• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С. А. Есенина

Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С. А. Есенина

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет, класс: Изобразительное искусство, 7 класс.

Конспект урока

«Иллюстрирование пейзажных стихотворений С. А. Есенина»


Учитель изобразительного искусства: Асташина Наталья Викторовна.

Тема урока: «Иллюстрирование пейзажной лирики С. А. Есенина»

Цель урока: Научить использовать графическую технику для передачи тональности и поэтических образов в есенинских произведениях; помочь понять настроение и многообразие чувств автора, развить образное представление, творческие способности учащихся.

Создание альбома к пейзажным стихотворения С.Есенина.

Задачи:

Пробудить эстетические переживания, воспитать чувство прекрасного, наблюдательность, любовь к природе, сформировать у учащихся художественное воображение, развить умение анализировать образцы графических произведений.

Планируемый результат урока:

На данном уроке планируется расширить представления детей о графической иллюстрации, создать художественное произведение к одному из стихотворений поэта. Результативность урока будет определяться путём проведения выставки рисунков.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, индивидуальная творческая работа.

Зрительный ряд:

Портрет С.Есенина, книги, репродукции художников, детские иллюстрации.

Оборудование:

Для учителя: репродукции графических пейзажей, книги, раздаточный материал(листы с текстом),компьютер.

Для учащихся: тушь, перо, шариковая ручка, карандаш.

План урока:

1 . Вводная, организационная часть. Постановка цели урока (5 минут).

2 . Выступление учителя (13минут).

3 . Выполнение работы учащимися (15минут).

4 . Подведение итогов работы: обсуждение, оформление выставки ( 7минут).

Сообщение темы урока.

Все мы с вами любим и восхищаемся поэзией Сергея Есенина. И сегодня на уроке с помощью графических средств и материалов вы создадите иллюстрацию к стихотворению этого великого поэта.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова портрет С.Есенина). Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина

Образ и творчество Сергея Александровича Есенина всегда вдохновлял мастеров изобразительного искусства. Но, пожалуй, наиболее глубоко и ярко это выражено в книжной графике, в рисунках и гравюрах. Художники, обращаясь к творчеству С.Есенина, пытаются силами своего искусства передать поэтическую силу и обаяние его лирики, нежностью пропитанное слово, прочитать и раскрыть перед нами в зримых образах есенинскую Русь, её неисчерпаемый прекрасный мир.

Показывается слайд (портрет Ф.Д. Константинова).

Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина

Один из таких художников, выдающийся мастер искусства книги, народный художник СССР, гравёр Фёдор Денисович Константинов. В своих прекрасных гравюрах он выразил поэзию Есенина. Он иллюстрировал то, что и ему самому так дорого и близко.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "О тонкая берёзка..."). Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина

Вот одна из гравюр художника. Иллюстрация к стихотворению "О тонкая берёзка...". Под дуновение ветра встревоженная берёзка с заплетённым в косы-ветви лунным гребешком купается в таинственном зеркале воды. Тончайшая штриховка передаёт зыбкость, волнующую сердце печаль, трепетную грусть.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "Мелколесье. Степь и

дали...").

Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина

Следующая иллюстрация к стихотворению "Мелколесье. Степь и дали...".Чувствуется ощущение пространства, восторженность перед огромностью приволья.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "Низкий дом с голубыми ставнями...").

Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина

С родительского дома начинается любовь Есенина к своей Родине. На иллюстрации к стихотворению "Низкий дом с голубыми ставнями..." мы видим дом поэта на фоне панорамного пейзажа села Константиново.

Показывается слайд (гравюра Ф.Д. Константинова "В холмах зелёных табуны коней...").

Конспект урока по изобразительному искусству Иллюстрирование пейзажной лирики С.А. Есенина

Одной из лучших своих работ в есенинской серии Константинов считал гравюру "В холмах зелёных табуны коней...". Она тонко передаёт атмосферу ночного, восторг поэта перед единственно милой родиной.

Вы познакомились с творчеством народного художника СССР Фёдора Денисовича Константинова.

А сейчас мне хочется показать вам рисунки юных художников нашего города, выразивших своё творческое восприятие поэтического наследия поэта.

Показываются слайды с детскими иллюстрациями к стихотворениям С.Есенина.

В первую очередь их привлекают образы природы. Ребятам удаётся увидеть за поэтическими строчками не только внешнюю, но и внутреннюю, скрытую красоту природы, загадочную и таинственную, наполненную человеческими переживаниями.

Скажите ,пожалуйста, какие работы вам понравились больше всего? Объясните, что привлекло ваше внимание к ним.

Ребята, с помощью каких выразительных средств можно изобразить графический пейзаж? (линия, пятно, силуэт, ритм, свет и тень).

В природе можно увидеть разные по характеру линии: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.

На доске изображаются различные линии:( плавные, изогнутые, жирные и тонкие, зигзагообразные, короткие и длинные).

У каждого из вас на столе лежит лист с текстом стихотворения Сергея Есенина.

Предлагается прочитать нескольким ученикам вслух. Разбираем 2-3 стихотворения, обращая внимание на то, о чём или оком идёт речь, какое настроение, какие чувства вызывает у них произведение. Чем восторгается поэт, какие использует сравнения.?

Даётся задание.

На этих же листах нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению с помощью любых графических материалов.

Напутственное слово.

Ребята, вы должны помнить, что природа имеет всегда свой характер и своё настроение. Постарайтесь понять, увидеть и выразить это в своих работах.

Самостоятельная работа учащихся.

Во время работы учащихся включается музыкальное сопровождение (звучит музыка в исполнении народного оркестра).

Подведение итогов урока:

Как только ученик заканчивает работу, то размещает её на доске. Когда все рисунки готовы, начинается обсуждение выполненной работы. Ребята высказывают свои мнения, впечатления о работе своих одноклассников. Учитель отмечает самые удачные, на его взгляд ,работы и благодарит всех.

В конце урока учитель предлагает создать альбом с готовыми иллюстрациями, которые были выполнены на данном уроке.

Домашнее задание:

Нарисовать к следующему уроку эскиз обложки альбома.



© 2010-2022