Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Данная разработка урока позволит научить детей пользоваться рисунками декоративных мотивов и опираясь на них написать сочинение с использованием максимального количества мотивов, добиваясь логики содержания. I. Тема: Орнамент может рассказать… II.Цель: Научить пользоваться рисунками декоративных мотивов и опираясь на них написать сочинение с использованием максимального количества мотивов, добиваясь логики содержания. Задачи:  Обучающие: закрепить и обобщить знания о разновидностях орнамента; на...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Тема: Орнамент может рассказать…

II.Цель: Научить пользоваться рисунками декоративных мотивов и опираясь на них написать сочинение с использованием максимального количества мотивов, добиваясь логики содержания.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить и обобщить знания о разновидностях орнамента;

- научить воспроизводить пас-знаки.

Развивающие:

- формирование художественного вкуса учащихся;

- познакомить учащихся с понятием «родовая мета-пас», с усложнением пас-знаков по поколениям;

- развивать интерес учащихся к культуре народа Коми;

- совершенствовать навыки работы кистью, карандашом, фломастером;

- развитие мотивации у учащихся к изученному материалу и передачи знаний сверстникам.

Воспитательные:

- воспитывать и развивать интерес к истории родного края;

- воспитывать внимательность и аккуратность при работе с изобразительными средствами.

Стимулирующие:

- стимулировать учащихся к изучению родного края и гордости за выполненную работу.

Самообразовательные:

- побудить к поиску новой информации по данной теме урока в библиотеке, в музее, в Центре Национальных Культур.

II.Методы и методические приемы:

- словесные;

- наглядные;

-практические.

IV.Оборудование:

Для учителя

Зрительный ряд:

- тема урока, (написанная на ватмане);

- образцы с изображением орнаментов по содержанию (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, шрифтовой, геральдический);

- образцы с изображением орнаментов по построению (замкнутый, ленточный, сетчатый);

- образцы с изображением родовых пас - знаков;

- таблица с изображением мотивов и их названия (действующие лица, природа, животный мир, прочее);

- образец сочинения;

- алгоритм написания сочинения;

- вырезанные образцы мотивов;

- указка;

- плакат со значением применения пасов;

- классная доска, на которой натянута леска в 4 ряда.

Для учащихся:

- альбомный лист, резинка, карандаш, черновик, палитра, краски, фломастеры.

Литературный ряд: эпиграф к уроку - высказывание Семеновой Т. С. об орнаменте.


V.Литература:

Для учителя:

1. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира. С.- Петербург, «Кристалл»,1998.

  1. Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве в X-XX веках. М, 1974.

  2. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М, «Наука», 1980.

  3. Детям о культуре народа Коми (методические рекомендации). Сыктывкар, 1995.

VI.Форма организации учебно-воспитательного процесса:

Обобщающий урок по теме: Орнамент.

VII. План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Самостоятельная работа учащихся.

  5. Итог урока.

VII.План изучения нового материала:

  1. Объявление темы.

  2. Беседа.

  3. Демонстрация образцов пас-знаков и нового слова «пас» (выполненного на карточке).

  4. Демонстрация орнаментальных мотивов (выполненных на карточках).

  5. Вопрос к учащимся: «К какому виду орнамента мы отнесем представленные мотивы?»

  6. Беседа.

  7. Демонстрация таблиц с изображением мотивов и их значением.

  8. Инструктаж (плакат-алгоритм)

  9. Разъяснения и демонстрация работы с черновиком.

  10. Самостоятельная работа учащихся.

VIIIОформление классной доски (схематично)

Повторение пройденного

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

1.


2.


Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»




Объяснение нового материала

3.

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»




Итог урока

4.

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»









ХОД

УРОКА:

Беседа

Учитель:

Дети:

Вопросы к учащимся

Фронталь-ный опрос

Учитель:

Дети:

Вопрос

Учитель:

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Вопрос

Демонстра-ция видов орнамента

Дети:

Учитель:

Дети:


Вопрос

Учитель:

Вопрос

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Вопрос к экспертам:

Дети:

Вопрос

Учитель:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Дети:

Учитель:

Учитель:

Объявление темы

Учитель:

Беседа





Учитель:

Вопрос:

Дети:

Учитель:

Постановка цели выполнения задания

Учитель:

Беседа















Демонстра-ция сочинения

Учитель:

Учитель:

Учитель:



  1. Организационный момент


- Здравствуйте ребята, садитесь! На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились и изображали орнамент.

- На мой взгляд, лучше всех работали на уроке… (выбираются из всего класса 2 самых активных ученика). Сегодня я приглашаю их стать экспертами и быть мне помощниками. Возражение нет?

- Нет.

(Названные дети выходят к столу учителя)

2.Повторение пройденного

-Прежде, чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что такое орнамент?

- Орнамент - это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов (вывешивается карточка, на которой написано «орнамент»).

- А что же такое ритм и что для него характерно? (вывешивается карточка, на которой написано «ритм»).

- Для ритма характерна повторяемость, чередование нескольких компонентов.

- Что еще свойственно орнаменту? (вывешивается карточка, на которой написано «симметричность»)

- Симметричность.

- Давайте прочтем, что сказала об орнаменте искусствовед Т. С. Семенова (высказывание вывешивается на доску)

(Учитель просит озвучить одного из экспертов высказывание).

Орнамент - это жажда найти порядок в том, что такой стройностью не обладает. Это род магии ритма.

А какие виды орнамента по содержанию вы знаете?

(Когда детьми произносится вид орнамента, эксперты вывешивают на доску таблицы с названием орнамента).

- Геометрический.

- Подойди к столу и найди в стопе предложенных орнаментов - геометрический орнамент и вывеси на доску (ученик выполняет, эксперты помогают вывешивать).

- Растительный

- Зооморфный

- Антропоморфный

- Шрифтовой

- Геральдический

- Я прошу экспертов ответить: «Правильно ли выбраны орнаменты?»

Эксперты отвечают и снимают с доски образцы орнаментов.

- А какими бывают орнаменты по построению?

- Ленточный (или в полосе)

- Выбери из предложенных образцов и вывеси на доску.

- Сетчатый (или изображение орнамента в квадрате).

Выбери из предложенных образцов и вывеси на доску (ученик выполняет).

- Замкнутый (или в круге).

Выбери из предложенных образцов (ученик выполняет).

«Верно ли выбраны образцы?»

---------

Эксперты отвечают.

Ребята! Кто прокомментирует, каков принцип построения орнамента?

(Учитель показывает указкой на образцы орнамента по построению, а учащиеся комментируют):

Ленточный:

  • повторение одного элемента;

  • чередование двух элементов.

Сетчатый:

  • линейное расположение по краю в виде каймы;

  • расположение по углам квадрата;

  • симметричное расположение элементов относительно центра;

  • организованное заполнение всей площади квадрата.

Замкнутый:

  • чередование по окружности;

  • расположение только в центре круга;

  • расположение по краю и в центре;

  • расположение элементов по всей площади.

Есть ли замечания или поправки у экспертов?

Эксперты вносят поправки, снимают образцы с доски.

Давайте поблагодарим помощников, пусть они садятся на свои места.

3.Объяснение нового материала

- Национальный орнамент есть у каждого народа, конечно же, он есть и у народа коми.

- И о чем же может рассказать орнамент, мы с вами узнаем на уроке.

- В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Впервые орнамент народа коми появился как «пас» - знак (вывешивается на доску табличка, на которой написано «пас») родовой и семейной принадлежности.

Это знаки собственности, до развития письменности его чертили на документах вместо подписи, «пас'ом» метили охотничьи угодья, изображали на бревнах избы, изгороди, клеймили овец.

В основе пас - знаков лежит косой крест X (отцовская мета), (вывешивается на доску образец). Отделившиеся от отца сыновья присоединяли к отцовской мете новую черту X к косому кресту, как к основе, так легко можно было добавлять черточки вправо и влево и, таким способом, получались родовые меты сыновей и внуков.

Постепенно родовой пас - знак становится орнаментальным мотивом, таким образом, пас выступал в 4-х значениях (вывешивается плакат, на котором написано):

- подпись;

- родовая принадлежность;

- оберег;

- орнаментальный мотив.

- Посмотрите, как выглядят орнаментальные мотивы народа коми (вывешивается плакат).

- К какому виду орнамента мы отнесем представленные мотивы?

- К геометрическому.

- Верно.

- Каждый орнаментальный мотив имеет свое значение и его можно использовать для передачи информации.

- И сегодня мы с вами напишем сочинение с использованием мотивов орнамента и проиллюстрируем написанное.

- Давайте посмотрим на плакат (вывешиваю таблицу с изображением мотивов и их названием: действующие лица, природа, животный мир, прочее).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

ПРИРОДА:

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

ЖИВОТНЫЙ МИР:

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

ПРОЧЕЕ:

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»

- Посмотрите на алгоритм вашей работы:

1. Думаю о чем я напишу сочинение.

2. Пишу черновик сочинения.

3. Переписываю сочинение на чистовик, вставляя вместо слов рисунки декоративных мотивов, расставляя запятые и точки.

4. Проверяю правильность написанного.

5. Иллюстрирую сочинение.

- Итак: (вывешиваю образец сочинения с прорезями на словах, в которые вставляю декоративные мотивы).

- На зимних каникулах мы с подружкой катались в лесу ( ) на лыжах . Вдали мы увидели чум ( ) и стадо оленей ( ). Там паслись и молодые олени ( ). Оленевод ( ) охранял стадо. Высоко в небе светило зимнее солнце ( ). Мы подошли к чуму ( ) и женщина ( ) нас пригласила в гости…

- Сочинение может быть на любую тему.

- Приступайте к работе. Помните, что длинных сочинений писать не нужно, достаточно 10-15 предложений, но постарайтесь использовать максимальное количество декоративных элементов и не забудьте проиллюстрировать ваше сочинение, выбрав любую из техник, карандаши, фломастеры, краски.

- Есть вопросы?

4. Самостоятельная работа учащихся

(Во время самостоятельной работы учащихся, учитель проходит по рядам между партами, наблюдает за работой, при необходимости корректирует и направляет работу учащихся).

5. Итог урока

По окончании работы учащиеся вывешивают свои сочинения на доску. Работы обсуждаются.





























© 2010-2018