• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья по ИЗО на тему «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно – эстетического развития»

Статья по ИЗО на тему «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно – эстетического развития»

Разнообразная дизайнерская деятельности детей и оформление тематических выставок, направленная на «изменение» пространства группы и «игрушечного мира» составление макетов кукольного домика или уголка творчества, придумывание украшений к спонтанно возникшему тематическому дню (день радости, день смеха, день дождя) и оформление тематических выставок (Осень в городе», «Весну встречаем», «путешествие за моря И.Айвазовского); Совместная деятельность по интересам и сотворчество в форме создания общего...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Салимова Надежда Александровна

воспитатель 2013 г.

МБДОУ ДСКВ №27 «Филиппок»

Тема: «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно - эстетического развития»





«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

В условиях гуманизации и демократизации системы современного российского образования, вариативности действующих образовательных программ, широкого реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становление дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, усвоения им социокультурных и экологических норм и правил. Этот процесс тесно связан с глобальной проблемой становления личности ребенка, развития его духовности. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экологических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие личности. В последнее время возросло внимание к экологическому воспитанию как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого - развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А.Рыжова, Н.Н.Кондратьева, Ж.Л.Васякина - Новикова. Содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познание» и другие образовательные области. Представления о природе являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с образовательной областью «Художественное творчество». Интеграция осуществляется через содержание образования (представления, знания), через использование дидактических средств.

Содержание экологического воспитания интегрирует в разных образовательных областях:

1. Обсуждение с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря, что расширяет представления о природе и народной культуре.

2. Использование для слушания звуков природы и классической музыки помогает лучше понять красоту и многообразие природного мира.

3. Реализация детских проектов, в которых используется опыт: »Наши коллекции», «Книга путешествий», «Календарь природы», «Почемучки».

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая предметная среда. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ.

Эколого - развивающая среда - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди родителей (по Н.Н.Николаевой).

Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и использует её в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Успех экологическому воспитания обеспечивается готовностью педагога к осуществлению экологического образования, личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка, построением экологической развивающей среды, активным участием родителей в воспитательном процессе, установлением связей с общественными организациями. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Участок - это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за окружающими объектами. На участках детского сада дети проводят значительную часть времени, особенно в тёплое время года. Но и зимой участок остаётся основным элементом развивающей игровой среды, в которой дети получают представление о сезонных представлениях в природе, своеобразие и красота которых производят на детей неизгладимое впечатление.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и развития творческих способностей в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС). Соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности можно выделить два направления:

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих.

К первому относятся экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. Так, создание экологического класса, где на стеллажах лежат коллекции и красочные книги, которыми могут воспользоваться дети, или специальной лаборатории, где проводятся опыты и дети выступают в качестве «настоящих ученых», повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность.

Второе направление - это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные классы и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического воспитания.

Предметно - развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
• познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
• формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
• формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.)

Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры и развитие на основе полученных знаний творческих способностей («Я - Творец»). Таким образом, экологизация РПС в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех его компонентов:

Познавательный компонент (о многообразии, росте, развитии, приспособленности к среде, взаимосвязях растений и животных; взаимосвязи живой и неживой природы; об охране природы, использовании её ресурсов).

Ценностный компонент (о самоценности жизни, природы и человека; об универсальной ценности природы для человека; о созидательной, культурной ценности деятельности человека; об основных нравственных ценностях человека.)

Нормативный компонент (о законах декларирующих права и обязанности взрослых и детей; о нормах и правилах поведения в обществе и природе; способах личного участия по отношению к окружающим и природе)

Деятельный компонент (о необходимости проявления личной инициативы и участия в созидательной деятельности; о многообразии созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении)

В ДОУ учитываются требования ФГТ по созданию РПС, которая позволит оптимизировать работу в системе экологической культуры и художественно - эстетического развития. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ валяется опора на личностно - ориентированную модель взаимодействия с детьми. Важно, что бы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, среда должна быть развивающей, но и развивающаяся. Для формирования экологической культуры и развития художественно-эстетических способностей РПС включает следующие элементы:

  • центр экспериментирования «Наша лаборатория»,

  • экологическая комната,

  • центр краеведения,

  • центр «Наша библиотека»,

  • территория детского сада: площадка для игр, праздников, развлечений,

  • экологическая тропа;

  • эстетически оформленные помещения детского сада

  • центр «Воды и песка»

  • манипулятивный центр

  • центр «Науки и природы»















Развивающая среда по программе «Детство»

Эколого - развивающая предметная среда

Возраст детей

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание ус­ловий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомле­ния с явлениями и объектами окружающего мира.

Центр «Мы познаём мир»

Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверх­ностью из пластика, резиновый коврик.

Халатики, нарукавники.

Природный материал: песок, вода, глина, камушки,
ракушки, деревяшки, различные плоды, пух и перья.

Пищевые красители.

Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палоч­ки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

Игрушки для игр с водой.

Несколько комнатных растений.

Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.

Игра «Времена года» (на «липучках»).

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Центр «Песок - вода»

Ёмкости разного размера, мерные кружки, воронка, лейки, формочки, опилки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (де­ревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки, болты).

Центр «Наука и природа»

Пластилин, стеки; природный материал, шишки, желуди, горох, пшено, косточки плодов, растения и животные, оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, дневники наблю­дений за посадками.

Центр «Мы познаем мир»

Место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов:

«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воз­душные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в ак­вариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши по­мощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Пригото­вим чай для гостей», «Горячо - холодно», «Легкий - тяже­лый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Центры «Песок- вода», «Наука и природа»

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также представлены в группе, так как перед педагогом стоит задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего - микроскопа. В группе выделен отдельный уголок для экспериментов старших до­школьников с использованием технических средств.

банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюде­ний за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный ма­териал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; кораблики, крупы, литература; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»); мерные чашки стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палоч­ки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, фор­мочки для печенья.

Групповая лаборатория:

Резиновый коврик. Халаты, передники, нарукавники.

Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные се­мена и плоды, кора деревьев, мох, листья.

Манипулятивный центр:

Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла. Аптечные и песочные часы, безмен. Технические материалы (гайки, болты, гвозди, магниты). Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпате­ли, вата, марля, шприцы без игл). Соломка для коктейля разной длины и толщины. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Журнал исследований для фиксации детьми результа­тов опытов. Коврограф. Игра «Времена года». Календарь природы, календарь погоды. Комнатные растения по программе с указателями, «ал­горитм» ухода за комнатными растениями. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы,
кисточки.

Настольно-печатные дидактические игры для формиро­вания первичных естественнонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Хо­дит, плавает, летает» «Звери наших лесов» и т. п.).

Валеологические игры, экологические игры («Можно и нельзя», «Да и нет» и т. п.). Емкость для мусора, инвентарь для уборки.

В данной таблице приведены примерные элементы эколого - развивающей среды по программе «Детство». Благодаря творческому поиску практиков дошкольного образования появились разнообразные формы организации зелёных зон в ДОУ. Всё экологическое пространство дошкольных учреждений направлено на решение задач экологического воспитания и развития художественно-эстетических способностей:

- Формировать убеждение, что красота и творения природы значимы и бесценны.

- Отражать в продуктивных видах деятельности своё отношение к миру природы.

- Создавать условия для развития способности художественного видения мира, развития эстетических чувств, экологических представлений дошкольников.

- Создавать условия для приобщения детей к миру искусства и культуры.

- С помощью разнообразных методов и приёмов развивать экологическую культуру и художественно - творческие способности (я - творец).

-Побуждать и поддерживать личностные проявления дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).

При проектировании эколого - развивающей среды в ДОУ выделяются следующие составляющие: пространство помещений ДОУ, предметное окружение ребёнка, время в режиме дня. Содержание педагогической работы включает в себя:

- специально организованное обучение: классификация представлений о природе, экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями; в уголке природы и на прогулке, изобразительная деятельность, ознакомление с трудом взрослых в природе, развитие речи, обучение по уходу за животными и растениями

- совместную деятельность педагогов и детей: работа с календарями природы, дневниками наблюдений; целевые прогулки в природу, наблюдения в уголке природы; беседы на экологические темы, рассказы чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций о природе: опыты, эксперименты, сбор коллекций, создание книг- самоделок; игры, труд в уголке природы; различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему, работа с моделями, экологическими дневниками

-самостоятельную деятельность детей: уход за животными и растениями, экспериментирование, игры, работа с литературой, проблемные ситуации, стимулирующие детей, задания наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций познавательных и практических. Для активизации детской деятельности в условиях эколого-развивающей среды используются следующие методы и формы:

- Разнообразная дизайнерская деятельности детей и оформление тематических выставок, направленная на «изменение» пространства группы и «игрушечного мира», - составление макетов кукольного домика или уголка творчества, придумывание украшений к спонтанно возникшему тематическому дню (день радости, день смеха, день дождя) и оформление тематических выставок (Осень в городе», «Весну встречаем», «путешествие за моря И.Айвазовского);

- Совместная деятельность по интересам и сотворчество в форме создания общего продукта;

- Исследовательская деятельность (опыты, расширяющие эстетический опыт детей); ролевые игры («в музей», «в художников», «в путешествие»);

- Развлечения и праздники, активизирующие полученный опыт детей и художественно - творческие способности детей;

- Составление разнообразных «коллекций»: игрушек для игровых уголков (лепка овощей, фруктов, аппликация цветов для «салона цветов), гербария растений, «сундука пуговиц, ниток и лоскутков», «гардероба» сезонной одежды.

Роль педагога в процессе создания эколого - развивающеё среды и сопровождения развития ребенка в этой среде - это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.

Программа «Детство» с разных сторон ориентирует воспитателей на развитие детского творчества.

























































Список литературы

  1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

  2. Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду. - М., 1985.

  3. Гончарова Е.В. и др. Экология для малышей. Рабочая тетрадь для детей второй младшей группы. /Под ред. Г.Н. Гребенюк, - Тюмень, 2000.

  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Региональная программа экологического образования дошкольников ХМАО. / Под ред. Г.Н.Гребенюк, - Тюмень, 2000.

  5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СП6., 1995.

  6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.

  7. Зенина Т.Н. Наблюдаем, познаём, любим… //Дошкольное воспитание.-2003.№ 7.

  8. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными М.:П.О.Р.2007.

  9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.,1988.

  10. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.:Творческий центр,2003.

  11. Лунич М.В. Детям о природе. - М., 1989.

  12. Моисеева Л.В. диагностические методики в системе экологического образования. - Екатеринбург.

  13. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М., 1996.

  14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1996.

  15. Николаева С.Н. Наблюдаем - познаем. // Дошкольное воспитание.- 1991 № 1.

  16. Николаева С.Н. Юный эколог. М.: Мозаика- Синтез,2002.

  17. Николаева С.Н.Знаем ли природу? // Дошкольное воспитание. - 1991 № 6.

  18. Николаева. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание.- 2004 № 4.

  19. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. / Под ред. З.А. Михайловой. - СП6., 1997.

  20. Саморукова Е.Е Как познакомить дошкольника с природой. М.: Просвещение, 1985.

  21. Цветкова И.В. Экологический цветок. М.: Педагогическое общество Россия,2000.

  22. Шестакова А.В. Росток. - Челябинск, 1996.

  23. Шишкина В.А. Прогулка в природе. М.: Просвещение,2004.

  24. Экологическое воспитание дошкольников. // Под ред. А.М. Федотовой. -Пермь, 1992.

  25. «Мы» Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева - СП (б): М94 «Детство - пресс», 2004 - 240с. (Библиотека программы «Детство»)





Памятка

Солёное тесто. Шаг за шагом.

Составила: воспитатель высшей категории Салимова Н.А.

Инструменты

Для изготовления фигурок из солёного теста потребуются: нож, небольшая скалка для раскатывания теста, зубочистка, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур. В качестве инструментов можно использовать шариковые ручки, пробки от бутылок, старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке. Инструментами могут служить закруглённые стамески разного размера.

Рецепт соленого теста

2 части соли (лучше использовать соль «Экстра»)

2 части муки (без разрыхлителей и прочих добавок)

1 часть воды (вода обязательно холодная)

Приготовление теста

Муку и соль хорошо перемешать, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Готовое тесто недолжно прилипать к рукам или крошиться. Точную пропорцию воды определить достаточно сложно. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Для того чтобы оно не высыхало во время работы, его следует держать в целлофановом пакете или в закрытой посуде, пока не используется весь приготовленный объём. Долго хранить готовое тесто нельзя, поскольку при этом теряется его первоначальный цвет: оно приобретает сероватый оттенок.

Совет:

Если во время вымешивания тесто крошится - добавьте немного воды. Если прилипает к рукам - немного муки.

Соединение деталей.

Соединить детали удобно помощью кисточки и воды. Вода в данном случае играет роль клея. Нанесите кисточкой небольшое количество воды на поверхности соединяемых деталей и аккуратно прижмите их друг к другу, стараясь не смять. Если воды окажется слишком много, тесто может расползтись.

Обработка изделий из солёного теста

Обработка изделий из солёного теста предполагает несколько этапов:

Сушить изделия можно на воздухе.

В духовке начинать сушку при низкой температуре, постепенно её увеличивая. Сушка - достаточно длительный процесс, во многом зависящий от толщины изделий. Время и температурный режим сушки таковы: один час при полностью открытой дверце духового шкафа, один час при приоткрытой дверце, один час при закрытой дверце духового шкафа.

Раскрашивание

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Для раскрашивания можно использовать акриловые краски, акварельные краски, гуашь. В гуашь необходимо добавлять клей ПВА.

Глазуровать изделия можно солёным раствором, яичным желтком, соляным раствором.

© 2010-2022