• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Публикация по духовно-нравственному воспитанию на тему: Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций

Публикация по духовно-нравственному воспитанию на тему: Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций

Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций.           Перед нашим российским обществом  одной из важных задач является  знакомство с жизнью своих предков, которые жили много сотен лет назад, познание их обычаев, традиций. В этом ключе становиться понятна роль предмета « Основы православной культуры». И не случайно, одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях русской, духовной  культуры. Что такое традиции я и попыталась узн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций.

Карташова Валентина Николаевна

учитель Православной культуры

МОУ Афанасьевская СОШ

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Перед нашим российским обществом одной из важных задач является знакомство с жизнью своих предков, которые жили много сотен лет назад, познание их обычаев, традиций. В этом ключе становиться понятна роль предмета « Основы православной культуры». И не случайно, одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях русской, духовной культуры.
Слово «традиция» пришло в русский язык из латинского (традо) и означает передавать. Т.е. традиция - это, в буквальном смысле ,передача из поколения в поколение каких- то жизненных устоев. Передача из поколения в поколение. Мне кажется, здесь есть смысл обогатить это понятие. Ведь это не просто передача какого-нибудь предмета, например ,мячика из рук в руки, даже если это будет делать пожилой человек совсем юному. В культурно-историческом контексте традиционная передача не имеется в виду передача какого-то установления, порядка, а передача чего-то ценностно-значимого. И потому, можно было бы определить понятие традиция, как передачу ценностно-значимого в культуре, в жизни семьи, от поколения к поколению, от носителей культуры, к тем, кто ещё только приобщается, к тем, кто ещё только входит в неё.

В традиции духовно- нравственного развития человека компонентом традиционного уклада жизни являлись обычаи, т.е. нечто установившееся, сопровождаемое внешней атрибутикой, какими- то привычными зафиксированными действиями, нечто повторяющееся в жизни человека. Благочестивые обычаи в жизни русского народа известны издавна. И если мы откроем книгу историка и этнографа Коринфского А.А. «Народная Русь», то там сможем узнать о русских обычаях. В книге современника В. Белова « Лад»- или очерки по народной эстетике -описана традиционная народная крестьянская жизнь до сегодняшних дней. Вся эта разнообразная информация о нашем мире и действительно необходима человеку, если он не знает и не имеет никаких твердых знаний в себе самом, если он не знает, кто он и зачем он в этом мире. К сожалению, богатое культурное духовное наследие прошлого на сегодняшний день остается до конца не востребованным. Нынешнее молодое поколение, к глубочайшему сожалению, имеет слабое представление о нравственной культуре русских людей, историческом прошлом нашего Отечества. Сегодня широкое распространение среди подрастающего поколения получают такие качества и понятия, как насилие, жестокость, непослушание, убийство. Т.е. попрание всех нравственных качеств и всех культурных ценностей. Очень часто мы слышим, что все это опасная тенденция, нездоровая, которую надо искоренять, устранять. Конечно же, это не означает, что все мы должны слепо вернуться назад во времени к прошлому и следовать нормам нравственности Древней Руси. Но согласитесь, что для того, чтобы современная личность гармонично развивалась, её необходимо приобщать к сокровищам духовной культуры. Ведь именно духовность, глубокая духовность русского образования, начиная с древних времен, обусловила высокий нравственный, воспитательный характер. Личность не может развиваться сама по себе, для её роста, конечно же, необходима опора. И этой опорой могут служить духовные идеалы, например, жития святых. Идя по выбранному пути, пути мужества, верности, неутомимого служения, скромности, терпеливости в перенесении всех тягот, они являются наглядным примером нравственного и духовного воспитания. Подвиги святых формируют в душе каждого такие высокие качества, как уважение к старшим, любовь к своему Отечеству, забота о больных, близких людях, терпение, умение жертвовать собой ради других. Если закладывать эти идеалы с детства, то этот след останется в сердцах детей на всю жизнь.

Но в последнее время странным кажутся такие процессы, происходящие в школах, когда в связи с введением ФГОС из учебных планов уходят уроки « Православной культуры» во внеурочную деятельность. Всем нам хорошо известен этот факт. Ведь именно на этих занятиях обучающие познавали духовные и нравственные нормы поведения в обществе, в мире.

В России на данный момент резко сокращается численность населения, и это в мирное время, когда, казалось бы, должно быть все наоборот. Может быть, это и есть призыв нашему поколению к тому, чтобы мы не уходили, а повернулись к духовности лицом. Ведь исторически государство всегда совместными усилиями с Церковью боролось против врагов, отражало нападения и набеги. И нельзя это забывать, и нельзя это не знать. Это наша история, это наши традиции.

Литература

  1. Белов В. « Лад: или очерки по народной эстетике». - М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.

  2. Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе 21 века// Журнал Московской Патриархии.-2009. № -2. С. 45-50.

  3. Елисов А.В. Методика духовно-нравственного воспитания детей [Текст] / Елисов А.В. // Методист. - 2011. - №5. - С.52-56.

  4. Коринфский А.А. « Народная Русь».-Издательство АСТ, Астрель, 2011

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.,1993. С.433.



© 2010-2022