Урок

Урок «Портрет человека». Арчимбольдески. Урок с использованием рахных технологий. На уроке использовались, коллаж, компьютерная технология составления портрета их разных продуктов программа называется «повар», использовался рисунок портрета на мольберте, такж -же дети изготавливали портрет из настоящих фруктов и овощей, и складывали портрет из нарисованных овощей и фруктов то-есть аппликация. Всего было использовано 5 техник. Дети делились на команды и каждая команда выполняла свою работу. Как п...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вольская С.А.


Урок «Портрет человека».

Арчимбольдески.

Цель урока:

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о создании художественного образа человека.

  2. Научить при работе над рисунком, анализировать и подчеркивать отдельные детали, чтобы добиваться большей выразительности в портрете.

  3. Научить соединять элементы различных растений и плодов

  4. Развивать глазомер, твердость руки и навыки использования различных материалов.

  5. Направить внимание ученика на характерные черты лица, выражающие внутренний мир человека, его индивидуальные особенности, присущие только этому человеку.

  6. Показать многообразие и значимость форм и типов лица человека.

  7. Воспитывать самостоятельность и ответственность за выполняемую работу

Оборудование урока: компьютер, проектор, фрукты и овощи, цветные листы ватмана, клей, ножницы, цветные краски, гуашь, акварель, карандаш, цветная бумага, гербарий, фотографии фруктов и овощей, пять пустых и оформленных рам, зубочистки, иголочки, салфетки ……….

Зрительный ряд: репродукции картин

Лист № 1: портрет в графике, скульптуре, живописи

Живопись: - В.Тропинина «Портрет сына»

Графика: - Леонардо да Винчи «Автопортрет»

Скульптура: - Ф.Шубин «Портрет М.В.Ломоносова».

Лист №2: живописные ранние портреты

Фаюмские портреты

«Пожилой римлянин. Юноша в золотом венке»

Русская икона 12 века. Архангел Гавриил

«Парсуна князя М.В.Скопина- Шуйского»

Лист №3: -жанровые разновидности в портрете.

Парадный - Д.Левицкий. «Портрет Екатерины в виде законодательницы в храме богини правосудия»

Камерный - Ф.Рокотов. «Портрет А.П. Струйской».

Групповой - В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных».

Автопортрет - К.Брюллов. «Автопортрет».

Лист №4:

Пьеро дела Франческа «Портрет герцога Федериго де Монтефельтра»

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» «Гротескный рисунок голов».

Лист№5: Творчество Арчимбольдо:

«Библиотекарь» 1565.

Замок «Скоклостер» Швеция.

Цикл «Стихии и огонь» 1566.

Цикл «Времена года»1573.

Лист№6:

Арчимбольдо Вертучи «Портрет Рудольфа» 1590.


  1. Мотивационно-целевой этап урока.

Здравствуйте, дети! На уроке мы будем дисциплинированы, активны, работаем старательно, у всех отличное настроение.

«Чем больше знаешь, тем интересней жить», так считал известный писатель Константин Паустовский.

Согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы учеников)

Я уверена, что работа на уроке принесет вам новые открытия……..

Наш урок посвящен портрету в изобразительном искусстве.

Мы попробуем создать с вами портреты, но портреты необычные по виду и технике исполнения.

А прежде вспомним об особенностях портретного жанра.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое портрет в искусстве (ответы детей).

  2. Как называется портрет, когда художник изображает себя?

  3. Если на картине изображена группа людей, то это……..

  4. Человек изображен на нейтральном фоне, но глаза его выразительны, черты лица яркие. Как называется такой портрет?

  5. На этой картине человек изображен торжественно. Такой портрет будем считать ………. (парадным)

Учитель: Портрет - это прежде всего человеческое лицо, изображенное художником так, как он его видит. Художник не просто передает внешнее сходство, но и свое понимание характера, духовный мир человека.

Портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи. Поэтому к портретному жанру относятся произведения скульптуры, живописи, графики, в которых запечатлен облик конкретного человека или группы людей, но сегодня нас будут интересовать живописные портреты (репродукции листа №1)

Само название жанра - портрет произошло от старинного выражения, означающего воспроизводить что-либо (кого-либо) черта в черту.

Как вы думаете, является ли точное внешнее сходство главным художественным свойством портрета? (ответы детей)

Учитель: внешнее сходство - не единственное да, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета, требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражалось его внутреннее содержание его духовные интересы. В живописном портрете как сказал Николай Заболоцкий важно уметь «души изменчивой приметы перенесть на полотно». Когда же появился этот жанр. Обратимся к Архивариусу.

Архивариус: Самые ранние портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в Древнем Египте. Их называют фаюмскими, по тому месту, где их нашли. Это заупокойные портреты, которые вставлялись в бинты мумий на месте лица, такая техника называлась эккаустикой. (на доске открывается слово «эккаустика», на слайде демонстрируется фаюмский портрет)

Учитель: техника исполнения картин оказалась прочной и долговечной и называлась. В Московском музее изобразительного искусства имени Пушкина на Волхонке хранится прекрасная коллекция фаюмских портретов. Широко распахнутые глаза и особое вневременное состояние фаюмских ликов напоминает нам православную икону, где где духовная сущность преобладает над телесной. (показ иконы лист №2)

Портреты в России появились только в 17-столетии. Рассвету русского портрета предшествовало восемь веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным правилам- КАНОНАМ, то первые портретисты начинали писать изображение человека «С ЖИВСТВА» то есть с натуры.

Эти полупортреты - полуиконы получили название ПАРСУНА - от слова персона (лист №2). Парсуна князя М.В.Скопина- Шуйского одного из главных освободителей Москвы от польских захватчиков. Была найдена в саркофаге Архангельского собора. Где покоится прах молодого воеводы. Образ князя воссоздан на маленькой доске. На золотом фоне.

Учитель: верно в парсуне как бы слиты приемы реалистической живописи и иконы. Так прослеживается связь между надгробным портретом из фаюма, иконой и первым русским портретом.

В 18 веке в русском искусстве жанр живописного портрета активно развивается, складывается своя школа, отличается жанровым разнообразием. От парсуны в русской портретной живописи наметилось 2 направления - парадный и камерный портреты (лист №3). Давайте, сравним портреты.

Ученики: «Екатерина» изображена в полный рост. На фоне парадной драпировки в парадном платье ее поза немного театральна. Она возвеличивает и прославляет.

В портрете же Струйской фон нейтральный. Все внимание художника направлено на лицо, на глаза - зеркало души.

Наряду с парадными и камерными популярны были портреты парные и групповые. Автопортреты (лист №3).

Но кроме хорошо известных разновидностей портретного жанра существовали и не совсем обычные портреты. Полные аллегории и загадок. Аллегорические картины со скрытым смыслом очень любили в эпоху ренессанса. Именно с этой эпохой связан расцвет европейского портрета. Когда высшим началом главной ценностью мироздания была признана человеческая личность (лист №4).

Архивариус: Ренессанс - в истории западноевропейской культуры называют эпохой Возрождения. Временные рамки 15 -16 века. Почему такое название? Что возрождалось в Европе, и в первую очередь в Италии? Возрождался интерес художников к человеку - умному, ловкому, сильному, красивому. К человеку, каким его видели и изображали художники Древней Греции.

Учитель: Именно с этой эпохой связан расцвет европейского портрета, высшим началом была признана человеческая личность.

2. Процессуально-содержательный этап урока.

Сегодня мы познакомимся с творчеством удивительного и загадочного итальянского художника эпохи Возрождения кистью, которого писала сама природа, звали этого необычного художника Джузеппе Арчимбольдо. Он жил в 16 веке. Родился Джузеппе Арчимбольдо в Милане. Еще в юности его воображение поразили наброски военного Леонардо да Винчи, в которых были изображены удивительные растения, животные чудовища, составленные в разнообразных переплетениях человеческого лица.

В возрасте 35 лет Джузеппе по приглашению германского императора Фердинанда 1 едет в Вену, где становится придворным портретистом. В течении 25 лет он работает при дворах Европейских монархов в Праге, Вене. Где не только пишет портреты царственных особ, но и занимается украшением дворцов произведениями искусств и всевозможными редкостями, или, как говорили, курьезами. Изобретает различные механизмы и музыкальные аппараты. (Например, им были изобретены «цветные

клавикорды» в котором согласно модным тогда среди гуманистов Возрождения пифогорейским теориям соединились оптические и звуковые ряды (каждому звуку соответствовал определенный цвет. Составленный художником по цветовой шкале). Не случайно Арчимбольдо носил при дворе титул «мастера празднеств».)

Но в историю мирового искусства Арчимбольдо вошел как мастер фантастических портретов, в которых человеческая жизнь уподобляется временами года и стихиями природы.

Полные фантазии живописные полотна Арчимбольдо несколько столетий хранились в частных коллекциях, поэтому его художественное творчество было заново открыто лишь в начале 20 века.

Наиболее известные из дошедших до нас четырнадцати картин являются два больших цикла «Стихий» и «Времена года» (лист№5).

Полотна цикла «Времена года» символизируют возраста человека, весна - это, юность, лето - молодость, осень - средний возраст, зима - старость.

В полотне «Весна» тема утренней зари, юности определился весь художественный строй картины, ярко сверкают растения на утренней заре, раскрываются цветы, освещенные первыми лучами солнца. В теплой сочной полнокровной по колориту картине «Лето» тема знойного полудня ассоциируется с молодостью. В «Осени» мотив красно - желтых, рыжеватых плодов, освещенных заходящими лучами солнца, соответствуют теме среднего возраста человека. В «Зиме» тема увядания, старости выражена через образ старика в виде желтоватого - бурого ствола сухого дерева, картина «Зима» может служить своеобразной иллюстрацией и изречением знаменитого естествоиспытателя Парацельса: «дерево тоже тело. Его кора подобна коже, ветви - волосы. Оно благоухает цветами и плодами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать.

Самая поздняя из дошедших до нас работ «Вертулей» - 1590 года (6).

Творчество Арчимбальдо прекрасно чувствовали и понимали его современники. Его композиции пользовались огромным успехом и породили множество подражаний называемых арчимбальдесками.

Учитель: Наверное, работы Арчимбальдо дали вам стимул к собственному творчеству.

Ученики: да, мы тоже хотим попробовать сделать портреты из фруктов и овощей.

Мы попробуем сделать портреты - натюрморты арчимбольдески всего за урок, работать будем группами, но у каждой группы будет своя техника исполнения.

Моими помощниками на уроке будут Урожай и Фея Природа (входят гости).

1 группа будет выполнять компьютерный портрет в программе ………….

(cooc-повар).

В эту группу входят самые большие любители компьютерной техники.

2 группа создает коллективный портрет - арчимбольдеску в технике коллажа.

Что такое коллаж? (это произведение из наклеенных на основу материалов, различных по цвету и фактуре, в отличие от аппликации на панно можно приклеивать и объемные детали).

3 группа выполняет портрет Феи природы в технике аппликации.

Что такое аппликация?

4 группа выполняет живописную работу портрета арчимбольдески, используя гуашь.

5 группа кулинарного дизайна выполняет портрет Урожая из вымытых и красиво нарезанных фруктов, и овощей.

Итогом Вашей работы должен стать портрет, вы должны его представить на нашей выставке.

Напоминаю Вам правила работы, которые Вы должны соблюдать:

1. Работа с ножницами:

- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

- передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

- не оставлять ножницы в раскрытом виде.

- не резать ножницами на ходу. Не подходить к товарищу во время резания.

- не работать ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

- не держать ножницы концами вверх.

- при работе следи за линией реза и за пальцами левой руки, поддерживающей обрабатываемый материал.

2. При работе с иголками и булавками.

Храните иголки и булавки в специально приготовленном месте (коробочке, подушечке, булавочнице).

Ножом резать на дощечке, не отвлекаясь на посторонних.

Памятка:

  1. дать название работы.

  2. кто изображен

  3. в какой технике изображена работа

  4. характеристика (профессия, свойства характера…)

Запомните.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Во избежание ошибок, хочу вам напомнить, что у каждой картины должен быть композиционный центр, расположенный правильно: композиция не должна быть слишком большой или маленькой, не должна «уезжать», вправо или влево.

Самостоятельная работа учащихся.

Выставка работ учащихся.

Каждую работу представляет группа по плану.

Учитель комментирует портрет. Выделяет недостатки, достоинства.

3. Оценочно- рефлексивный этап урока.

Учитель: Вернемся к словам Константина Паустовского «Чем больше знаешь, тем интересней жить». Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие открытия вы для себя сделали?

Оценки за урок. Дети ставят себе оценки по шкале заготовленной учителем.

Спасибо за урок!


© 2010-2022