- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Равилова Л.Г. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Бирская детская школа искусств им. М.З. Баширова муниципального района
Бирский район Республики Башкортостан
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету «Живопись»
на тему: «Наброски с фигуры человека».
Преподаватель: Равилова Л.Г.
МАОУ ДОД ДШИ им. М. Баширова
2015г.
Наброски с фигуры человека.
Цель:
Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.
Развивающая: развитие композиционного мышления и умения лаконично изображать рисунок фигуры человека, развитие навыков овладения техникой рисования, выработке точного в решении проблемы соподчинения всех элементов главному.
Обучающая: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков
Задачи:
-
Показать направления работы над наброском фигуры человека.
-
Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания.
-
Самостоятельное рисование краткосрочных набросков.
Оборудование для учеников: мольберты, наждачная бумага №0 или №1 (формат А4), сухая пастель, уголь, сангина, раздаточный материал, работы из методического фонда.для учителя - методические таблицы (скелет и мышечная система человека, пропорции людей разного возраста, этапы рисунка фигуры человека, схемы движений, наброски (сидящей фигуры), фотографии спортсменов, людей в легкой одежде, «живая модель».
Зрительный ряд: КБрюллов «Портрет И.А.Крылова», И.Репин «Портрет Композитора М.П.Мусорского», П.Корин «Потрет Маршала Г.К.Жукова»
Презентации:
1) «Портрет»: Антонис Ван Дейк «Портрет женщины»; Рембрант «Портрет старика еврея»; Рафаэль «Портрет Бальдассаре Катальоне»; А.Г.Венецианов «Захарка»; О.А.Кипренский «Портрет Е.В.Давыдова», «Портрет Д.Н.Хворостовой»; В.А.Топинин «Золотошвейка».
2) «Техника выполнения рисования человеческой фигуры».
Ход урока
-
Организация класса. Проверка готовности к уроку.
-
Вступительное слово о набросках.
Учитель. Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным.
Что же такое набросок?
Краткосрочный набросок - это монохромное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий промежуток времени. Передать мимолётное впечатление - сказать мгновению: "Остановись, ибо ты прекрасно!" - такова задача наброска.
Набросок существенно отличается от длительного рисунка, где имеются условия для детального изучения и последовательного постижения таких качеств как пропорции, светотень, тон, линия, объем, где не исключается возможность «срисовывания».
Основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:
-
Поиски психологической характеристики (особенно раскрытия внутреннего мира героев, напряжения их душевных и физических сил) - эмоциональная выразительность;
-
Выявление соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста и мимики.
Взаимоотношение психических процессов у рисующего - восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.
Рисование набросков имеет чрезвычайное значение. Прежде всего, воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски.
3. Работа над заданием.
1. Обсуждение натурной постановки: сидящий мальчик.
Учитель. Проведем анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела школьника по рисунку на методических таблицах. Посмотрим, как распределяется светотень на поверхности форм.
-Расскажите, что вы знаете о набросках и зарисовках в изобразительном искусстве.
-Какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки? (Карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью. Фломастером и др.)
- Можем ли сказать, что наша сегодняшняя работа может относиться к жанру портрета? (Условно, т.к. основное внимание будет уделяться фигуре, а не лицу.)
2. Практическая работа: рисунок сидящего мальчика.
Учитель демонстрирует последовательность рисунка фигуры (на методических таблицах, и мелками на листе наждачной бумаге).
4.Переходя к практической работе, еще раз вспомним основные задачи, выполняемые в работе с набросками
-
Рисовать быстро, стараясь сделать набросок в минимальный срок.
-
Рисовать как можно больше.
-
Не увлекаться подробностями, а стремиться передать лишь самые характерные особенности, пропорции, движение.
-
Избегать тушёвки.
-
Избегать ненужных штрихов, линий и стремиться к максимальной простоте изображения.
-
При изображении живой натуры рисовать лишь до тех пор, пока позволяет модель, а не заканчивать набросок от себя.
-
Если модель изменила положение, оставьте набросок в том виде, как он есть, и начните новый. Если модель продолжает оставаться в спокойном состоянии, - переходите от общего к подробностям и разработайте её настолько, насколько успеете.
-
Одновременно с набросками надо продолжать занятия с академическими рисунками, т. к. иначе наброски вместо того, чтобы воспитать ваш глаз и углубить вашу наблюдательность, могут приучить вас к поверхностному и легкомысленному отношению к форме предметов.
Этапы рисунка:
1) Определение общего расположения рисунка на плоскости листа бумаги. Вертикально расположенный лист делится осевой линией пополам. Вдоль этой линии определяем положение фигуры: намечаем вех головы, ее размер, движение спины от таза определяем росчерком одной линии, затем положение бедер, голени и ступней, движение рук. Весь рисунок ведется методом линеарного принципа создания изображения (то есть когда с помощью небольшого количества линий ограничивают контурные очертания формы предмета). Палочка, смоченная тушью, дает красивую, сочную линию; для карандаша характерна четкая, ясная, сухая линия. Поэтому выбор материала надо согласовать с тем впечатлением, которое производит изображаемая фигура: угловая ли она, или, наоборот, пластичная.
Очень важной особенностью наброска является его лаконизм. В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигу. За пропорциями, соотношением частей и целого в рисунке надо внимательно следить. Общая установка при выполнении быстрых рисунков: в максимально короткий срок оценить характерные особенности изображаемого объекта и быстро изобразить его с помощью скупых графических средств.
2) Прорисовка очертаний всех основных частей фигуры школьника, уточнение.
3) Наметив все детали, еще раз проверив соотношений величин отдельных частей фигуры, приступить к выявлению объема светотенью. Штриховкой «по форме» выявить объем. Приступая к тональной проработке Фомы, по возможности точно передать ее анатомическое строение.
Рисуя фигуру в одежде, необходимо исходить в построении формы от тех участков фигуры, к которым одежда плотно прикасается, облегчает, и тем самым помогает обнаружить их Фому (показать): плечевой пояс, область грудной клетки и таза, коленные суставы во фронтально повернутой к ним фигуре, а со спины - лопатки, ягодичные и икроножные мышцы. Выявление этих участков помогает понять пластическую структуру фигуры. Прорисовать места, образующие большие складки, возникающие там, где одежда, не прилегая к формам тела, свисает или оттягивается в сторону. Нужно уметь отображать из множества складок характерные, основные, которые выявляют и определяют членение формы в большом ее объеме, и уже потом перейти к мелким и второстепенным складкам.
Желательно, чтобы одежда не отвлекала внимания от головы и кистей рук, была простой по тону и форме, без лишних деталей (трико, футболка с коротким рукавом).
Нужно продумать организацию пространства за моделью. Фон не следует перегружать лишними деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать внимание. Если модель на светлом фоне, очень важно еще при постановке обратить внимание на характер силуэта - одного из главных средств общей выразительности. Не видя деталей лица, мы ведь сразу узнаем знакомого нам человека только по силуэту, даже на большом расстоянии.
В этом задании портретное сходство не требуется, лицо только намечается.
5. Итог урока.
Показ удачных работ. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: выполнить графические наброски с членов своей семьи в домашней обстановке (только фигура, слегка наметить окружение), используя разные графические материалы (карандаш, фломастер, тушь, восковые мелки, пастель, сангина, уголь и др.) Позы: фронтально, сидя - прямо, сбоку, в ракурс. Порисовать отдельные части тела - ступни, кисти рук, как показано на рисунках из художественного ряда.
Список используемой литературы:
-
Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер, Издательство: "Попурри"; 2004 г.
Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л.,Издательство: "ЭКСМО-Пресс", Москва, 2000 г.
Работы учащихся