Конспект урока по теме Древнерусская живопись: иконопись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись.

Цель:Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.

· Задачи: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;

развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;

воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся и «погружение» в тему.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси- играла в жизни общества довольно существенную и абсолютно иную роль, чем живопись прогрессивная, и этой ролью был определен ее нрав. Русь обрела крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что цель живописи - «воплотить слово» осуществлять в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книга), книги, разработанные, сообразно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Осуществлять слово, эту огромную литературу, необходимо было как можно яснее - так как это воплощение обязано было приблизить человека к правде этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех государств, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко специфическую совокупность способов, создав невиданную ранее и ни разу более не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и понятно осуществлять христианское слово в живописный образ.
На протяжении длительных веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные правды христианства. Именно в основательном раскрытии этих правд обретала живопись византийского мира, в том количестве и живопись Старинной Руси, разработанные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, эксклюзивную красоту.

Так ,что же такое икона и чем она была для русского человека.

слайд №2 - изображение иконы

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

слайд № 3 - История возникновения иконы (изображение Владимирской иконы)

Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси.Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой странепереживало расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение.

Слайд 4- Софийский храм в Константинополе

Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли

устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киеваи других городов, а также их росписи и иконы, создавалисьвизантийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерскоммонастыре, давшая первых известных иконописцев - преподобных Алипияи Григория.

Слайд № 5- изображения древнерусских икон

Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси. Хотя и в XIV веке влияние Византиии других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие - созданные в Новгороде, Пскове, Ростовеи других городах - очень своеобразны, самобытны.

Слайд № 6 - предназначение икон (изображения древнерусских икон)

С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств: создавая в иконе образ вечности, мира, очищенного от зла, художник как бы продолжал дело Бога - Творца цветов, звезд и всей красоты мира.

Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной - невидимый мир и зримо представить его.

Слайд № 7 - изображения древнерусских икон

В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости. Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.

слайд № 8 -

В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол - место, представлявшее образ домашней церкви.

слайд № 9 - Икона -складень

Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой походную церковь с иконами. Более практичны и доступны были складни, их мог носить на груди любой.

Когда путешественник молился, он доставал складень, раскрывал его и, стоя перед этим импровизированным иконостасом, произносил молитву.

слайд №10 - «Икона - спутница жизни» ( мерная икона)

Православные иконы не только повсюду сопровождали русского человека, они отмечали главные события его жизни.

После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем собирались наречь ребенка.

Так облекалась в физические формы духовная связь маленького православного христианина и его небесного покровителя.А после смерти мерную икону клали на крышку его гроба.

слайд № 11 - изображения и икон

Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались - в качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.

Проводы на войну, счастливое исцеление от болезни, избавление от смерти или пожара - любое памятное событие служило поводом для заказа новой иконы.

слайд № 12 -изображения и икон

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

3.Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. Под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

Творчество Андрея Рублеваявляется одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.

Выступление с докладом группы учащихся ( выступления сопровождаются презентацией)

· Размышления о биографии

· Иконография древнерусской живописи

· Иконописные школы

· Мировоззрения средневекового художника

· «Троица» Андрея Рублёва

· Отзвук рублёвского гения.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание: написать эссе «Живописцы в храмовом зодчестве»



© 2010-2022