Дополнительный материал для бесед

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАЛ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА НИКОЛАЕВСКА_НА_АМУРЕ

Материалы к уроку из серии «Искусство народов Нижнего Амура»

Подготовила Давыдова Лариса Филипповна учитель МБОУ СОШ №5

г. Николаевска - на - Амуре.

Факультативное занятие в разновозрастной группе по теме:

«Орнамент народов Нижнего Амура на предметах быта и одежды»

Цель: развивать творческие способности учащихся, умения анализировать, оценивать варианты, применять теоретические знания на практике в неразрывном единстве с воспитанием уважения к самобытному искусству коренных народов.

Задачи:

активизировать способности каждого участника при изучении декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия, совместными усилиями группы

помочь выработать практическое решение для самореализации учащихся разного уровня способностей.

содействовать привитию интереса к исследовательской деятельности в изучении культуры Родного края.

Творческий проект.

Учащиеся самостоятельно анализируют теоретический материал, систематизируют и выделяют сходства и отличия орнамента,

определяют, какие элементы растительного и животного мира используют в орнаменте коренные народы Нижнего Амура и почему они отличаются в материале исполнения и цветовых сочетаниях.

Материалы к занятию:

Подготовить презентацию по впечатлениям от посещения краеведческого музея, зала этнографии.

(выступление ученика в роли экскурсовода) с показом фотографий и копий изделий из музея Центра Коренных Народов Нижнего Амура.


Дополнительный материал для бесед

Справочный материал (слово учителя)

Вблизи г.Николаевска -на-Амуре живут нивхи, ульчи.

Нанайцы обитают в районах с. Троицкого, Архангельское, г. Комсомольска -на- Амуре. У с. Вяземское проживают Удэгейцы, вблизи Совгавани - орочи.

Более подробно об этом вы можете узнать в учебнике «Хрестоматия Дальнего Востока» и в музее, а также итнернете.

Истоки декоративной выразительности народного искусства в том числе и народов Приамурья в умении эстетически осмыслить природу -она живой источник вдохновения и учитель.

Задача нашего сегодняшнего занятия показать возможности использования элементов творчества коренных народов в украшении предметов , окружающих простых рыбаков, охотников Нижнего Амура в быту.

Мы с вами попробуем определить наиболее характерные особенности оформления национальных изделий, прикоснуться к истории края, заглянуть 19-начало 20 века.

В этом нам помогут разобраться мои помощники -ребята, которые побывали в музее, внимательно изучили экспонаты и будут руководить групповыми проектами.

Веками создавались и отшлифовывались самобытные формы декоративно-прикладного искусства коренных народов. далеко в глубь веков к предкам (джурдженям) уходят истоки их искусства.

Они сохранили свое орнаментальное искусство и пронесли его через века, обогащая новыми формами, совершенствуя технику исполнения.

Представляем вашему вниманию:

-ульчский головной убор из бересты и туесок для сбора грибов и ягод, берестяную корзинку, деревянное корытце для еды, ложку;

-нанайский коврик;

-нивхскую подушку-валик и коробку для мелких предметов;

-эвенкийские рукавицы .

Ход работы:

Приступая к работе мастерица готовит трафарет для узора, используя бересту, рыбью кожу, бумагу, сгибая вдвое или в несколько раз в зависимости от узора.

Приклеивает узор к изделию рыбьим клеем или выдавливают и вырезают на бересте и дереве острым ножом.

Узор окрашивается черной или синей краской, приготовленной из ягод.

Давайте посмотрим, какой узор является доминирующим, т. е. очень часто повторяется.

-конечно, это парная спираль, напоминающая змею, побеги растений, маску тигра, совы, и т.п.

-встречается и геометрические фигуры-ромбы, круги, квадраты…

А какие еще элементы вы заметили?

-верно, это птицы, олени, бабочки, ящерицы, змеи..

А какие цветовые сочетания встречаются чаще всего в изделиях мастериц?

-верно, контрастные( черное -белое, красное -черное, белое -красное, синее -красное)

Но вышивки отличаются более широкой цветовой гаммой.

Природное чутье, наблюдательность позволили мастерицам находить гармоничные цветовые сочетания.

Если вы поближе пожелаете познакомиться с приемами резьбы и вышивки, в Центре Национального творчества работают кружки резьбы, вышивки, песни и танца.

Побывайте на праздниках и конкурсах в центре, вас поразит и удивит насколько талантливый и разносторонний коренной народ Нижнего Амура.

А сегодня мы поработаем в группах и попробуем украсить нужные нам в кабинете вещи:

- коробки для хранения кистей, ножниц, трафаретов,

-карандашницы

-футляры для очков и мобильных телефонов,

Можно пользоваться готовыми трафаретами и шаблонами, можно самим создать и вырезать узор по мотивам путем складывания.

Итак. Мы сегодня только прикоснулись к прекрасному искусству, чуть-чуть приоткрыли занавес, а там еще много интересных загадок и открытий.

Идите в музей, изучайте первозданную культуру, старайтесь сохранить это чудо и вы откроете для себя удивительный мир Амурской сказки.

План урока.

-сказка народной мастерицы.

-демонстрация презентации и изделий

-слово консультантам,

-инструктаж,

-практическая работа в парах или группах,

-выставка и обсуждение работ,

-итог, выставление оценок…

Варианты изделий:

-сумочка для мелочей,

-футляр для очков, мобильника,

-обложка для книги,

Оформление доски:

-девиз «Голова научит, руки сделают»

-словарь художника( узор, орнамент, стилизация, симметрия)

-ленточный трафарет.

-диагональный трафарет,

-шаблоны,

-вертикальный симметричный трафарет.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МУЗЕЮ

1 группа - найти экспонаты характеризующие ДПИ нивхов

2 группа -найти экспонаты характерные ДПИ нанайцев

3 группа - найти экспонаты характеризующие ДПИ ульчей

-

5

© 2010-2022