Краткосрочная программа Семь цветов Радости

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МБОУ ДОД «Центр детского творчества»




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Семь цветов Радости»

Для детей 11-15 лет.










Автор: Баталова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории.















Абакан

2015





Пояснительная записка

Программа предназначена для реализации в учреждениях, работающих с временными детскими объединениями в детских образовательных оздоровительных центрах. Данная программа предполагает работу с профильным отрядом. Краткое время лагерной смены обуславливает цели и содержание программы. Программа направлена на вовлечение детей в творчество и приобщение к искусству, ознакомление их с некоторыми техниками, позволяющими при минимальных умениях получить художественно ценный результат.

Количество часов по программе 36

Направление учебной деятельности - художественное.

Возраст обучающихся - 11-15 лет.

Занятия проводятся ежедневно по 2 учебных часа в группах с постоянным составом детей в количестве 10-12 человек.

Цель программы: Вовлечение детей в творчество, приобщение их к ценностям искусства в процессе изобразительной деятельности.

Для выполнения поставленной цели необходимо на протяжении работы объединения решать следующие задачи:

  • Поддерживать у детей познавательный интерес к изобразительному искусству. Способствовать развитию у них эстетического отношения к миру.

  • Активизировать и поддерживать у детей мотивацию к проявлению творчества в изобразительной деятельности. Инициировать самостоятельный поиск детьми сюжетов и тем для творческих работ.

  • Способствовать развитию художественно - образного мышления как единства двух его основ:

- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через постановку отношенческих задач с привлечением личного чувственного опыта ребёнка.

  • Поддерживать самостоятельность детей в выборе изобразительных средств и художественных материалов. Совершенствовать умения детей в области владения различными художественными материалами.

  • Воспитывать авторскую позицию в изобразительной деятельности. Учить планированию и проектированию деятельности.

  • Привлекать детей к выставочной деятельности и участию в социально значимых проектах.

Для решения этих задач используются следующие методы и принципы:

  • метод информирования;

  • метод наглядных иллюстраций и демонстраций;

  • метод практической деятельности;

  • метод стимулирования творческой деятельности;

  • метод коллективного творческого дела;

  • метод контроля над эффективностью обучения и воспитания;

  • принцип научности и доступности;

  • принцип связи теории с практикой

(или, точнее, практики с теорией);

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип наглядности;

  • принцип образности и ассоциативности;

  • принцип игровой основы обучения.

Педагог, желающий заниматься по данной программе, должен обладать главным качеством - верой, что в каждом ребёнке живёт художник. Задания постоянно обращаются к личному опыту ребёнка, темы занятий находятся в зоне актуальных потребностей подростков. Проблема данного возраста в том, что дети часто перестают рисовать, теряют веру в свои возможности, при этом по-прежнему желая выражать своё отношение к миру через рисунок. Программа названа «Семь цветов Радости» не случайно: по глубокому убеждению автора занятия рисованием могут и должны приносить радость новых открытий и творческих побед, радость гармонии мира внешнего и внутреннего, радость общения с искусством и приобщения к искусству. Семь шагов программы дают возможность каждому ребёнку, независимо от степени обученности, проявить свои творческие способности. Педагогика поддержки вкупе с простыми и эффективными приёмами работы с художественными материалами позволяют быстро достичь успеха.

Занятия по данной программе дают детям возможность за короткий срок проявить себя практически во всех основных видах и жанрах изобразительного искусства. Это обогащает их опыт и делает свободнее в творчестве. Итогом обучения является выполнение творческой работы, где дети смогут наиболее полно реализовать свои способности, используя как прежний опыт, так и полученные в объединении знания. В случае затруднений при выборе темы творческой работы в помощь юным художникам может быть предложен список идей, составленный автором данной программы при непосредственном участии его учеников (Приложение 1).

Принцип построения программы - модульный. По желанию педагога, по выбору детей и при наличии материальной базы (скульптурные материалы и оборудование) занятия № 2,3 «Рисование животных» могут быть заменены на модуль «Лепка животных», что позволит детям проявить себя в ещё одном виде изобразительного искусства - скульптуре.

Автором апробирован в условиях лагеря дневного пребывания в Центре детского творчества и в условиях кружка летнего оздоровительного лагеря «Сосновый бор» модуль «Дизайн интерьера», где при выполнении коллективной настенной росписи дети получают представление о декоративно-монументальной живописи как виде изобразительного искусства. Данный модуль может быть встроен в раздел «Композиция» вместо темы «Творческая работа» (10 часов) или избран малой группой детей как альтернатива. Работу можно вести методом проектирования, что позволит детям почувствовать себя настоящими авторами дизайнерского проекта.

Разделы «Рисунок» и «Живопись» знакомят детей с законами композиции и приёмами работы с художественными материалами. Данные разделы, помимо выполнения собственной образовательной функции, являются подготовительными к разделу «Композиция», поэтому менять их местами не следует - это нарушит принцип целостного построения программы.







Тематический план

Раздел программы

№ занятия

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1.Введение

1

Шаг первый. Вводное занятие.

«Искусство и ты». Образ в искусстве.

Выполнение автопортрета в образе дерева.

«Я - другое дерево»

2

0,5

1,5

2.Рисунок

2

3

Шаг второй. Анималистический жанр.

«Моё любимое животное».

Возможности графических материалов.

Рисование животных.

4


1

3

4

Шаг третий. Портрет. Пропорции тела человека.

«Мои друзья и я».

Зарисовки человека с натуры.

2

0,5

1.5

5

6

Шаг четвёртый. Портрет. Пропорции лица человека.

«Гляжу в тебя, как в зеркало».

Выполнение автопортрета, портрета близкого человека или литературного персонажа -

на выбор.

4



1

3

3.Живопись

7

8

Шаг пятый. Пейзаж.

«Я в мире, мир во мне».

Состояние природы как отражение настроения человека.

Выполнение пейзажа.

4

1

3

9

10

Шаг шестой. Декоративный натюрморт.

«Тайна вещей».

Мир предметов - отражение мира людей.

Авторская позиция.

Выполнение тематического декоративного натюрморта.

6

1,5

4,5

4.Композиция

12

13

14

15

16

Шаг седьмой. Творческая работа.

«Я - художник моей жизни».

Выполнение композиции по замыслу.

10

2

8

5.Подведение итогов.

17

Подготовка к творческому отчёту.

Размещение экспозиции.

2

18

Итоговое занятие.

Выставка. Праздник Искусства.

.

2

итого

36

Содержание программы

Раздел 1. Введение (2 часа)

Занятие 1. Вводное.

Тема: Искусство и ты.

Ведущая идея: Искусство существует не отдельно от тебя, не само по себе. Оно - для тебя, и ты можешь приобщиться к его сокровищам, когда захочешь.

Теория. Образ в искусстве. Выразительность образа. Уникальность каждого человека. Ты - художник своей жизни.

Практика. Выполнение автопортрета в образе дерева.

Литературный ряд. Стихотворение с ярким, выразительным образом.

Зрительный ряд. Выразительные фото деревьев.

Музыкальный ряд. Песня «Рисуйте, рисуйте!» муз. А. Зацепина, сл. Л.Дербенёва

Материалы: бумага формата А3, кисти, гуашь, акварель, цветные мелки - на выбор.

Оборудование: компьютер с колонками, проектор.

Раздел 2. Рисунок (10 часов)

Тема «Моё любимое животное».

Ведущая идея: Животные - не просто братья наши меньшие, они - отражение мира людей. Мифы и сказки всех народов мира говорят о неразрывности наших судеб. Глядя в глаза животных, человек видит себя.

Занятия 2, 3.

Теория. Возможности графических материалов. Линия - основное средство выразительности в графике. Приёмы передачи различных фактур: шерсти зверей, перьев птиц, кожи рептилий.

Практика. Рисование животных по представлению.

Зрительный ряд: яркие, выразительные фото животных.

Литературный ряд: стихи Сергея Есенина.

Материалы: ватман, карандаши простые различной мягкости (Т, ТМ, 2М, 8М), карандаши цветные мягкие, тушь, перо или гелевая ручка чёрного цвета, сангина или сепия, уголь.

Оборудование. Компьютер, проектор.

Тема. Портрет.

Ведущая идея: Человек - главный персонаж в искусстве. Умение изображать людей обогащает возможности художника и делает его свободным в выражении своего отношения к миру.

Занятие 4.

Теория. Пропорции тела человека. Особенности техники быстрых зарисовок: обобщённость, схематичность.

Практика. Выполнение зарисовок человека с натуры в полный рост.

Зрительный ряд. Рисунок педагога, выполненный на демонстрационной доске. Работы художников, учащихся, студентов.

Материалы: Графические материалы по выбору.

Оборудование: Мел, доска (белая доска, маркеры). Наглядность в электронном виде при наличии ПК или на бумажном носителе.

Занятия 5,6.

Теория. Пропорции лица человека. Глаза - зеркало души. Передача настроения с помощью мимики.

Практика. Игра на развитие зрительной памяти «Опиши портрет». Выполнение автопортрета, портрета близкого человека или литературного персонажа - на выбор.

Зрительный ряд. Работы русских и зарубежных художников. Детские работы.

Литературный ряд: Стихотворение Н.Заболоцкого «Детство»

Материалы: Бумага, графические материалы по выбору.

Оборудование: Мел, доска (белая доска, маркеры). Зеркало. Наглядность в электронном виде при наличии ПК или на бумажном носителе.

Раздел 3. Живопись (10 часов)

Тема. Пейзаж

Ведущая идея: Пейзаж - не просто изображение природы. Посредством пейзажа художник раскрывает свой внутренний мир, выражает своё эмоциональное состояние, передаёт своё отношение к жизни.

Занятия 7,8 .

Теория. Состояние природы как отражение настроения человека.

Перспектива линейная и воздушная - способ передачи пространства в пейзаже. Открытость и замкнутость, динамика и статика - средства выразительности композиции в пейзаже.

Цветовое пятно - основное средство выразительности в живописи.

Основные и дополнительные цвета. Цветовая растяжка от тёплого и яркого тона на переднем плане до холодного и светлого на дальнем - классический приём передачи пространства в композиции.

Практика. Экскурсия на природу. Пленэрные зарисовки. Выполнение пейзажа на основе цветовой растяжки.

Зрительный ряд. Пейзажи русских и зарубежных художников. Детские работы.

Литературный ряд: Стихи Ф.Тютчева, И.Бунина, К.Бальмонта и др.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти.

Оборудование. ПК, проектор.

Занятия 9,10,11 .

Тема. Декоративный натюрморт.

Ведущая идея. Вещи за несколько мгновений могут гораздо больше поведать о своём владельце, чем самый подробный рассказ о нём. Надо лишь уметь понимать язык предметов и чувствовать их душу.

Теория. Мир предметов - отражение мира людей.

Ритм цветовых пятен, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции, выделение сюжетно-композиционного центра - средства выразительности композиции. Принцип цветового родства и контраста как способ передачи настроения в натюрморте.

Преобразование реального объекта в декоративный: стилизация, обобщение. Условность изображения - свойство декоративной композиции.

Выбор сюжета. Авторская позиция.

Практика. Выполнение тематического декоративного натюрморта по этапам: 1) Выбор темы и сюжета. 2) Выполнение эскизов с поиском композиционного решения. 3) Выполнение натюрморта в формате.

Зрительный ряд: работы художников, таблицы с примерами стилизации, цветовой круг.

Материалы. Бумага, карандаш. Цветная бумага, ножницы для вырезывания обобщённых форм задуманных предметов с целью поиска наиболее удачного размещения на листе (возможно выполнение эскиза в программе Paint). Гуашь, ватман формата А3.

Оборудование. ПК, проектор.


Раздел 4. Композиция (10 часов)

Занятия 12,13,14.15.16.

Тема. Творческая работа.

Ведущая идея. Каждый из нас ценен своим уникальным восприятием действительности. И именно эта уникальность интересна окружающим, чтобы сравнить, сопоставить собственный взгляд на мир с взглядом другого человека. Поэтому всегда есть диалог художника и зрителя, обогащающий внутренний мир обоих.

Однако, диалог возможен лишь тогда, когда стороны говорят на языке, понятном им обоим. Законы композиции - тот язык, который поможет художнику донести свою идею до зрителя.

Теория. Три главных правила композиции: правило золотого сечения; правило передачи движения; правило передачи покоя.

Выбор темы и сюжета будущей картины.

От идеи до эскиза: выбор формата, материалов, выполнение эскиза.

Последовательность ведения работы над композицией.

Практика. Выполнение композиции по замыслу.

Зрительный ряд. Таблицы со схематическими иллюстрациями правил композиционного построения.

Материалы: по выбору.

Раздел 5. Подведение итогов (4 часа)

Занятие 17.

Тема. Подготовка к творческому отчёту.

Теория. Правила оформления выставочных работ. Паспарту.

Практика. Оформление работ. Размещение экспозиции.

Материалы: Бумага, клей.

Занятие 18.

Тема. Выставка.

Ведущая идея. В каждом человеке живёт художник. Творчество - необходимое условие полноценной, интересной жизни. Все мы - художники собственной судьбы. Умение мечтать, ставить перед собой цели, искать способы реализации замысла - разве не эти качества художника необходимы в жизни каждому из нас? Настоящий художник не боится трудностей и в любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Практика. Проведение праздника Искусства (сценарий).

Демонтаж выставки.

Дополнительные модули

Модуль 1.

Раздел 6. Скульптура (2 часа)

Тема. «Моё любимое животное»

Теория. Объём - выразительное средство скульптуры.

Способы передачи животных в движении.

Практика. Лепка животных по самостоятельному замыслу.

Зрительный ряд. Фото произведений известных скульпторов - анималистов в электронном виде при наличии ПК или на бумажном носителе.

Материалы. Пластилин (лучше скульптурный).

Оборудование. ПК, проектор.

Модуль 2.

К разделу 4. «Композиция» (10 часов)

занятия 12-16


Тема. Дизайн интерьера. Настенная роспись.

Ведущая идея. Мастерство художника недорого стоит, если он не умеет дарить радость людям. Желание украсить мир - естественное стремление человека искусства.

Теория. Монументальная живопись как вид изобразительного искусства. Роспись как гармоничная составляющая интерьера.

Технология выполнения настенной росписи.

Групповое проектирование работы.

Практика. Выбор сюжета. Составление совместного эскиза на основе индивидуальных идей. Подготовка поверхности стены: грунтование, закрашивание основных фоновых пятен. Разметка стены, перенос эскиза на стену в увеличенном виде (с помощью масштабной сетки). Составление основных колеров. Выполнение отдельных частей композиции авторами идей при условии сотрудничества и сотворчества членов команды. Уточнение мелких деталей, завершение работы.

Зрительный ряд. Презентация «Монументальная живопись».

Материалы. Грунт акриловый. Краска интерьерная эмаль акриловая белая. Колера основных и дополнительных цветов. Кисти различной ширины, валики большой и малый. Кюветы для валиков. Ёмкости 2л - 1 шт., 1л - 3 шт., 0,5 л - 4 шт., стаканы пластиковые одноразовые - 20 шт.

Оборудование. Стена с поверхностью, способной впитывать влагу (без лакокрасочного покрытия). ПК. Стремянка (или лучше 2-3 стола). Плёнка полиэтиленовая для защиты пола от случайных пятен. Перчатки и фартуки.

Материально - техническое и информационное обеспечение.


Для эффективной реализации программы «Семь цветов Радости» на занятиях активно используются необходимые материально - технические средства:

  • компьютер с колонками, проектор

  • справочно-информационная и искусствоведческая литература;

  • наглядный и раздаточный дидактический материал;

  • методические пособия для педагогов;

  • учебные пособия для детей.

  • сантехническое оборудование кабинета для работы с красками.


Способы организации учебно-воспитательного процесса.


Основная форма занятий - занятие, проводимое по расписанию с постоянным составом участников.

Другие формы занятий:

  1. практикум (организация самостоятельной работы);

  2. исследовательская деятельность;

  3. мастер-классы;

  4. проектирование;

  5. презентации;

  6. экскурсии на природу.

Типы занятий: организационные, изучение нового и закрепление пройденного материала, а также комбинированные и праздничные.

Формы обучения: коллективные, групповые, индивидуальные.













Требования к уровню подготовки учащихся.


Ребёнок среднего школьного возраста, прошедший обучение по программе «Семь цветов Радости», будет показывать следующие результаты:


  • Будет проявлять познавательный интерес к изобразительному искусству.

  • Будет мотивирован к проявлению творчества в изобразительной деятельности.

  • Будет стремиться проявлять наблюдательность и фантазию.

  • Будет стремиться к самостоятельности в нахождении замыслов своих творческих работ, решать предлагаемые программой художественные задачи доступными его возрасту средствами.

  • Будет владеть навыками планирования и проектирования собственной изобразительной деятельности.

  • В той или иной мере будет стремиться к проявлению авторской позиции в изобразительной деятельности.

  • Будет стремиться к участию в выставочной деятельности и социально значимых проектах.

Таким образом, формируется круг компетенций для овладения ими воспитанников.

Ключевые компетенции определяются программными задачами деятельностного компонента в художественном развитии детей и представляют собой становление их личностных качеств и ценностных ориентиров:

  • творческой активности

  • инициативности

  • самостоятельности

  • самоконтроля в организации дела

  • самооценки и саморефлексии

  • направленности на активное взаимодействие, умение общаться с детьми и взрослыми

  • умение обсуждать и планировать коллективную и индивидуальную деятельность

  • эмоциональной отзывчивости.




Предметные компетенции определяются задачами знаниевого компонента в художественном развитии воспитанников и заключаются в приобретении ими практических умений и знаний в области основ художественного изображения:

Воспитанник будет знать:

- названия и способы получения различных цветов и оттенков;

- основные правила построения композиции: плановость, смысловой центр,

динамика и статика.

Воспитанник будет уметь:

- различать оттенки цвета по светлотности и теплохолодности, использовать в работе принцип цветового родства и контраста;

- строить разноплановую композицию;

- подбирать художественные материалы в соответствии с замыслом;

Воспитанник будет владеть:

- техникой получения цветов и оттенков;

- некоторыми навыками изображения предметов в пространстве;

- приёмами работы карандашом, углем, сангиной, пастелью, тушью

(гелевой ручкой), гуашью.












Планируемые результаты освоения предмета

Программа направлена на достижение обучающимся следующих метапредметных и личностных результатов:

Универсальные учебные действия

Формы, методы, приёмы

Способы контроля


Личностные

Проявление осознанного интереса к целенаправленной художественной деятельности.

Самостоятельный поиск способов решения проблем творческого и поискового характера.

Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Проявление эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Организация наблюдений природы (вид из окна, экскурсии и прогулки в парке).

Выращивание этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей через организацию этических бесед, слушания музыки и чтения литературных произведений.

Организация экспресс - выставки.

Демонстрация репродукций картин художников.

Организация экскурсий.

Творческие задания.

Педагогическое наблюдение.

Просмотр и анализ детских работ (адаптированная методика Н.А.Лепской «Пять рисунков»)

Выставочная деятельность


Регулятивные

Расширять, систематизировать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей, активизировать и разнообразить выбор сюжетов (дом, семья, друзья, родная страна, другие культуры, исторические события, внутренний мир).

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно-творческих задач.

Активное проявление авторской позиции, т.е. умение самостоятельно и ответственно воплощать в материале собственный творческий замысел.

Проявление осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Умение понимать причины успеха/неуспеха в художественной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные

Поощрение самостоятельного поиска детьми цветового и композиционного решения художественной задачи.

Предоставление на занятиях различных источников знаний: энциклопедий, презентаций, художественной и специальной литературы и др.

Организация обсуждения учебной проблемы.

Проявление творческого видения с позиций художника, то есть умения сравнивать, выделять главное, обобщать.

Проявление активности в организации самостоятельной художественно-творческой и предметно-продуктивной деятельности, самостоятельности в выборе средств реализации художественного замысла.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Умение использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные

Организация коллективной творческой деятельности на занятиях.

Вовлечение детей в диалог, дискуссию, поощрение стремления аргументировано излагать и защищать свою позицию.

Выполнение социально-значимых коллективных проектов (роспись стены в помещении, оформление выставок, дизайн помещений к праздникам и др.)

Умение распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.




Методическое обеспечение программы

Программа «Семь цветов Радости» направлена в первую очередь на то, чтобы актуализировать и раскрывать присущий подростку потенциал. Значит, задачей педагога становиться создание условий для пробуждения и реализации творческой индивидуальности каждого ребенка. Особенностью данной программы является то, что автор раз и навсегда отказался от каких бы то ни было образцов, шаблонов и пошаговых инструкций.

Средством вовлечения в творческую деятельность является комплекс художественно-творческих заданий. В основу данного комплекса положены принципы развивающей педагогики искусства:

  • задания должны опираться на личный чувственный опыт ребенка;

  • тематика учебных заданий должна лежать в зоне актуальных интересов детей, как возрастных, так и индивидуальных;

  • задания должны носить выраженный творческий характер.

В этом проявляется тесная связь искусства с жизнью в обучении (Б.Н.Неменский).

Конечно, творческие задания бесконечно разнообразны, но они обладают существенными общими чертами (по А.А. Мелику -Пашаеву).

Это задания открытые, они не имеют заранее известного и единственно правильного для всех решения. Оригинальность и новизна - неотъемлемые, можно даже сказать - неизбежные свойства творческого решения, и ни ребенок, ни взрослый художник не должны специально о них заботиться.

Творческое задание в искусстве - это задание на выразительность. Выполняя его, ребенок находит средства выражения некоторого значимого для него содержания, художественной оценки тех или иных сторон и явлений внешней и внутренней жизни.

Творческое самовыражение предполагается с самого первого занятия: детям предлагается изобразить свой автопортрет в образе дерева. По окончании работы предлагается прокомментировать образ. Конечно, это риск - предлагать столь непростое задание незнакомым детям, но дело того стоит. Предполагается, что в ходе общения дети познакомятся друг с другом и с педагогом. Выполнение задания и презентация результата педагогом обязательна.

Творческая составляющая присутствует в той или иной мере в каждом задании программы. Однако это не отменяет обучение владению материалами, и здесь наилучшим способом объяснения является демонстрация педагогом приёмов работы кистью, карандашом, пастелью - своего рода небольшие мастер-классы.

Работа над пейзажем немыслима без наблюдения природы. Экскурсия с пленэрными зарисовками поможет развитию наблюдательности и обогатит зрительную память детей, а зафиксированные в набросках впечатления могут быть использованы для создания пейзажа.

Ведущая идея, прописанная перед каждой темой, объясняет намерения педагога и мотивирует детей к сотрудничеству. Автор программы считает, что ответственность за образование детей надо возложить на самих детей (Ш.А.Амонашвили). Слово «учиться» имеет возвратную частицу «-ся», которая означает буквально «учить самого себя».

Программа предполагает включение в учебный процесс исследовательской деятельности от мини-исследования при получении новых цветов и оттенков до поиска искусствоведческой и исторической информации, необходимой для создания выразительного образа при выполнении творческой работы.

Всякая деятельность предполагает видимый результат. Безусловно, таким результатом являются созданные детьми произведения. Удалось ребёнку создать яркий образ, выразить настроение, передать быстрое движение - работа комментируется (но не оценивается!) педагогом и детьми, получает заслуженные аплодисменты, и, с разрешения автора, сразу по окончании занятия вывешивается на экспресс - выставке. Иногда таким образом отмечается долгожданный личный успех, далеко не лучший на фоне других, но очень значимый для автора. В правильно организованной среде дети проявляют чудеса терпимости и доброжелательности, комментируя работы друг друга, и искренне помогают советом, если их об этом просят. Автор может оставить свою работу на выставке на час, на день или на неделю - на его усмотрение. В момент, когда человек всеобщему вниманию предоставляет результат собственного творчества, он всецело доверяет миру. Именно доверие к миру, по утверждению известного психолога В.П.Зинченко, является базовым условием в доступе к информационным каналам обоих миров - личного и окружающего, внутреннего и внешнего.

Итогом обучения может стать творческий конкурс.

Работа объединения обязательно должна завершаться выставкой - праздником Искусства. Так дети почувствуют свою причастность к миру искусства и поймут, что искусство находится в зоне ближайшего доступа, стоит лишь проявить желание.

Программа вариативна и предполагает индивидуальный подход















Организация контроля

Предполагается проведение входящего мониторинга на первом занятии. Итоговым мониторингом является выставка творческих работ учащихся.

Для оценки детских работ по уровню художественной выразительности применяется адаптированная методика Н. Лепской.

Каждый рисунок оценивается по следующим показателям:

  • самостоятельность - проявляется в выборе сюжета, содержание рисунка базируется на наблюдениях и впечатлениях автора;

  • динамика - рисунок передаёт динамические состояния персонажей или объектов изображения;

  • эмоциональность - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы;

  • выразительность - степень завершённости, «подробности» рисунка; интересная композиция, «единственность» облика персонажа или объекта изображения;

  • графичность и «цветность» - выразительность линий (для графических работ) и цвета (для живописных работ).

Первые два показателя (самостоятельность и динамика) направлены на выяснение личностных качеств обучающихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения воспитанника. Статика в рисунках детей говорит об отсутствии достаточно ясного плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков.

Показатель «эмоциональность» фиксирует эмоциональную отзывчивость учащегося на те жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а также отношение автора к изображаемому событию или персонажу.

Два последних показателя характеризуют достоинства продуктивной деятельности учащегося и относятся непосредственно к самому рисунку (к тому, что получилось, а не к тому, что задумывалось).

Говоря об объективности оценки проявления в рисунке творческой активности воспитанников, мы имеем в виду, что развитие происходит как во внешней деятельности, так и во внутренней. Если внешнюю деятельность педагогу оценить проще, так как она представлена в результатах деятельности ребёнка на занятии, его поведении, то внутреннюю деятельность оценить сложнее, так как в «продукте» она может быть представлена лишь незначительно. С другой стороны, внутренняя деятельность является основой деятельности внешней. Опыт наблюдения, переживания, сопоставления, опыт воображения и фантазии в той или иной степени воплощаются в продукте труда ребёнка.

Задача педагога - научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту работу. Определённо судить о процессах внутренней деятельности очень сложно, но необходимо, так как разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и воплощением в реальном продукте зачастую бывает довольно значителен.

Краткое время лагерной смены вряд ли сколько-нибудь заметно повлияет на уровень художественного развития детей - это процесс длительный. Однако можно предположить, что занятия в объединении наверняка оставят позитивный след в душе и сознании ребёнка, а значит, повлияют на уровень художественной выразительности его рисунков.

Критерии оценки детских рисунков по уровням художественной выразительности

уровень

тип

Критерий оценки

замысел

рисунок

Уровень художественной

выразительности

1

Замысел оригинальный, динамика,

эмоциональность,

художественное обобщение

Разнообразие графических

средств выразительности, пропорции, светотень

2

Отмечаются все показатели,

что и для первого типа, но

они менее яркие.

Почти все показатели, что и для

первого типа, но они менее ярко

выражены.

Уровень «фрагментарной»

художественной выразительности

3

Все показатели на уровне 2

типа, но нет

художественного обобщения

Нет перспективы,

не соблюдаются пропорции,

схематичность отдельных

изображений

4

Замысел оригинальный,

основан на наблюдениях, но

не предполагает динамики и

эмоциональности

Может хорошо передавать

пропорции, пространство,

тоновое разнообразие

Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но

слабо основан на

наблюдениях

Схематичность, нет попыток

передать пространство и

пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный

К самому высокому уровню - «уровню художественной выразительности» относятся рисунки двух типов. Первый тип - это рисунки, в которых проявилась самостоятельность ученика в выборе содержания рисунка, где ученик выходит на уровень художественного обобщения, яркую эмоциональную выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка и где ученик владеет навыками художественно - графической выразительности.

Рисунки второго типа отличаются той же степенью художественного обобщения, что и первый. В них просматриваются эмоциональная выразительность, динамика, но уровень художественного воплощения самого рисунка ниже, чем в рисунках первого типа. Уровень «художественности» в этих рисунках определяется уровнем творческой работы в сфере замысла.

Второй уровень мы называем «уровнем фрагментарной художественной выразительности». К этому уровню относятся рисунки третьего и четвёртого типа. Рисунки третьего типа имеют следующие характерные признаки. Рисунок выполнен по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных или динамических состояний объектов изображения, но автор не выходит на художественное обобщение, а художественно - графические средства выразительности не соответствуют развитой форме его замысла.

К этому же уровню мы относим рисунки четвёртого типа, когда ученик владеет довольно развитой формой художественно - графической выразительности (передаёт пространство, пропорции, владеет композиционными навыками), но замысел его рисунка не имеет развитой формы: содержание рисунка не предполагает передачу эмоциональных и динамических состояний объектов изображения.

Третий уровень рисунков - это «уровень дохудожественности». К нему относятся рисунки пятого типа, когда замысел ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой формы, не предполагает передачу динамических и эмоциональных состояний. Уровень владения художественно - графическими средствами нельзя назвать выразительными: есть изображение, но нет «выражения». К шестому типу третьего уровня мы относим все рисунки, когда ученик идёт по пути копирования, тиражирования, репродуцирования, не проявляя самостоятельности в выборе содержания рисунка.







Литература


Нормативные документы:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014).

2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

3. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 01.04.2003).

4. Приказ Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468)

5. Авторская программа «Волшебные краски», утверждёна экспертным советом ГМК (Выписка из приказа № 140 ГУО Администрации г.Абакана от 23.04.2012 «Об утверждении инновационных программ».


Для педагога:

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.; Изобразительное искусство, 1985. 152 с.

  2. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике»/ Шалва Амонашвили - Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.

  3. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988. - 496 с.: ил.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология \ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с. ил.

  6. Майкл Сандерс Рисуем гуашью/ Michael Sanders Gouache - пер. с англ. Издательство «Кристина - новый век», 2006

  7. Макарова Е.Г. «Освободите слона!» (Воспитание средствами искусства). - М.: Знание, 1985. - 80 с.

  8. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. / Е. Г. Макарова - М,: Школа - пресс, 1996.

  9. Морозов Е.М. Живопись и рисунок гуашью. Самоучитель / Е. М. Морозов - М.: Эксмо, 2006. - 72 с.: ил

  10. Неменский Б.М. Педагогика искусства. /Б.М.Неменский - М.: Просвещение, 2007

  11. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под рук. и ред. Б.М.Неменского/ м.: Просвещение 2005 - 140 с.

  12. Ольга Шматова Самоучитель по рисованию гуашью. - М.: Изд - во Эксмо , 2007. - 80 с. ил. - (Классическая библиотека художника).



Для детей:


  1. Каменева Е. «Какого цвета радуга» - М.: «Детская литература», 1987

  2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996. - 96 с.: цв. ил.

  3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.2. . Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.: цв. ил.

  4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.: цв. ил.

  5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1996. -80 с.: цв. ил.

  6. Школа изобразительного искусства: в десяти выпусках; 3-е изд., испр. и доп./ А.Н.Буйнов, Е.М.Елизарова, Б.В.Иогансон и др. - М.: Изобраз. искусство,1988. -160с.: ил.

  7. Я учусь рисовать Пособие для школьников. - Минск: Изд. «Юнипресс», 2005

  8. Величайшие творения человечества сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков - М.:Педагогика, 1983

  9. 100 великих музеев мира. Сост. Н.А.Ионина. - М.: Изд. «Вече», 1999

Приложение 1

Некоторые идеи для творческих работ

.

  1. «Путешествие»

Ответь на вопросы: куда можно путешествовать? В лес, на реку, на дачу, в другие страны, в прошлое или будущее, в Космос и т.д.

Каким транспортом можно путешествовать? Транспортом может быть: автомобиль, корабль, ковёр-самолёт, лошадь, верблюд, жираф, звездолёт, машина времени и т.д.

С кем ты отправишься в путешествие? Зачем?

  1. «Экскурс в историю»

В воображении переносимся во времени, выбираем страну, эпоху, исторический или сказочный сюжет для композиции.

Автопортрет в исторической эпохе: вообрази и изобрази себя в роли исторического персонажа - юного русского князя, славянской девочки, сына монгольского хана и т. д.

  1. «Моя семья»

Праздники в твоей семье. Выходной - дома, на природе, на даче и т.д. Портреты членов семьи - индивидуальные и групповые.

  1. «Я себе построю дом»

Представь, что ты - архитектор собственного дома. Изобрази проект своего дома. В каком месте ты бы его построил? Что будет на территории возле дома: фонтан, качели, сад, огород, бассейн, песочница для младших детей… Изобрази жителей дома: кто они, чем заняты?

  1. «Заповедная страна»

Представь, что у тебя есть возможность создать заповедник. Каких животных ты бы там поселил, как организовал бы передвижение по заповеднику посетителей?

  1. «Мир морей и океанов»

  2. «Прошлое планеты Земля»

Нарисуй, как выглядела наша планета в разные периоды своей истории. Что было на территории твоего населённого пункта миллион лет назад?

  1. «Мой город в будущем»

Изобрази архитектурный облик твоего города в отдалённом будущем. Изучи новейшие архитектурные идеи и придумай свой проект.

  1. «Мои друзья и Я»

  2. «Моё любимое Дело»

Ты посещаешь театральную или танцевальную студию, художественную или музыкальную школу, спортивную секцию? Ты любишь своё дело и отдаёшь ему всё свободное время? Нарисуй, как это здорово - делать что-то с душой.

  1. «Мой мир»

У каждого человека есть главное богатство - его внутренний мир. Загляни в него и нарисуй всё лучшее, что там есть.









Приложение 2

Великие - об искусстве.

Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи корнем всей науки.

Микеланджело


Рисунок - это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это ещё и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка.

Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом.

Жан Огюст Доминик Энгр


Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстаёт перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка неосязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости!

Эжен Делакруа


Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.

К.Петров - Водкин

Композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину.

Л.Б.Альберти


Великая цель искусства - потрясать воображение, поэтому художник не должен подчёркивать те средства, которыми о это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.

Д.Рейнольдс


Утверждение, что композиция не подлежит научно - методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.

А. Дейнека


Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно сконцентрировать всё самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом композиции.

К.Юон


Литературный ряд.


Н.Заболоцкий


ОДИНОКИЙ ДУБ


Дурная почва: слишком узловат

И этот дуб, и нет великолепья

В его ветвях. Какие - то отрепья

Торчат на нём и глухо шелестят.


Но скрученные намертво суставы

Он так развил, что, кажется, ударь -

И запоёт он колоколом славы,

И из ствола закапает янтарь.


Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один.

1957


С. Есенин

***

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.


Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.


Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.


Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

1914
















И.Бунин


ЗОЛОТОЙ НЕВОД


Волна ушла - блестят, как золотые,

На солнце валуны.

Волна идёт - как из стекла литые,

Идут бугры волны.


По ним скользит, колышется медуза,

Живой морской цветок…

Но вот волна изнемогла от груза

И пала на песок,


Зеркальной зыбью блещет и дробится,

А солнце под водой

По валунам скользит и шевелится,

Как невод золотой.

< 1903-1906 >


К.Д.Бальмонт


НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ


Мы говорим на разных языках.

Я свят весны, а ты усталый холод.

Я златоцвет, который вечно молод,

А ты песок на мёртвых берегах.


Прекрасна даль вскипающего моря,

Его простор играющий широк.

Но берег мёртв. Измыт волной песок.

Свистит, хрустит, с гремучей влагой споря.


А я живу. Как в сказочных веках,

Воздушный сад исполнен аромата.

Поёт пчела. Моя душа богата.

Мы говорим на разных языках.














Н.Заболоцкий

ДЕТСТВО


Огромные глаза, как у нарядной куклы,

Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,

Доверчиво-ясны и правильно округлы,

Мерцают ободки младенческих зениц.

На что она глядит? И чем необычаен

И сельский этот дом, и сад, и огород,

Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,

И что-то вяжет там, и режет, и поёт?

Два тощих петуха дерутся на заборе,

Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.

А девочка глядит. И в этом чистом взоре

Отображён весь мир до самого конца.

Он, этот дивный мир, поистине впервые

Очаровал её, как чудо из чудес,

И вглубь души её, как спутники живые,

Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.

И много минет дней. И боль сердечной смуты. И счастье к ней придёт. Но и жена и мать,

Она блаженный смысл короткой той минуты

Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.

1957

































С. Соловьёв

МОНОЛОГ СОЛНЦА


Я зацеплюсь за кроны ив,

Чтоб дольше освещать дорогу

Всем тем, кто доверяет богу,

И даже тем, кто супротив.


Не жаль мне яркого огня,

Не жаль мне искреннего света.

Какая чудная планета

Вращается вокруг меня!

Я спрячусь в голубой реке

Огромной золотистой рыбой.

Ну, сколько можно сонной глыбой

Висеть в пространстве на крюке?


Здесь вечно абсолютный нуль,

Здесь звёзд безжалостные сплетни…

А там - прекрасный вечер летний,

А там бесчинствует июль.


Вдруг затеряюсь в облаках,

Любуясь тёмно-синей тучей.

Какой великолепный случай

Мне радугу зажечь в руках!


И золотым дождём слечу

На изнывающую сушу,

И, проникая в ваши души,

Их навсегда позолочу.


Я зацеплюсь за кроны ив,

Я спрячусь в голубой реке,

Вдруг затеряюсь в облаках…


2006















© 2010-2022