Конспект урока на тему Образы богатырей у разных народов

Муниципальноебюджетное  образовательное учреждение       Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского района     Конспектурока   «ОБРАЗБОГАТЫРЕЙ У РАЗНЫХ НАРОДОВ  » (5 класс)                     Христофорова ОктябринаСеменовна                                                                     Учитель рисования, черчения                                                МБОУ Тополинская СОШ                                                      Томпонский р-н  с.Тополиное                                                       2014г. Темаурока: Образ богатырей у разных народовСевера. (2ч) Тип урока: повторение, изучение и закреплениеучебного материала. Вид урока: интегрированный урок НКЯ, литература,ИЗО. Цели: -Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине,интерес детей к изображению богатырей в искусстве. -Развитие духовно-нравственной и эмоциональной сферличности через восприятие и анализ произведений искусства; развиватьграфические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образныепредставления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность;  познакомить учащихся с работами известныххудожников, изображавших  воинов-защитников,знакомство с литературными произведениями фольклорного жанра. Задачи:  Развитиеизобразительной грамотности на примере репродукций картин известных художников.Формирование знаний учащихся о композиции, её роли для создания художественногопроизведения. Формирование творческой деятельности, выражения чувства, ощущениятворческого вдохновения. Выполнение практического задания – созданиехудожественного образа  богатыря. Активизация словаря: Витязь, распутье, былина,булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копьё, бармица, наручи, поножи.  Оборудование:компьютер, презентация по теме урока, рисунки с изображениями богатырей,репродукции картин художников, образцы рисунков. Материалы: бумага , акварель, фломастеры, карандаши. Формы работы: групповая и индивидуальная. План урока 1.     Организационнаячасть 2.     Сообщениетемы и цели. 3.     Повторениеи сообщение новых знаний. 4.     Закрепление 5.     Инструктажк практической работе. 6.     Практическаяработа учащихся. 7.     Подведениеитогов урока.   Ход урока Сегодня на уроке мы с вами повторим и  познакомимся с богатырями разных народов(русских, якутских, эвенских). Есть общее у всех этих народов- памятники ихкультуры, их фольклор, сформировавшийся в древнейшие времена и составляющийнациональное достояние этих народов. Уже в древние времена  развивалась традиция ораторского искусства.(былины, олонхо). Было в устной традиции и нечто общее- тот самый философ,мыслитель, сказитель, певец , который из глубины веков передал нам эти мифы,легенды, сказки, п... Ребята, кто скажет, что такое былина? Кто сочинялих? Для чего? Да, сказители  сочиняли былины , для того, чтобы люди знали оподвигах защитников родины, гордились ими. Также как и былина определённое место занимает иякутский героический эпос- олонхо.  Давайте посмотрим на картину. Слайд1.Кто знает, как  называется эта картина?Кто её написал? (Богатыри, Виктор Михайлович Васнецов). Кто назовёт былинных героев?( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Над этой картиной художник работал 25 лет. Онаогромного размера- фигуры богатырей созданы в натуральную величину. Богатыривозвышаются над линией горизонта, этим подчёркивается значительность образов. Слайд2.А как бы вы назвали эту картину? Виктор Михайлович назвал эту картину «Витязьна распутье». Как вы думаете, кто же такой витязь? Витязь- в древней Руси,отважный, доблестный воин. (Из словаря Ожегова и Даля). А что такое распутье?Это несколько дорог перепуталось. Давайте внимательно рассмотрим картину.  Картина представляет собой вытянутыйпрямоугольник с высоко поднятой линией горизонта,  что позволило показать бескрайние просторы землирусской. Кого видим на переднем плане? Ответы. Витязь остановился перед огромным камнем наперепутье дорог. Ребята, вы читали былины, вспомните, какие слова были высеченына  камне? Ответы детей. «Как прямо ехати живу не быти. Нет пути нипрохожему, ни проезжему, ни пролётному» о чём раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете?.Рассуждения детей. Слайд3 рассмотримследующую картину теперь уже якутского художника Петра Петровича Романова«Витязь с невестой». Эту картину сравнивали с живописью В.М.Васнецова.  Пейзажное окружение играет большую роль в структуре данного произведения. Главныеперсонажи, богатырь с невестой, помещены на фоне реки. Река- важныймифологический символ, связывает небо с серединным миром- горами и лесами инизом- землёй. За героями раскидистое дерево. Изображено возвращение богатыря сневестой. Это подтверждает направлен... Слайд4 СлепцовПлатон Алексеевич- Ойунский, крупнейший знаток олонхо, сам народный сказитель –олонхосут. Слайд5 25ноября 2005 года Олонхо стала шедевром устного нематериального культурногонаследия человечества. Ребята, как вы думаете, что нужно делать чтобы статькрепкими и сильными, как богатыри? Физминутка. «Богатыри» «Богатырь, он вот каков,                                          показываем силача Он силён, он здоров Он из лука стрелял,                                                    имитируют движения Ловко палицу брал На границе стоял, Зорько- зорько наблюдал                                          встают из положения сидя Подрастаем мы, смотри Станем как богатыри!» Слайд6составители тунгусского  эпоса(эвенкийские и эвенские сказания) Роббек Василий Афанасьевич. Галина Кэптукэизвестна в научных кругах как специалист по эвенкийскому языку и фольклору. Слайд7 Воткак изображают эвенских богатырей художники иллюстраторы. Слайд8Опишите богатырей, как вооружёны  воины? Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь? Шлем- головной убор богатыря, защищал голову. Кольчуга- имела вид рубашки, её воины одевали поверходежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлическихколец, мастера – оружейники около 2 лет. Бармица- тоже изготовлена из колец, защищала шею иверхнюю часть груди богатыря. Наручи- их ковали из стали и защищали руки богатыря. Поножи- одевали поверх кожаных сапог, они состоялииз широкой пластины и защищали ноги. А каким же снаряжением пользовался богатырь вбитвах? (Меч, копье, щит). Во многих описаниях классический якутский богатырьоблачён в богатые и как обозначается в эпосе, «Роскошные» одежды, чтоподчёркивает положительный статус героя. В наколенниках из лучшей волчьей шкуры, в торбазахиз наилучше выделанной лосины, в шубе из наикрепчайшей ровдуги, трёхслойнаякольчуга. Якуты издревле употребляли конский волос в изделиях, несущий статус,Н-р: дейбиир- махалка из конского волоса, помимо улитарной функции являласьсвоеобразным символом, как защитная сила, оберегающая от недобрых помыслов злыхдухов. Посмотрите на богатырских коней, конское убранство. (попона кычим ичепрак). Комплект боевого одеяния, изготовленного из железаКуйах- броня из нашитых на кожу железных пластинок, известная по фольклорным иархеологическим данным. Подобные латы имели и другие племена Севера- эвенки,эвены, ненцы. К какому виду искусства можно отнести эти картины?Живопись, графика. Закрепление. Давайте подведём итог всему сказанному.В целом богатыри мало чем отличаются друг от друга., хотя  есть различия в некоторых элементах одежды.  Какими же чертами должен обладать богатырь?(храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство,преданность Родине). Инструктаж к практической работе. -Сегодня будем выполнять образ воина- защитника,богатыря. Ещё раз внимательно рассмотрите иллюстрации, репродукции картин. 6.Практическая работа учащихся. 1.Расположение листа по задуманному композиционномурешению. 2.Наметить фигуру богатыря. 3.Показать детали костюма 4.Прорисовать черты лица. 5.Окончательное создание образа воина- защитника. 6.Домашнее задание. (Докончить). Узнать болееподробно о художнике П.П.Романова. 7.подведение итогов урока. Выставка работ учащихся. Список используемой литературы: 1.Богатыри олонхо.По мотивом олонхо «Нюргун БоотурСтремительный.  В. Авдеев. Якутск,Национальное книжное издательство «Бичик» 1995 . 2.Живая связь времён: 100-летию П.П.Романова-основателя Якут.худ. училища посвящ./ Сос. А.А.Нестерова; Авт. Текста: Г.А.Сафронова и др. –Якутск :Сахаполиграфиздат, 2003.-72с. 3.Образы олонхо. Кинетика и одежда/ А.Г.Лукина,Н.И.Докторова; отв. Ред. К.ф.н. А.Е.Захарова; Якутск: Бичик, 2010. – 144с. 4.Илин. № 1-2 2013. 5.Фольклор народов крайнего Севера. Хрестоматия дляучащихся 5-9 классов русскоязычных школ. Лебедева Ж.К ; Якутск 1993. -111с. 6. •  ДаниловА. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России с древнейших времендо начала XVI в.: Учеб. для 6 кл. общеоразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа;Общеобразовательный центр «Веди-М», 2000;  
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского района

Конспект урока



«ОБРАЗ БОГАТЫРЕЙ У РАЗНЫХ НАРОДОВ »

( 5 класс)



















Христофорова Октябрина Семеновна

Учитель рисования, черчения

МБОУ Тополинская СОШ

Томпонский р-н с.Тополиное





2014г.

Тема урока: Образ богатырей у разных народов Севера. (2ч)

Тип урока: повторение, изучение и закрепление учебного материала.

Вид урока: интегрированный урок НКЯ, литература, ИЗО.

Цели:

-Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес детей к изображению богатырей в искусстве.

-Развитие духовно-нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства; развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; познакомить учащихся с работами известных художников, изображавших воинов-защитников, знакомство с литературными произведениями фольклорного жанра.

Задачи:

Развитие изобразительной грамотности на примере репродукций картин известных художников. Формирование знаний учащихся о композиции, её роли для создания художественного произведения. Формирование творческой деятельности, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения. Выполнение практического задания - создание художественного образа богатыря.

Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копьё, бармица, наручи, поножи.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, рисунки с изображениями богатырей, репродукции картин художников, образцы рисунков.

Материалы: бумага , акварель, фломастеры, карандаши.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

План урока

  1. Организационная часть

  2. Сообщение темы и цели.

  3. Повторение и сообщение новых знаний.

  4. Закрепление

  5. Инструктаж к практической работе.

  6. Практическая работа учащихся.

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

Сегодня на уроке мы с вами повторим и познакомимся с богатырями разных народов (русских, якутских, эвенских). Есть общее у всех этих народов- памятники их культуры, их фольклор, сформировавшийся в древнейшие времена и составляющий национальное достояние этих народов. Уже в древние времена развивалась традиция ораторского искусства. (былины, олонхо). Было в устной традиции и нечто общее- тот самый философ, мыслитель, сказитель, певец , который из глубины веков передал нам эти мифы, легенды, сказки, предания, былины.

Ребята, кто скажет, что такое былина? Кто сочинял их? Для чего?

Да, сказители сочиняли былины , для того, чтобы люди знали о подвигах защитников родины, гордились ими.

Также как и былина определённое место занимает и якутский героический эпос- олонхо.

Давайте посмотрим на картину.

Слайд 1. Кто знает, как называется эта картина? Кто её написал? (Богатыри, Виктор Михайлович Васнецов). Кто назовёт былинных героев? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера- фигуры богатырей созданы в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, этим подчёркивается значительность образов.

Слайд 2. А как бы вы назвали эту картину? Виктор Михайлович назвал эту картину «Витязь на распутье». Как вы думаете, кто же такой витязь? Витязь- в древней Руси, отважный, доблестный воин. (Из словаря Ожегова и Даля). А что такое распутье? Это несколько дорог перепуталось.

Давайте внимательно рассмотрим картину. Картина представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской. Кого видим на переднем плане? Ответы.

Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, вы читали былины, вспомните, какие слова были высечены на камне? Ответы детей.

«Как прямо ехати живу не быти. Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному» о чём раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете?. Рассуждения детей.

Слайд 3 рассмотрим следующую картину теперь уже якутского художника Петра Петровича Романова «Витязь с невестой». Эту картину сравнивали с живописью В.М.Васнецова. Пейзажное окружение играет большую роль в структуре данного произведения. Главные персонажи, богатырь с невестой, помещены на фоне реки. Река- важный мифологический символ, связывает небо с серединным миром- горами и лесами и низом- землёй. За героями раскидистое дерево. Изображено возвращение богатыря с невестой. Это подтверждает направление наездников едущих, « против движения солнца» , справа налево вдоль картинной плоскости. Ранение коня девушки связывает образ с мотивом невесты- добычи. Такая характеристика женщины- предмета борьбы и соревнования богатырей, прочно вошла в традицию олонхо.

Слайд 4 Слепцов Платон Алексеевич- Ойунский, крупнейший знаток олонхо, сам народный сказитель - олонхосут.

Слайд 5 25 ноября 2005 года Олонхо стала шедевром устного нематериального культурного наследия человечества.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать чтобы стать крепкими и сильными, как богатыри?

Физминутка. «Богатыри»

«Богатырь, он вот каков, показываем силача

Он силён, он здоров

Он из лука стрелял, имитируют движения

Ловко палицу брал

На границе стоял,

Зорько- зорько наблюдал встают из положения сидя

Подрастаем мы, смотри

Станем как богатыри!»

Слайд6 составители тунгусского эпоса (эвенкийские и эвенские сказания) Роббек Василий Афанасьевич. Галина Кэптукэ известна в научных кругах как специалист по эвенкийскому языку и фольклору.

Слайд 7 Вот как изображают эвенских богатырей художники иллюстраторы.

Слайд 8 Опишите богатырей, как вооружёны воины?

Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?

Шлем- головной убор богатыря, защищал голову.

Кольчуга- имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец, мастера - оружейники около 2 лет.

Бармица- тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.

Наручи- их ковали из стали и защищали руки богатыря.

Поножи- одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.

А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).

Во многих описаниях классический якутский богатырь облачён в богатые и как обозначается в эпосе, «Роскошные» одежды, что подчёркивает положительный статус героя.

В наколенниках из лучшей волчьей шкуры, в торбазах из наилучше выделанной лосины, в шубе из наикрепчайшей ровдуги, трёхслойная кольчуга. Якуты издревле употребляли конский волос в изделиях, несущий статус, Н-р: дейбиир- махалка из конского волоса, помимо улитарной функции являлась своеобразным символом, как защитная сила, оберегающая от недобрых помыслов злых духов. Посмотрите на богатырских коней, конское убранство. (попона кычим и чепрак).

Комплект боевого одеяния, изготовленного из железа Куйах- броня из нашитых на кожу железных пластинок, известная по фольклорным и археологическим данным. Подобные латы имели и другие племена Севера- эвенки, эвены, ненцы.

К какому виду искусства можно отнести эти картины? Живопись, графика.

Закрепление. Давайте подведём итог всему сказанному. В целом богатыри мало чем отличаются друг от друга., хотя есть различия в некоторых элементах одежды. Какими же чертами должен обладать богатырь? (храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).

Инструктаж к практической работе.

-Сегодня будем выполнять образ воина- защитника, богатыря. Ещё раз внимательно рассмотрите иллюстрации, репродукции картин.

6. Практическая работа учащихся.

1.Расположение листа по задуманному композиционному решению.

2.Наметить фигуру богатыря.

3.Показать детали костюма

4.Прорисовать черты лица.

5.Окончательное создание образа воина- защитника.

6.Домашнее задание. (Докончить). Узнать более подробно о художнике П.П.Романова.

7. подведение итогов урока. Выставка работ учащихся.

Список используемой литературы:

1.Богатыри олонхо.По мотивом олонхо «Нюргун Боотур Стремительный. В. Авдеев. Якутск, Национальное книжное издательство «Бичик» 1995 .

2.Живая связь времён: 100-летию П.П.Романова- основателя Якут.худ. училища посвящ./ Сос. А.А.Нестерова; Авт. Текста: Г.А. Сафронова и др. -Якутск :Сахаполиграфиздат, 2003.-72с.

3.Образы олонхо. Кинетика и одежда/ А.Г.Лукина, Н.И.Докторова; отв. Ред. К.ф.н. А.Е.Захарова; Якутск: Бичик, 2010. - 144с.

4.Илин. № 1-2 2013.

5.Фольклор народов крайнего Севера. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов русскоязычных школ. Лебедева Ж.К ; Якутск 1993. -111с.

6. • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в.: Учеб. для 6 кл. общеоразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа; Общеобразовательный центр «Веди-М», 2000;



© 2010-2022