• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методические рекомендации Изучение народной культуры на уроках ХКУ на средней и старшей ступени образования

Методические рекомендации Изучение народной культуры на уроках ХКУ на средней и старшей ступени образования

Статья имеет характер методических рекомендаций по изучению народной культуры в рамках предмета художественная культура Урала школьного компонента учебного плана на средней и старшей ступени образования. Методические рекомендации были созданы на основе изучения статей журнала «Воспитание школьников» (например, №3, 2005, Козлова Т. «Звено в цепи поколений», № 10, 2005, Гера Р. «Воспитание патриотизма средствами краеведения», № 7, 2007, Горбунов В. «Школьный музей и воспитание патриотизма» и др.),...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение народной культуры на уроках художественной культуры

Урала на средней и старшей ступени образования

Методические рекомендации

Светлой памяти моего мужа,

учителя географии и ОБЖ,

Яшина

Александра Викторовича

п о с в я щ а е т с я…

Народ - почва, хранящая жизненные

соки всякого развития; личность - цвет

и плод этой почвы.

В. Белинский

Изучение истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей.

Сегодня наступило как раз то время, когда нам всем, а особенно молодому поколению, нужно знать эти истоки, ту народную культуру, которая складывалась веками.

Мы живём в очень непростое время. Современный информационный бум, который впитывает в себя молодое поколение через телеэкран, различные направления в моде, музыке не самого лучшего качества, негативно сказывается на общепризнанных человеческих понятиях, таких как патриотизм, гуманизм, духовность, нравственность. Иногда мы, взрослые, оказываемся в тупике, не находя ответа на вопрос, заданный повзрослевшим ребёнком. Кроме этого, к сожалению, тот опыт, который имеют сегодня взрослые, сегодня неприменим подрастающим поколением. А ведь у нас есть своя традиционная народная культура, отражающая трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования предков, некогда живших на уральской земле. В народной культуре воплощены идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей и чувств, переживаний, традиции и обычаи, которые сохранялись от поколения к поколению. Поэтому возвращение к народным истокам сегодня необходимо и своевременно.

Решение проблемы воспитания и образования современного подрастающего поколения широко освещается в предметных и методических журналах «Завуч», «Народное образование», «Воспитание школьников»… В последнем издании можно практически в каждом номере найти методические статьи, где учителя-практики делятся своим педагогическим опытом учебной и внеурочной деятельности, определяя пути решения серьёзных проблем современного образования.

Образовательные учреждения на данный момент - участники процесса формирования новой стратегии развития образования новых поколений. Современная система образования предполагает всесторонний учёт специфики каждого региона РФ. НРК ГОС Свердловской области как раз представляет собой открытую развивающуюся систему, целостно отражающую цели и ценности регионального образования.

Одна из образовательных областей НРК - «Культура Урала» - главной целью ставит воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю на основе изучения истории, культуры, социально-экономического состояния и тенденций развития уральского региона и, в частности, Свердловской области.

В учебные планы ОУ включены такие предметы, как география Свердловской области, история Урала, художественная культура Урала (ХКУ), этнография и другие. Я учитель МАОУ Зайковской СОШ № 2 Ирбитского района уже тринадцатый год преподаю художественную культуру Урала в 5-11 классах. Работаю по программе Ковалевской З.М. и Мурзиной И.Я. С уверенностью могу уже говорить о том, что культурологический подход в образовании помогает обучающимся осмыслить свое существование, сформулировать жизненные ценности, определить собственное «Я» в социуме, понять настоящее через опыт прошлого.

В учебно-тематическом плане по ХКУ есть разделы, изучающие народную культуру и творчество: «Уральские промыслы», «Традиционная культура народов Урала», «Культура Урала 16-18 вв.», в которых кроме теоретического материала изучается и практический (пословицы и поговорки, народные игры, обряды и обычаи земледельческой жизни народа). Поэтому на своих уроках я предлагаю обучающимся различные виды творческой деятельности. За последние пять лет чаще всего я использую метод учебного проектирования, который позволяет обучающимся освоить материал не только по книжным примерам, но и через собственный поиск, через «маленькие открытия», которые они делают в процессе работы над проектом.

* У истоков метода проектирования был

американский философ-идеалист Джон Дьюи (1895

1952). «Согласно его воззрениям, истинным и

ценным является то, что дает практический

результат и направление на благо всего общества».

В его понимании характера развития ребёнка была

заложена идея о том, что ребёнок в онтогенезе

повторяет вслед за человечеством путь познания

окружающего мира.

Именно этот вид деятельности помогает реализовать не только задачи деятельно-личностного подхода в воспитании обучающихся, заложенных в НРК ГОС, но и в ФГОС второго поколения, в основе которого - концепция духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Приведу пример планирования проектировочной деятельности в 11 классе при изучении темы «Культура Урала 16-18 вв».

Учащимся была дана тема исследовательского проекта «Игровой фольклор: игры детей войны Ирбитского района Свердловской области». Заранее было дано уточнение, что информантами для этой работы могут стать люди старшего поколения от 67 и старше, то есть бабушки и дедушки самих учащихся.

* В представлении проекта дано обоснование выбора

темы, этапы работы. Также описаны

информационная основа работы учащихся, объём в

часах учебного времени на уроках и временные

рамки внеурочного выполнения проекта. Указана

практическая полезность проекта.

Методическое представление

  • Введение

  • Методический паспорт учебного проекта

  • Осуществление проекта

  • Выводы

  • Работа обучающегося в рамках проекта

Введение

Тематика проекта была выбрана с учётом учебной ситуации по предмету для последующего расширения кругозора и укрепления связи между молодым и старшим поколением.

Проект по типу деятельности - исследовательский;

по характеру предметно-содержательной области - культурно-исторический;

по характеру контактов - внешний, личный;

по характеру координации - открытый;

по продолжительности - долгосрочный.

Методический паспорт учебного проекта

Адресация: учебный проект адресован обучающимся 10-11 классов для исследования игрового фольклора времён Великой Отечественной войны. Программой по художественной культуре отводится на эту тему 2 часа в 10 классе и 2 часа в 11 классе.

Обоснование: обучающиеся, изучая игровой фольклор, должны были узнать, каким было военное детство их бабушек и дедушек, в какие игры они играли, какими считалками, дразнилками сопровождались эти игры.

Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:

  • вовлечение обучающихся в исследовательский вид деятельности;

  • самостоятельное приобретение новых знаний;

  • личностная мотивация выбора;

  • умение общаться и сотрудничать с людьми.

Результатом являлась сама проектная деятельность учащихся. В работе принимал участие 11 класс.

Осуществление проекта

Работа над проектом позволила ребятам по-иному посмотреть на игровой фольклор, понять, что это абсолютно «живое» явление. Работа начиналась с конца апреля в 10 классе и завершалась в конце сентября в 11 классе. За это время обучающиеся по алгоритму должны были записать ход игр, в которые играли их старшие родственники, считалки, дразнилки. В качестве дополнения к собираемой информации можно было приложить схемы и рисунки игр. В процессе исследования у обучающихся была возможность не только пообщаться более тесно со своими старшими родственниками, но и лучше узнать историю своей семьи, сравнить игры былого и настоящего времени. Прошедшая в конце работы презентация проектов подразумевала самоанализ созданного в ситуации новизны деятельности обучающихся. Здесь же учащиеся задавали друг другу вопросы о тех трудностях, которые встречались в процессе работы.

Для подготовки защиты проекта обучающиеся готовили и практическую часть - проигрывание игры или её фрагмента. В ходе подготовки к защите ученики учились быть терпимыми и внимательными. В данном случае их респондентами были люди пожилого возраста, которые могли не сразу включиться в процесс воспоминания. Для некоторых это было очень болезненно.

Работа над проектом заняла 5 месяцев (конец апреля- конец сентября).

1 этап включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор информанта, сбор информации, её обработка и создание исследовательского проекта.

2 этап - защита проекта в конце сентября и практическое применение исследования: представление игр учащимся начальной школы;

3 этап - передача собранного материала в методическую копилку школьного музея для использования в сценариях уроков и внеклассных мероприятий, для внеурочной деятельности.

Выводы

В целом, работа по проекту прошла успешно. В ней приняли участие все учащиеся 11 класса. Каждый был вовлечён в исследовательскую, мыслительную, коммуникативную деятельность по выбранной теме, приобрёл новые знания путём самостоятельной работы.

На заключительном этапе были апробированы практические приёмы работы, проведён самоанализ в виде презентации. Обучающиеся были включены в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности.

Аналогичная проектная работа была выполнена учащимися 10-11 классов по теме «Жанр частушки как составная часть крестьянского быта» (материал опубликован в сборнике «Музей и крестьянство ХХ века», Алапаевск, 2008, с. 155-160).

Итак, вовлекая в проектную деятельность обучающихся, мы предлагаем им самостоятельно сформулировать цели исследования, выбрать средства её реализации, создать какой-то продукт. Сегодня ученик должен уметь решать не только интеллектуальные задачи, но и применять практически знания, полученные им в процессе самостоятельного исследования. Этот метод формирует наиболее важные ключевые компетентности обучающихся.

Воспитание школьников сегодня невозможен без интеграции основного и дополнительного образования. Изучение традиционной народной культуры не ограничивается только уроками.

В нашей школе есть лицензированный историко-краеведческий музей. Год открытия - февраль, 1993 год. Профиль - комплексный. Он состоит из 2-х залов: «История школы и краеведение» и «Русская изба». (Открытие второго зала состоялось 25 февраля 2005 года. Это подарок учащихся-краеведов к 60-летнему юбилею Победы). Руководитель музея - ветеран педагогического труда Березина Л.А.; члены совета музея - руководители объединений - учителя-филологи Яшина М.В. («Литературное краеведение»), Атаманова Г.Г. («Росинка»). Основатели школьного музея - ветераны педагогического труда, учитель биологии Миропольская И.И. и учитель-филолог Дружинина К.Ф. Главная цель и задачи работы школьного историко-краеведческого музея - воспитание чувства Родины, патриотизма на основе исторических и культурных ценностей: изучение родного края и традиций школы, истории посёлка Зайково Ирбитского района Свердловской области.

Музей имеет очень богатые экспозиции по народным промыслам, русскому быту, товарам Ирбитской ярмарки. Музей служит местом проведения народных праздников: Семик (уч. Атаманова Г.Г), Масленица (Яшина М.В), «Праздник русской печки» в начальной школе (Мальгина Н.Е., Березина Л.А.).

Традиционными стали интегрированные музейные уроки в 5-9 классах. В моей методической копилке по изучению народной культуры есть, например, такие уроки: «Самовар, самовар, самоварище» (история самовара на Урале) для 5-6 классов, «По следам Ирбитской ярмарки» для 5-9 классов, «Старые книги Урала» для 6-7 классов. В проведении таких интегрированных мероприятий активно участвуют как учащиеся среднего звена, так и старшего. Обучающиеся являются соведущими народных праздников и музейных уроков, проводят экскурсии. Участниками и зрителями таких мероприятий становятся не только учащиеся школы, но и родители, и просто жители нашего посёлка. В книге отзывов зарегистрировано более 50 посещений. О том, что сохранение и изучение традиционной народной культуры сегодня актуально, свидетельствуют такие высказывания:

«Я побывала в этом музее. Мне особенно понравился зал «Русская изба». Я не совсем хорошо представляла себе старину. Это, оказывается, были замечательные люди, которые умели делать замечательные вещи» Галицкая Алёна, 9 А класс).

«Теплом русского сердца согрет каждый экспонат русской избы. Солнечная нить памяти тянется от экспоната к экспонату, соединяя века и поколения… Пусть не угасает сердечный огонёк этой избы» (Сафонова Т.А., пенсионерка).

«Спасибо за то чудо, что вы храните. Спасибо за то, что прошлое живёт в душах…Я побывала в русской избе - вернулась в детство.» (Перевалова Н.В., пенсионерка).

Приобщение молодого поколения к изучению традиционной народной культуры необходимо. Углубление знаний о народной духовной культуре в её прошлом и настоящем, усвоение нравственных, поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре, воспитание уважительного отношения к культурам других народов, живущих на территории уральского региона, развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся в процессе восприятия произведений фольклора есть главная задача основного и дополнительного образования сегодня.

Ещё Р. Тагор сказал: «Нельзя вырастить человека без воспитания в нём чувства Прекрасного».







Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1974, т. 17;

2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 4-е изд. - М.: Вита0пресс, 2002. - 88 с.;

3. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступ.ст. и прмеч. А.Ф.Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой.-М.,: Правда, 1991. - 496 с., ил;

4. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала: Методические рекомендации, проверочные и контрольные задания: Для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.-Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.- 50 с.;

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005.-112 с. (Метод. биб-ка);

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с. - (Работаем по новым стандартам).;

7. Прыгунова Е.Н., Разумова И.А. Преподавание фольклора в средней школе. Полный курс: Метод.пособие - СПб.: «Паритет», 2001. - 96 с. (Серия «Поурочное планирование);

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ. 2003 - 80 с. (Метод. биб-ка);

9. Этнокультурное образование. Программно-методический комплекс 1-11 кл: Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. Ст. Н.П.Лабзенко. Екатеринбург: Учебная книга, 2002. - 236 с.

© 2010-2022