Конспект урока ИЗО искусства и художественного труда Пингвины на льдине (2 класс)

Конспект урока ИЗО искусства и художественного труда "Пингвины на льдине" (2 класс)Обучение детей составлению композиций на определенную тему, правильному выбору пропорций между размерами отдельных фигур и их размещению на плоскости листа. Воспитание чувства отзывчивости, доброты, воспитание чувства меры, аккуратности, правильного представления о цветовом соотношении (колорите). Развитие навыков выполнения фигур в технике оригами.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

изобразительного искусства и художественного труда

во 2 классе

Тема: Аппликация на тему: «Конструкция и реальность. Пингвины на льдине»

Цель урока:

  • Обучение детей составлению композиций на определенную тему, правильному выбору пропорций между размерами отдельных фигур и их размещению на плоскости листа.

  • Воспитание чувства отзывчивости, доброты, воспитание чувства меры, аккуратности, правильного представления о цветовом соотношении (колорите).

  • Развитие навыков выполнения фигур в технике оригами.

Оборудование урока: Зрительный ряд: образец выполнения фигурки-оригами «пингвин», вариант составления композиции, детские рисунки, работы, слайды с фото об Антарктиде. Литературный ряд: Г.Я. Снегирев «Про пингвинов» (М. «Звуки природы», 1987). Музыкальный ряд: детские песни о животных, или «Звуки природы. Метель».

Материалы и инструменты: белый лист, цветная бумага, ножницы, клей, фольга, вата, блестящий порошок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

    1. Приветствие учащихся.

    2. Проверка готовности к уроку.

    3. Напоминание о правилах техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

  2. Объявление темы и цели урока для учащихся.


  1. Вступительная беседа учителя.

Содержание беседы:

Мы с вами живем вдалеке от северных широт. В наших краях зима теплая. Даже снег мы видим нечасто. Но есть такие страны, где зима не кончается никогда. Путешествие в такую страну я предлагаю совершить вам сегодня. (Демонстрация слайдов с изображением пейзажев). Кого же можно встретить здесь среди вечной мерзлоты, нагромождения льда и снега?

А, вот кто-то приветливо машет нам крылышком с берега. Кто же это? Издалека не видать? Какие-то важные фигуры в черных фраках и белых рубашках. Неужто важные особы? Подплывем поближе, посмотрим. О, да это же пингвины! Посмотрите, как они нам рады - наверное, невесело им, скучают среди бескрайних северных просторов. (Демонстрация зрительного ряда: изображений пингвинов, различных по размеру фигурок оригами).

Ребята, а вы знаете, это, наверное, как раз те самые пингвины, о которых рассказал в своей книжке путешественник Снегирев. Хотите послушать? (Читаются отрывки из книги автора Г.Я. Снегирева «Про пингвинов»):

«…Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Еще пингвины с гор прибежали на нас посмотреть. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре.

Вдруг слышу: сзади кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он на камнях лежал, и пингвины на нем танцы устроили. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит да еще лапкой притопнет. Очередь около фанеры выстроилась: всем хочется на фанере потанцевать.

Весь день они танцевали на фанере. Я ее не убирал. «Пускай, - думаю, - повеселятся, они, наверно, радуются, что мы приехали».

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли…»

(«Пингвиний пляж»)

«Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок, и слушают, как капли разбиваются об камни. Для них это, может быть, музыка…»

(«Любопытные»)

«Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе…

Придут пингвины на крутой берег, посмотрят и загалдят: высоко, страшно!

Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

Первый пингвин растопырит крылышки - и вниз головой. И прыгают с кручи один за другим, по очереди… В воде они тоже цепочкой плавают, кувыркаются, играют»

(«К морю!»)


«Завыл ветер. Поднялась пурга. Ничего кругом не видно, все занесло снегом… Пингвинов я не нашел, только остались от них снежные бугорки. Копнул я один бугорок ногой. Смотрю - клюв торчит. Толкнул я тогда второй бугорок. Вдруг бугорок зашевелился и выскочил из него пингвин, закричал на меня, заругался…

В пургу все пингвины ложатся на камни. Их заносит снегом. Они лежат в снежных домиках, клювом протыкают окошки…»

(«До свиданья!»)

Вот сколько интересных эпизодов описано автором. Что вы можете сказать о характере этих птиц? (Дети дают характеристики: веселые, важные, любопытные…). Ребята, хотелось бы оставить фото на память о знакомстве с этими замечательными птицами. Да вот беда - фотоаппарат остался на Большой Земле. Что же делать? У меня есть идея: давайте создадим художественную работу, на которой изобразим и пингвинов, и места, где они обитают.

IV. Практическая работа:

1 этап: конструирование из бумаги фигурки пингвина в технике оригами. Учащиеся поэтапно, шаг за шагом, повторяют приемы учителя:

  1. Берут черный квадрат с белой изнаночной стороной, делят его пополам по диагонали.

  2. После этого боковые стороны квадрата (лежит в угловом положении), отступив от верхнего острия угла примерно на одну треть длины сторон квадрата, складывают навстречу друг другу до пересечения углов.

  3. Затем, резко согнув части левой рукой, правой загибают вперед клюв вместе с головой, выворачивая сгиб с обеих сторон.

  4. Последний этап - формирование хвоста. Он получается путем выворачивания нижнего угла в обратную сторону.

После изготовления фигурки учащиеся оформляют клюв, глаза.

Говорю о том, что, если раздвинуть фигуру пингвина снизу, он будет устойчивее. И, конечно, нужно дать ребятам возможность поиграть с фигурками.

2 этап: Ребята, вы уже познакомились со своими пингвинами? Но на крышках ваших столов они чувствуют себя неуютно. Давайте создадим для них привычную среду обитания. Мы уже выяснили, что пингвины живут среди льда и снегов. Какие из имеющихся изобразительных средств у нас для этого есть? Правильно, цветная бумага. А как вы думаете, какие цвета нам необходимо использовать для того, чтобы передать атмосферу холода и мороза? (Учащиеся отвечают: холодные цвета. Называют их). У нас на столе еще лежит и фольга, и вата. Для чего же они нам нужны? (Учащиеся высказывают свои догадки). Вы правы. Чтобы показать пушистость, легкость снега нам нужна вата, для передачи льда - блестящая, скользкая фольга, а с помощью блесток - северное сияние. Давайте приступим к работе.

(Учащиеся разделяются на группы по 3-4 человека. Создают панно-коллаж с изображением сурового арктического пейзажа).

Обращаю внимание на то, что вы можете для своих работ использовать сюжеты из прочитанных рассказов.

Выполнив коллаж, ребята помещают на него фигурки пингвинов. Здесь нужно обратить внимание на построение композиции. Большая фигурка пингвина - центр композиции, фигурки поменьше можно разместить на втором плане.

V. Итог урока:

Выставка работ учащихся. Можно предложить рассказать историю о своих пингвинах. Общая оценка и анализ работ учителем и детьми: что наиболее удалось и в каких работах?

VI. Домашнее задание:

Закрепить приемы изготовления фигурки пингвина в технике оригами.

VII. Уборка рабочих мест. Организация учащихся на перемену.

Фото с урока:

Конспект урока ИЗО искусства и художественного труда Пингвины на льдине (2 класс)Конспект урока ИЗО искусства и художественного труда Пингвины на льдине (2 класс)Конспект урока ИЗО искусства и художественного труда Пингвины на льдине (2 класс)Конспект урока ИЗО искусства и художественного труда Пингвины на льдине (2 класс)

© 2010-2022