Календарно-тематическое планирование по ИЗО (ФГОС, 5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата


план

факт

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое

1

Природа и человек

Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимать, как и когда появилось искусство

2

Природа и художник

Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами.

Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений

3

Человек - природа - культура

Понять, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном.

Формировать индивидуальное чувство восприятия природы.

Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства. Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.

4

Пространство и время. Многомерность мира

Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного.

Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах.

Работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом).

Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира.

Передавать настроения и состояния.

Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Наблюдать и передавать динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения)

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

5

Зодчество

Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.

Использовать в работе тонированную и цветную бумагу.

Овладевать приёмами работы с графическими материалами.

Выбирать материал и инструменты для изображения.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете разное настроение. Делать фотографии по осваиваемой теме

6

Образы старинной архитектуры

Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц.

Создавать эскизы зданий по описанию и воображению.

Создавать коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города.

Импровизировать и размышлять по поводу ассоциаций. Понимать связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом

7

Конструктивные особенности архитектуры

Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие.

Изображать по памяти и представлению.

Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Передавать с помощью аппликации и линий изображение объекта. Представлять и передавать в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно»

8

Объёмные формы в изобразительном искусстве

Работать с натурой - передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).

Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно по подсказке в учебнике

9

Штрих в изобразительном искусстве

Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета).

Создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета. Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху

10

Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

Самостоятельно составлять композицию для натюрморта.

Распределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта

11

Перспектива в открытом пространстве

Передавать линию горизонта и перспективу улицы.

Передавать воздушную перспективу в рисунке. Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости - передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

12

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

Восприятие искусства рассматриваемого периода и высказывание своего суждения о нём.

Участие в обсуждениях по изучаемым темам.

Различать материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.

Осознавать, каким способом художник создаёт художественный образ и отражает в своём произведении события.

Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.

Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение. Воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику

13

Мифы Древней Греции

Получение представления о мифах и их роли в истории.

Работать по подсказке, описанию этапов работы.

Демонстрировать умение владеть инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки.

Выполнять рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции. Использовать в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин)

14

Скульптура Древней Греции

Знакомство с греческими канонами изображения человека.

Лепить по греческим канонам фигуру человека способом отсечения всего лишнего.

Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции.

Следовать традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего).

Владеть скульптурными инструментами и материалом. Использовать понятие «ракурс» в работе с объёмными формами

15

Рисуем человека по древнегреческим канонам

Использовать древнегреческие каноны в изображении человека.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции. Передавать характерные позы и динамику фигуры

16

Чернофигурные вазы Древней Греции

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства.

Представлять особенности работы гончара, художника-прикладника. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

17

Славянские мифы о сотворении мира

Работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой.

Создавать рельефное изображение человека.

Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа. Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы

18

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин.

Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин.

Пользоваться Интернетом для поиска нужной информации. Передавать планы на изображении. Соблюдать в работе точки зрения на изображаемое (сверху, снизу) для выигрышной передачи художественного образа

19

Былинный образ

Русской земли.

Создавать коллективную композицию по изученному материалу.

Изображать бескрайние просторы Древней Руси (вид с высоты птичьего полёта).

Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты). Участвовать в беседе о разных видах искусства, размышлять об особенностях Русской земли, её отличии от других стран

20

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка.

Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.

Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.

Передавать в изображении плановость и динамику

21

Народный костюм.

Головной убор

Применять в работе смешанную технику - аппликацию, коллаж, графику.

Использовать в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме.

Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников

22

Народный костюм. Одежда

Создавать графические эскизы на заданную тему.

Применять знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе.

Использовать в работе смешанную технику - аппликацию и графику.

Получить представление о цветовом характере решения народного костюма и его символике. Представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма

23

Народные праздники. Святки

Передавать в маске образ героя.

Соблюдать пропорции лица человека или морды животного.

Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок).

Применять в работе технику коллажа. Активно использовать в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам

24

Масленица

Выполнять макет трёхгранной свечи.

Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).

Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.

Понять взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.)

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство

25

Этнографический музей

Создавать тематические графические композиции.

Изображать интерьер. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве.

Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере.

Уметь объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции. Понимать и объяснять особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа

26

Печные изразцы

Наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе.

Понять значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы.

Работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента - стеки. Понимать связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён

27

Расписывание изразцов

Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.

Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь). Включать в композицию человека в динамике (за определённым занятием)

28

Прядение - вид народного ремесла

Воспринимать и оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей.

Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ.

Копировать геометрические и растительные символы.

Пользоваться поисковыми системами Интернета. Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах

29

Прялка

Понимать специфику народного декоративно-прикладного искусства.

Усвоить информацию о быте русских крестьян, их занятиях и уметь рассказывать об этом.

Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли

30

Кукла как часть народной культуры

Пользоваться поисковой системой Интернета.

Создавать эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint.

Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.

Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона

31

Делаем куклу-«закрутку»

Работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки».

Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.

Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. Уметь работать с поисковыми системами Интернета

32

Ткачество как вид народного искусства

Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.

Применять в творческой работе знания из истории костюма.

Создавать коллективные композиции. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма

33

Вышивка

Наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.

Усвоить информацию о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом

34

Лоскутное шитьё

Создавать коллективные композиции.

Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.

Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Создавать ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию

Глава 6. Великие имена в искусстве

35

Великие имена в искусстве

Участвовать в беседе по поводу творчества художников.

Размышлять по поводу искусства.

Общаться на языке искусства и по поводу искусства.

Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, а симметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами


© 2010-2022