- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» песочное рисование
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» песочное рисование
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кадышева К.С. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Графжираф» песочное рисование
Кадышева К.С., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда
Возраст обучающихся -7-14 лет, дети с проблемами здоровья
1 год обучения - 144 часа
Пояснительная записка
Важнейшей задачей кружковой работы по изобразительному искусству является расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном, воспитание умения видеть. Формирование художественного восприятия учащегося и его образного мышления позволит быть компетентным и творчески активным в области дизайна. Данная программа включает в себя не только рисование песком, но и которое направленно на разработку проблемных участков рук, пальцев, моторики, особенно для детей с ДЦП.
Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это в сумме способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
На первых занятиях, будет проведено игровое знакомство с детьми, как для того чтобы наладить с ними контакт, так и для выявления особенностей поведения и характера, каждого ребенка.
Каждое занятие с детьми, обязательно будут начинаться с небольшой развивающей игры (к примеру, пальчиковая гимнастика). Все занятия будут тематическими - темы к занятиям будут придуманы в процессе работы, и предшествующих событий (праздников, времен года и т.д.)
Дети будут обучаться рисованию песком не только в традиционной форме, в такой, как рисование простым песком на стекле с освещением, а так же на обычной поверхности, цветным песком, что даст дополнительный плюс для развития восприятия ребенка. Так же дети будут работать с трафаретами, известными мировыми картинками для развития эстетического развития и восприятия ребенка.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости светового стола , подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование песочных навыков и умений.
Четыре основных направления работы:
-
Освоение техники рисования на песке пальцами;
-
Освоение техники рисования на песке палочками ;
-
Освоение насыпного рисования;
-
Практическая работа в общественно-полезном направлении.
Актуальность программы: обусловлена тем, что дети дошкольного и младшего школьного возрастов еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретения ими в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка детей с проблемами здоровья к рисованию, разработке рук ,моторики, обучения навыков для рисования и поступления в образовательные учреждения. Воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности, приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи обучения:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.
2. Систематизация знаний о песочном рисовании и различных техниках.
3. Знакомить с понятиями пескомания, пескографика ,песочная анимация, анимационный кинометраж.
4. Дать представление о песочных способах, не только как вид искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных песочных методов и способов рисования.
5. Расширять знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.
6. Научить видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.
Развивающие:
1.Развить психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления);
2.Развить творческое мышление, художественные способности и мелкой моторики;
3.Развить тактильную чувствительности ребенка;
снижение гиперактивности;
4.Проводить тематические занятия, для улучшения восприятия детьми окружающей их среды;
5.Научть управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;
6.Заключительно занятие - результат полугодовалого курса, с отчет о работе детей в видео презентации с фотографиями детей и их успехов;
Воспитательные:
1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.
5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.
Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания изобразительного искусства предусматривает следующие виды занятий:
Программа содержит следующие разделы:
- технические приемы в освоении песочного рисования;
- законы и правила развития моторики;
-рисование насыпным трафаретным способом;
-рисунок посредством слайдов;
- творческий рисунок, создание художественного образа графическими средствами;
- основы пескомании;
- свойства песочных материалов, специальных инструментов;
- приемы работы с различными видами песка, различного цвета песка;
- развить тактильную чувствительности ребенка;
-психология, эмоциональной гармония.
В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.
Программа рассчитана на 1 год обучения и соответствует нормативной документации, регламентирующей образовательный процесс в УДОД Сан Пин 2.4.4.1251-03.
В кружок принимаются дети 4-6,7-12лет. Количество обучаемых в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное, отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость от общения с прекрасным.
В программе предусмотрены диагностические мероприятия, помогающие отследить прохождение программы: диагностика полученных знаний по контрольным вопросам, а отслеживание практических навыков осуществляется наблюдением во время выполнения задания, анализом детских работ.
Ожидаемый результат:
К концу года дети должны знать:
- о песочном рисовании, как о художественной форме в искусстве.
- технические приемы в освоении песочного рисования;
- законы и правила развития моторики;
-уметь рисовать насыпным трафаретным способом;
-создать видео-ролик, посредством слайдов;
- создать серию творческих рисунков, создать художественный образ песочными средствами;
- Знать свойства песочных материалов, специальных инструментов;
- Уметь приемы работы с различными видами песка, различного цвета песка;
- Развить тактильную чувствительности ребенка;
-Уметь психологически снимать гиперактивность, с помощью подручных средств похожего свойства ,как песок для дальнейшей работы в рамках летнего отдыха.
В конце каждой четверти подводятся итоги работы по пройденной теме в виде организации выставки работ.
В течение года предусматривается участие в городских, областных выставках работ декоративно-прикладного творчества.
Участие в ежегодном конкурсе талантов с ограниченными возможностями совместно с центром «Преодоление».
Образовательные:
1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.
2. Систематизировать знаний о песочном рисовании и различных техниках.
3. Выучить понятия пескомания, пескографика ,песочная анимация, анимационный кинометраж.
4. Иметь представление о песочных способах, не только как вид искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных песочных методов и способов рисования.
5. Расширить знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.
6. Научиться видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.
Развивающие:
1.Развить психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления);
2.Развить творческое мышление, художественные способности и мелкой моторики;
3.Развить тактильную чувствительности ребенка;
снижение гиперактивности;
4.После проведения тематических занятий, улучшить восприятия детьми окружающей их среды;
5.Научить управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;
6.Заключительно занятие - результат полугодовалого курса, с отчет о работе детей в видео презентации с фотографиями детей и их успехов;
Воспитательные:
1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.
5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.
Учебно-тематический план
№
Темы
Всего
часов
Учебные часы
Т
К/з
Д
Р
К
1.
Инструктаж по Т.Б
2
2
2.
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета в песочной анимации.
4
1
3
3.
Технические приемы в освоении песочного рисунка.
4
4
4.
Основы композиции в песочной анимации.
6
1
5
5.
Рисование песком. Методы и способы
12
1
7
2
2
6.
Рисование простых геометрических тел, форм с помощью различными способами.
13
1
8
2
2
7.
Рисование насыпным способом, трафаретами
10
1
9
8.
Рисование пальцами , песочным линейным способом.
8
2
4
2
9.
Рисование специальными предметами, песочным линейным способом.
7
1
6
10.
Сюжетная композиция с помощью трафаретов.
10
1
7
2
11.
Цветовая гармония. Рисование цветным песком.
7
1
4
2
12.
Цветовая гармония. Рисование различным песком.
10
1
7
2
13.
Разработка образов будущего мультфильма
8
1
5
2
14.
Работа над сюжетом. Раскадровка
9
1
8
15.
Беседа по вопросам.
Подведение итогов (выставка)
6
2
2
2
Итого
114
100%
11
16%
75
70%
4
2%
14
6.5%
12
5.5%
Содержание программы.
1. Введение в программу. Техника безопасности.
Цель: Познакомить детей с содержанием программы, правилами поведения в т. о. и техникой безопасности. Входная диагностика умений и навыков.
Теория: Содержание программы. Инструктаж по Т.Б.
Практика: Выполнение работы на тему: «Что больше всего нравится рисовать»
Оборудование: Световой стол,песок.
2 .«Характеристика цвета. Три основных свойства цвета в песочной анимации.»
Цель: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами песка. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Теория: Цветоведение
Практика: Рассматривание иллюстраций, работ педагога и детей. Орнамент с основными и составными цветами.
Оборудование: световой стол, песок разного цвета.
3. «Технические приемы в освоении песочного рисунка».
Цель: Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона насыпным способом на световом столе.
Теория: Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа.
Практика: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению тональной песочной растяжки.
Оборудование: световой стол, песок разного цвета.
4. «Основы композиции песочной анимации».
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости», знакомство с форматом, как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Теория: Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции»; знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, которыми предстоит заниматься.
Практика: Изображение персонажа в композиции стола.
Оборудование: световой стол, песок .
5. «Рисование песком. Методы и способы».
Цель: Научиться различным способами и методами рисования песочной анимации, насыпным, линейным способами, насыпать трафареты, поднимать, убирать их.
Теория: Песочная анимация.
Практика: Рисование простых предметов.
Оборудование: световой стол, песок.
6. «Рисование простых геометрических тел, форм с помощью различными способами».
Цель: Беседа о рисовании различными способами, вспоминаем о изученном.Рисуем картинки на различные темы. Начинаем фотоотчет.
Теория: Перспектива, ассиметрия, симметрия..
Практика: Применение песочных линий одного характера для выразительности рисунка.
Оборудование: световой стол, песок,трафареты.
7. «Рисование насыпным способом, трафаретами».
Цель: знакомство с общими закономерностями насыпного способа, умение правильно выполнять задания с трафаретами, убирать самостоятельно в сторону, моторика.
Теория: Колористические цветовые сочетания. Декоративный натюрморт с цветами.
Практика: создание сказочных картинок, с помощью трафаретов.
Оборудование: световой стол, песок, кисти,трафареты.
8. «Рисование пальцами , песочным линейным способом.».
Цель: Развитие умения передавать точные изображения с помощью пальцев рук, особенно проблемные зоны рук моторики.
Теория: Колористическая цельность . Контрасты песка: светло, темно.
Практика: Создание картинок с архитектурными изображениями зданий.
Оборудование: световой стол, песок, кисти.
9. «Рисование специальными предметами, песочным линейным способом».
Цель: Знакомство с понятием «светотень». Разделение тень свет на световом столе, учимся рисовать специальными прелметами ручки,кисти,штампы.
Теория: Передача объемной формы при помощи света и тени пескографии.
Практика: Рисование различных животных.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.
10. «Сюжетная композиция с помощью трафаретов».
Цель: Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера как песочной картины.
Теория: Коллористические сочетания.
Практика: наброски фигур людей и животных с натуры и по воображению.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.
11. «Цветовая гармония. Рисование цветным песком».
Цель: Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветным песком.
Теория: Цветовая гармония.
Практика: Передача материальности. Рисуем пейзаж.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.
12. «Цветовая гармония. Рисование различным песком».
Цель: Беседа о цветовой гармонии ,сочетании цветов.Разрабатываем моторику различным видом песка.
Теория: Колористика.
Практика: композиционные зарисовки натюрморта на тему нового года.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.
13. «Разработка образов будущего мультфильма».
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему, знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным.
Теория: Декоративно-прикладное искусство .Композиция.
Практика: Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина).
Оборудование: : световой стол, песок, специальные предметы.
14. «Работа над сюжетом. Раскадровка».
Цель: Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Продолжение и окончание работы над видео.
Теория: Световой контраст .
Практика: Заканчиваем раскадровку, записываем видео.
Оборудование: : световой стол, песок, специальные предметы.
15. «Беседа по вопросам. Подведение итогов (выставка)».
Цель: Формировать устойчивый интерес к искусству.
Формировать эмоциональную отзывчивость и духовную культуру при рассматривании работ учащихся.
Повести итог года.
Практика: Организация выставки. Рассматривание работ учащихся. Подведение итогов за год.
Беседа по вопросам:
-
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
-
о трехмерном пространстве,
-
о перспективе (линейной и воздушной);
-
о плановости изображения;
-
о точке зрения (горизонт);
-
о создании декоративной композиции.
-
о пропорциях, об основах перспективы;
-
о различных видах песка;
-
об пескографии.
-
Организация просмотра видео .
Условия реализации программы
Кабинет оснащен необходимым инвентарем: столы, палитры, набор красок, (гуашь, акварель), кисти, клей.
Список литературы:
Для педагога
Основная литература:
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств, 2010
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 2007
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 2003
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2002
6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение 2006
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/0-75 авт.-сост. В. Надеждина.-Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение 2007
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб.для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит.искусства»-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2008
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, Учебный рисунок: Учеб.пособие/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. Художеств. Под ред. В. Королёва-М.: Изобраз. искусство, 2006
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века, М.: Педагогика, 2002.
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Дополнительная литература:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
5. Барышников А.П. Перспектива, М.,2004.
Для детей:
-
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 2003 - №1,
-
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 2006
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 2006
-
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 2003
-
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005.
-
Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 2003.
-
Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 2007.
-
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 2008.
-
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 2008.