• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Использование оригами для развития творческого потенциала и подготовки детей к школе

Использование оригами для развития творческого потенциала и подготовки детей к школе

Данное выступление  - это попытка обобщить собственный практический опыт занятий оригами  с  детьми дошкольного  возраста, с группами  подготовки  детей  к  школе, которые  проходят  на базе Детско-юношеского центра Советского района г. Волгограда.  Была разработана и апробирована авторская программа «Волшебный  квадрат».  Программа может быть использована  в составе комплексной  подготовки  детей к школе, а также для проведения отдельных занятий оригами.      Актуальность  программы  обусловлена  положительным  влиянием  занятий  оригами  на  успехи  детей  в  освоении техники  чтения, математики,  письма.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование оригами для развития творческого потенциала и подготовки детей к школе.

Дошкольное и начальное общее образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать высокую степень успешности школьного обучения. На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.

Если начать перечислять все положительные стороны занятий детей оригами, может получиться весьма внушительный список.

Оригами - уникальное японское искусство складывания фигурок без клея и ножниц вот уже в течение многих веков привлекает людей разных возрастов и национальностей. Важная особенность оригами - практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.

Значение оригами для развития ребенка:

- Учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание.

- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук у детей стимулирует умственное развитие, подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.

Оригамные занятия могут принимать любую форму: индивидуальные или групповые, игра или лекция, внимательное изучение техники и методик складывания или викторины и конкурсы с элементами фокусов. Выбирая любую форму работы, комбинируя их, педагог добивается решения самых различных воспитательных задач.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам - требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами. Изучение базовых форм начинается с самых простых, таких как «Треугольник», «Воздушный змей», «Блин». Постепенно дети знакомятся с более сложными формами «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Катамаран». На этом этапе педагогом демонстрируется процесс складывания. Условные знаки и схемы служат дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. На основе каждой базовой формы делается несколько фигурок. Каждая фигурка изготавливается на отдельном занятии. Так дети постепенно запоминают процесс складывания базовой формы. После изготовления фигурки фломастером или цветным карандашом можно нанести необходимую деталь, например глаза, нос.

Особое внимание следует уделять оформлению композиций, аппликаций, которые делаются в конце каждой темы. Сначала для тренировки дети делают фигурки из больших листов бумаги. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок.

Можно дать шаблоны для изготовления деталей фона. По желанию дети могут добавлять в композицию свои детали. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

В конце года изготовляются объемные композиции. На основе изученных базовых форм и фигурок можно составить композицию из сказок. Можно придумать свою сказку.

Технику оригами можно использовать при интегрированном занятии по формированию и сохранению психологического здоровья детей, при этом используется базовые основы обучения различных техник оригами с приемами и методами современного психологического направления арт - терапии. По ходу складывания фигурки можно рассказывать и демонстрировать сказку. Еще одним очень интересным опытом для детей станет кукольный театр, актерами в котором служат пальчиковые фигурки животных, сделанные из бумаги. Так, создание оригамного спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые дети полностью раскрепощаются.

Еще один пример из опыта использования оригами на занятия с дошкольниками. Совместно с психологом было разработано мероприятие «Журавлик - птичка смелая» с целью предотвращения возникновения симптомов устойчивой тревожности и проявления страхов у детей. В мероприятии применен один из эффективных методов профилактической работы с детьми - сказкотерапия. Посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Многие психологи рекомендуют оригами в качестве расслабляющей деятельности и используют в качестве техники снижения стресса. Особенно оригами рекомендуется гиперактивным детям для тренировки внимания и управления своими эмоциями.

Обучение оригами имеет и прикладное значение, так как некоторые темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Область применения оригами очень обширна: это и подарок, сделанный своими руками, и упаковка подарков, и украшение праздничного стола, и создание одежды. Так в процессе работы над темой «Изготовление летнего головного убора» дети научатся делать из бумаги бейсболку на лето и украсить ее по настроению. Изготавливаются коробочки, стаканчики, рамки для фото и др.

Для усиления наглядности, положительного эмоционального настроения, активизации умственной деятельности и мотивации к изучению темы на занятиях оригами используется информационная компьютерная технология. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) на занятиях оригами повышают качество обучения, позволяют успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия оригами является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что не всегда есть необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.

Информационно - коммуникационные технологии наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе занятия в соответствии с поставленными целями и задачами. Так, например, при изучении базовой формы «Катамаран», на занятии «Рождение бабочки» ИКТ используется на протяжении всего занятия: для источника информации и для наглядности при практической работе. На занятии прослеживается и межпредметная связь с литературой, ребята знакомятся со стихотворением Афанасия Фета « Бабочка», со стихами детей и взрослых об оригами, которые печатают в журналах.

При проведении занятий оригами целесообразно использовать произведения К.И. Чуковского, А. Сарсякова, А.Шестопаловой, А. Барто, В. Сутеева, И. Токмаковой, М. Ходяковой, песни, загадки. поговорки, пословицы, потешки, так как это создает положительное эмоциональное отношение к занятиям и способствует формированию одного из аспектов коммуникативной компетенции, а именно владение разными видами речевой деятельности.

В процессе деятельности с дошкольниками по программе «Волшебный квадрат» выработалась определённая система контроля успехов и достижений детей. Знания, умения и навыки отслеживаются и контролируются в конце первого полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) - итоговая диагностика.

Подводя итоги, можно сказать, что благодаря оригами, ребенку будет легче в школе. И дело не только в развитой моторике пальцев. Ребенок, который умеет слушать, сосредотачивать внимание, проявлять сообразительность и упорство в достижении цели, обязательно будет легко учиться. К тому же дети, увлекающиеся оригами, отлично работают в коллективе, умеют приходить на помощь и думают творчески. Все это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.



© 2010-2022