Методическая разработка «Нетрадиционный способ изготовления витража»

Данная работа ориентирована на педагогов дополнительного образования по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. В методических рекомендациях подробно описаны 2 варианта нетрадиционной технологии изготовления витража, которой может овладеть каждый педагог. Данная техника доступна и интересна детям в возрасте от 12 лет.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Нетрадиционный способ изготовления витража»


Витраж - вид прикладной деятельности в изобразительном искусстве, выполненный из цветного стекла - картины, на которых изображены геометрические и растительные орнаменты, фигуры людей и животных.

Первые витражи как чудо цветного стекла появились в древние времена в Египте. Первым цветным стеклышкам исполнилось уже три тысячи лет. Окрашенные стекла вставляли в окна домов, храмов. С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными.

Искусство витража в России имеет недолгую, но яркую историю. Первые витражи появляются у нас в 30-х годах XIX века. Их использовали для украшения церквей, общественных зданий, особняков.

Много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло, собирают из кусочков цветных стекол, вырезая их по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. Они выполнены в двух основных техниках - расписные витражи, исполненные керамическими красками с последующим обжигом, и сборные мозаичные витражи, изготовленные из фрагментов фабричного цветного стекла, скрепленных между собой свинцовой лентой. Изредка эти две техники сочетаются в одном витраже - комбинированные витражи).

Классический способ выполнения витражей очень сложен и требует высокой квалификации изготовителя, а также дефицитных материалов. Поэтому мы выбираем нетрадиционный способ выполнения несложного витража в виде имитации.

Работу по изготовлению имитации витража следует начинать с выполнения упражнений на повторение цветоведения: контрастные цвета, сближенные цвета, дополнительные цвета, цветовой круг. Обязательно поиграть со светофильтрами (цветные стекла или цветная прозрачная пленка), рассмотреть цветовые оттенки при смешивании цветных стеклышек.

Мы рассмотрим технику работы имитирующей витраж в двух вариантах.

Перед началом работы обязательно повторяются правила техники безопасности при работе с режущими материалами и предметами (стекло, канцелярский нож, ножницы);

- ножницы передаем друг другу, ручкой вперед;

- канцелярский нож все время лезвие держим вниз;

- стекло обязательно по краям зафиксировать изоляционной лентой, чтобы не порезаться (в 1 варианте работаем с цветной плёнкой, а во 2 варианте со стеклом);

- при работе со стеклом требуется аккуратность, чтобы не разбить.

1 вариант.

ОМетодическая разработка «Нетрадиционный способ изготовления витража»борудование для работы:

  • альбомный лист, ножницы, простой карандаш, ластик, гуашь или акварель, кисти № 4,5, палитра (для рабочего рисунка);

  • черная, или серебристая пленка самоклеющаяся (выполняющая в витраже роль «арматуры»), цветная прозрачная пленка (светофильтры);

  • копировальная бумага, бумага (калька) для шаблонов.

Осуществление эскиза, подготовка рабочего рисунка, вычлене­ние из него определенного фрагмента, а затем осуществление его в материале проводятся на нескольких занятиях. Причем на каждом занятии определенное время уделяется изучению книг по декоративно-прикладному искусству монументальной живописи, демонстрации рисунков, слайдов с изображением этого искусства.

Алгоритм работы.

  1. Поиск художественного замысла в эскизах, а за тем в рабочем рисунке.

  2. Рабочий рисунок переносим на черную пленку самоклеющуюся с обратной стороны, через копировальную бумагу.

  3. Затем по контуру вырезаем с учетом того, что в образовавшиеся ячейки вклеивается цветная пленка («стекло»).

  4. Вырезанную композицию (сетку), переносим простым карандашом на лист бумаги (калька), отмечаем цвета цифрами и вырезаем шаблоны.

  5. Накладываем шаблоны (с цифрами) на цветные прозрачные пленки (светофильтры), по эскизу и вырезаем.

  6. Приклеиваем вырезанные цветные (светофильтры) на вычлене­нный определенный фрагмент (сетку), таким образом завершаем работу.

  7. Для того чтобы работа смотрелась эстетично, с обратной стороны можно подклеить, точно такую же вырезанную по форме данной композиции, черную пленку самоклеющуюся ("арматуру").

АМетодическая разработка «Нетрадиционный способ изготовления витража» если подобрать соответствующий формат, то витражи, выполненные ребятами, смогут украсить верхнюю часть окон в классе, или светильники.

2 вариант

Оборудование для работы:

  • ровный стол, лист бумаги, карандаш, ластик, линейка, гуашь или акварель, кисти № 4,5, палитра (для рабочего рисунка);

  • стекло, витражные краски (по стеклу) или тушь (смешанная с прозрачным лаком), кисть;

  • пленка самоклеющаяся (прозрачная), ножницы, нож канцелярский.

Эта техника работы имитирующая «Витраж» представляется для более старших обучающихся, у которых сформированы навыки работы со стеклом и режущими предметами.

Алгоритм работы.

1. Поиск художественного замысла в эскизах, а за тем в рабочем рисунке.

2. Находим композиционное решение в цвете.

3. Прорисовываем контур рисунка черным маркером («арматура»).

4. Покрываем стекло прозрачной самоклеющейся пленкой.

5. На готовый рисунок накладываем стекло с покрытой пленкой, закрепляем с четырех сторон скотчем.

6. Канцелярским ножом прорезаем пленку на стекле по черному контуру рисунка, размером 3 - 4мм. (в зависимости от формата).

7. Снимаем пленку из прорезанных прожилок («арматура»).

8. Затушевываем прожилки («арматуры») черной тушью, или витражной краской (черной или серебристой), в зависимости от композиции.

9. Снимаем оставшуюся пленку по цвету, например: снимаем пленку с красного цвета, заливаем.

10. Затем снимаем пленку и заливаем остальные цвета по данной композиции.

11. Готовую композицию вставляем в рамку и прикладываем зеркальный фон, для прозрачности.

4

© 2010-2022