- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»
Урок по ИЗО и МХК по теме «Орнамент может рассказать»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максименкова О.А. |
Дата | 25.08.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
I. Тема: Орнамент может рассказать…
II.Цель: Научить пользоваться рисунками декоративных мотивов и опираясь на них написать сочинение с использованием максимального количества мотивов, добиваясь логики содержания.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить и обобщить знания о разновидностях орнамента;
- научить воспроизводить пас-знаки.
Развивающие:
- формирование художественного вкуса учащихся;
- познакомить учащихся с понятием «родовая мета-пас», с усложнением пас-знаков по поколениям;
- развивать интерес учащихся к культуре народа Коми;
- совершенствовать навыки работы кистью, карандашом, фломастером;
- развитие мотивации у учащихся к изученному материалу и передачи знаний сверстникам.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать интерес к истории родного края;
- воспитывать внимательность и аккуратность при работе с изобразительными средствами.
Стимулирующие:
- стимулировать учащихся к изучению родного края и гордости за выполненную работу.
Самообразовательные:
- побудить к поиску новой информации по данной теме урока в библиотеке, в музее, в Центре Национальных Культур.
II.Методы и методические приемы:
- словесные;
- наглядные;
-практические.
IV.Оборудование:
Для учителя
Зрительный ряд:
- тема урока, (написанная на ватмане);
- образцы с изображением орнаментов по содержанию (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, шрифтовой, геральдический);
- образцы с изображением орнаментов по построению (замкнутый, ленточный, сетчатый);
- образцы с изображением родовых пас - знаков;
- таблица с изображением мотивов и их названия (действующие лица, природа, животный мир, прочее);
- образец сочинения;
- алгоритм написания сочинения;
- вырезанные образцы мотивов;
- указка;
- плакат со значением применения пасов;
- классная доска, на которой натянута леска в 4 ряда.
Для учащихся:
- альбомный лист, резинка, карандаш, черновик, палитра, краски, фломастеры.
Литературный ряд: эпиграф к уроку - высказывание Семеновой Т. С. об орнаменте.
V.Литература:
Для учителя:
1. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира. С.- Петербург, «Кристалл»,1998.
-
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве в X-XX веках. М, 1974.
-
Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М, «Наука», 1980.
-
Детям о культуре народа Коми (методические рекомендации). Сыктывкар, 1995.
VI.Форма организации учебно-воспитательного процесса:
Обобщающий урок по теме: Орнамент.
VII. План урока:
-
Организационный момент.
-
Повторение пройденного.
-
Объяснение нового материала.
-
Самостоятельная работа учащихся.
-
Итог урока.
VII.План изучения нового материала:
-
Объявление темы.
-
Беседа.
-
Демонстрация образцов пас-знаков и нового слова «пас» (выполненного на карточке).
-
Демонстрация орнаментальных мотивов (выполненных на карточках).
-
Вопрос к учащимся: «К какому виду орнамента мы отнесем представленные мотивы?»
-
Беседа.
-
Демонстрация таблиц с изображением мотивов и их значением.
-
Инструктаж (плакат-алгоритм)
-
Разъяснения и демонстрация работы с черновиком.
-
Самостоятельная работа учащихся.
VIIIОформление классной доски (схематично)
Повторение пройденного
1.
2.
Объяснение нового материала
3.
Итог урока
4.
ХОД
УРОКА:
Беседа
Учитель:
Дети:
Вопросы к учащимся
Фронталь-ный опрос
Учитель:
Дети:
Вопрос
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Вопрос
Демонстра-ция видов орнамента
Дети:
Учитель:
Дети:
Вопрос
Учитель:
Вопрос
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Вопрос к экспертам:
Дети:
Вопрос
Учитель:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Учитель:
Объявление темы
Учитель:
Беседа
Учитель:
Вопрос:
Дети:
Учитель:
Постановка цели выполнения задания
Учитель:
Беседа
Демонстра-ция сочинения
Учитель:
Учитель:
Учитель:
-
Организационный момент
- Здравствуйте ребята, садитесь! На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились и изображали орнамент.
- На мой взгляд, лучше всех работали на уроке… (выбираются из всего класса 2 самых активных ученика). Сегодня я приглашаю их стать экспертами и быть мне помощниками. Возражение нет?
- Нет.
(Названные дети выходят к столу учителя)
2.Повторение пройденного
-Прежде, чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что такое орнамент?
- Орнамент - это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов (вывешивается карточка, на которой написано «орнамент»).
- А что же такое ритм и что для него характерно? (вывешивается карточка, на которой написано «ритм»).
- Для ритма характерна повторяемость, чередование нескольких компонентов.
- Что еще свойственно орнаменту? (вывешивается карточка, на которой написано «симметричность»)
- Симметричность.
- Давайте прочтем, что сказала об орнаменте искусствовед Т. С. Семенова (высказывание вывешивается на доску)
(Учитель просит озвучить одного из экспертов высказывание).
Орнамент - это жажда найти порядок в том, что такой стройностью не обладает. Это род магии ритма.
А какие виды орнамента по содержанию вы знаете?
(Когда детьми произносится вид орнамента, эксперты вывешивают на доску таблицы с названием орнамента).
- Геометрический.
- Подойди к столу и найди в стопе предложенных орнаментов - геометрический орнамент и вывеси на доску (ученик выполняет, эксперты помогают вывешивать).
- Растительный
- Зооморфный
- Антропоморфный
- Шрифтовой
- Геральдический
- Я прошу экспертов ответить: «Правильно ли выбраны орнаменты?»
Эксперты отвечают и снимают с доски образцы орнаментов.
- А какими бывают орнаменты по построению?
- Ленточный (или в полосе)
- Выбери из предложенных образцов и вывеси на доску.
- Сетчатый (или изображение орнамента в квадрате).
Выбери из предложенных образцов и вывеси на доску (ученик выполняет).
- Замкнутый (или в круге).
Выбери из предложенных образцов (ученик выполняет).
«Верно ли выбраны образцы?»
---------
Эксперты отвечают.
Ребята! Кто прокомментирует, каков принцип построения орнамента?
(Учитель показывает указкой на образцы орнамента по построению, а учащиеся комментируют):
Ленточный:
-
повторение одного элемента;
-
чередование двух элементов.
Сетчатый:
-
линейное расположение по краю в виде каймы;
-
расположение по углам квадрата;
-
симметричное расположение элементов относительно центра;
-
организованное заполнение всей площади квадрата.
Замкнутый:
-
чередование по окружности;
-
расположение только в центре круга;
-
расположение по краю и в центре;
-
расположение элементов по всей площади.
Есть ли замечания или поправки у экспертов?
Эксперты вносят поправки, снимают образцы с доски.
Давайте поблагодарим помощников, пусть они садятся на свои места.
3.Объяснение нового материала
- Национальный орнамент есть у каждого народа, конечно же, он есть и у народа коми.
- И о чем же может рассказать орнамент, мы с вами узнаем на уроке.
- В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Впервые орнамент народа коми появился как «пас» - знак (вывешивается на доску табличка, на которой написано «пас») родовой и семейной принадлежности.
Это знаки собственности, до развития письменности его чертили на документах вместо подписи, «пас'ом» метили охотничьи угодья, изображали на бревнах избы, изгороди, клеймили овец.
В основе пас - знаков лежит косой крест X (отцовская мета), (вывешивается на доску образец). Отделившиеся от отца сыновья присоединяли к отцовской мете новую черту X к косому кресту, как к основе, так легко можно было добавлять черточки вправо и влево и, таким способом, получались родовые меты сыновей и внуков.
Постепенно родовой пас - знак становится орнаментальным мотивом, таким образом, пас выступал в 4-х значениях (вывешивается плакат, на котором написано):
- подпись;
- родовая принадлежность;
- оберег;
- орнаментальный мотив.
- Посмотрите, как выглядят орнаментальные мотивы народа коми (вывешивается плакат).
- К какому виду орнамента мы отнесем представленные мотивы?
- К геометрическому.
- Верно.
- Каждый орнаментальный мотив имеет свое значение и его можно использовать для передачи информации.
- И сегодня мы с вами напишем сочинение с использованием мотивов орнамента и проиллюстрируем написанное.
- Давайте посмотрим на плакат (вывешиваю таблицу с изображением мотивов и их названием: действующие лица, природа, животный мир, прочее).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ПРИРОДА:
ЖИВОТНЫЙ МИР:
ПРОЧЕЕ:
- Посмотрите на алгоритм вашей работы:
1. Думаю о чем я напишу сочинение.
2. Пишу черновик сочинения.
3. Переписываю сочинение на чистовик, вставляя вместо слов рисунки декоративных мотивов, расставляя запятые и точки.
4. Проверяю правильность написанного.
5. Иллюстрирую сочинение.
- Итак: (вывешиваю образец сочинения с прорезями на словах, в которые вставляю декоративные мотивы).
- На зимних каникулах мы с подружкой катались в лесу ( ) на лыжах . Вдали мы увидели чум ( ) и стадо оленей ( ). Там паслись и молодые олени ( ). Оленевод ( ) охранял стадо. Высоко в небе светило зимнее солнце ( ). Мы подошли к чуму ( ) и женщина ( ) нас пригласила в гости…
- Сочинение может быть на любую тему.
- Приступайте к работе. Помните, что длинных сочинений писать не нужно, достаточно 10-15 предложений, но постарайтесь использовать максимальное количество декоративных элементов и не забудьте проиллюстрировать ваше сочинение, выбрав любую из техник, карандаши, фломастеры, краски.
- Есть вопросы?
4. Самостоятельная работа учащихся
(Во время самостоятельной работы учащихся, учитель проходит по рядам между партами, наблюдает за работой, при необходимости корректирует и направляет работу учащихся).
5. Итог урока
По окончании работы учащиеся вывешивают свои сочинения на доску. Работы обсуждаются.