Технологическая карта занятия в изо студии Палитра

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия

ФИО учителя Выходцева Елена Михайловна

Кружок художественно-эстетического цикла изостудия «Палитра»

Возраст кружковцев - 9-11 лет

Тема занятия: Образ матери в изобразительном искусстве

Тип урока: самостоятельное применение знаний

Форма проведения: творческая мастерская

Цель

Содержательная создание образа матери средствами разнообразных техник.

Деятельностная самостоятельное составление композиции по данной тематике

Задачи

Обучающий аспект: показать кружковцам как великие художники разных стран и эпох изображали образ матери;

Развивающий аспект: развивать художественный вкус, творческие способности и воображение, а так же навыки работы в разных техниках (живопись, графика, аппликация), умение планировать свою деятельность, анализировать выполненную работу;

Воспитательный аспект: воспитывать интерес к изобразительному искусству и любовь к творчеству; совершенствовать трудовую дисциплину.

Планируемый

результат

Предметные умения:

в ходе занятия учащиеся создадут образ матери, для этого самостоятельно выберут технику работы, определят композицию и цветовое решение своей работы, проявят творчество.

Личностные УУД: использование фантазии и воображения при выполнении работы, устанавливание значимости познавательной деятельности, оценивание усвоения содержания материала.

Регулятивные УУД: постановка учебных задач , планирование выполнения работы, контроль и оценивание правильности выполнения действий, нахождение ошибок в выполнении работы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации, оценивание действий партнера, умение учесть позицию собеседника.

Познавательные УУД: участие в целеполагании, анализ и обобщение выполненной работы, осознанное построение речевых высказываний.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

история,

технология,

музыка,

литература.

коллективная, парная, индивидуальная,

Оборудование: компьютер, проектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация, цветовые таблицы, пословицы о матери, песни о матери.

Раздаточный материал: различные виды материалов и инструментов для индивидуальной работы, памятки по ТБ

Основные термины, понятия

образ, икона, богородица

Ход занятия

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный

Слайд 1. Приветствие учащихся,

Проверка готовности.

Учащиеся проверяют готовность

Регулятивные

2. Актуализация знаний


Слайд 2. Старинная легенда о любви матери

«Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любили и жалела его… И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой…и безобразничал, обижал мать. В своих бесчинствах он зашёл так далеко, что сбежались соседи и стали укорять его, пытались напомнить ему, сколько обид простила ему мать. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что даже убьёт мать, если соседи не замолчат и не уйдут. Никто не мог поверить ему, ибо неслыханное святотатство - поднять руку на мать. А уж тем более убить её. И не ушли.

Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы поразить и привести в трепет всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим любящим голосом матери: «Ты не ушибся, сынок?»…

Вступительное слово учителя

Учащиеся слушают

Коммуникативные

Регулятивные

3. Целеполагание и мотивация. Введение в тему занятия.


- Как вы думаете ребята, о чем пойдет разговор на занятии? (варианты ответов детей)

- Да, вы правы. Другими словами, в преддверии праздника Дня матери мы будем говорить о матери.

Слайд 3.

Тема нашей встречи: "Образ матери в изобразительном искусстве".

Слайд 4. Эпиграфом к нему я взяла слова Л. Рогожникова

Я верю, что женщина - чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если "любимая" - слово святое,

То трижды священное - "женщина - мать!"

Организует дискуссию учащихся.

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками

Формулируют тему занятия, учебные задачи

Личностные,

Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (целеполагание),

4. Работа по теме.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что разные виды искусства живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы.

Слайд 5. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

- Образ матери - великая тема искусства.

Слайд 6. Давайте полюбуемся работами живописцев разных эпох.

Слайд 7. - Изображение матери можно увидеть на иконах. В центре - прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца - Христос, имя его матери - Мария.

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами "Аве Мария", что значит "Славься, Мария".

Слайд 8. - И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери - "Богородице Дево, радуйся". Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери, Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

Слайд 9. - Ребята, вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

Слайд 10-11. - Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Любовь - каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка.

Слайд 12. - Нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках. От картины исходит тепло, уют, любовь.

Слово учителя.

Учитель в позиции экскурсовода в историю искусства

Воспринимают информацию, задают вопросы, учатся вести диалог

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм) регулятивные (самоопределение к познавательной деятельности), коммуникативные (умение слушать и слышать, выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой)

5. Практическая работа

Слайд 13. - Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

Сегодня вам предстоит создать образ женщины-матери.

Подумайте, в какой технике вы хотели бы работать?

- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?

(ответы детей)

- Вспомните, как правильно скомпоновать работу на листе.

- Давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, и другими инструментами и материалом - для ребят, которые выбрали технику аппликации.

Самостоятельная работа. (музыкальным фоном звучат песни о матери).

По необходимости - динамическая пауза для снятия усталости.

В литературе поэты и писатели часто обращаются к образу матери, воспевают женскую красоту. Приведите свои .примеры.

Продолжите пословицы:

-Родина - мать…

Для каждой матери …

Нет милее дружка,…

Учитель организует индивидуальную или групповую работу, оказывает помощь, консультирует контролирует ход работы.


Организует динамическую паузу.


Организует работу с пословицами

По желанию объединяются в группы или пары для создания композиции, выполняют задания, оценивают ответы друг друга.



Под музыку снимают мышечное напряжение, усталость.


Вступают в диалог

Личностные (личностное самоопределение), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой),

регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)



коммуникативные

(умение слушать и слышать, выражение своих мыслей)

6. Рефлексия

Удалось ли вам создать образ матери?

Что вам в этом помогло?

В чем были затруднения?

Организует диалог

Вступают в обсуждение

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности)

7. Выставка детских работ, анализ.

Слайд 14. - Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Организует выставку работ, их анализ

Участвуют в обсуждении

Коммуникативные, личностные, регулятивные (вступают в диалог, анализируют работы, находят недочеты, обобщают, учатся воспринимать критику)



© 2010-2022