• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • «Новейшие технологии нейтрализации учебного стресса и оздоровления школьников в условиях учреждения дополнительного образования»

«Новейшие технологии нейтрализации учебного стресса и оздоровления школьников в условиях учреждения дополнительного образования»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУЗСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« ШКОЛА ИСКУССТВ»



«Новейшие технологии нейтрализации учебного стресса и оздоровления школьников в условиях учреждения дополнительного образования»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД



Тема:





«Новейшие технологии нейтрализации учебного стресса и оздоровления школьников в условиях учреждения дополнительного образования»





Преподаватель художественного отделения МАОУ ДОД «Школа искусств» Рузского района Московской области Андреева Светлана Александровна



Московская область

2015 год





«Новейшие технологии нейтрализации учебного стресса и оздоровления школьников в условиях учреждения дополнительного образования»

Методические рекомендации

Всем известно, что обучение в современной школе - это крайне энергозатратный процесс. В процессе обучения школьники испытывают разного рода физические и интеллектуальные перегрузки. Между тем, никто и нигде специально не обучает учащихся искусству восстановления сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье.

Так сложилось, что на сегодняшний день методы эффективного обучения, развития и коррекции личности оторваны от реального педагогического процесса и реализуются в основном специалистами-психологами. На повестке дня стоит задача интеграции усилий педагогики и психологии, прежде всего, в сфере того, чтобы реализовать знания и возможности психологической науки в повседневной педагогической практике. Психопедагогика - ещё очень молодая наука. Но она уже сейчас готова предложить ряд эффективных методов и приёмов, которые способны, если не полностью ликвидировать, то хотя бы частично нейтрализовать негативные влияния на здоровье школьников. Именно такие - здоровьесберегающие - методы и приёмы я стараюсь использовать на своих занятиях. По моему мнению, в системе дополнительного образования педагог располагает бóльшими возможностями использования в своей работе новейших техник по преодолению стрессов, возникающих у школьников, чем учитель общеобразовательной школы.

В наши творческие объединения дети приходят либо после школьных занятий, либо перед ними, и педагог дополнительного образования может помочь ребёнку сбросить накопившееся напряжение и расслабиться, либо взбодриться, настроиться на «волну» активной деятельности, в том числе и умственной.

Учебный стресс - это разновидность обычного стресса, который включает в себя все компоненты (физиологический, информационный и эмоциональный), так как появляется в результате деятельности, имеющей отношение к телу, интеллекту и эмоциям учащегося:

  • ребёнку нравится бегать и прыгать - его ограничили в движении (физический аспект стресса);

  • ребёнку нравится задавать вопросы и искать ответы - ему предлагают просто запомнить и что-то делать «как я сказала» (информационный аспект стресса).

  • ребёнку хочется, чтобы его принимали таким, каков он есть, - он находится под постоянной оценкой (эмоциональный аспект стресса)

Учебный стресс - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста.

Физические последствия учебного стресса: общее напряжение мышц, дрожь, спазмы, высокое давление, затруднение дыхания, излишняя потливость.

Учебный стресс - это, как правило, очень долгое воздействие негатива, из которого нет возможности выйти. Бунт исключён. Поэтому психосоматические заболевания (болезни горла, желудка, сердца и сосудов и т. п.) не являются редкостью в школьной среде.

Психологические последствия учебного стресса: ощущение постоянного беспокойства, раздражительность, гневливость, агрессивность, невозможность сосредоточиться, чувство недовольства всем и вся, беспомощность, перекладывание ответственности за происходящее на других, сложности в обучении, минимизация общения, потеря интереса к своему внешнему виду и т. п.

Выполнение специальных упражнений для восполнения физических и психических ресурсов организма ребёнка, к сожалению, пока не входит в повседневную школьную жизнь, за исключением утренней физзарядки, которая призвана «разбудить» зевающего по утру ученика. Но для большей части детей эта проблема не столь актуальна, так как зарядке предшествует 10-15-минутная прогулка или пробежка от дома до школы. Мой сын - пятиклассник утверждает, что десятиминутная прогулка быстрым шагом до школы его бодрит, а вот следующая за этим обязательная зарядка, существенно ухудшает его самочувствие. Думаю, что это происходит ещё и по той причине, что зарядку в классе проводят либо сами учащиеся, либо педагоги-предметники, а не учителя физвоспитания, и ни о каком продуманном комплексе упражнений речи быть не может.

Очень хочется верить в то, что когда-нибудь обучение в школе станет по-настоящему здоровьесберегающим и гуманным по отношению к обучающимся. Здоровьесбережение и защита прав учителя тоже должны стоять не на последнем месте, но это, как говорится, тема для отдельной беседы. Я же предлагаю педагогам дополнительного образования начать помогать нашим школьникам уже сейчас, используя методы и приёмы системы психофизической саморегуляции на своих занятиях.

В своей основе методы системы психофизической саморегуляции (СПС) воздействуют на тело, сознание и подсознание человека. Техники СПС просты процессуально, их может повторить самостоятельно любой из педагогов и обучающихся, они ограничены временными рамками и очень действенны по конечному результату. Система включает в себя работу с дыханием, телом и сознанием. Особенно эффективна СПС для работы с физиологическим и эмоциональным аспектами учебного стресса.

Что привело меня, как педагога, к использованию этих техник? Ведь занятия хореографией сами по себе являются отличной «стрессотерапией». Равномерные физические нагрузки снимают излишнее напряжение, способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в её состоянии. Согласование красивых движений с музыкой доставляет детям эстетическое удовольствие, поднимает настроение. Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания.

С другой стороны, это всё-таки, занятия, на которых ребёнку необходимо быть дисциплинированным, усваивать определённый программный материал, а значит - быть внимательным и собранным. Хочется заслужить похвалу педагога и не подвести товарищей, так как от каждого участника коллектива зависит слаженность исполнения концертного номера. Следовательно, вновь возникает напряжение? Отчасти - да, ведь дети не устают только тогда, когда у них есть возможность свободного, спонтанного самовыражения. Импровизировать под музыку они могут сколько угодно, но на одной импровизации добиться эффективности от занятий невозможно. Поэтому я попробовала применить в своей работе такой способ снятия напряжения, как работа с дыханием. Умело используя различные техники воздействия на своё дыхание, мы можем менять своё настроение, улучшать своё состояние, успокаиваться или, наоборот, входить в рабочий режим. Глубокое замедленное дыхание позволяет нам расслабиться, а частое и поверхностное, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм.

Для примера приведу несколько дыхательных техник, которые использую во время занятий для снятия напряжения.

Дыхательные упражнения

  • Попробуйте посчитать свои вдохи и выдохи - просто сосредоточьтесь на этом.

  • Сделайте глубокий вдох носом на 4 счёта, одновременно поднимая руки через стороны вверх, затем на 4 счёта выдох через рот, опуская руки через стороны вниз. Повторите три-четыре раза.

  • Подышите так, чтобы выдох стал длиннее вдоха примерно в два раза.

Техника «Дыхание треугольником»

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы треугольником. Тем, у кого особенно богатое воображение, можно попробовать представить, что воздух, который вы вдыхаете и выдыхаете голубого цвета. Подышите голубым цветом одну минуту.

Техника «Волна»

Сделайте глубокий вдох, сначала с акцентом на выпячивании живота, а затем - на подъёме груди. Задерживать дыхание на пике подъёма груди нужно не больше чем на 1-2 секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался длиннее вдоха.

Затем нужно повторить цикл (максимально пять раз).

Подобное дыхание занимает очень мало времени, и уже через 1-3 вдоха вы уже можете почувствовать, что расслабились.

Помимо дыхательных техник существует множество способов снятия напряжения путём работы с телом. На занятиях мы используем пальчиковую гимнастику и игровой самомассаж (для самых маленьких), а для детей постарше - упражнения по методике су-джок и аюрведы. Чтобы не пугать читателя подобными названиями и показать, как это просто, приведу два примера упражнений.

Упражнение по методике су-джок

Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой. Делайте движения вверх - вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой руки. Далее вам нужно соблюдать ту же последовательность: сначала - палец на левой руке, затем - на правой. После того, как вы дойдёте до больших пальцев, всю процедуру можно повторить.

Уже через несколько минут вы почувствуете, что организм стал работать иначе: изменился ритм дыхания, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете также заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад.

Упражнение по методике аюрведы

Упражнения из арсенала аюрведы помогают набрать энергию, предотвратить сердечный приступ, снять головную боль и многое другое. Основана эта техника на замыкании энергетических каналов человека в определённой последовательности.

Сядьте и постарайтесь расслабиться. Соедините подушечки указательных пальцев обеих рук с подушечками больших пальцев и посидите так 5 минут. Остальные пальцы должны быть выпрямлены, кончик языка прижат к верхнему нёбу. Глаза закрыты.

Это упражнение помогает снимать эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство. Обращаться к этому способу нужно многократно, но эффект стоит того. Даже самые перевозбуждённые дети успокаиваются и могут продолжать заниматься со «свежими силами».

Очень важным компонентом в системе здоровьесбережения, которому я уделяю большое внимание на занятиях (да и просто в повседневной жизни), является соблюдение питьевого режима как детьми, так и самим педагогом.

Вода играет огромную роль в организме человека:

  • доставляет кислород в клетки;

  • обеспечивает гидратацию клетки;

  • служит амортизатором для костей и суставов;

  • регулируют температуру тела;

  • выводит из организма отходы жизнедеятельности;

  • вымывает из организма токсины;

  • предотвращает адгезию (слипание) клеток;

  • участвует в выработке гидроэлектроэнергии;

  • ускоряет процессы регенерации в организме

На сегодняшний день науке известно, что если содержание воды в организме понизится всего на 2%, то мы почувствуем сильную усталость. Если содержание воды упадёт на 10%, то нас ожидают серьёзные проблемы со здоровьем.

На прилавках отечественных книжных магазинов появилась новинка, произведшая эффект разорвавшейся бомбы в медицинских кругах. Правда, за рубежом эта «бомба» разорвалась ещё тридцать лет назад, когда доктор медицины Фирейдон Батмангхелидж опубликовал результаты своих первых исследований о воде (Доктор медицины Ф. Батмангхелидж (1931- 2004) - автор книг «Ваше тело просит воды», «Вода для здоровья», «Вы не больны, у вас жажда» и др. Познакомиться с работами доктора Ф. Батмангхелиджа можно на сайте WaterCur.com.).

Концептуально его исследования держатся на четырёх китах: он последовательно развенчивает четыре основных постулата, на которые опирается официальная медицина:

  1. первой ложной предпосылкой Ф. Батмангхелидж считает мнение о том, что только сухость во рту может считаться признаком потребности организма в воде;

  2. второй ложной предпосылкой учёный считает мысль о том, что вода является лишь «транспортным средством» для различных полезных веществ;

  3. третья ложная предпосылка, по его мнению, в том, что вода является доступным ресурсом для человека, а, следовательно, человеческий организм просто не может страдать обезвоживанием;

  4. четвёртая ложная предпосылка - идея о том, что любая жидкость может заменить воду.

Если говорить о внешних проявлениях обезвоживания у школьников, то мы с ними хорошо знакомы и можем наблюдать их достаточно часто. Мы можем видеть сонливость ребёнка, невнимательность, невозможность сосредоточиться, невосприимчивость к замечаниям и т. п. Тяга к сладкому, характерная для детей, тоже выдаёт симптом обезвоживания. Глюкоза, которая появляется при расщеплении сладкого, вступает в реакции организма, подменяя обычную воду.

Подробнее обо всех этих процессах можно прочесть в книгах вышеуказанного автора, а я приведу краткие рекомендации по приёму воды, которых придерживаюсь сама, рекомендую детям, их родителям и своим коллегам - педагогам.

  • На один килограмм веса человеку рекомендуется выпивать 30 мл воды в сутки

  • (в среднем взрослому человеку от 2 литров).

  • Избегайте напитков, обладающих мочегонными свойствами (кофе, чай, газированная вода с сиропом).

  • Начинайте день с 0,5 - 0,3 литра воды, чтобы насытить организм водой после сна.

  • Пейте воду в течение всего дня с равными интервалами, не дожидаясь, пока вам захочется пить.

Жажда - это признак того, что обезвоживание уже достигло значительной степени.

  • Возьмите за правило постоянно носить с собой бутылку воды.

  • Потейте. Это очищает лимфатическую и кровеносную системы, выводит из организма токсины.

  • Пейте ещё больше, когда болеете.

  • Увеличивайте количество выпиваемой воды в те дни, когда активно занимаетесь физическим трудом.

  • При занятии интеллектуальной деятельностью пейте обязательно, т. к. мозг чувствительнее всех органов реагирует на обезвоживание.

Последний пункт имеет прямое отношение к учебному стрессу. Мозг работает усиленно, и вода, являющаяся главным энергетическим источником обеспечения мыслительных процессов, убывает очень быстро. Поэтому водный запас необходимо постоянно обновлять.

Как это сделать практически? Наверное, нужно начинать с просветительской работы с родителями и детьми. Далее возможны варианты. Это могут быть стационарные установки воды или просто бутылочки с водой, которые дети могут приносить с собой. Придётся соблюсти только одно условие: вода не должна быть кипячёной. Варёная вода мертва. К счастью, в продаже имеется богатый ассортимент бытовых фильтров для доочистки водопроводной воды. И, конечно, никаких лимонадов и «газировок», по крайней мере, на моих занятиях - эти жидкости ведут себя в организме совсем не так, как натуральная вода.

Инновационным в своей методике я считаю уже просто то, что я вообще разрешаю детям пить воду во время занятий хореографией. Во времена моего детства, педагоги строго-настрого запрещали нам пить воду не только во время, но и сразу после занятий. Встречаются танцевальные школы, в которых детям запрещают пить воду и по сей день.

Подводя итог, подчеркну, что в условиях учреждения дополнительного образования педагог, помимо обучающих и воспитательных задач, может и должен ставить перед собой и задачи валеологические. В условиях современного, стремительно меняющегося мира, очень важно уделять большое внимание не только творческому, эстетическому и физическому развитию ребёнка. Не менее важно научить его сознательно относиться к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни, научить простейшим приёмам саморегуляции. Использование как проверенных временем, так и новейших технологий нейтрализации учебного стресса в повседневной педагогической практике, позволяет нам способствовать здоровьесбережению и общему оздоровлению школьников.

Список литературы:

  1. Батмангхелидж, Ф. Ваше тело просит воды [Текст] /Ф.Батмангхелидж; пер. с англ. Е. А. Бакушева. - Минск.: Попурри, 2008.-205 с.

  2. Батмангхелидж, Ф. Вы не больны, у вас жажда [Текст] / Ф.Батмангхелидж; пер. с англ. Е. А. Бакушева. - Минск.: Попурри, 2008.-320 с.

  3. Онишина, В.В. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьников: Практическое пособие [Текст] / Авт.-сост. В.В. Онишина. - М.:АРКТИ, 2008. - 152 с.



© 2010-2022