Статья Развитие обучающихся с ОВЗ посредством художественной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие обучающихся с ОВЗ посредством художественной деятельности

Петрова Е.В., зам.директора по ВР школы-интерната г. Белебей





Высокий уровень требований современного мира, быстрый темп жизни, предполагают, что успешной в достижении своих целей может быть психологически стабильная, духовно целостная личность, способная ориентироваться в шквале информации, переходя от ее накопления к осмыслению, требующая активного, осознанного, созидательного и творческого отношения к себе и собственной жизни.

В современных образовательных учреждениях, к сожалению, не уменьшается количество детей с задержкой психического развития. Дети с ЗПР имеют потенциальные возможности для обучения, если создать адекватные условия, соответствующие их психофизическому развитию, направленные на повышение уровня обучаемости и социальной адаптации. У многих детей нарушения носят комплексный характер, затрагивающий физическую и психическую сферу, деформируют личность, вызывают отклонения в поведении (Т.А.Басилова, А.А. Катаев, Е.А. Стребелева, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская и т.д.). Расширился контингент детей, которым необходимо психологическое сопровождение - дети, пострадавшие от насильственных действий, дети-жертвы катастрофы, дети из социально-опасных семей и др.(И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, Л.В. Кузнецова).

В коррекционной системе обучения и воспитания детей с ЗПР художественная деятельность способствует разностороннему развитию личности и является одним из эффективных средств развития творческих способностей. Мне близка позиция Рахимова А.З., который рассматривает творчество как способ самоутверждения, процесс самореализации и непременное условие для самосовершенствования. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только обучающую функцию, но и проблему духовного и психофизического здоровья школьников. Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта и детей с ЗПР являются эмоциональные нарушения. Они часто становятся причиной отклоняющегося поведения и проявляются в негативных эмоциях, в отсутствии чувства вины, в неспособности сопереживать другому человеку, агрессивности, страхах, замкнутости, гиперактивности. У обучающегося с задержкой психического развития, равно как и у одаренного, крайне противоречивая самооценка, зависящая от конкретной обстановки. В силу своих психических и медицинских возможностей таким детям необходима помощь в выработке устойчивой самооценки. Сегодня каждому выпускнику, и особенно детям из коррекционных классов, необходимо образование, приближенное к жизни, социально адаптированное.

В основном мною используются нетрадиционные методы рисования (кляксография, ниткография, граттаж, монотипия и т.д. В них не требуется высоких художественных способностей и работы, в основном, получаются интересными самим рисующим. Работы, очень нравиться детям тем, что в них каждый может проявить себя. Дети чувствуют свой успех. Нетрадиционное рисование, сосредотачивая внимание на новых и ярких впечатлениях, переносит рисующих в мир переживаний и эмоциональных состояний, снимает напряжение от учебы, труда, спорта. Участие в творческих конкурсах и получение грамот является стимулирующей направляющей для таких детей. У обучающихся повышается самооценка, появляется чувство уверенности в себе, возникает положительный эмоциональный настрой на будущее.

Таким образом, нетрадиционное рисование духовно обогащает, эстетически воспитывает и практически развивает. А прежде всего рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию к творчеству..





Список использованной литературы:

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., Академический проект, 2006г.

2.Галеева Н.И. Характерологический опросник М.Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадетов в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе//Психотерапия . 2008. №12



© 2010-2022