- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО 4класс
Рабочая программа ИЗО 4класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чумаченко Т.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ Чумаченко Т.А.
Протокол № ___________
от «____»________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора
лицея по УВР
__________ Орищенко Н.С.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ лицей № 4
г. Россоши
___________ Хиценко А.И.
Приказ № _______________
от «___»___________ 2015 г.
Рабочая программа по Искусству (Изобразительное искусство)
в 4-х классах
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Чумаченко Татьяна Алексеевна
2015 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе:
ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования; авторской учебной программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство (1-4 классов)» (М.: Дрофа, 2011) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования (второго поколения); БУПа РТ - 2012 г.
Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Кузина В.С., - М.: Дрофа, 2009;
Учебного плана лицея на 2015-2016 учебный год.
Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю, в том числе:
-
на обучение:
-
рисованию с натуры (рисунок, живопись) - 12 часов;
-
рисованию на темы ( композиция) - 7 часов;
-
декоративная работа - 7 часов;
-
лепка - 2 часа
-
аппликация - 2 часа
-
на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа.
Тематическое планирование составлено по учебнику:
Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: в 2 частях. Учись рисовать. Волшебный мир/В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. -М.: Дрофа, 2008.
Цель обучения: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
· развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
· способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
· воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Обучающиеся должны знать:
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
известные центры народных художественных ремесел России;
-
ведущие художественные музеи России;
уметь:
-
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
-
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
-
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
-
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
-
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект (УМК):
Учебник «Изобразительное искусство», 4 класс, (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. М.: Дрофа, 2007)
Тетрадь: «Изобразительное искусство», 4 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. М.: Дрофа,2009.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. (М.: Дрофа, 2011) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования (второго поколения); БУПа РТ - 2012 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе рассчитана на 34 часа в год, по одному часу в неделю.
Формы организации учебного процесса, формы текущего контроля
-
Наблюдение природы и отдельных предметов
-
Анализ формы предметов и явлений природы.
-
Пересказ отрывков из литературных произведений
-
Коллективная работа учащихся
-
Самостоятельное выполнение заданий
-
Беседы по произведениям художников
-
Работа в парах, по рядам и группам.
-
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).
-
Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.
-
Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный контроль.
-
Тестовая работа.
-
Практическая работа.
-
Решение ребусов и кроссвордов.
2. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
-
понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор», «скульптура», «дизайн» «портрет»
-
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
-
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
-
начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны:
знать
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
названия известных центров народных художественных ремесел России;
-
ведущие художественные музеи России;
-
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
-
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
-
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
-
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
уметь
-
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
-
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
3. Календарно-тематическое планирование
№
урока
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
1
2
3
4
5
6
Раздел 1. Красота в умелых руках (9 ч)
1
2
«Летние впечатления» - рисование на тему. «Красота родной природы в творчестве русских художников». Беседа.
Летний пейзаж.
2
Знакомятся с творчеством русских художников-пейзажистов. Проводят простейший анализ произведений искусства. Работают над композицией, развивают творческое воображение. Выполняют пейзаж.
01.09.15
08.09.15
3
Рисование с натуры 2-3 листьев сложной формы (клен, каштан, виноград) на ветке.
1
Беседуют о красоте осенней природы. Сравнивают и анализируют форму, цвет листьев. Выполняют рисунок в технике а-ля- прима.
15.09.15
4
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование натюрморта (фрукты, яблоко, ваза с яблоками).
1
Беседуют о жанре натюрморта, знакомятся с картинами художников. Сравнивают и анализируют форму, цвет и пространственное положение предметов. Передают настроение в творческой работе.
22.09.15
5
Узор в круге из растительных природных форм.
1
Знакомятся с декоративно-прикладным искусством -Жостово. Анализируют цвет, особенности росписи жостовских подносов, выполняют элементы и эскиз.
29.09.15
6
Рисование на тему «Осень во дворе».
1
Беседуют о красоте осенней природы. Сравнивают изображение осени в картинах разных художников. Работают над передачей настроения в композиции.
06.10.15
6
7
Графика. Дерево. Рисование с натуры и по памяти дерева.
1
Беседуют о видах ИЗО- графике, просматривают видеоряд по теме «Русский лес».Выполняют зарисовки деревьев различными материалами.
13.10.15
8
9
Рисование по памяти «Моя улица», «Мой двор», «Праздничный город».
2
Беседуют о малой родине, делятся своими размышлениями о любви к родному краю.
Используют в рисунке закономерности линейной перспективы. Развивают наблюдательность окружающего мира. Выполняют композицию по памяти.
20.10.15
27.10.15
Раздел 2. Мы любим смотреть картины и рисовать (7 ч)
10
Рисование с натуры фигуры человека.
1
Знакомятся с пропорциями фигуры человека, особенностями рисования человека в движении, стоящей фигуры с упором на одну и две ноги. Просматривают видеоряд по теме. Выполняют зарисовку с натуры.
17.11.15
11
12
Люди труда в изобразительном искусстве. Лепка или изображение фигуры человека.
2
Классифицируют труд человека. Беседуют по произведениям художников и скульпторов. Повторяют пропорции фигуры человека. Работают над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.
24.11.15
01.12.15
13
14
Иллюстрация к сказке (с фигурой человека) «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
2
Рассуждают о сюжетах к сказке. Решают кроссворд, знакомятся с творчеством В.Васнецова и И.Билибина. Передают настроение в творческой работе.
08.12.15
15.12.15
15
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Дымково.
1
Беседуют о декоративно-прикладном искусстве- Дымково. Просматривают презентацию по теме урока. Работают в художественно- конструктивном направлении деятельности.
22.12.15
Раздел 3. В мире сказок (10 ч)
16
Традиционный русский фигурный пряник. Эскиз росписи. Лепка по памяти.
1
Эстетически воспринимают и анализируют произведения декоративно-прикладного искусства. Знакомятся с Тульским и Бутурлиновским народным пряником. Развивают творческое воображение и изобразительные навыки.
12.01.16
17
18
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
2
Рассуждают о сюжетах сказки. Кратко пересказывают содержание, анализируют состояние природы, объясняют значение слов. Беседуют о творчестве В.Васнецова и И.Билибина. Передают настроение в творческой работе
19.01.16
26.01.16
19
Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски.
1
Беседуют о хохломской росписи. Закрепляют материал упражнением элементов хохломы, просмотром презентации по теме. Выполняют творческую работу.
02.02.16
20
«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии Вооруженных сил.
1
Делятся знаниями о военных событиях ВОВ. Совершенствуют графические умения и навыки при изображении предметов. Передают настроение.
09.02.16
21
Рисование с натуры или по памяти современных машин.
1
Беседуют о видах транспорта. Совершенствуют навыки линейного рисунка.
16.02.16
22
Эскиз (макет) открытки к празднику 8 Марта.
1
Беседуют об истории праздника женщин, о дизайне открыток. Выполняют эскиз.
01.03.16
23
Рисование с натуры и по памяти животных и птиц (волк, лиса и т.д.)
1
Знакомятся с анималистическим жанром, последовательностью ведения рисунка птиц и животных. Выполняют зарисовки.
15.03.16
24
Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
1
Рассуждают о сюжетах басни. Кратко пересказывают содержание, анализируют поведение героев. Беседуют о творчестве В.Васнецова и И.Билибина. Передают настроение в творческой работе
29.03.16
Раздел 4. С чего начинается Родина (9 ч)
25
26
Рисование с натуры коробки. Эскиз росписи шкатулки.
2
Изучают основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции, линейная и фронтальная перспектива, линия горизонта, точки схода. Знакомятся с палехской миниатюрой. Смотрят фильм «Декоративно-прикладное искусство России». Выполняют эскиз.
05.04.16
12.04.16
27
Круг в перспективе. Рисование с натуры кувшина, бидона (графика, живопись).
1
Знакомятся с правилами линейной перспективы. Упражняются в рисовании круга. Выполняют линейно-конструктивное построение предмета , передают цвет, объем.
19.04.16
28
Рисование с натуры гипсового шара.
1
Беседуют о выразительных средствах графики - линия, штрих, пятно. Выполняют рисунок шара.
26.04.16
29
30
Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел (конус, куб, призма).
2
Называют, классифицируют и анализируют геометрические тела. Определяют последовательность выполнения рисунка.
Передают объем и фактуру геометрических тел.
03.05.16
10.05.16
31
32
Антивоенный плакат. Декоративно-прикладное творчество.
2
Беседуют о ВОВ. Просматривают видеоряд по теме урока. Знакомятся с творчеством художников - плакатистов. Выполняют эскиз плаката.
17.05.16
33
34
Декоративно-прикладное творчество.
Искусствоведческая викторина. Итоги года. Выставка рисунков.
2
Просматривают презентацию по теме, слушают сообщения ребят о ДПИ. Обобщают увиденно. Участвуют и работают в викторине. Подводим итог года.
24.05.16
24.05.16
4. Содержание программы учебного предмета
Виды занятий:
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 12 часов
-
Рисование на темы - 7 часов
-
Декоративная работа - 7 часов
-
Рисование по памяти и представлению - 2 часа
-
Выполнение аппликации - 2 часа
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа
Раздел 1: «Красота в умелых руках» 9 часов
-
«Летние впечатления» - рисование на тему. «Красота родной природы в творчестве русских художников».
-
Летний пейзаж.
-
Рисование с натуры 2-3 листьев сложной формы (клен, каштан, виноград) на ветке.
-
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование натюрморта фрукты, яблоко. ( Ваза с яблоками).
-
Искусство натюрморта (кувшин, ваза, фрукты).
-
Узор в круге из растительных природных форм.
-
Рисование на тему «Осень во дворе».
-
Графика. Дерево. Рисование с натуры и по памяти дерева.
-
Рисование по памяти «Моя улица», «Мой двор», «Праздничный город».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Раздел 2: «Мы любим смотреть картины и рисовать» 7 часов
-
Рисование с натуры фигуры человека.
-
Люди труда в изобразительном искусстве. Лепка или изображение фигуры человека.
-
Профессия человека. Лепка или изображение фигуры человека в движении. «Продавец мороженого», «Сталевар», «Хоккеист» и др.
-
Иллюстрация к сказке с фигурой человека (по выбору) «О рыбаке и рыбке».
-
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Дымково.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Раздел 3: «В мире сказок» 10 часов
-
Традиционный русский фигурный пряник. Эскиз росписи. Лепка по памяти.
-
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
-
Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».
-
Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски.
-
«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии Вооруженных сил.
-
Рисование с натуры или по памяти современных машин.
-
Эскиз (макет) открытки к празднику 8 Марта.
-
Рисование с натуры и по памяти животных и птиц (волк, лиса и т.д.)
-
Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Раздел 4: «С чего начинается Родина» 9 часов
-
Рисование с натуры коробки. Эскиз росписи шкатулки.
-
Круг в перспективе. Рисование с натуры кувшина, бидона (графика, живопись).
-
Рисование с натуры гипсового шара.
-
Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел (конус, куб, призма).
-
Антивоенный плакат. Декоративно-прикладное творчество.
-
Декоративно-прикладное творчество.
-
Искусствоведческая викторина. Итоги года. Выставка рисунков.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
5. Формы и средства контроля
-
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).
-
Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.
-
Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный контроль.
-
Практическая работа.
-
Тестовая работа.
-
Решение кроссвордов и ребусов.
6. Перечень учебно- методических средств обучения
ТСО Слайдопроектор NOWAMAT, DVD, Монитор «kraftwau», Телевизор «Самсунг», Системный блок, экран
Наглядные пособия. Набор гипсовых геометрических тел. Набор муляжей для рисования. Набор муляжей. Ветки фруктов и овощей. Русский орнамент в быту. Русский орнамент в быту. Пример национального орнамента в быту (Белорусский). Узор в квадрате. Элементы цветоведения. Стилизация. Рисование квадрата по точкам схода. Построение рисунка по одной точке схода. Последовательность рисования акварелью. Рисование бидона, кофейника. Построение рисунка комнаты. Последовательность рисования чучела и птицы. Последовательность рисования фигуры человека. Рисование натюрморта из предметов труда. Перспектива круга и квадрата. Рисование кувшина. Рисование скворечника. Последовательность рисования утки Рисование натюрморта Наброски фигуры человека. Рисование кувшина карандашом. Рисование кувшина акварелью. Узор в полосе (ветка вишни). Узор в полосе (ромашка). Дымковская (вятская) глиняная расписная игрушка. Жостовский расписной поднос. Рисование человека с натуры Пейзаж. Комплект цветных Список репродукций:
Юон И.Э. «Мартовское солнце», Левитан И.И «Золотая осень», Бродский И.И. «Опавшие листья», Серов В.А. « Портрет Ермоловой», Репин И.И. « Запорожцы». Набор репродукции Палехская миниатюра. Набор репродукций Русское искусство. Левитан И.И.«Владимирка». Венецианов А.Г. « На пашне. Весна». Васильев Ф.А. «Оттепель». Тропинин В.А. « Портрет сына». Венецианов А.Г. «Захарка» Тропинин В.А.» «Кружевница». Васнецов В.М. « Богатыри». Суриков В.И. «Боярыня Морозова». Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни». Брюллов К.П. « Последний день Помпеи», Васнецов В.М. «Девочка с персиками». Нестеров М.В. « Портрет академика Павлова». Васнецов В.М. « Ковер-самолет». Греков М.Б. «В отряд к Буденному». Левитан И.И. « Март». Переплетчиков В.В. «Зимой в лесу». Репин И.И. « Царь Иван Васильевич Грозный», «Иван Грозный и сын его Иван». Федотов П.А. «Сватовство майора». Суриков В.И. « Меньшиков в Березове». Венецианов А.Г. «Крестьянская девушка с теленком». Нестеров М.В. «Портрет скульптора Шадра». В.В. Серов «Заросший пруд». Федотов «Сватовство майора».
Основная литература
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник - М.: Дрофа, 2011;
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2011;
-
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2010;
-
Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы к учебнику;
Дополнительная литература
-
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 2007;
-
Коростина Е.А. «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград: Учитель - АСТ, 2006;
-
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. - 2-е изд. - М., 2009;
-
Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009;
-
50 биографий мастеров западноевропейского искусства. - Л., 2009;
-
50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008;
-
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. - М., 2007;
-
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 2008;
-
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.
Библиотека кабинета
№
Автор, наименование, год издания
1.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть I. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
2.
Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть II. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
3.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 3 класс, учебник
4.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 4 класс, учебник
5.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. Поурочные планы. 5 класс. Волгоград. 2012 г.
6.
Виноградова Г.Г Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
7.
Шампарова Л.А. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. 1 класс. Волгоград.2012 г.
8.
Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. - М.: Искусство, 1984.
9.
Некрасов Н.А. Стихи.
10.
Пушкин А.С. Стихи, сказки, поэма «Руслан и Людмила»
11.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1 - 2 классы». Часть 1, II части - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
12.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 3 - 4 классы». Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
13.
Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.
14.
Островский Т.С. Перед загадками старых картин.
15.
Коростина Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». Программа 1 - 4. Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
16.
Кузин В.С, Сиротин В.И. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Москва. «Дрофа», 2000 г.
17.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983.
18.
Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы, В.С.Кузин 8 класс. Волгоград. 2006 г..
19.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. Москва Просвещение 2012г.
20
Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
21.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса. Москва Просвещение 2012г.
22.
Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1-3 классы). - М.: Просвещение, 1984.
23.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. - М.: Просвещение, 1992.
24.
Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I-IV). - М.: Просвещение, 1985.
25.
Резникова Е.А. Воронежский областной музей изобразительных искусств: Альбом. - М.: Изобраз. искусство, 1984.
26.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980.
27.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса. Москва Просвещение 2012г.
28.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство родного края и младший школьник. Материалы областного семинара. Воронеж. 2009 г.
29.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир. Программа (1-3 и 1-4 классы). - Воронеж: ВОИПКРО, 1998.
30.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса. Москва Просвещение 2012г.
31.
Губанова Е.Н. Декоративно прикладное искусство Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2003 г.
32.
Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству для 6- 7 - 8 классов. Москва. «ВАКО». 2012 г.
33.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.
34.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 5-8 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.
35
Стандарты второго поколения. 2011г. Примерные программы по учебным предметам ИЗО 5-7 классы, Музыка 5-7 классы, Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение».2010 г.
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.
Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник - М.: Дрофа, 2011;
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2011;
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2011;
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Цели курса:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
-
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
-
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
-
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
-
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
-
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
-
система меж предметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
-
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
-
направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интероризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
-
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
-
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
-
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка - вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование ИКТ.
Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Виды занятий:
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 12 ч.
-
Рисование на темы - 7 ч.
-
Декоративная работа - 7 ч.
-
Лепка - 3 ч.
-
Аппликация - 2 ч.
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 ч.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.
-
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2010
-
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений - М.:Дрофа, 2011
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник - М.:Дрофа, 2011
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь - М.:Дрофа, 2011
-
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя - М.:Дрофа, 2011