Рабочая программа 7 кл

Программа составлена на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9 классы. М «Просвещение» 2013 год. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного х...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители

(учебно-творческое задание)

Цифровые

образовательные ресурсы

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

Изображение фигуры человека и образ человека (8часов)

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Беседа

Изображение человека в древних культурах Египта Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Др. Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека

Античные изображения фигуры человека Мирон «Дискобол»

Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства

зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека (карандаш М, фломастер)





2

Входная контрольная работа

(15 мин)

Пропорции и строение фигуры человека

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

индивидуальная работа

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции постоянные для фигуры человека , и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека

Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека.

Уметь выполнять изображение фигуры человека .

Экспресс-выставка работ и их анализ. Ответить на вопрос «Что определяет красоту фигуры человека?» (соразмерность её частей)

Выполнение фризовой композиции с изображением шествий

Материалы: карандаш, бумага, формат А4. Для аппликации- цветная бумага, клей, ножницы

Презентация «Пропорции фигуры человека»

Работа над проектом «Великие скульпторы XIX- начала ХХ веков»



3

Анализ контрольной работыПропорции и строение фигуры человека

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

индивидуальная работа

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции постоянные для фигуры человека , и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека

Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека.

Уметь выполнять изображение фигуры человека .

Выполнение фризовой композиции с изображением шествий

Материалы: карандаш, бумага, формат А4. Для аппликации- цветная бумага, клей, ножницы


Работа над проектом «Великие скульпторы XIX- начала ХХ веков»



4

Лепка фигуры человека

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная практическая работа

Виды скульптуры Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Беседа по произведениях художников скульпторов Миронова, Поликлета, Донателло, Мухиной

Знать виды скульптуры, материалы и выразительные средства скульптуры; представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело).

Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать с выбранным материалом, используя его выразительные возможности (пластилин)

Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества

Выполнение работы -лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта).Выразительность пропорций и движений

Материалы: пластилин, глина.


Продолжение работы над проектом.



5

Лепка фигуры человека

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная практическая работа

Виды скульптуры Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Беседа по произведениях художников скульпторов Миронова, Поликлета, Донателло, Мухиной

Знать виды скульптуры, материалы и выразительные средства скульптуры; представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело).

Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать с выбранным материалом, используя его выразительные возможности (пластилин)

Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества

Выполнение работы -лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта).Выразительность пропорций и движений

Материалы: пластилин, глина.

Видеофильм «В музеях мира»

Завершение работы над проектом, оформление собранного материала ( текстовое описание, мультимедийная презентация)



6

Набросок фигуры человека с натуры

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная практическая работа

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Уметь работать графическими материалами, используя выразительные средства графики. Понимать значение соблюдения пропорций при изображении фигуры человека


Просмотр и анализ работ

Наброски с натуры фигуры человека -наброски одноклассников в разных движениях

Ф.А4,карандаш,тушь,фломастер








7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Урок обобщение.

Беседа

Человек-главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Изображение человека в европейском искусстве конца ХХ века. Восприятие произведений изобразительного искусства

Уметь ориентироваться в основных явлениях русского мирового искусства

Выставка работ


Заочное путешествие в музей ИЗО



Поэзия повседневности ( 8 часов)

8

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

индивидуальная работа

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре

Уметь ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая.

Древнегреческая вазопись -краснофигурная и чернофигурная, виды сосудов фрагменты древнеегипетских фризовых росписей

Роспись макета вазы с использование сюжетов древнегреческой вазописи

(гуашь, акварель- черная и красная) большие и малые кисти, формат А3)




9

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Ознакомить с произведениями мастеров А.Венецианова «На жатве»,Э.Дега «Балетный класс», В.Перова «Тройка».Восприятие произведений искусства


Знать понятия «жанр», живопись ,графика, скульптура, тематическая картина, бытовой, исторический и мифологический жанры, выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения (В.Ван-Гог). Уметь воспринимать произведения станковой живописи



Проектная деятельность на тему «Художники-передвижники»



10

Творчество А.Г.Веницианова и П.А.Федотова

1

комбинированный

Художественные направления XIX века : реализм. История развития бытового жанра в России. Творчество А.Веницианова и П.Федотова

Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (А.Веницианов).

Уметь анализировать произведения станковой живописи

Анализ произведения бытового жанра


Работа над проектом



11

Бытовой жанр в искусстве передвижников. Третьяковская галерея

1

комбинированный

История создания Товарищества передвижников. Художник-выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество И.Крамского, И.Репина, В.Перова

Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И.Репин). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения бытового жанра

Презентация проекта по творчеству художника-передвижника. Ответить на вопрос: «Как вы понимаете выражение французского живописца К.Коро: «Я живу сердцем так же, как и глазами»?

Презентация «Художники-передвижники»

Дополнить список рассмотренных на уроке произведений В.Перова и И.Репина



12

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

1

Урок усвоения новых знаний

История создания галереи. П.М.Третьяков - человек, гражданин. ГТГ - крупнейший музей русского искусства в Москве

Знать крупные художественные музеи России. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре

Презентация на тему «Художники-передвижники». Ответить на вопросы по содержанию видеоматериала

Видеофильм «Музеи мира»




13

Сюжет и содержание в картине

1

Комбинированный

Индивидуальная форма работы

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения


Уметь применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе.

Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведений изобразительного искусства


Тождество и контраст (сравнительный анализ).Анализ и оценка результатов собственной художественной деятельности

Выполнение композиционных набросков различных по сюжету, но на одну тему.





14-

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Индивидуальная форма работы

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства

Работа над созданием композиции на темы жизни людей своего города в прошлом

Презентация по теме

Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Жизнь моей семьи»



15

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

Урок творческого применения знаний, умений и навыков

Индивидуальная форма работы

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства

завершение работы создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом


выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Жизнь моей семьи»



16

Жизнь каждого дня -большая тема в искусстве

1

Комбинированный

Индивидуальная форма работы

Произведение искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра.

Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю.Пименова, А.Пластова, А.Дейнеки

Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведения станковой живописи; работать в выбранном материале, применяя знания языка изобразительного искусства. Знать творчество советских художников и их произведения бытового жанра


Выполнение композиции рисунков на темы: «Жизнь моей семьи»; «Жизнь людей на улицах города»


Презентация по теме

Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Жизнь людей на улицах моего города»



17

Жизнь каждого дня -большая тема в искусстве

1

Комбинированный

Индивидуальная форма работы

Произведение искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра.

Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю.Пименова, А.Пластова, А.Дейнеки

Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведения станковой живописи; работать в выбранном материале, применяя знания языка изобразительного искусства. Знать творчество советских художников и их произведения бытового жанра


Выполнение композиции рисунков на темы: «Жизнь моей семьи»; «Жизнь людей на улицах города»



выполнение работы на тему «Жизнь людей на улицах моего города»



18

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

1

комбинированный

Индивидуальная или групповая работа

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Праздник-это игра, танцы, песни, т.е. превращение обычного в необычное.


Уметь передавать настроение праздника, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства; творчески работать в технике коллажа


Выставка работ и выбор наиболее удачной (убедительно и образно обосновать свой выбор)

Создание композиции в технике коллажа (гуашь, кисти, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей. формат А3)



Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции на тему «Карнавал»



Великие темы жизни (10 часов)

19

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Виды живописи

Монументальная живопись эпохи Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII (Д.Веласкес, П.-П. Рубенс, Э.Делакруа). Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства

Знать виды живописи, выдающихся представителей зарубежного искусства. Уметь ориентироваться в основных явлениях искусства, воспринимать, произведения изобразительного искусства

тест





20

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Урок усвоения новых знаний

Беседа

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве Картина - философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. (на примере произведений В.Сурикова)

Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства (В.Суриков) и их основные произведения. Уметь воспринимать произведения станковой живописи

Выборочный просмотр материала

Мини-сочинение на тему «Можно ли общаться с художником, если он жил в другую эпоху?»


Подобрать иллюстративный материал для работы над композицией на историческую тему



21-

Процесс работы над тематической картиной

1

Урок практического применения знаний, умений, навыков


Этапы создания картины: эскизы-поиски композиции ;рисунки, зарисовки и этюды -сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация .Выразительность детали

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. Знать основы изобразительной грамоты

Просмотр и анализ поисковых эскизов. Самоанализ процесса и результатов художественного творчества

Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал по выбору





22

Процесс работы над тематической картиной

1

Урок практического применения знаний, умений, навыков


Этапы создания картины: эскизы-поиски композиции ;рисунки, зарисовки и этюды -сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация .Выразительность детали

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. Знать основы изобразительной грамоты

Просмотр и анализ поисковых эскизов. Самоанализ процесса и результатов художественного творчества

Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал по выбору





23-

Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры

1

комбинированный

Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублёв, Дионисий. Библейские темы в русском искусстве и в живописи Западной Европы

Знать выдающихся представителей изобразительного искусства Древней Руси и их произведения (А.Рублёв «Троица»). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения искусства Древней Руси; осознанно применять художественные материалы, используя их выразительные возможности и язык изобразительного искусства

Просмотр и анализ работ

Выполнение композиции на библейские темы.

Материал по выбору учащихся

Презентация по теме




24

Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры

1

комбинированный

Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублёв, Дионисий. Библейские темы в русском искусстве и в живописи Западной Европы

Знать выдающихся представителей изобразительного искусства Древней Руси и их произведения (А.Рублёв «Троица»). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения искусства Древней Руси; осознанно применять художественные материалы, используя их выразительные возможности и язык изобразительного искусства

Просмотр и анализ работ

Выполнение композиции на библейские темы.

Материал по выбору учащихся





25

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Комбинированный.

Индивидуальная работа

Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Э.-М.Фальконе, «Медный всадник», И.Мартос, «Памятник Минину и Пожарскому»


Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М.Фальконе, «медный всадник»). Уметь анализировать произведения монументальной скульптуры, творчески работать над предложенной темой, используя приобретенные знания

Фронтальный опрос

Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою





26

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Комбинированный.

Индивидуальная работа

Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Э.-М.Фальконе, «Медный всадник», И.Мартос, «Памятник Минину и Пожарскому»


Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М.Фальконе, «медный всадник»). Уметь анализировать произведения монументальной скульптуры, творчески работать над предложенной темой, используя приобретенные знания

Фронтальный опрос

Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою





27

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве

1

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.Дейнека, А.Пластов, Б.Неменский).Художник - творец - гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане

Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения. Уметь анализировать произведения станкового искусства.

Фронтальный опрос





28

Место и роль картины в искусстве ХХ века

1

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Традиции и новаторство в искусстве. Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века.(реализм, сюреализм и проявления постмодернизма). Творчество М.Шагала, П.Пикассо, С.Дали и др.

Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства

Определить особенности языка предложенных произведений изобразительного искусства


Подобрать изображения различных шрифтов



Реальность жизни и художественный образ (7часов)

29-

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Урок творческого применения знаний, умений, навыков


Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника. Известные иллюстраторы книги (В.Фаворский и др.)

Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики; применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе

Ответить на вопрос: «Есть ли у Вас любимая книга, оформленная известным художником?». Сгруппировать предложенные элементы оформления книги, выдержав единый стиль

Работа над проектом оформления книги. Материалы по выбору учащихся



Сбор необходимого литературного и зрительного материала для выполнения иллюстраций



30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Урок творческого применения знаний, умений, навыков


Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника. Известные иллюстраторы книги (В.Фаворский и др.)

Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики; применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе

Ответить на вопрос: «Есть ли у Вас любимая книга, оформленная известным художником?». Сгруппировать предложенные элементы оформления книги, выдержав единый стиль

Работа над проектом оформления книги. Материалы по выбору учащихся



Сбор необходимого литературного и зрительного материала для выполнения иллюстраций



31

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Комбинированный


Разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Творческий характер зрительского восприятия .

Уметь анализировать содержание, образный язык, средства выразительности (линия, цвет, объем, композиция и др.) произведений изобразительного искусства разных жанров

Выборочный просмотр и оценка работ

Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменно)



Работа над проектом «Художники ХХ века»



32

История искусства и история человечества . Стиль и направления в изобразительном искусстве

1

Комбинированный


Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира , свойственное людям данной культурной эпохи, страны. Направления в искусстве Нового времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений ХХ века.


Презентация проектов. Анализ и оценка результата проектной деятельности. Ответить на вопрос : «Что побуждает художника писать картину?»

Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменно)





33


Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

комбинированный

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника


Презентация проектов. Анализ и оценка результата проектной деятельности. Ответить на вопрос: «Что побуждает художника писать картину?»

Мини-сочинение на тему «Мой любимый живописец»





34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Комбинированный

Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира

Знать крупнейшие художественные музеи России и мира. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре






© 2010-2022