• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока ИЗО на тему Символика изображения и цвета в геральдике 7 класс

Технологическая карта урока ИЗО на тему Символика изображения и цвета в геральдике 7 класс

Урок разработан в соответствии с авторской программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9 кл.» М.: Просвещение, 2011. Тема урока «Роль символики изображения и цвета в геральдике. О чем рассказывают гербы. Основные части классического герба. Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи». На изучение данной темы по программе отводится 2 часа. За это время учащиеся должны узнать: историю возникновения и развития ге...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель:

Чистая Оксана Игоревна

Школа:

НОУ школа Ирида

Класс:

7

Тема четверти:

Дизайн

Тема урока:

Роль символики изображения и цвета в геральдике. О чем рассказывают гербы. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).Создание эскиза рыцарского герба или герба своей семьи.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Цели деятельности учителя

Формировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей; познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета, формы и изображений на гербах; воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине, ее истории, культуре; развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, ассоциативно-образное мышление, навыки работы с художественными материалами.

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба; находить в рассматриваемых гербах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.

Метапредметные: научатся самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; излагать свое мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию.

Личностные: формируют умение создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи); формируют навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Межпредметные связи

История, природоведение, краеведение, литература.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная, групповая и индивидуальная.

Основные понятия и термины

Герб, геральдика, герольд, фамильный герб, гербы ремесленных цехов, геральдические и негеральдические фигуры, составные элементы классического герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Образовательные ресурсы

excurs.ru/

gfg.unbi74.ru/dict.htm

ru.wikipedia.org/

Наглядно-демонстрационный материал

Компьютерная презентация (изображения рыцарей и рыцарского турнира, виды щитов, строение классического герба, геральдические и негеральдические фигуры, символика цвета); геральдические словарики; шаблоны; примеры гербов русских дворянских родов и современных гербов.

Оборудование

Компьютер, экран, бумага, карандаш, кисти, акварель или гуашь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

(П-познавательные,

К-коммуникативные,

Р-регулятивные,

Л-личностные)

1.Организационный этап.

Организация местоположения каждого ученика, проверка готовности к уроку.

Ученики занимают свои места, готовят необходимый для урока материал.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Мотивация и актуализация знаний.

Слайд 2.

- Распространение гербов связано с появлением боевых доспехов, прежде всего, шлема с забралом, закрывающим лицо. Представьте себе средневекового рыцаря. Он с ног до головы закован в броню, только узкая прорезь оставлена для глаз.

- Чье же лицо скрыто за этим забралом?

- Может это славный рыцарь времен короля Артура?

- Или странствующий рыцарь из испанского города Толедо?

- А может, один из героев знаменитой «Песни о Роланде» французский рыцарь?

- Или немецкий?

- Что нам поможет узнать об этом человеке? Откуда он?

Учащиеся рассматривают иллюстрацию на презентации и слушают учителя.





Ответы учащихся:

- Герб на щите рыцаря, флаг, изображения на попоне лошади.

П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3.Постановка темы урока и учебной задачи.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

- Сформулируйте задачи урока.

- Молодцы! Вы правильно определили тему и задачи урока.

Учащиеся формулируют содержание темы и задач урока.

Ответы учащихся:

- О чем рассказывают гербы.

Ответы учащихся:

- Познакомиться с разными гербами, научиться по изображениям на гербах читать информацию, научиться изображать гербы.

Р: целеполагание.

П: самостоятельное формулирование познавательной цели.

4.«Открытие» нового знания.















Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. Применялись и другие виды делений, например, вилообразно разделенный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Деление герба зубчатыми линиями было, например, очень характерным для немецких гербов.

6 основных геральдических фигур: глава щита, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило.

Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса. Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону.

К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предмету созданных человеком, - лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова и т. д.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе, - дракон, двуглавый орел, единорог, пегас, грифон, птица Феникс и др.

Девизы состоят почти всегда из выражений на латинском или русском языке, заключающих в себе убеждения, принципы, правила поведения, жизни и деятельности владельца герба:

Гр. Аракчеева: "Без лести предан";

Гр. Безбородко: "Labore et zelo", т.е. "Трудом и усердием";

Гр. Воронцовых: "Semper immota fides", т.е. "Верность никогда непоколебимая";

Гр. Бестужевых-Рюминых: "In Deo salus mea", т.е. "В Боге мое спасение";

Гр. Перовских: "Не слыть, а быть";

Гр. Дибича-Забалканского: "Suum cuique", т.е. "Всякому свое";

Гр. Сперанского: "Sperat in adversis", т.е. "И в несчастьи надеется";

Гр. Столыпиных: "Deo spes mea", т.е. "На Бога моя надежда"

Слайд 3.

- Самые первые гербы появились в Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые изображались на боевых щитах, шлемах, флагах, попонах лошадей. Они помогали воинам различать друг друга на расстоянии.

Слайд 4.

- Определите, какие это гербы? Кому они могли принадлежать?

- Гербы были и у ремесленников. Это были не личные гербы, а гербы цехов, занимающихся одним делом. Ткачи, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари создавали свои гербы.

Слайд 5.

- У вас на партах лежит геральдический словарик. Найдите, пожалуйста, в словаре, что означают слова герб, герольд, геральдика.

- Что такое герб?

- Кто такой герольд?

- Что такое геральдика?

- Как вы уже поняли, при составлении гербов используются определенные правила. В композиции герба все имеет важное значение и несет информацию о владельце.

Слайд 6.

- Композиция герба обычно симметрична.

- Самую важную информационную часть герба помещают в центре и называют щит.

Слайд 7.

- Известно 5 форм западно-европейский щитов: немецкая, испанская, французская, итальянская и варяжская.

- В России часто используют французский или варяжский щит.

Слайд 8.

- Поле щита может быть однотонное простое или разделенное сложное.

- Щит бывает разделен по вертикали, горизонтали или диагонали.

Слайд 9.

- В поле щита находятся фигуры геральдические или негеральдические.

- Какие фигуры называют геральдическими?

- Какие фигуры называют негеральдическими?

Слайд 10.

- Каждое изображение имеет свое символическое значение.

Олень - символ воина, перед которым бежит неприятель

Змея - символ мудрости, добра и предосторожности.

Лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия

Осел - символ кротости, смирения, терпения

Кубок - символ дружбы и союза, радости.

Всадник - символ победы

Волк - символ алчности, злости и прожорливости.

Бык - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства

Корабль - символ надежды, безопасности, спасения.

- О каких еще символах вы прочитали?

Слайд 11.

- По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели: люди, птицы, звери.

- Венчает герб корона.

- Внизу герб украшает лента с девизом.

- Что такое девиз?







Слайд 12.

- Очень важное символическое значение имеет цвет.

- Назовите цвета и их значение.

Учащиеся рассматривают изображение на слайде и слушают учителя.



Ответы учащихся:

- Торговцам, людям, занимающихся каким-то общим делом.



Учащиеся в парах работают со словарем и ищут слова.

Ответы учащихся:

- изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики, это наследственная эмблема, отличительный знак; на нем изображаются предметы, символизирующие владельца.

- глашатай при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах.

- наука о составлении, описании и расшифровке гербов.



Учащиеся рассматривают изображение на слайде и слушают учителя.







Учащиеся работают с учебником.

Ответы учащихся:

- Геральдические фигуры - это фигуры, которые делят поле щита на несколько частей.

- Негеральдические фигуры: изображения человека, животных, растений, фантастических существ, кораблей, построек и др.

Учащиеся рассматривают изображения на слайде.







Учащиеся работают с учебником.

Ответы учащихся:

- О пчеле, медведе, факеле, раскрытой книге, лавре, крылатом драконе, руке.

Учащиеся рассматривают изображение на слайде.

Ответы учащихся:

- Девиз - это короткое выражение, отражающее жизненные принципы владельца.





Учащиеся работают с учебником.

Ответы учащихся:

Красный - мужество, храбрость,любовь.

Чёрный - скромность, учёность, осторожность, мудрость, печаль.

Зелёный - надежда, изобилие, свобода, радость.

Золотой - знатность, могущество, богатство, сила, верность, постоянство, вера, справедливость, милосердие и смирение.

Серебряный - благородство, откровенность, невинность, правдивость, чистота

Голубой - величие, красота, ясность, великодушие, честность, верность, безупречность.

Фиолетовый (пурпурный) - благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Р: целеполагание.

П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации; умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

К: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации; планирование способов взаимодействия; индивидуальное сотрудничество с педагогом

Л: личностное переживание

Слайд 13.

- Сегодня на примере Российского герба мы поучимся читать информацию, которую несут изображения.

- На урок природоведения в начальной школе и на уроках истории вы уже беседовали о Российском гербе.

- Давайте, прочитаем, о чем рассказывает герб России.

- Из каких крупный частей состоит герб?

- Что символизирует двуглавый орел?

- Что символизируют скипетр и держава?

- Какого цвета изображен орел?

- Что символизирует желтый цвет?

- Что символизирует тройная корона?

- Что символизирует изображение на щите?

Учащиеся участвуют в беседе и отвечают на вопросы.



Ответы учащихся:

- Двуглавый орел, щит, корона.

- Орел символизирует власть и господство. Одна голова смотрит на запад, другая - на восток и символизирует объединение государства.

- Держава - это символ монархической власти. Скипетр - символ власти, жезл, которым правитель мог наводить порядок на своей территории.

- Желтого.

- богатство, верность, справедливость.

- Три короны символизируют равноправное троевластие в правительстве: законодательной, судебной и исполнительной систем.

- Красный цвет щита символизирует храбрость и мужество. Всадник, убивающий крылатого дракона, символизирует победу над злом

5.Первичное закрепление.

- Сегодня на уроке мы совершили путешествие в мир геральдике. Давайте, проверим, что вы запомнили.

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству.(герб)

  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.(Георгий)

  3. Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.(фигуры)

  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (металлы)

  5. Царственное животное, эмблема королей. (лев)

  6. Отважный, доблестный ...(рыцарь)

  7. Часть герба, на которой написаны крылатые слова.(девиз)

  8. Основа герба. (щит)

  9. Что венчает герб? (корона)

  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.(щитодержатели)

.










К: сотрудничество с учителем и учащимися.

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

6.Творческая практическая деятельность.

- Сегодня вы узнали много нового о геральдике. На следующих уроках мы продолжим это знакомство. А сейчас, я предлагаю вам начать выполнение эскиза проекта собственного герба или герба своей семьи.

- При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать, полученные на уроке, знания о гербах.

- При составление герба не забывайте о правилах композиции.

- При создании проекта можно пользоваться геральдическим словариком и шаблонами, которые лежат на парте.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Л: самоопределение.

7.Домашнее задание.

- Подготовить сообщение о своем гербе. Рассказать, что изображено, почему, что символизирует. Найти подходящий своим устремлениям девиз, можно на латыни.



Учащиеся записывают домашнее задание.



© 2010-2022