Исследовательская рабрта: Руками женскими воспета красота

Задачи и содержание краеведения чрезвычайно разнообразны. В его задачи входит изучение этнического состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников архитектуры, устного народного творчества, изучение говоров и диалектов, художественных промыслов края. Тем самым краеведы создают необходимую основу для научных исследований в различных отраслях знания и вносят существенный вклад в формирование патриотизма и любви к родному краю у населения, у молодого поколения- будущ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

г.Балей Забайкальского края

Исследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красота




Районная научно- практическая конференция

«Поиски и находки»

Исследовательская рабрта:Руками женскими воспета красота

Работу выполнила: ученица 11 класса

Ташлыкова Анастасия

Руководитель:

Димова Анна Петровна учитель ИЗО









Балей, 2012

Исследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красотаИсследовательская рабрта:Руками женскими воспета красота





План

1. Введение…………………………………………………………………….. II. 2.История возникновения искусства вышивания на Руси.

*Отражение искусства вышивания в жизни людей.

3. Воспоминания вышивальных дел мастериц.

4. Заключение……………………………………………………………….

5. Используемые источники и литература………………………………...

6. Приложение………………………………………………………………









Введение.

Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому народного искусства. О «малой родине» заговорили многие представители научных кругов, экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.

Задачи и содержание краеведения чрезвычайно разнообразны. В его задачи входит изучение этнического состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников архитектуры, устного народного творчества, изучение говоров и диалектов, художественных промыслов края. Тем самым краеведы создают необходимую основу для научных исследований в различных отраслях знания и вносят существенный вклад в формирование патриотизма и любви к родному краю у населения, у молодого поколения- будущего России.

Цель нашего краеведческого исследования

Сохранить в памяти наших земляков неоценимый вклад мастериц- рукодельниц в культуру нашего города.

Задачи проекта:

1. Собрать необходимые материалы, реставрировать, сохранить для потомков.

2. Проанализировать и систематизировать собранный материал;

3. Создать электронную презентацию творческая мастерская «Руками женскими воспета красота».

Гипотеза: Создание электронной презентации творческая мастерская «Руками женскими воспета красота» будет способствовать сохранению памяти об истории вышивания на Руси и искусстве вышивания в нашем городе, сохранению памяти о наших земляках, послужит наглядным воспитательным примером для обучения и воспитания молодого поколения.

Формы и характер деятельности при создании работы:

  • Собрание, реставрация, оформление картин;

  • Изучение работ , сбор информации об авторах;

  • Работа с информационными ресурсами сети Интернет.

2.История возникновения искусства вышивания на Руси.

Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы, из которых создавали одежду, разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов. В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека об окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются четвертым - пятым веками до нашей эры. Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза.

В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатй крест - пожелание добра и взаимопонимания.

Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе «приданое» к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха.

На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания. Сюжет можно увидеть на картинах Дятловой К.И. , Комогоровой А.М. «Свидание». Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка».

Искусство вышиывания нашло отражение в кинематографе. Важно то, что в фильмах дети видят мастериц за работой. Перед герояма фильм ставится задача: завершишь работу- исполнится желание. Сказочную мастерицу ткать, шить и вышивать Марью-искусницу царь Водокрут забирает к себе явно не для создания семейной ячейки в подводном царстве («Марья-искусница», СССР, 1960г.). Даже под воздействием чар мать искусно вышивает портрет сына на пяльцах неведомых мастеров.

Эпизоды с вышиванием в кино длятся не долго. Однако вышивальщицы все-таки встречаются в кино. Пусть эпизоды длятся совсем не долго, но они греют душу, вызывают улыбку и заставляют задуматься девочек научиться этому виду рукоделия. Да и увидеть за пяльцами звезд кинематографа всегда очень приятно.

3.Вышивальных дел мастерицы

А) Сухие факты биографии.

Воспоминания Димовой Анны Петровны.

«…Было это в годах 70-х , жили мы в Нерчинском -Заводе. Лежа на кровати, я всегда рассматривала вышитую дорожку из ирисов, прибитую на стенке. Над кроватью был вышит ковер геометрическим орнаментом. Это рукоделие моей мамы. А еще у мамы были нитки мулине, заплетенные в косу -она ими очень дорожила. Мама шила нам одежду и вышивала. Было у нее синего цвета платье из штапеля, очень интересного покроя- воротник и грудь вышиты орнаментом. Мама сшила его сама, выкройки брала у одной модистки, так она называла женщину- соседку. Вероятно, эти воспоминания запали в душу и оставили во мне неизгладимый след красоты, трудолюбия. Позже, уже работая в детском саду воспитателем, на занятиях учила детей пользоваться иглой, рассказывала о вышивке. В 1983 году моя воспитанница Ушакова Юля принесла вышитые картины «Изюбр», «Цветы», которые отдала ей на игрушки бабушка из с.Колобово Балейского района. Так стали появляться в моей коллекции предметы, которыми я очень дорожу. Соседка, Сипина Раиса, зная о моем увлечении, подарила вышитую дорожку и иллюстрации-трафареты для работы по картинам «Дети, бегущие от грозы», «Кремль», «Цветы». Самое интересное то, что выпускались они в г. Минске на фабрике имени Сталина в 1959 году! Я жила в Отмахово по ул. Гагарина, в доме напротив жила Дятлова Клавдия, в квартире было множество изделий: вышитые шторы, наволочки, подзоры, салфетки, картины. Чистота, необыкновенное чувство уюта и красивой старины всегда присутствовало у нее. Однажды Рыбакова Мария , соседка из нашего двора, принесла вышитую картину «Свидание», вышивала ее Комогорова Анна, сестра т. Маши, еще в девичестве, позднее такую же картину, но уже вышитую в других тонах подарила мне Дятлова Клавдия. Увлечение старинным рукоделием помогло собрать коллекцию работ женщин, работавших на разных предприятиях города: фабрике ЗИФ_1, фабрике Орджоникидзе,в комбинате «Балейзолото»- шахте №11, №12, в ЦРММ. Уже в конце 90-х принес мне домой картину «Натюрморт» молодой человек и попросил хоть 15 рублей, меня покоробила эта просьба. Стало жаль ту женщину, мать, бабушку, автора этой работы, цену которой не знает сын. Тогда поняла, какова цена этого вида искусства и что может навсегда потеряться часть искусства -рукоделие земляков. Когда пришла работать в школу №6, мне представилась возможность заниматься любимым делом (а я учитель изобразительного искусства), на занятиях кружка с девочками приводили в порядок собранные экспонаты. Коллеги приносили свои вышивки, знакомых, соседей. Казакова Галина, завхоз школы, принесла вышитые изделия из горевшей квартиры. Пришлось повозиться, чтобы восстановить их. Реставрируя вышитые изделия, я задумывалась об авторах, о времени, в которое были вышиты картины. Исаева Антонина Григорьевна, 1929 г.р., вышила ковер «Девочка с ягненком» в 1979-80 годы. Изделие реставрировано в 2000г. Беседуя с женщинами, я понимала , что люди жили не очень богато, хотелось украсить быт и рукоделием занимались с большим желанием. Обменивались идеями, материалом, сюжетами. Каждой из женщин хотелось иметь в доме предметы собственного творчества. Не считаясь со временем, растили детей. Переделав все дела, урывками вышивали, уставшие, но счастливые от любимого дела. Во время вышивки думалось о лучшей жизни. Верили в счастливое будущее своих детей. С девочками- кружковцами мы реставрировали картины: зашивали прохудившиеся места, удаляли потрепанности, пятна, оформляли в рамки. Теперь мои рукодельницы: Тихонова Ирина, Петрова Оля, Кибиревы Лена и Рая, Сараева Даша, Купцова Саша и другие девочки- уже выросли, работают, разлетелись по свету, а в памяти остались эпизоды занятий. Брались за любое дело: вышивать , лепить, рисовать. Они были моим вдохновением; благодаря их задору, я поняла, что это дело важное и нужное. На уроках изобразительного искусства я всегда показываю собранные работы, которые ребята с интересом рассматривают, задают много вопросов об авторах, технике исполнения , но для меня самое важное- видеть, как всматриваются дети, что видят они, как относятся к увиденному. Может, у кого-нибудь появится желание научиться этому мастерству. Собранные изделия представляю на выставках, различных творческих конкурсах, праздниках. Первая большая выставка была оформлена к 8 марта в 1998 году. Долго не могла придумать название, и прекрасный педагог, тонко знающий историю, литературу Туркова Валентина Николаевна помогла назвать выставку «Руками женскими воспета красота». Очень сожалею, что мало узнала об авторах работ. Со временем забывается информация, но то, что это чудесные мастерицы жили в Балее,- это точно. Вместе с вышивками появились и вязаные подзоры, салфетки, наволочки, шторы, воротнички. Кузнецова Эмма Ивановна, повар школьной столовой, подарила рукоделие своей мамы- Беккер М.И. , Цыганкова Анисья Ивановна 1932г.р., подарила вышитую в 1966г. крупным болгарским крестом картину «Девушка и кувшин», Скудина Марина принесла вышивки соседок «Пастушок», «Лиса и петух». Картину «Красная площадь», Лагунова Капиталина Ильинична вышивала в 1940году, а подарила картину невестка учитель математики Лагунова Нина Алексеевна в 2006г. «Девочка с ягненком», дорожка, «Богатыри» автор Исаева Антонина Григорьевна 1929года рождения. Тихонова Лариса Николаевна, родительница моей ученицы, подарила вышитую ее тетей Ваулиной Лидией Федоровной 1932г.р. картину «Берёзовая роща». Картину вышивала в 1953году. А вот и мои «Цикломены», «Подушечка» …». Стало традицией проведение праздников совместно с родителями, населением поселка: «Весенняя капель», «Из бабушкиного сундучка» где оформляются выставки. Здесь чугуны, вышивки, вязаные изделия, кованые, самовары, статуэтки и много других вещей из старины глубокой и такой родной.

Хорошей традицией стало все доброе передавать молодому поколению. Прикоснувшись к этому мастерству в 9 классе, я попробовала свои силы в искусстве вышивания. Создала проект на тему:. Члены комиссии высоко оценили мое творчество. Воодушевлённая этим, я стала заниматься вышиванием в свободное время.

Примеров вышивания можно привести много. Наша Балейская земля издавна славилась своими мастерицами. Мы сегодня дарим работы Комогоровой Анны Михайловны «Свидание», Исаевой Антонины Григорьевны «Девочка с ягненком».

4. Заключение.

В своей работе мы показали лишь ту небольшую часть творчества, которая доказывает , что и на нашей Забайкальской земле были, есть и будут люди- мастера своего дела; женщины, которыми гордится наш город, которые оставили неизгладимый след в нашей жизни.

5. Используемые источники и литература:

* рассказ- воспоминание;
*фотографии картин использованы в презентации «Руками женскими воспета красота».




© 2010-2022