Рабочая программа ИЗО 4класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Чумаченко Т.А.

Протокол № ___________

от «____»________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

лицея по УВР

__________ Орищенко Н.С.

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ лицей № 4

г. Россоши

___________ Хиценко А.И.

Приказ № _______________

от «___»___________ 2015 г.


Рабочая программа по Искусству (Изобразительное искусство)

в 4-х классах

на 2015-2016 учебный год






Учитель: Чумаченко Татьяна Алексеевна


















2015 год

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе:

ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования; авторской учебной программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство (1-4 классов)» (М.: Дрофа, 2011) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования (второго поколения); БУПа РТ - 2012 г.

Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Кузина В.С., - М.: Дрофа, 2009;

Учебного плана лицея на 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю, в том числе:

  • на обучение:

  • рисованию с натуры (рисунок, живопись) - 12 часов;

  • рисованию на темы ( композиция) - 7 часов;

  • декоративная работа - 7 часов;

  • лепка - 2 часа

  • аппликация - 2 часа

  • на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа.

Тематическое планирование составлено по учебнику:

Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: в 2 частях. Учись рисовать. Волшебный мир/В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. -М.: Дрофа, 2008.

Цель обучения: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

· развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

· способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

· воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Обучающиеся должны знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных худож­ников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декора­тивно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живо­писи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
    - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

В основу программы положены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект (УМК):

Учебник «Изобразительное искусство», 4 класс, (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. М.: Дрофа, 2007)

Тетрадь: «Изобразительное искусство», 4 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.

Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. М.: Дрофа,2009.

Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. (М.: Дрофа, 2011) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования (второго поколения); БУПа РТ - 2012 г.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе рассчитана на 34 часа в год, по одному часу в неделю.

Формы организации учебного процесса, формы текущего контроля


  • Наблюдение природы и отдельных предметов

  • Анализ формы предметов и явлений природы.

  • Пересказ отрывков из литературных произведений

  • Коллективная работа учащихся

  • Самостоятельное выполнение заданий

  • Беседы по произведениям художников

  • Работа в парах, по рядам и группам.

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).

  • Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.

  • Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль.

  • Фронтальный контроль.

  • Тестовая работа.

  • Практическая работа.

  • Решение ребусов и кроссвордов.

2. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»

В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор», «скульптура», «дизайн» «портрет»

  • простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

  • доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

К концу учебного года учащиеся должны:

знать


  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.

3. Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Красота в умелых руках (9 ч)


1

2

«Летние впечатления» - рисование на тему. «Красота родной природы в творчестве русских художников». Беседа.

Летний пейзаж.

2

Знакомятся с творчеством русских художников-пейзажистов. Проводят простейший анализ произведений искусства. Работают над композицией, развивают творческое воображение. Выполняют пейзаж.

01.09.15

08.09.15

3

Рисование с натуры 2-3 листьев сложной формы (клен, каштан, виноград) на ветке.

1

Беседуют о красоте осенней природы. Сравнивают и анализируют форму, цвет листьев. Выполняют рисунок в технике а-ля- прима.

15.09.15

4


Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование натюрморта (фрукты, яблоко, ваза с яблоками).

1

Беседуют о жанре натюрморта, знакомятся с картинами художников. Сравнивают и анализируют форму, цвет и пространственное положение предметов. Передают настроение в творческой работе.

22.09.15

5

Узор в круге из растительных природных форм.

1

Знакомятся с декоративно-прикладным искусством -Жостово. Анализируют цвет, особенности росписи жостовских подносов, выполняют элементы и эскиз.

29.09.15

6


Рисование на тему «Осень во дворе».

1

Беседуют о красоте осенней природы. Сравнивают изображение осени в картинах разных художников. Работают над передачей настроения в композиции.

06.10.15

6

7

Графика. Дерево. Рисование с натуры и по памяти дерева.

1

Беседуют о видах ИЗО- графике, просматривают видеоряд по теме «Русский лес».Выполняют зарисовки деревьев различными материалами.

13.10.15

8

9

Рисование по памяти «Моя улица», «Мой двор», «Праздничный город».

2

Беседуют о малой родине, делятся своими размышлениями о любви к родному краю.

Используют в рисунке закономерности линейной перспективы. Развивают наблюдательность окружающего мира. Выполняют композицию по памяти.

20.10.15

27.10.15

Раздел 2. Мы любим смотреть картины и рисовать (7 ч)


10


Рисование с натуры фигуры человека.

1

Знакомятся с пропорциями фигуры человека, особенностями рисования человека в движении, стоящей фигуры с упором на одну и две ноги. Просматривают видеоряд по теме. Выполняют зарисовку с натуры.

17.11.15

11

12

Люди труда в изобразительном искусстве. Лепка или изображение фигуры человека.

2

Классифицируют труд человека. Беседуют по произведениям художников и скульпторов. Повторяют пропорции фигуры человека. Работают над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

24.11.15

01.12.15

13

14


Иллюстрация к сказке (с фигурой человека) «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

2

Рассуждают о сюжетах к сказке. Решают кроссворд, знакомятся с творчеством В.Васнецова и И.Билибина. Передают настроение в творческой работе.

08.12.15

15.12.15

15

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Дымково.

1

Беседуют о декоративно-прикладном искусстве- Дымково. Просматривают презентацию по теме урока. Работают в художественно- конструктивном направлении деятельности.

22.12.15

Раздел 3. В мире сказок (10 ч)


16

Традиционный русский фигурный пряник. Эскиз росписи. Лепка по памяти.

1

Эстетически воспринимают и анализируют произведения декоративно-прикладного искусства. Знакомятся с Тульским и Бутурлиновским народным пряником. Развивают творческое воображение и изобразительные навыки.

12.01.16

17

18


Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.

2

Рассуждают о сюжетах сказки. Кратко пересказывают содержание, анализируют состояние природы, объясняют значение слов. Беседуют о творчестве В.Васнецова и И.Билибина. Передают настроение в творческой работе

19.01.16

26.01.16

19


Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски.

1

Беседуют о хохломской росписи. Закрепляют материал упражнением элементов хохломы, просмотром презентации по теме. Выполняют творческую работу.

02.02.16

20

«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии Вооруженных сил.

1

Делятся знаниями о военных событиях ВОВ. Совершенствуют графические умения и навыки при изображении предметов. Передают настроение.

09.02.16

21

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

1

Беседуют о видах транспорта. Совершенствуют навыки линейного рисунка.

16.02.16

22

Эскиз (макет) открытки к празднику 8 Марта.

1

Беседуют об истории праздника женщин, о дизайне открыток. Выполняют эскиз.

01.03.16

23

Рисование с натуры и по памяти животных и птиц (волк, лиса и т.д.)

1

Знакомятся с анималистическим жанром, последовательностью ведения рисунка птиц и животных. Выполняют зарисовки.

15.03.16

24

Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

1

Рассуждают о сюжетах басни. Кратко пересказывают содержание, анализируют поведение героев. Беседуют о творчестве В.Васнецова и И.Билибина. Передают настроение в творческой работе

29.03.16

Раздел 4. С чего начинается Родина (9 ч)


25

26


Рисование с натуры коробки. Эскиз росписи шкатулки.

2

Изучают основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции, линейная и фронтальная перспектива, линия горизонта, точки схода. Знакомятся с палехской миниатюрой. Смотрят фильм «Декоративно-прикладное искусство России». Выполняют эскиз.

05.04.16

12.04.16

27

Круг в перспективе. Рисование с натуры кувшина, бидона (графика, живопись).

1

Знакомятся с правилами линейной перспективы. Упражняются в рисовании круга. Выполняют линейно-конструктивное построение предмета , передают цвет, объем.

19.04.16

28

Рисование с натуры гипсового шара.

1

Беседуют о выразительных средствах графики - линия, штрих, пятно. Выполняют рисунок шара.

26.04.16

29

30

Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел (конус, куб, призма).

2

Называют, классифицируют и анализируют геометрические тела. Определяют последовательность выполнения рисунка.

Передают объем и фактуру геометрических тел.

03.05.16

10.05.16

31

32

Антивоенный плакат. Декоративно-прикладное творчество.

2

Беседуют о ВОВ. Просматривают видеоряд по теме урока. Знакомятся с творчеством художников - плакатистов. Выполняют эскиз плаката.

17.05.16

33

34

Декоративно-прикладное творчество.

Искусствоведческая викторина. Итоги года. Выставка рисунков.

2

Просматривают презентацию по теме, слушают сообщения ребят о ДПИ. Обобщают увиденно. Участвуют и работают в викторине. Подводим итог года.

24.05.16

24.05.16

4. Содержание программы учебного предмета

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 12 часов

  • Рисование на темы - 7 часов

  • Декоративная работа - 7 часов

  • Рисование по памяти и представлению - 2 часа

  • Выполнение аппликации - 2 часа

  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа

Раздел 1: «Красота в умелых руках» 9 часов

  • «Летние впечатления» - рисование на тему. «Красота родной природы в творчестве русских художников».

  • Летний пейзаж.

  • Рисование с натуры 2-3 листьев сложной формы (клен, каштан, виноград) на ветке.

  • Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование натюрморта фрукты, яблоко. ( Ваза с яблоками).

  • Искусство натюрморта (кувшин, ваза, фрукты).

  • Узор в круге из растительных природных форм.

  • Рисование на тему «Осень во дворе».

  • Графика. Дерево. Рисование с натуры и по памяти дерева.

  • Рисование по памяти «Моя улица», «Мой двор», «Праздничный город».

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Раздел 2: «Мы любим смотреть картины и рисовать» 7 часов

  • Рисование с натуры фигуры человека.

  • Люди труда в изобразительном искусстве. Лепка или изображение фигуры человека.

  • Профессия человека. Лепка или изображение фигуры человека в движении. «Продавец мороженого», «Сталевар», «Хоккеист» и др.

  • Иллюстрация к сказке с фигурой человека (по выбору) «О рыбаке и рыбке».

  • Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Дымково.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Раздел 3: «В мире сказок» 10 часов

  • Традиционный русский фигурный пряник. Эскиз росписи. Лепка по памяти.

  • Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.

  • Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

  • Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски.

  • «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии Вооруженных сил.

  • Рисование с натуры или по памяти современных машин.

  • Эскиз (макет) открытки к празднику 8 Марта.

  • Рисование с натуры и по памяти животных и птиц (волк, лиса и т.д.)

  • Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Раздел 4: «С чего начинается Родина» 9 часов

  • Рисование с натуры коробки. Эскиз росписи шкатулки.

  • Круг в перспективе. Рисование с натуры кувшина, бидона (графика, живопись).

  • Рисование с натуры гипсового шара.

  • Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел (конус, куб, призма).

  • Антивоенный плакат. Декоративно-прикладное творчество.

  • Декоративно-прикладное творчество.

  • Искусствоведческая викторина. Итоги года. Выставка рисунков.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

для овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

5. Формы и средства контроля


  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, самостоятельная работа (вариативная, творческая).

  • Текущий контроль (ответы на вопросы), анализ выполненных работ.

  • Взаимоконтроль: проверка работ по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль.

  • Фронтальный контроль.

  • Практическая работа.

  • Тестовая работа.

  • Решение кроссвордов и ребусов.

6. Перечень учебно- методических средств обучения

ТСО Слайдопроектор NOWAMAT, DVD, Монитор «kraftwau», Телевизор «Самсунг», Системный блок, экран

Наглядные пособия. Набор гипсовых геометрических тел. Набор муляжей для рисования. Набор муляжей. Ветки фруктов и овощей. Русский орнамент в быту. Русский орнамент в быту. Пример национального орнамента в быту (Белорусский). Узор в квадрате. Элементы цветоведения. Стилизация. Рисование квадрата по точкам схода. Построение рисунка по одной точке схода. Последовательность рисования акварелью. Рисование бидона, кофейника. Построение рисунка комнаты. Последовательность рисования чучела и птицы. Последовательность рисования фигуры человека. Рисование натюрморта из предметов труда. Перспектива круга и квадрата. Рисование кувшина. Рисование скворечника. Последовательность рисования утки Рисование натюрморта Наброски фигуры человека. Рисование кувшина карандашом. Рисование кувшина акварелью. Узор в полосе (ветка вишни). Узор в полосе (ромашка). Дымковская (вятская) глиняная расписная игрушка. Жостовский расписной поднос. Рисование человека с натуры Пейзаж. Комплект цветных Список репродукций:

Юон И.Э. «Мартовское солнце», Левитан И.И «Золотая осень», Бродский И.И. «Опавшие листья», Серов В.А. « Портрет Ермоловой», Репин И.И. « Запорожцы». Набор репродукции Палехская миниатюра. Набор репродукций Русское искусство. Левитан И.И.«Владимирка». Венецианов А.Г. « На пашне. Весна». Васильев Ф.А. «Оттепель». Тропинин В.А. « Портрет сына». Венецианов А.Г. «Захарка» Тропинин В.А.» «Кружевница». Васнецов В.М. « Богатыри». Суриков В.И. «Боярыня Морозова». Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни». Брюллов К.П. « Последний день Помпеи», Васнецов В.М. «Девочка с персиками». Нестеров М.В. « Портрет академика Павлова». Васнецов В.М. « Ковер-самолет». Греков М.Б. «В отряд к Буденному». Левитан И.И. « Март». Переплетчиков В.В. «Зимой в лесу». Репин И.И. « Царь Иван Васильевич Грозный», «Иван Грозный и сын его Иван». Федотов П.А. «Сватовство майора». Суриков В.И. « Меньшиков в Березове». Венецианов А.Г. «Крестьянская девушка с теленком». Нестеров М.В. «Портрет скульптора Шадра». В.В. Серов «Заросший пруд». Федотов «Сватовство майора».









Основная литература

  1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник - М.: Дрофа, 2011;

  2. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2011;

  3. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2010;

  4. Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы к учебнику;


Дополнительная литература



  1. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 2007;

  2. Коростина Е.А. «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград: Учитель - АСТ, 2006;

  3. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. - 2-е изд. - М., 2009;

  4. Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009;

  5. 50 биографий мастеров западноевропейского искусства. - Л., 2009;

  6. 50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008;

  7. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. - М., 2007;

  8. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 2008;

  9. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.

Библиотека кабинета

Автор, наименование, год издания

1.

Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть I. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

2.

Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть II. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

3.

В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 3 класс, учебник

4.

В.С.Кузин «Изобразительное искусство». 4 класс, учебник

5.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. Поурочные планы. 5 класс. Волгоград. 2012 г.

6.

Виноградова Г.Г Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.

7.

Шампарова Л.А. Поурочное планирование. Изобразительное искусство. Неменский Б.М. 1 класс. Волгоград.2012 г.

8.

Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. - М.: Искусство, 1984.

9.

Некрасов Н.А. Стихи.

10.

Пушкин А.С. Стихи, сказки, поэма «Руслан и Людмила»

11.

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1 - 2 классы». Часть 1, II части - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

12.

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 3 - 4 классы». Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

13.

Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.

14.

Островский Т.С. Перед загадками старых картин.

15.

Коростина Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». Программа 1 - 4. Часть I,2 - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

16.

Кузин В.С, Сиротин В.И. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Москва. «Дрофа», 2000 г.

17.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983.

18.

Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы, В.С.Кузин 8 класс. Волгоград. 2006 г..

19.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. Москва Просвещение 2012г.

20

Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

21.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса. Москва Просвещение 2012г.

22.

Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1-3 классы). - М.: Просвещение, 1984.

23.

Программы для средних общеобразовательных учебных заведений с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. - М.: Просвещение, 1992.

24.

Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I-IV). - М.: Просвещение, 1985.

25.

Резникова Е.А. Воронежский областной музей изобразительных искусств: Альбом. - М.: Изобраз. искусство, 1984.

26.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980.

27.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса. Москва Просвещение 2012г.

28.

Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство родного края и младший школьник. Материалы областного семинара. Воронеж. 2009 г.

29.

Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир. Программа (1-3 и 1-4 классы). - Воронеж: ВОИПКРО, 1998.

30.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса. Москва Просвещение 2012г.

31.

Губанова Е.Н. Декоративно прикладное искусство Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2003 г.

32.

Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству для 6- 7 - 8 классов. Москва. «ВАКО». 2012 г.

33.

Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

34.

Рабочие программы. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. Пособие. 5-8 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

35

Стандарты второго поколения. 2011г. Примерные программы по учебным предметам ИЗО 5-7 классы, Музыка 5-7 классы, Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение».2010 г.







2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник - М.: Дрофа, 2011;

- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2011;

- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2011;

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»

  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система меж предметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интероризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание учебного предмета

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка - вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование ИКТ.

Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 12 ч.

  • Рисование на темы - 7 ч.

  • Декоративная работа - 7 ч.

  • Лепка - 3 ч.

  • Аппликация - 2 ч.

  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 ч.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.

  2. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2010

  3. Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений - М.:Дрофа, 2011

  4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник - М.:Дрофа, 2011

  5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь - М.:Дрофа, 2011

  6. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя - М.:Дрофа, 2011




© 2010-2022