• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей детей средствами прикладного искусства

Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей детей средствами прикладного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жемчугова Екатерина Александровна,педагог

дополнительного образования МБОУ СОШ №7,

города Тулуна, Иркутской области,

первая квалификационная категория.


Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.

Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество и общественные явления не исказили их судьбу".

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Творчество - это вершина развития человеческих способностей.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных и каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Чем моложе ребенок, тем усвоение нового материала проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Важно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Задача дополнительного образования - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы обучащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако те работы, которые вызывают восхищение, выполняют обычные дети. На первом этапе обучения дети выполняют работу по образцу, на втором этапе они добавляют свои элементы, а на третьем этапе обучающиеся открывают что-то свое, создают свой шедевр. Это и есть - развитие творческих способностей детей. Просто я считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его таланта.

Декоративно - прикладное искусство, как никакой другой вид художественно - творческой деятельности позволяет одновременно с формированием эстетического вкуса, обучать обучающихся технологическим и техническим приемам, развивать у них творческие способности, трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к дальнейшей деятельности.

Доступность, свойственная декоративно - прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно - творческая деятельность, основанная на материале декоративно - прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно - художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса, художественно-творческой активности.

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства действительно является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Сейчас требуются творческие люди, способные принимать нестандартные решения. А развивать творческое начало надо с детства, где большую роль играет школа.

Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях искусства. При ознакомлении изделий декоративно - прикладного искусства, таких как лепка, бисероплетение, вышивание, у детей развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, которые оказывают большое влияние на развитие творческой деятельности детей.

Для того, чтобы развивать творческие способности и стимулировать творческую активность необходимо:

- Уважать личность и интересы ребенка - это основа его развития.

- Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

- Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка,

избегать критику - как бы ни были они неудачны.

- Использовать личный пример творческого подхода.

- Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.

- Предоставлять детям, активно задавать вопросы.

- Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.

- Использовать творческие задания.

- Активная родительская поддержка.

- Обеспечивать благоприятную атмосферу.

Данная проблема еще полностью не раскрыта, происходит много дискуссий о том, что стоит ли уделять столь большое внимание развитию творческого потенциала? Какие условия для этого необходимы? Я лишь сделала первую попытку разобраться в этой проблеме. И если родители хотят видеть своих детей во взрослой жизни успешными, то нужно уже сегодня помочь им найти себя, раскрыть свои внутренние способности. И мне бы хотелось закончить мысль словами К. Базви: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».


© 2010-2022