- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Нетрадиционные формы преподавания в духовном воспитании учащихся
Нетрадиционные формы преподавания в духовном воспитании учащихся
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Набатова Н.П. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление
на Фестивале педагогического мастерства учителей изобразительного искусства, МХК и литературы.
«Литература и искусство - духовно-нравственная основа России»
Нетрадиционные формы преподавания в духовном воспитании учащихся.
Набатова Н.П., учитель изобразительного
искусства и МХК высшей квалификационной
категории МАОУ СОШ №72
Изобразительное искусство - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом.
«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», - так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебными умениями и навыками, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания искусства. Несомненно, вопрос о качестве образования был и остаётся актуальным, но воспитание гражданина страны с высоким духовно-нравственным началом - дело первостепенной важности, поэтому уроки искусства так важны сейчас, когда во всей стране ощущается подъём патриотизма и других качеств человека и общества. Чтобы уроки изобразительного искусства и МХК были интересны ученикам, учитель осваивает новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как информационно-коммуникационные технологии. Хочу поделиться опытом, а также рассказать о нетрадиционных методах преподавания и формах уроков, которые могут быть полезны в учебном процессе, развивать не только творческие способности, но духовное начало ученика.
Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его работу. Исходя из этого, мною был сформирован опыт, в центре внимания которого стала активизация познавательной деятельности учащихся при изучении изобразительного искусства и мировой художественной культуры посредством применения нетрадиционных методов преподавания.
В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное обучение, ввести в педагогический процесс новые технологии, а также вернуть старые.
Жак Делор на международной комиссии по образованию сформулировал 4 столпа, на которых должно основываться современное образование:
1) научиться познавать
2) научиться делать
3) научиться жить вместе
4) научиться быть
Опираясь на теорию активизации познавательной деятельности школьников и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моего педагогического опыта: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования в преподавании разных технологий на уроках искусства.
Таким образом, школа 21 века - модель новой школы, так как компетентностный подход в обучении обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Школьный уровень изучения искусства предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Искусства.»
Изучение МХК в старшей школе направлено на достижение следующих концептуальных и методологических целей:
• воспитание средствами искусства духовно-развитой личности;
• развитие интереса к отечественной культуре;
• повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного кругозора;
• подготовка к осознанному выбору будущей профессии в творческой сфере.
Сущность моего опыта
Использование метода проектов в сочетании с информационными технологиями позволило мне повысить результативность и эффективность образовательного процесса, осуществить на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, совместить инновационное содержание образования, овладеть средствами исследовательской деятельности, а также современными методами учебной работы - учебные исследовательские проекты, групповую работу учащихся. Всё то, что способствует более полному и глубокому освоению учебного материала и что существенно повышает качество обучения.
Актуальность моего опыта:
Да, сегодня обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Но не менее важны обществу и духовные люди с высокой нравственной основой. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно - ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета.
Исходя из концепции профильного обучения, необходимо обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса. Перспективным в этом отношении становится развивающее и творческое обучение. Реализация данной технологии позволяет освоить проектно-исследовательский метод, создать пакет учебно-методических материалов, способных активизировать самостоятельные исследования учащихся, их воображение и творческие способности. Следует отметить, что внедрение метода проектов, элементов театрализации в учебный процесс помогает ученикам осознать возможности и перспективы использования информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности; развития коммуникативных навыков и создания условий для вариативности и дифференциации обучения.
Основополагающими принципами моего опыта являются:
- научность
- системность
- эффективность
- учёт индивидуальных способностей и запросов учащихся
Исходя из собственного опыта преподавания изобразительного искусства, могу сказать, что именно на уроках искусства смогла использовать в полной мере, например, метод проектов и другие нетрадиционные формы уроков, которые позволяют перейти к технологии критического мышления, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. К примеру, одним из удачных форм урока я считаю уроки-круизы, уроки-музеи, творческие мастерские. Особенно это приемлемо в 8-9 классах при изучении произведений искусства.
В течение учебного года в 9 классе я апробировала и элементы инсценировок (театр малых форм), и элементы театрализации, гостиные, а самое главное - проектный метод обучения.
Только за один год обучения в 9 классе учащимися была проделана огромная работа: создано 19 презентаций о жизни и творчестве художников, 2 проекта о женских образах в литературе и искусстве 19 века. В течение всего года каждый ученик защищал и доказывал, почему надо изучать произведение именно этого художника, а в конце года - групповой проект «Женские образы в русской литературе и искусства 19 века. Поэтому я считаю, что самым интересным и действенным способом получения нового в моей работе стали именно проекты - творческий и исследовательский.
Формулирование проблемных вопросов учебной темы на уроках нетрадиционных форм потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказывать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд, способствует развитию критического мышления, развитию творческих способностей учащихся не только по созданию текстов разных стилей, типов и жанров, необходимых современному человеку, но и конструированию всех видов работы на уроках.
Система моей работы и её результативность
Технология проектного обучения помогает готовить людей, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Итак, информация является отправным, а не конечным пунктом любого метода преподавания. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Что необходимо для того, чтобы породить сложную мысль? Нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий и т.д.
Проблемное обучение начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому работаем на уроках в парах и группе, включаем проведение дебатов и дискуссий.
Применение технологии проектов и другие нетрадиционные формы уроков раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий - долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя. В процессе применения проектного метода и других нетрадиционных форм уроков раскрываются коммуникативные качества ученика:
- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
В проектной технологии выделяют три стадии:
- Стадию вызова. (Познавательный интерес в изучении женских образов в произведениях: какими женщины были в 19 веке?
- Стадию осмысления новой информации и её обобщение. (Обобщение темы «Женские образы в искусстве 19 века» - составление проекта и его защита)
Для иллюстрации структуры, предлагаемой технологией, представим описание фрагментов уроков (стадия вызова, стадия осмысления новой информации, стадия рефлексии): При изучении художественных произведений 19 века и обсуждении женских образов постоянно возникал вопрос: какой была женщина в то время и какой стала сейчас, какие качества ценили в ней мужчины и какие ценят в наше время?
Таким образом, пришли к исследовательско -творческому проекту «Женские образы в искусстве 19 века» (групповой), его защите, а также провели конкурс «Моя любимая героиня литературы и искусства 19 века»
В стадии рефлексии - работа ещё над проектам, «Поиски женского идеала в русской культуре».
Итак, нетрадиционные формы преподавания изобразительного искусства дают возможность учителю расширить возможности как свои, так и учащихся в воспитании человека и гражданина, и добиться высоких результатов на экзамене.
Одним из самых важных результатов моей работы является участие в выставках, олимпиадах, интеллектуальных играх.
Выводы:
1. Безусловно, развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика через системно-деятельностный подход - важный аспект обучения в современной школе, именно об этом говорил Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность». Но не менее важны и следующие слова знаменитого критика В.Г.Белинского: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести - ничего, чем человек есть человек».
2. В концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность, нравственность, и это очень важно.
3. Приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров в политику государства с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры.
4. О цене человеческой жизни, о духовной и нравственной культуре и должен идти разговор на уроках искусства, ведь как никогда актуальны слова В.А.Сухомлинского: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».