• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Презентация и конспект урока по изобразительному искусству, на тему: Образ человека-главная тема в искусстве

Презентация и конспект урока по изобразительному искусству, на тему: Образ человека-главная тема в искусстве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация и конспект урока по изобразительному искусству, на тему: Образ человека-главная тема в искусствеПрезентация и конспект урока по изобразительному искусству, на тему: Образ человека-главная тема в искусствеПрезентация и конспект урока по изобразительному искусству, на тему: Образ человека-главная тема в искусстве

Инструкционная карта


Подготовила: учитель искусства МАОУ СОШ № 24 Элиашвили Н.Г


Березники 2015г

Информационная карта к конкурсу



Автор

Элиашвили Наталья Георгиевна

Тема работы

Образ человека - главная тема искусства.

Образовательная область

Общеобразовательная

Класс/Возраст

6 класс/ 11-12 лет

Образовательные задачи

  • Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.

  • Формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества.

  • Формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту.

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

  • Воспитание бережного отношения к художественным шедеврам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.

  • Формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов.

  • Формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

  • Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям.

Метапредметные результаты:

  • Умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат - художественный «ответ» - на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

  • Умение ориентироваться в видах искусства.

  • Умение сравнивать, объяснять, в чём сходство и отличие, направлений жанра камерный и парадный портрет.

  • Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач.

Предметные результаты:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в художественных и пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).

Предполагаемый результат

Учащиеся научатся:

  • Определять специфику образного языка портретной живописи

  • Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения

  • Основным видам изобразительных (пластических) искусств

  • Определять жанр портрета в искусстве разных эпох.

  • Самостоятельно проводить анализ картины (портрета)

Учащиеся получат возможность научиться:

- Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

- Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.

- Осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

- Называть имена выдающихся художников портретистов.

- Понимать особенности камерного и парадного портрета.

- Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства.

- Осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Рефлексия: Учащиеся высказывают своё мнение об увиденном и услышанном материале - отмечают работы художников наиболее понравившиеся. Отмечают сильные и слабые стороны камерного и парадного портрета в работах известных художников.

Список использованных информационных источников

  1. img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/112/120/112120071_2.jpg

  2. marianna-mir.com/history_portrait.html

  3. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0

  4. bagetmaster.ru/info/304.html

  5. ilibrary.ru/text/436/p.8/index.html

  6. vk.com/video?q=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B5%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82§ion=search&z=video299145159_171109663

Приложение 1

Слайд 1. Титульный слайд.

Тема урока: Образ человека - главная тема искусства.

Слайд 2

Цели урока:

  1. Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох.

  2. Познакомить с историей возникновения портрета.

  3. Развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека.

  4. Научиться самостоятельно проводить анализ картины (портрета)

Познакомить с камерным и парадным портретом.

Слайд 3

Тема нашего урока «Образ человека - главная тема искусства».Почему? Давайте разберёмся. И для начала вспомним, как называется жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Слово "портрет" произошло от латинского слова. Его можно перевести как "извлечение сущности", т.е. выявление внутреннего содержания. Нарисовать его, похоже - не единственная и далеко не главная задача портретиста. От него требуется передать также внутренний мир, душевное состояние человека, его положение в обществе. И, что самое важное, портретист должен выразить свое личное отношение к модели (так называют изображаемого человека). Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе. Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку - Леонардо да Винчи «Джаконда».

Слайд 4

Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра - гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Первые портреты возникли в Египте и изображают фараонов. Древние греки в честь победителей спортивных созтязаний ставили статуи в публичных местах. Однако статуи были лишены сходства с оригиналом дабы не развивать в гражданах тщеславия. В V веке до н. э. появляются и окончательно утверждаются при Александре Македонском настоящие реалистичные портреты. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной.

Слайд 5

Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род - бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика. В Древнем Риме особую роль играл скульптурный портрет. Дошедшие до наших дней образцы имеют огромную культурную и историческую ценность.

Слайд 6

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Возрождения. Он был связан с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей - и поэтому он вышел на первый план в искусстве.

Слайд 7

Что же такое парадный портрет? Парадный портрет - явление, характерное для придворной культуры. Его основная задача заключается не только в передаче сходства, но и в возвеличивании заказчика, который, чаще всего, был высокопоставленной особой или даже монархом. Примером парадного портрета является работа Левицкого Дмитрия Григорьевича императрицы Екатерины II (1782 г.)Что же такое камерный портрет? Камерный портрет - используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Пример может служить работа Владимира Лукича Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке».

Слайд 8

В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви - фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.

Слайд 9

Портрет XIX века. Великая Французская революция вносит новые веянья. Теряется лесть и приторная слащавость. Портреты становятся более реалистичными, холодными и строгими. Импрессионизм, возникший в XIX веке, (Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Огюст Роден) основывался на отказе от максимального правдоподобия.

Слайд 10

В XX веке портрет, как и все фигуративное искусство, переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства, а также общий кризис понимания человеческой личности.

Слайд 11

Теперь давайте попробуем провести анализ живописного портрета по карточке схеме, которая у вас перед глазами. (см. Приложение 2)

Описание портрета

  1. Вид искусства, к которому относится портрет /живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный/

  2. Назначение портрета /парадный или камерный/

  3. Количество персонажей /одного человека, парный, групповой, групповой семейный/

  4. Персонажи на портрете /мужчина, женщина, ребенок (детский)/

  5. Положение персонажа /в полный рост, поколенный, поясной, погрудный, голова/, а также /стоящий, сидящий или лежащий/

  6. Разворот головы персонажа /анфас, в три четверти или в профиль/

  7. Цветоколористика /какие цвета использует автор

  8. Тайные знаки или символы, которые существует на портрете, если есть.

Слайд 12

Талантливый художник замечает все: настроение, переживания, характер позирующего человека, и таким образом, отображает все это на полотне, будто оживляя этим портрет. Фотография передает лишь точную копию того, что улавливает объектив, а портрет передает то, что видит перед собой художник, и это не обязательно будет точная копия, так как взгляд художника проникает в самую душу человека, которого он изображает, а не останавливается лишь на внешних данных. А теперь давайте посмотрим, как изображали художники наших русских поэтов и писателей.

Слайд 13 -Сладй 27

Сопровождение слайдов отрывок из романа "Евгений Онегин" (приложение аудио).


I
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
II

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?

Слайд 29 Итоговый слайд

  1. img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/112/120/112120071_2.jpg

  2. marianna-mir.com/history_portrait.html

  3. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0

  4. bagetmaster.ru/info/304.html

  5. ilibrary.ru/text/436/p.8/index.html





Приложение 2

Карточка-план для учащихся

«Описание портрета»

Описание портрета



  1. Вид искусства, к которому относится портрет /живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный/



  1. Назначение портрета /парадный или камерный/



  1. Количество персонажей /одного человека, парный, групповой, групповой семейный/



  1. Персонажи на портрете /мужчина, женщина, ребенок (детский)/



  1. Положение персонажа /в полный рост, поколенный, поясной, погрудный, голова/, а также /стоящий, сидящий или лежащий/



  1. Разворот головы персонажа /анфас, в три четверти или в профиль/



  1. Цветоколористика /какие цвета использует автор



  1. Тайные знаки или символы, которые существует на портрете, если есть.

Атрибуты: портрет Тропинин Василий Андреевич «Девушка с горшком роз».



© 2010-2022