- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по ИЗО «Орнаменты»
Урок по ИЗО «Орнаменты»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Томилова Л.Г. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАЗРАБОТКА УРОКА.
Тема урока: ОРНАМЕНТЫ.
Аннотация: раздел: композиция.
Средний школьный возраст.
Начальные сведения об орнаменте.
Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока:1)Формирование у обучающихся умения составлять орнамент в круге.
2) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения.
3) Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.
ЗАДАЧИ:
-
Познакомить с новыми понятиями: орнамент, элемент, мотив, ритм.
-
Сформировать умение анализировать и разделять геометрические орнаменты от изобразительных.
-
Научить детей самостоятельно составлять изобразительные орнаменты в круге.
Оборудование.
Наглядный материал для педагога: презентацияиллюстрации, тарелки с орнаментами, рисунки детей, наглядные пособие с выделенным элементом и мотивом, элементы вишня и яблоко, информационная карта «Этапы выполнения работы «Орнамент».
Оборудование для детей: бумага, карандаши, краски, кисти, шаблоны кругов.
Ход урока.
1. Вводная часть.
1.1. Организационный момент
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
1.2. Сообщение цели урока.
2. Сообщение познавательных сведений.
2.1 Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека и вызывают цепочки ассоциаций.
Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).
Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Они предназначенны для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.
Рассмотрим несколько примеров орнаментов и научимся выделять отдельные элементы орнамента.
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.
Мы видим, что в каждом орнаменте обязательно повторяются одни и те же элементы. Их называют мотивы.
Вспомните, в музыке есть такое понятие, как ритм. И в орнаменте есть такое понятие. Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.
2.2. Виды орнамента.
Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и геометрический.
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми.
Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.
Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных, человека и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации.
Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое.
Хотелось бы отметить, что плоскость на которой можно располагать орнамент может быть совершенно разная: круг, квадрат, прямоугольник и так далее.
2.3. Построение геометрического орнамента
Просмотр работ детей.
2.4. Построение изобразительного орнамента.
2.5.Закрепление материала.
Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.
· Какие основные виды орнаментов бывают?
· Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?
3. Практическая работа
3.1.Вводный инструктаж учителя:
Сообщение цели и названия практической работы
Ознакомление с информационной картой
Инструктаж по технике безопасности
3.2.Самостоятельная работа учащихся
3.3.Текущий инструктаж учителя
4. Подведение итогов урока.
Сообщение учителя о достижении цели урока.
Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.
Информационная карта
для составления орнамента
-
Определиться с элементами узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.
-
Используя шаблон или линейку нарисуйте плоскость (круг, квадрат, прямоугольник, ленту).
-
Определите точки в которых будут находиться элементы орнамента.
-
Нарисуйте и затем раскрасьте орнамент.