- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа 7 кл
Рабочая программа 7 кл
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маревич .С. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители (учебно-творческое задание) | Цифровые образовательные ресурсы | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Изображение фигуры человека и образ человека (8часов) | ||||||||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа | Изображение человека в древних культурах Египта Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Др. Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека Античные изображения фигуры человека Мирон «Дискобол» | Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства | зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека (карандаш М, фломастер) |
|
|
|
|
2 | Входная контрольная работа (15 мин) Пропорции и строение фигуры человека | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков индивидуальная работа | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции постоянные для фигуры человека , и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека | Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека. Уметь выполнять изображение фигуры человека . | Экспресс-выставка работ и их анализ. Ответить на вопрос «Что определяет красоту фигуры человека?» (соразмерность её частей) Выполнение фризовой композиции с изображением шествий Материалы: карандаш, бумага, формат А4. Для аппликации- цветная бумага, клей, ножницы | Презентация «Пропорции фигуры человека» | Работа над проектом «Великие скульпторы XIX- начала ХХ веков» |
|
|
3 | Анализ контрольной работыПропорции и строение фигуры человека | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков индивидуальная работа | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции постоянные для фигуры человека , и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека | Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека. Уметь выполнять изображение фигуры человека . | Выполнение фризовой композиции с изображением шествий Материалы: карандаш, бумага, формат А4. Для аппликации- цветная бумага, клей, ножницы |
| Работа над проектом «Великие скульпторы XIX- начала ХХ веков» |
|
|
4 | Лепка фигуры человека | 1 | Комбинированный урок. Индивидуальная практическая работа | Виды скульптуры Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Беседа по произведениях художников скульпторов Миронова, Поликлета, Донателло, Мухиной | Знать виды скульптуры, материалы и выразительные средства скульптуры; представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело). Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать с выбранным материалом, используя его выразительные возможности (пластилин) | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества Выполнение работы -лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта).Выразительность пропорций и движений Материалы: пластилин, глина. |
| Продолжение работы над проектом. |
|
|
5 | Лепка фигуры человека | 1 | Комбинированный урок. Индивидуальная практическая работа | Виды скульптуры Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Беседа по произведениях художников скульпторов Миронова, Поликлета, Донателло, Мухиной | Знать виды скульптуры, материалы и выразительные средства скульптуры; представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело). Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать с выбранным материалом, используя его выразительные возможности (пластилин) | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества Выполнение работы -лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта).Выразительность пропорций и движений Материалы: пластилин, глина. | Видеофильм «В музеях мира» | Завершение работы над проектом, оформление собранного материала ( текстовое описание, мультимедийная презентация) |
|
|
6 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 | Комбинированный урок. Индивидуальная практическая работа | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека. | Уметь работать графическими материалами, используя выразительные средства графики. Понимать значение соблюдения пропорций при изображении фигуры человека
| Просмотр и анализ работ Наброски с натуры фигуры человека -наброски одноклассников в разных движениях Ф.А4,карандаш,тушь,фломастер |
|
|
|
|
7 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Урок обобщение. Беседа | Человек-главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Изображение человека в европейском искусстве конца ХХ века. Восприятие произведений изобразительного искусства | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского мирового искусства | Выставка работ |
| Заочное путешествие в музей ИЗО |
|
|
Поэзия повседневности ( 8 часов) | ||||||||||
8 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков индивидуальная работа | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре | Уметь ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая. Древнегреческая вазопись -краснофигурная и чернофигурная, виды сосудов фрагменты древнеегипетских фризовых росписей | Роспись макета вазы с использование сюжетов древнегреческой вазописи (гуашь, акварель- черная и красная) большие и малые кисти, формат А3) |
|
|
| |
9 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Ознакомить с произведениями мастеров А.Венецианова «На жатве»,Э.Дега «Балетный класс», В.Перова «Тройка».Восприятие произведений искусства
| Знать понятия «жанр», живопись ,графика, скульптура, тематическая картина, бытовой, исторический и мифологический жанры, выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения (В.Ван-Гог). Уметь воспринимать произведения станковой живописи |
|
| Проектная деятельность на тему «Художники-передвижники» |
|
|
10 | Творчество А.Г.Веницианова и П.А.Федотова | 1 | комбинированный | Художественные направления XIX века : реализм. История развития бытового жанра в России. Творчество А.Веницианова и П.Федотова | Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (А.Веницианов). Уметь анализировать произведения станковой живописи | Анализ произведения бытового жанра |
| Работа над проектом |
|
|
11 | Бытовой жанр в искусстве передвижников. Третьяковская галерея | 1 | комбинированный | История создания Товарищества передвижников. Художник-выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество И.Крамского, И.Репина, В.Перова | Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И.Репин). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения бытового жанра | Презентация проекта по творчеству художника-передвижника. Ответить на вопрос: «Как вы понимаете выражение французского живописца К.Коро: «Я живу сердцем так же, как и глазами»? | Презентация «Художники-передвижники» | Дополнить список рассмотренных на уроке произведений В.Перова и И.Репина |
|
|
12 | Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) | 1 | Урок усвоения новых знаний | История создания галереи. П.М.Третьяков - человек, гражданин. ГТГ - крупнейший музей русского искусства в Москве | Знать крупные художественные музеи России. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре | Презентация на тему «Художники-передвижники». Ответить на вопросы по содержанию видеоматериала | Видеофильм «Музеи мира» |
|
|
|
13 | Сюжет и содержание в картине | 1 | Комбинированный Индивидуальная форма работы | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения
| Уметь применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе. Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведений изобразительного искусства
| Тождество и контраст (сравнительный анализ).Анализ и оценка результатов собственной художественной деятельности Выполнение композиционных набросков различных по сюжету, но на одну тему. |
|
|
|
|
14- | Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 | Урок творческого применения знаний, умений и навыков Индивидуальная форма работы | Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства | Работа над созданием композиции на темы жизни людей своего города в прошлом | Презентация по теме | Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Жизнь моей семьи» |
|
|
15 | Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 | Урок творческого применения знаний, умений и навыков Индивидуальная форма работы | Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства | завершение работы создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом |
| выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Жизнь моей семьи» |
|
|
16 | Жизнь каждого дня -большая тема в искусстве | 1 | Комбинированный Индивидуальная форма работы | Произведение искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю.Пименова, А.Пластова, А.Дейнеки | Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведения станковой живописи; работать в выбранном материале, применяя знания языка изобразительного искусства. Знать творчество советских художников и их произведения бытового жанра
| Выполнение композиции рисунков на темы: «Жизнь моей семьи»; «Жизнь людей на улицах города»
| Презентация по теме | Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Жизнь людей на улицах моего города» |
|
|
17 | Жизнь каждого дня -большая тема в искусстве | 1 | Комбинированный Индивидуальная форма работы | Произведение искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю.Пименова, А.Пластова, А.Дейнеки | Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведения станковой живописи; работать в выбранном материале, применяя знания языка изобразительного искусства. Знать творчество советских художников и их произведения бытового жанра
| Выполнение композиции рисунков на темы: «Жизнь моей семьи»; «Жизнь людей на улицах города»
|
| выполнение работы на тему «Жизнь людей на улицах моего города» |
|
|
18 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | комбинированный Индивидуальная или групповая работа | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник-это игра, танцы, песни, т.е. превращение обычного в необычное.
| Уметь передавать настроение праздника, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства; творчески работать в технике коллажа
| Выставка работ и выбор наиболее удачной (убедительно и образно обосновать свой выбор) Создание композиции в технике коллажа (гуашь, кисти, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей. формат А3)
|
| Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Карнавал» |
|
|
Великие темы жизни (10 часов) | ||||||||||
19 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Виды живописи Монументальная живопись эпохи Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII (Д.Веласкес, П.-П. Рубенс, Э.Делакруа). Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства | Знать виды живописи, выдающихся представителей зарубежного искусства. Уметь ориентироваться в основных явлениях искусства, воспринимать, произведения изобразительного искусства | тест |
|
|
|
|
20 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Урок усвоения новых знаний Беседа | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве Картина - философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. (на примере произведений В.Сурикова) | Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства (В.Суриков) и их основные произведения. Уметь воспринимать произведения станковой живописи | Выборочный просмотр материала Мини-сочинение на тему «Можно ли общаться с художником, если он жил в другую эпоху?» |
| Подобрать иллюстративный материал для работы над композицией на историческую тему |
|
|
21- | Процесс работы над тематической картиной | 1 | Урок практического применения знаний, умений, навыков
| Этапы создания картины: эскизы-поиски композиции ;рисунки, зарисовки и этюды -сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация .Выразительность детали | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. Знать основы изобразительной грамоты | Просмотр и анализ поисковых эскизов. Самоанализ процесса и результатов художественного творчества Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал по выбору |
|
|
|
|
22 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | Урок практического применения знаний, умений, навыков
| Этапы создания картины: эскизы-поиски композиции ;рисунки, зарисовки и этюды -сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация .Выразительность детали | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. Знать основы изобразительной грамоты | Просмотр и анализ поисковых эскизов. Самоанализ процесса и результатов художественного творчества Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал по выбору |
|
|
|
|
23- | Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры | 1 | комбинированный | Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублёв, Дионисий. Библейские темы в русском искусстве и в живописи Западной Европы | Знать выдающихся представителей изобразительного искусства Древней Руси и их произведения (А.Рублёв «Троица»). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения искусства Древней Руси; осознанно применять художественные материалы, используя их выразительные возможности и язык изобразительного искусства | Просмотр и анализ работ Выполнение композиции на библейские темы. Материал по выбору учащихся | Презентация по теме |
|
|
|
24 | Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры | 1 | комбинированный | Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублёв, Дионисий. Библейские темы в русском искусстве и в живописи Западной Европы | Знать выдающихся представителей изобразительного искусства Древней Руси и их произведения (А.Рублёв «Троица»). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения искусства Древней Руси; осознанно применять художественные материалы, используя их выразительные возможности и язык изобразительного искусства | Просмотр и анализ работ Выполнение композиции на библейские темы. Материал по выбору учащихся |
|
|
|
|
25 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | Комбинированный. Индивидуальная работа | Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Э.-М.Фальконе, «Медный всадник», И.Мартос, «Памятник Минину и Пожарскому»
| Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М.Фальконе, «медный всадник»). Уметь анализировать произведения монументальной скульптуры, творчески работать над предложенной темой, используя приобретенные знания | Фронтальный опрос Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою |
|
|
|
|
26 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | Комбинированный. Индивидуальная работа | Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Э.-М.Фальконе, «Медный всадник», И.Мартос, «Памятник Минину и Пожарскому»
| Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М.Фальконе, «медный всадник»). Уметь анализировать произведения монументальной скульптуры, творчески работать над предложенной темой, используя приобретенные знания | Фронтальный опрос Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою |
|
|
|
|
27 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.Дейнека, А.Пластов, Б.Неменский).Художник - творец - гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане | Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения. Уметь анализировать произведения станкового искусства. | Фронтальный опрос |
|
|
|
|
28 | Место и роль картины в искусстве ХХ века | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Традиции и новаторство в искусстве. Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века.(реализм, сюреализм и проявления постмодернизма). Творчество М.Шагала, П.Пикассо, С.Дали и др. | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства | Определить особенности языка предложенных произведений изобразительного искусства |
| Подобрать изображения различных шрифтов |
|
|
Реальность жизни и художественный образ (7часов) | ||||||||||
29- | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 | Урок творческого применения знаний, умений, навыков
| Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника. Известные иллюстраторы книги (В.Фаворский и др.) | Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики; применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе | Ответить на вопрос: «Есть ли у Вас любимая книга, оформленная известным художником?». Сгруппировать предложенные элементы оформления книги, выдержав единый стиль Работа над проектом оформления книги. Материалы по выбору учащихся
|
| Сбор необходимого литературного и зрительного материала для выполнения иллюстраций |
|
|
30 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 | Урок творческого применения знаний, умений, навыков
| Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника. Известные иллюстраторы книги (В.Фаворский и др.) | Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики; применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе | Ответить на вопрос: «Есть ли у Вас любимая книга, оформленная известным художником?». Сгруппировать предложенные элементы оформления книги, выдержав единый стиль Работа над проектом оформления книги. Материалы по выбору учащихся
|
| Сбор необходимого литературного и зрительного материала для выполнения иллюстраций |
|
|
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Комбинированный
| Разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Творческий характер зрительского восприятия . | Уметь анализировать содержание, образный язык, средства выразительности (линия, цвет, объем, композиция и др.) произведений изобразительного искусства разных жанров | Выборочный просмотр и оценка работ Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменно)
|
| Работа над проектом «Художники ХХ века» |
|
|
32 | История искусства и история человечества . Стиль и направления в изобразительном искусстве | 1 | Комбинированный
| Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира , свойственное людям данной культурной эпохи, страны. Направления в искусстве Нового времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений ХХ века. |
| Презентация проектов. Анализ и оценка результата проектной деятельности. Ответить на вопрос : «Что побуждает художника писать картину?» Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменно) |
|
|
|
|
33 |
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | комбинированный | Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника |
| Презентация проектов. Анализ и оценка результата проектной деятельности. Ответить на вопрос: «Что побуждает художника писать картину?» Мини-сочинение на тему «Мой любимый живописец» |
|
|
|
|
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Комбинированный | Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира | Знать крупнейшие художественные музеи России и мира. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре |
|
|
|
|
|