Сценарий презентации «Великая Отечественная война в плакатах»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий презентации

«Великая Отечественная война в плакатах».

Автор: учитель изобразительного искусства Степанова Н.Н.

* 2015 *

Слайды № 1 - 2 - Титульный лист.

Слайд № 3

Плакат - крупноформатное изображение, сопровождённое кратким текстом. Он должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды во время войны, воздействующими на сознание и настроение людей.

Слайд № 4 - плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины.

Слайд № 5 - плакат В. Иванова «За Родину, За Честь, За Свободу!».

Накануне Великой Отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты.

Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!».

Слайд № 6 - Плакат И.Тоидзе «Родина-Мать зовет!».

Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе.

Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката - Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг - защитить Отечество.

Слайды № 7 - 17 (авто) - Плакат героический

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причём основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину.

Слайды № 18 - - Плакат сатирический

Для плакатов сатирической группы главной задачей являлось развенчать врага, внушить народу оптимизм, уверенность в победе.

Основа таких плакатов - сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения. Для этой группы плакатов характерно разоблачение звериной сущности фашизма. Злодеяния фашистов побудили советских художников к созданию обобщённого образа фашистской армии в виде различных чудовищ.

Слайд № 19 - Плакат Д.А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище».

На плакате Д.А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище» 1941 года советский солдат с горящими глазами втыкает штык в чудовище в виде осьминога с человеческой головой в каске с фашистской свастикой, за спиной солдата - танки и самолёты, развевается красный флаг.

Слайд № 20 - Плакат В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!".

Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!". Впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу.

Слайд № 21 - Плакат В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!".

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках - тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование - отомсти!

Слайд № 22 - Плакат А.Кокорекина "За Родину!"

Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина "За Родину!", на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату.

Слайды № 23 - 36 (авто) - «Боевой карандаш»

Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников «Боевой карандаш», удачно сочетавший в себе черты плаката и народного лубка.

Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката «Боевой карандаш» отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался, прежде всего, для фронтовой обстановки.

Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города.

Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага.

Слайд № 37 - Плакаты партизанской войны

Отважным и неуловимым народным мстителям посвящены плакаты.

Слайд № 38 - Плакаты партизанской войны

Земля горела под ногами врагов. Тысячи женщин, стариков, детей на оккупированных территориях взялись за оружие.

Слайд № 39 - Плакаты партизанской войны

Партизанские отряды народных мстителей, или, как их называли фашисты, "черных призраков",

Слайд № 40 - Плакаты партизанской войны

пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции

Слайд № 41 - Плакаты партизанской войны

и склады с боеприпасами, уничтожали предателей.

Слайды № 42 - 47 (авто) - Плакаты тыловой тематики

Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг.

Одним из наиболее распространенных был сюжет с образом женщины заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.

Слайд № 48 - Плакаты тыловой тематики

Один из самых известных плакатов тыловой тематики - "Не болтай! Будь на чеку" принадлежит московской художнице Н. Ватолиной.

Слайды № 49 - 55 (авто) - "ОКНА ТАСС"

Политические сатирические цветные плакаты "Окна ТАСС" - один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз.

Эти плакаты делались с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя патриотизма.

Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог - министр - пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС": "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны.

Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов.

Слайды № 56 - 82 (авто) - «КУКРЫНИКСЫ»

Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович.

Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов. Их вклад в победу над врагом был огромным - карикатуристы убивали его своим оружием - смехом и сатирой,- поднимали боевой дух солдат.

Слайд № 83 - плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

Слайд № 84 плакат Д.А.Шмаринова «Красная Армия несет освобождение от фашистского ига».

Советские войска устремились теперь на запад - на окончательный и полный разгром фашистских полчищ.

Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.А.Шмаринова «Красная Армия несет освобождение от фашистского ига».

Слайд № 85 (видео «ВОВ в плакатах»)

Слайды № 86 - 93 (авто) - заключительный (минусовка «День Победы»)

«Вечная память!».

5

© 2010-2022