Урок по ИЗО «Орнаменты»

Аннотация: раздел: композиция. Средний школьный возраст. Начальные сведения об орнаменте. Вид урока: урок ознакомления с новым материалом. Цели урока : 1) Формирование у обучающихся умения составлять орнамент в круге. 2) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ И сравнения. 3) Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить с новыми понятиями: орнамент, элемент, мотив, ритм. 2. Сформировать умение анализировать и разделять геометрические орнаменты от изобразительных. 3. Научить детей самостоятельно составлять изобразительные орнаменты в круге. Оборудование. Наглядный материал для педагога: презентация иллюстрации, тарелки с орнаментами, рисунки детей, наглядные пособие с выделенным элементом и мотивом, элементы вишня и яблоко, информационная карта «Этапы выполнения работы« Орнамент ». Оборудование для детей : бумага, карандаши, краски, кисти, шаблоны кругов.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА.

Тема урока: ОРНАМЕНТЫ.

Аннотация: раздел: композиция.

Средний школьный возраст.

Начальные сведения об орнаменте.

Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:1)Формирование у обучающихся умения составлять орнамент в круге.

2) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения.

3) Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с новыми понятиями: орнамент, элемент, мотив, ритм.

  2. Сформировать умение анализировать и разделять геометрические орнаменты от изобразительных.

  3. Научить детей самостоятельно составлять изобразительные орнаменты в круге.

Оборудование.

Наглядный материал для педагога: презентацияиллюстрации, тарелки с орнаментами, рисунки детей, наглядные пособие с выделенным элементом и мотивом, элементы вишня и яблоко, информационная карта «Этапы выполнения работы «Орнамент».

Оборудование для детей: бумага, карандаши, краски, кисти, шаблоны кругов.

Ход урока.

1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

1.2. Сообщение цели урока.

2. Сообщение познавательных сведений.

2.1 Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека и вызывают цепочки ассоциаций.
Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).
Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Они предназначенны для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Рассмотрим несколько примеров орнаментов и научимся выделять отдельные элементы орнамента.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление.

Мы видим, что в каждом орнаменте обязательно повторяются одни и те же элементы. Их называют мотивы.

Вспомните, в музыке есть такое понятие, как ритм. И в орнаменте есть такое понятие. Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.


2.2. Виды орнамента.
Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и геометрический.
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми.
Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.
Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных, человека и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации.
Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое.

Хотелось бы отметить, что плоскость на которой можно располагать орнамент может быть совершенно разная: круг, квадрат, прямоугольник и так далее.

2.3. Построение геометрического орнамента

Просмотр работ детей.

2.4. Построение изобразительного орнамента.

2.5.Закрепление материала.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

· Какие основные виды орнаментов бывают?

· Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

3. Практическая работа

3.1.Вводный инструктаж учителя:

Сообщение цели и названия практической работы

Ознакомление с информационной картой

Инструктаж по технике безопасности

3.2.Самостоятельная работа учащихся

3.3.Текущий инструктаж учителя

4. Подведение итогов урока.

Сообщение учителя о достижении цели урока.

Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.

Информационная карта

для составления орнамента

  1. Определиться с элементами узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

  2. Используя шаблон или линейку нарисуйте плоскость (круг, квадрат, прямоугольник, ленту).

  3. Определите точки в которых будут находиться элементы орнамента.

  4. Нарисуйте и затем раскрасьте орнамент.







© 2010-2022