• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» песочное рисование

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» песочное рисование

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная общеобразовательная программа

дополнительного образования детей

«Графжираф» песочное рисование

Кадышева К.С., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда

Возраст обучающихся -7-14 лет, дети с проблемами здоровья

1 год обучения - 144 часа

Пояснительная записка


Важнейшей задачей кружковой работы по изобразительному искусству является расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном, воспитание умения видеть. Формирование художественного восприятия учащегося и его образного мышления позволит быть компетентным и творчески активным в области дизайна. Данная программа включает в себя не только рисование песком, но и которое направленно на разработку проблемных участков рук, пальцев, моторики, особенно для детей с ДЦП.

Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это в сумме способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

На первых занятиях, будет проведено игровое знакомство с детьми, как для того чтобы наладить с ними контакт, так и для выявления особенностей поведения и характера, каждого ребенка.

Каждое занятие с детьми, обязательно будут начинаться с небольшой развивающей игры (к примеру, пальчиковая гимнастика). Все занятия будут тематическими - темы к занятиям будут придуманы в процессе работы, и предшествующих событий (праздников, времен года и т.д.)

Дети будут обучаться рисованию песком не только в традиционной форме, в такой, как рисование простым песком на стекле с освещением, а так же на обычной поверхности, цветным песком, что даст дополнительный плюс для развития восприятия ребенка. Так же дети будут работать с трафаретами, известными мировыми картинками для развития эстетического развития и восприятия ребенка.

Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости светового стола , подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование песочных навыков и умений.

Четыре основных направления работы:

  • Освоение техники рисования на песке пальцами;

  • Освоение техники рисования на песке палочками ;

  • Освоение насыпного рисования;

  • Практическая работа в общественно-полезном направлении.

Актуальность программы: обусловлена тем, что дети дошкольного и младшего школьного возрастов еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретения ими в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка детей с проблемами здоровья к рисованию, разработке рук ,моторики, обучения навыков для рисования и поступления в образовательные учреждения. Воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности, приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи обучения:

Образовательные:

1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.

2. Систематизация знаний о песочном рисовании и различных техниках.

3. Знакомить с понятиями пескомания, пескографика ,песочная анимация, анимационный кинометраж.

4. Дать представление о песочных способах, не только как вид искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных песочных методов и способов рисования.

5. Расширять знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.

6. Научить видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

Развивающие:


1.Развить психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления);

2.Развить творческое мышление, художественные способности и мелкой моторики;

3.Развить тактильную чувствительности ребенка;

снижение гиперактивности;

4.Проводить тематические занятия, для улучшения восприятия детьми окружающей их среды;

5.Научть управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;

6.Заключительно занятие - результат полугодовалого курса, с отчет о работе детей в видео презентации с фотографиями детей и их успехов;

Воспитательные:

1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.

2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.

5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания изобразительного искусства предусматривает следующие виды занятий:

Программа содержит следующие разделы:
- технические приемы в освоении песочного рисования;
- законы и правила развития моторики;
-рисование насыпным трафаретным способом;
-рисунок посредством слайдов;
- творческий рисунок, создание художественного образа графическими средствами;

- основы пескомании;
- свойства песочных материалов, специальных инструментов;
- приемы работы с различными видами песка, различного цвета песка;

- развить тактильную чувствительности ребенка;

-психология, эмоциональной гармония.

В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.

Программа рассчитана на 1 год обучения и соответствует нормативной документации, регламентирующей образовательный процесс в УДОД Сан Пин 2.4.4.1251-03.

В кружок принимаются дети 4-6,7-12лет. Количество обучаемых в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное, отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость от общения с прекрасным.

В программе предусмотрены диагностические мероприятия, помогающие отследить прохождение программы: диагностика полученных знаний по контрольным вопросам, а отслеживание практических навыков осуществляется наблюдением во время выполнения задания, анализом детских работ.

Ожидаемый результат:

К концу года дети должны знать:

- о песочном рисовании, как о художественной форме в искусстве.

- технические приемы в освоении песочного рисования;
- законы и правила развития моторики;
-уметь рисовать насыпным трафаретным способом;
-создать видео-ролик, посредством слайдов;
- создать серию творческих рисунков, создать художественный образ песочными средствами;

- Знать свойства песочных материалов, специальных инструментов;
- Уметь приемы работы с различными видами песка, различного цвета песка;

- Развить тактильную чувствительности ребенка;

-Уметь психологически снимать гиперактивность, с помощью подручных средств похожего свойства ,как песок для дальнейшей работы в рамках летнего отдыха.

В конце каждой четверти подводятся итоги работы по пройденной теме в виде организации выставки работ.

В течение года предусматривается участие в городских, областных выставках работ декоративно-прикладного творчества.

Участие в ежегодном конкурсе талантов с ограниченными возможностями совместно с центром «Преодоление».

Образовательные:

1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.

2. Систематизировать знаний о песочном рисовании и различных техниках.

3. Выучить понятия пескомания, пескографика ,песочная анимация, анимационный кинометраж.

4. Иметь представление о песочных способах, не только как вид искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных песочных методов и способов рисования.

5. Расширить знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.

6. Научиться видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

Развивающие:


1.Развить психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления);

2.Развить творческое мышление, художественные способности и мелкой моторики;

3.Развить тактильную чувствительности ребенка;

снижение гиперактивности;

4.После проведения тематических занятий, улучшить восприятия детьми окружающей их среды;

5.Научить управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;

6.Заключительно занятие - результат полугодовалого курса, с отчет о работе детей в видео презентации с фотографиями детей и их успехов;

Воспитательные:

1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.

2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.

5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.

Учебно-тематический план



Темы

Всего

часов

Учебные часы

Т

К/з

Д

Р

К

1.

Инструктаж по Т.Б

2

2





2.

Характеристика цвета. Три основных свойства цвета в песочной анимации.

4

1

3




3.

Технические приемы в освоении песочного рисунка.

4


4




4.

Основы композиции в песочной анимации.

6

1

5




5.

Рисование песком. Методы и способы

12

1

7


2

2

6.

Рисование простых геометрических тел, форм с помощью различными способами.

13

1

8


2

2

7.

Рисование насыпным способом, трафаретами

10

1

9




8.

Рисование пальцами , песочным линейным способом.

8



2

4

2

9.

Рисование специальными предметами, песочным линейным способом.

7

1

6




10.

Сюжетная композиция с помощью трафаретов.

10

1

7


2


11.

Цветовая гармония. Рисование цветным песком.

7

1

4



2

12.

Цветовая гармония. Рисование различным песком.

10

1

7


2


13.

Разработка образов будущего мультфильма


8

1

5



2

14.

Работа над сюжетом. Раскадровка

9

1

8




15.

Беседа по вопросам.

Подведение итогов (выставка)

6



2

2

2

Итого

114

100%

11

16%

75

70%

4

2%

14

6.5%

12

5.5%

Содержание программы.


1. Введение в программу. Техника безопасности.

Цель: Познакомить детей с содержанием программы, правилами поведения в т. о. и техникой безопасности. Входная диагностика умений и навыков.

Теория: Содержание программы. Инструктаж по Т.Б.

Практика: Выполнение работы на тему: «Что больше всего нравится рисовать»

Оборудование: Световой стол,песок.

2 .«Характеристика цвета. Три основных свойства цвета в песочной анимации.»

Цель: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами песка. Знакомство с холодными и теплыми цветами.

Теория: Цветоведение

Практика: Рассматривание иллюстраций, работ педагога и детей. Орнамент с основными и составными цветами.

Оборудование: световой стол, песок разного цвета.

3. «Технические приемы в освоении песочного рисунка».

Цель: Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона насыпным способом на световом столе.

Теория: Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа.

Практика: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению тональной песочной растяжки.

Оборудование: световой стол, песок разного цвета.

4. «Основы композиции песочной анимации».

Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости», знакомство с форматом, как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.

Теория: Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции»; знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, которыми предстоит заниматься.

Практика: Изображение персонажа в композиции стола.

Оборудование: световой стол, песок .

5. «Рисование песком. Методы и способы».

Цель: Научиться различным способами и методами рисования песочной анимации, насыпным, линейным способами, насыпать трафареты, поднимать, убирать их.

Теория: Песочная анимация.

Практика: Рисование простых предметов.

Оборудование: световой стол, песок.

6. «Рисование простых геометрических тел, форм с помощью различными способами».

Цель: Беседа о рисовании различными способами, вспоминаем о изученном.Рисуем картинки на различные темы. Начинаем фотоотчет.

Теория: Перспектива, ассиметрия, симметрия..

Практика: Применение песочных линий одного характера для выразительности рисунка.

Оборудование: световой стол, песок,трафареты.

7. «Рисование насыпным способом, трафаретами».

Цель: знакомство с общими закономерностями насыпного способа, умение правильно выполнять задания с трафаретами, убирать самостоятельно в сторону, моторика.

Теория: Колористические цветовые сочетания. Декоративный натюрморт с цветами.

Практика: создание сказочных картинок, с помощью трафаретов.

Оборудование: световой стол, песок, кисти,трафареты.

8. «Рисование пальцами , песочным линейным способом.».

Цель: Развитие умения передавать точные изображения с помощью пальцев рук, особенно проблемные зоны рук моторики.

Теория: Колористическая цельность . Контрасты песка: светло, темно.

Практика: Создание картинок с архитектурными изображениями зданий.

Оборудование: световой стол, песок, кисти.

9. «Рисование специальными предметами, песочным линейным способом».

Цель: Знакомство с понятием «светотень». Разделение тень свет на световом столе, учимся рисовать специальными прелметами ручки,кисти,штампы.

Теория: Передача объемной формы при помощи света и тени пескографии.

Практика: Рисование различных животных.

Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

10. «Сюжетная композиция с помощью трафаретов».

Цель: Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера как песочной картины.

Теория: Коллористические сочетания.

Практика: наброски фигур людей и животных с натуры и по воображению.

Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

11. «Цветовая гармония. Рисование цветным песком».

Цель: Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветным песком.

Теория: Цветовая гармония.

Практика: Передача материальности. Рисуем пейзаж.

Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

12. «Цветовая гармония. Рисование различным песком».

Цель: Беседа о цветовой гармонии ,сочетании цветов.Разрабатываем моторику различным видом песка.

Теория: Колористика.

Практика: композиционные зарисовки натюрморта на тему нового года.

Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

13. «Разработка образов будущего мультфильма».

Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему, знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным.

Теория: Декоративно-прикладное искусство .Композиция.

Практика: Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина).

Оборудование: : световой стол, песок, специальные предметы.

14. «Работа над сюжетом. Раскадровка».

Цель: Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Продолжение и окончание работы над видео.

Теория: Световой контраст .

Практика: Заканчиваем раскадровку, записываем видео.

Оборудование: : световой стол, песок, специальные предметы.

15. «Беседа по вопросам. Подведение итогов (выставка)».

Цель: Формировать устойчивый интерес к искусству.

Формировать эмоциональную отзывчивость и духовную культуру при рассматривании работ учащихся.

Повести итог года.

Практика: Организация выставки. Рассматривание работ учащихся. Подведение итогов за год.

Беседа по вопросам:

  • о развитии пластической идеи в пространственной композиции;

  • о трехмерном пространстве,

  • о перспективе (линейной и воздушной);

  • о плановости изображения;

  • о точке зрения (горизонт);

  • о создании декоративной композиции.

  • о пропорциях, об основах перспективы;

  • о различных видах песка;

  • об пескографии.

  • Организация просмотра видео .

Условия реализации программы



Кабинет оснащен необходимым инвентарем: столы, палитры, набор красок, (гуашь, акварель), кисти, клей.



Список литературы:

Для педагога

Основная литература:

1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, М., 2003

2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств, 2010

3. Ватагин В. Изображение животных. М., 2007

4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 2003

5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2002

6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010

7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение 2006

9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/0-75 авт.-сост. В. Надеждина.-Минск: Харвест, 2010

10. Рисунок. Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение 2007

11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб.для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит.искусства»-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2008

12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, Учебный рисунок: Учеб.пособие/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. Художеств. Под ред. В. Королёва-М.: Изобраз. искусство, 2006

13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века, М.: Педагогика, 2002.

14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006

Дополнительная литература:

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.

4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,

5. Барышников А.П. Перспектива, М.,2004.

Для детей:

  1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 2003 - №1,

  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 2006

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 2006

  4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 2003

  5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005.

  6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 2007.

  8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 2008.

  9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 2008.

© 2010-2022