- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительного искусства «Русские прялки»
Урок изобразительного искусства «Русские прялки»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Теряева Г.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5 класс «Изобразительное искусство»
Название общей темы. Древние корни народного искусства.
(по программе Б. М. Неменского)
Тема урока. Русские прялки.
Цели урока:
1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно - тематической композиции в её украшении.
2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Проект урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время
Организационный момент.
Целеполагание
Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места
Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола
2 мин
Беседа о русских прялках
Объяснение темы
Участие в обсуждении нового материала
5 мин
Просмотр слайдов
Показ слайдов (типы прялок)
Обзор слайдов
2 мин
Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи
Участие детей в закреплении материала
2 мин
Постановка художественной задачи
Объяснение поставленной задачи
Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов
1 мин
Практическое выполнение задания.
Обход и контроль за выполнением задания
Практическая деятельность обучающихся
25 мин
Подведение итогов и обсуждение работ
Организация выставки работ
Участие в обсуждение работ
2 мин
Домашнее задание
Запись домашнего задания на доске
Запись в дневниках
1 мин
Стенограмма.
Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Оборудование и материалы.
1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Подведение итогов.
Ход урока
Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения - состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца - горизонтального сиденья для пряхи.
Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-
писал А. С. Пушкин
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 - 8 лет.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня).
Выполнение эскиза русской прялки.
В процессе самостоятельной работы проводится обход.
Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.