ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Бирская детская школа искусств им. М.З. Баширова муниципального района

Бирский район Республики Башкортостан






ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Живопись»

на тему: «Наброски с фигуры человека».











Преподаватель: Равилова Л.Г.

МАОУ ДОД ДШИ им. М. Баширова





2015г.



Наброски с фигуры человека.

Цель:

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая: развитие композиционного мышления и умения лаконично изображать рисунок фигуры человека, развитие навыков овладения техникой рисования, выработке точного в решении проблемы соподчинения всех элементов главному.

Обучающая: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков

Задачи:

  • Показать направления работы над наброском фигуры человека.

  • Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания.

  • Самостоятельное рисование краткосрочных набросков.

Оборудование для учеников: мольберты, наждачная бумага №0 или №1 (формат А4), сухая пастель, уголь, сангина, раздаточный материал, работы из методического фонда.для учителя - методические таблицы (скелет и мышечная система человека, пропорции людей разного возраста, этапы рисунка фигуры человека, схемы движений, наброски (сидящей фигуры), фотографии спортсменов, людей в легкой одежде, «живая модель».

Зрительный ряд: КБрюллов «Портрет И.А.Крылова», И.Репин «Портрет Композитора М.П.Мусорского», П.Корин «Потрет Маршала Г.К.Жукова»

Презентации:

1) «Портрет»: Антонис Ван Дейк «Портрет женщины»; Рембрант «Портрет старика еврея»; Рафаэль «Портрет Бальдассаре Катальоне»; А.Г.Венецианов «Захарка»; О.А.Кипренский «Портрет Е.В.Давыдова», «Портрет Д.Н.Хворостовой»; В.А.Топинин «Золотошвейка».

2) «Техника выполнения рисования человеческой фигуры».

Ход урока

  • Организация класса. Проверка готовности к уроку.

  • Вступительное слово о набросках.

Учитель. Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным.

Что же такое набросок?

Краткосрочный набросок - это монохромное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий промежуток времени. Передать мимолётное впечатление - сказать мгновению: "Остановись, ибо ты прекрасно!" - такова задача наброска.

Набросок существенно отличается от длительного рисунка, где имеются условия для детального изучения и последовательного постижения таких качеств как пропорции, светотень, тон, линия, объем, где не исключается возможность «срисовывания».

Основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:

  • Поиски психологической характеристики (особенно раскрытия внутреннего мира героев, напряжения их душевных и физических сил) - эмоциональная выразительность;

  • Выявление соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста и мимики.

Взаимоотношение психических процессов у рисующего - восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.

Рисование набросков имеет чрезвычайное значение. Прежде всего, воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски.

3. Работа над заданием.

1. Обсуждение натурной постановки: сидящий мальчик.

Учитель. Проведем анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела школьника по рисунку на методических таблицах. Посмотрим, как распределяется светотень на поверхности форм.

-Расскажите, что вы знаете о набросках и зарисовках в изобразительном искусстве.

-Какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки? (Карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью. Фломастером и др.)

- Можем ли сказать, что наша сегодняшняя работа может относиться к жанру портрета? (Условно, т.к. основное внимание будет уделяться фигуре, а не лицу.)

2. Практическая работа: рисунок сидящего мальчика.

Учитель демонстрирует последовательность рисунка фигуры (на методических таблицах, и мелками на листе наждачной бумаге).

4.Переходя к практической работе, еще раз вспомним основные задачи, выполняемые в работе с набросками

  • Рисовать быстро, стараясь сделать набросок в минимальный срок.

  • Рисовать как можно больше.

  • Не увлекаться подробностями, а стремиться передать лишь самые характерные особенности, пропорции, движение.

  • Избегать тушёвки.

  • Избегать ненужных штрихов, линий и стремиться к максимальной простоте изображения.

  • При изображении живой натуры рисовать лишь до тех пор, пока позволяет модель, а не заканчивать набросок от себя.

  • Если модель изменила положение, оставьте набросок в том виде, как он есть, и начните новый. Если модель продолжает оставаться в спокойном состоянии, - переходите от общего к подробностям и разработайте её настолько, насколько успеете.

  • Одновременно с набросками надо продолжать занятия с академическими рисунками, т. к. иначе наброски вместо того, чтобы воспитать ваш глаз и углубить вашу наблюдательность, могут приучить вас к поверхностному и легкомысленному отношению к форме предметов.

Этапы рисунка:

1) Определение общего расположения рисунка на плоскости листа бумаги. Вертикально расположенный лист делится осевой линией пополам. Вдоль этой линии определяем положение фигуры: намечаем вех головы, ее размер, движение спины от таза определяем росчерком одной линии, затем положение бедер, голени и ступней, движение рук. Весь рисунок ведется методом линеарного принципа создания изображения (то есть когда с помощью небольшого количества линий ограничивают контурные очертания формы предмета). Палочка, смоченная тушью, дает красивую, сочную линию; для карандаша характерна четкая, ясная, сухая линия. Поэтому выбор материала надо согласовать с тем впечатлением, которое производит изображаемая фигура: угловая ли она, или, наоборот, пластичная.

Очень важной особенностью наброска является его лаконизм. В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигу. За пропорциями, соотношением частей и целого в рисунке надо внимательно следить. Общая установка при выполнении быстрых рисунков: в максимально короткий срок оценить характерные особенности изображаемого объекта и быстро изобразить его с помощью скупых графических средств.

2) Прорисовка очертаний всех основных частей фигуры школьника, уточнение.

3) Наметив все детали, еще раз проверив соотношений величин отдельных частей фигуры, приступить к выявлению объема светотенью. Штриховкой «по форме» выявить объем. Приступая к тональной проработке Фомы, по возможности точно передать ее анатомическое строение.

Рисуя фигуру в одежде, необходимо исходить в построении формы от тех участков фигуры, к которым одежда плотно прикасается, облегчает, и тем самым помогает обнаружить их Фому (показать): плечевой пояс, область грудной клетки и таза, коленные суставы во фронтально повернутой к ним фигуре, а со спины - лопатки, ягодичные и икроножные мышцы. Выявление этих участков помогает понять пластическую структуру фигуры. Прорисовать места, образующие большие складки, возникающие там, где одежда, не прилегая к формам тела, свисает или оттягивается в сторону. Нужно уметь отображать из множества складок характерные, основные, которые выявляют и определяют членение формы в большом ее объеме, и уже потом перейти к мелким и второстепенным складкам.

Желательно, чтобы одежда не отвлекала внимания от головы и кистей рук, была простой по тону и форме, без лишних деталей (трико, футболка с коротким рукавом).

Нужно продумать организацию пространства за моделью. Фон не следует перегружать лишними деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать внимание. Если модель на светлом фоне, очень важно еще при постановке обратить внимание на характер силуэта - одного из главных средств общей выразительности. Не видя деталей лица, мы ведь сразу узнаем знакомого нам человека только по силуэту, даже на большом расстоянии.

В этом задании портретное сходство не требуется, лицо только намечается.

5. Итог урока.

Показ удачных работ. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: выполнить графические наброски с членов своей семьи в домашней обстановке (только фигура, слегка наметить окружение), используя разные графические материалы (карандаш, фломастер, тушь, восковые мелки, пастель, сангина, уголь и др.) Позы: фронтально, сидя - прямо, сбоку, в ракурс. Порисовать отдельные части тела - ступни, кисти рук, как показано на рисунках из художественного ряда.

Список используемой литературы:

  • Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер, Издательство: "Попурри"; 2004 г.

Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л.,Издательство: "ЭКСМО-Пресс", Москва, 2000 г.

Работы учащихся

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека».



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека».









ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Живопись» на тему: «Наброски с фигуры человека».

© 2010-2022