в общую структуру занятия и продолжительность работы.

Этап 7. Разработать правила индивидуальной и групповой оценки результата работы.

Подготовка к занятиям в сотрудничестве - довольно трудоёмкий процесс, требующий от педагога определённого энтузиазма. Но преимущества таких занятий очевидны:

- работа в группе способствует возникновению у детей интереса не только к результату совместной деятельности, но и к самому процессу обучения, процесса совместного творчества;

-организация занятия настолько захватывающая, что никто из ребят не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом;

-принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что учащиеся стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учётом максимальной пользы для общего дела;

-такие занятия способствуют формированию адекватной самооценки и самоопределению, а это в свою очередь помогает развитию творческих возможностей.

Рекомендуемая литература

Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер. с анг. СПб., 2001.

Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках.//Начальная школа.2008.№1.

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С Полат. М., 2000

1



© 2010-2022