Рабочая программа по ИЗО 5 класс (по Неменскому)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: учитель ИЗО Билохвост А.Ю.

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. / Сост. Б.М. Неменский.- М. : Просвещение, 2013.

В данной программе предложены разделы изучения курса изобразительного искусства в 5 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам указывается количество годовых и недельных часов.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2015 г.

Председатель методического совета_______________ В.Т. Гречаная

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена методическим объединением учителей,

протокол № ____ от «____» __________ 2015 г.

Руководитель ________________ ___________________________

(подпись) (Ф.И.О.)



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. / Сост. Б.М. Неменский.- М. : Просвещение, 2013.

Цель:

формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 35 часов в год. I четверть - 9 часов, II четверть - 7 часов, III четверть - 10 часов, IV четверть - 9 часов.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Рассказ, беседа, работа с произведениями художников, показ отдельных фрагментов кино.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, выполнения творческих заданий.

МЕТОДЫ:

  • словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные - наблюдение, демонстрация;

  • практические - творческие задания;

  • методы изложения новых знаний;

  • методы повторения, закрепления знаний;

ТИПЫ УРОКА:

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Тематическое планирование по ИЗО для учащихся 5 класса

№ п/п

Тема раздела (блока)

Кол-во часов

Краткое содержание

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1.

Древние корни народного искусства

9

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды

Древние образы в современных народных игрушках.

Знать: солярные знаки. Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства.

Знать: украшения русской избы.

Уметь: выполнять элементы украшений избы

Знать: внутреннее пространство русского дома.

Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом.

Знать: предметы народного быта и их украшение. Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом.

Знать: основное о крестьянской вышивке.

Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце.

Знать: историю русского костюма.

Уметь: эскизы народного праздничного костюма.

Знать: обрядовые действия народного праздника. Уметь: разбираться в обрядовых праздниках.

Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.

Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью.

2.

Связь времен в народном искусстве

7

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Искусство Городца.

Искусство Хохлома.

Искусство Жостова.

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.

Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью.

Знать: историю гжельской керамики.

Уметь: выполнить рисунок посуды и украшение росписью.

Знать: историю городецкой росписи.

Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи.

Знать: историю хохломской росписи.

Уметь: выполнение фрагмента по мотивам росписи.

Знать: историю художественного промысла.

Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи.

Знать: историю промысла.

Уметь: выполнять фрагмент росписи по дереву

3.

Декоративное искусство в современном мире

10

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Одежда говорит о человеке.

Эскиз костюма китайского чиновника.

Эскиз костюма офицера Франции XVII века.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Знать: Примеры декоративного искусства.

Уметь: Разбираться в народных промыслах.

Знать: роль декоративного искусства в жизни людей. Уметь: разбираться в образном строе вещи.

Знать: декоративное искусство Древнего Египта. Уметь: выполнять эскизы украшений.

Знать: основные особенности костюма разных народов.

Уметь: выполнять декоративное панно на тему, «Золушка».

Знать: особенности одежды в Китае.

Уметь: определять отношение к классу по одежде.

Знать: особенности одежды в классовой принадлежности.

Уметь: отличать роль людей в обществе по одежде.

Знать: стиль барокко, его особенности.

Уметь: создавать предметы среды, объединенных одной статистикой.

Знать: историю герба и эмблемы.

Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы.

4.

Декор, человек, общество, время

9

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.


Современное выставочное искусство.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.

Презентация декоративных работ.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён.

Уметь: разбираться в старинных костюмах.

Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства. Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы.

Знать: правила работы с разнообразными материалами.

Уметь: выполнять работу.

Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона. Уметь: выполнять работу.

Знать: роль искусства в жизни современного человека. Уметь: пользоваться изученными техниками

Календарно-тематическое планирование по ИЗО для учащихся 5 класса (35ч)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Тип

урока

Цель

Содержание

деятельности

ЗУН

Методы урока

I четверть (9 ч)

Древние корни народного искусства

1

Древние образы в народном искусстве.

1


Изучение нового материала

Ознакомить с древними образами в народном искусстве, значение солярных знаков.

Беседа о древних образах, народном искусстве.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Выполнение рисунка орнамента с солярными знаками.

Знать: солярные знаки. Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства.

Словесный

2

Декор русской избы.

1


Комбинированный

Ознакомить с особенностями декора жилища, значение отдельных фрагментов.

Беседа о декоре русской избы.

Просмотр подобранных картин, обсуждение.

Выполнение фрагмента декора русской избы.

Знать: украшения русской избы.

Уметь: выполнять элементы украшений избы.

Словесный

3

Внутренний мир русской избы.

1


Комбинированный

Ознакомить с пониманием внутреннего убранства жилища, связь с обрядами и верованиями.

Ответы на вопросы (повторение ранее изученного).

Беседа об убранстве русской избы.

Просмотр демонстрационного материала, обсуждение.

Выполнение подмалевка, применение полученных знаний при работе.

Знать: внутреннее пространство русского дома.

Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом.

Словесный

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1


Комбинированный

Ознакомить с предметами народного быта, их практической значимостью.

Беседа о предметах народного быта.

Просмотр видеофрагмента, демонстрирующего народный быт.

Выполнение аппликации предметов народного быта.

Знать: предметы народного быта и их украшение. Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом.

Словесный

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1


Комбинированный

Ознакомить с орнаментами народного промысла.

Ответы на вопросы (повторение ранее изученного).

Беседа об орнаментах народного промысла.

Просмотр подобранного иллюстрационного материала.

Выполнение эскиза узора вышивки.

Знать: основное о крестьянской вышивке.

Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце.

Словесный и практический

6-7

Народный праздничный костюм

2


Комбинированный

Изучить особенности народного костюма.

Ответы на вопросы (повторение ранее изученного).

Беседа о праздничных костюмах, об истории народного костюма.

Просмотр презентации народных костюмов.

Выполнение эскиза народного костюма мужчины и женщины.

Знать: историю русского костюма.

Уметь: эскизы народного праздничного костюма

Словесный и практический

8

Народные праздничные обряды

1


Комбинированный

Ознакомить с народными обрядами, их значением в жизни человека.

Беседа о праздничных обрядах, повторение темы народного костюма.

Просмотр фрагмента народного праздника, обсуждение.

Знать: обрядовые действия народного праздника. Уметь: разбираться в обрядовых праздниках

Словесный и практический

9

Древние образы в современных народных игрушках

1


Комбинированный

Ознакомить с историей появления игрушек, образами и росписью.

Беседа об истории появления игрушек, образах и росписях.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Выполнение рисунка древней игрушки с росписью.

Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.

Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью.

Словесный и практический

II четверть (7ч)

Связь времён в народном искусстве

10

Древние образы в современных народных игрушках.

1


Комбинированный

Ознакомить с историей появления игрушек, образами и росписью.

Беседа об истории появления игрушек, образах и росписях.

Выполнение теста «Древние корни народного искусства».

Выполнение рисунка древней игрушки с росписью.

Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.

Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью.

Словесный и практический

11-12

Искусство Гжели.

2


Комбинированный

Изучить искусство гжели, правила и особенности оформления работ.

Беседа об искусстве Гжель.

Просмотр демонстрационного материала, обсуждение.

Выполнение рисунка посуды с росписью.

Знать: историю гжельской керамики.

Уметь: выполнить рисунок посуды и украшение росписью.

Словесный и практический

13

Искусство Городца.

1


Комбинированный

Изучить искусство Городца, правила и особенности оформления работ.

Беседа об искусстве Городец.

Просмотр демонстрационного материала, обсуждение.

Выполнение рисунка посуды с росписью.

Знать: историю городецкой росписи.

Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи.

Словесный и практический

14

Искусство Хохлома.

1


комбинированный

Изучить искусство Хохлома, правила и особенности оформления работ.

Беседа об искусстве Хохлома.

Просмотр демонстрационного материала, обсуждение.

Выполнение рисунка росписи.

Знать: историю хохломской росписи.

Уметь: выполнение фрагмента по мотивам росписи.


15

Искусство Жостова.

1


Комбинированный

Изучить искусство Жостова. Правила и особенности оформления работ.

Беседа об искусстве Жостово.

Просмотр демонстрационного материала, обсуждение.

Выполнение рисунка посуды с росписью.

Выполнение теста на повторение изученного.

Знать: историю художественного промысла.

Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи.

Словесный и практический

16

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1


комбинированный

Изучить историю искусства щепа.

Беседа об искусстве Щепа. Правилах росписи по дереву, технике исполнения.

Просмотр демонстрационного материала, обсуждение.

Выполнение рисунка росписи по дереву.

Знать: историю промысла.

Уметь: выполнять фрагмент росписи по дереву.


III четверть (10ч)

Декор - человек, общество, время.

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1


Комбинированный

Изучить роль промыслов в жизни человека.

Беседа о роли промыслов в жизни человека.

Просмотр галереи на тему промыслов. Обсуждение.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Знать: Примеры декоративного искусства.

Уметь: Разбираться в народных промыслах

Словесный

18

Зачем людям украшения.

1


Комбинированный

Ознакомиться с ролью декоративных украшений и декоративного искусства в жизни человека.

Беседа о декоративных украшениях, декоративном искусстве.

Просмотр презентации на тему, обсуждение.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Выполнение эскиза декоративного украшения.

Знать: роль декоративного искусства в жизни людей. Уметь: разбираться в образном строе вещи.

Словесный и практический

19

Декор и положение человека в обществе.

1


Комбинированный

Изучить связь декоративных украшений и положения человека в обществе, уметь выполнить эскиз по мотивам искусства Древнего Египта.

Ответы на вопросы (повторение ранее изученного).

Беседа о положении общества и декоративных украшениях, искусство Древнего Египта.

Выполнение эскиза украшения по мотивам древнего Египта.

Знать: декоративное искусство Древнего Египта. Уметь: выполнять эскизы украшений.

Словесный и практический

20-21

Одежда говорит о человеке.

2


Комбинированный

Изучить роль одежды в жизни человека.

Беседа о костюмах, о значении одежды человека.

Просмотр презентации на тему, обсуждение.

Выполнение декоративного панно на тему «Золушка»

Знать: основные особенности костюма разных народов.

Уметь: выполнять декоративное панно на тему, «Золушка».

Словесный и практический

22

Эскиз костюма китайского чиновника

1


Комбинированный

Ознакомиться с видами костюмов в Китае, их значение в жизни человека.

Беседа об истории костюмов в Китае, отличиях одежды по классовой принадлежности.

Просмотр иллюстраций. Обсуждение.

Выполнение эскиза костюма.

Знать: особенности одежды в Китае.

Уметь: определять отношение к классу по одежде

Словесный и практический

23

Эскиз костюма офицера Франции XVII века

1


Комбинированный

Ознакомиться с видами костюмов во Франции, их значение в жизни человека.

Беседа об истории во Франции, отличиях одежды по классовой принадлежности.

Просмотр иллюстраций. Обсуждение.

Выполнение эскиза костюма.

Знать: особенности одежды в классовой принадлежности.

Уметь: отличать роль людей в обществе по одежде

Словесный и практический

24

Декоративное искусство Западной Европы XVII века.

1


Комбинированный

Ознакомиться с видами ДПИ Западной Европы, знать отличительные особенности.

Беседа о ДПИ в истории Западной Европы XVII века.

Просмотр презентации, иллюстраций, обсуждение.

Просмотр видеофрагмента о ДПИ Европы. Обсуждение.

Знать: стиль барокко, его особенности.

Уметь: создавать предметы среды, объединенных одной статистикой

Словесный и практический

25-26

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

2


Комбинированный

Знать роль и предназначение герба и эмблемы, историю появления.

Беседа о роли и значимости герба и эмблемы в жизни государства. Округа, человека, понимание значимости государственных символов.

Просмотр галереи гербов, обсуждение.

Выполнение эскиза герба своей семьи.

Знать: историю герба и эмблемы.

Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы.

Словесный и практический

IV четверть (9ч)

Декоративное искусство в современном мире.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1


Комбинированный

Изучить связь ДПИ в жизни и культуре человека.

Ответы на впросы (повторение ранее изученного).

Беседа о ДПИ, роль его в жизни человечества.

Просмотр презентации, иллюстраций основных декоративно-прикладных искусств.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён.

Уметь: разбираться в старинных костюмах.

Словесный и практический

28

Современное выставочное искусство.

1


Комбинированный

Ознакомиться с видами современного искусства

Беседа о соверемнном выставочном искусстве.

Просмотр видеофрагмента выставки современного искусства, обсуждение.

Чтение учебника, ответы на вопросы.

Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства. Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы.

Словесный

29-30

Ты сам мастер ДПИ

2


Комбинированный

Изучить виды ДПИ, материалы, техники работы.

Беседа об основных видах ДПИ.

Выбрать вид искусства для работы, подготовка к проекту.

Подготовка теоретического материала, продумывание работы, значимости.

Знать: правила работы с разнообразными материалами.

Уметь: выполнять работу.

Словесный и практический

31-33

Создание декоративной работы в материале.

3


Комбинированный

Выполнить творческую работу.

Практическая часть работы по проекту (выполнение работы).

Подготовка теоретического блока для защиты изготовленного изделия.

Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона. Уметь: выполнять работу.

Словесный и практический

34

Презентация декоративных работ.

1


Комбинированный

Подготовить презентацию творческой работы.

Представление готового изделия (проекта).

Ответы на вопросы, обсуждение.

Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона. Уметь: выполнять работу.

Словесный и практический

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Выставка работ.

1


Обобщающий

Охарактеризовать значимость ДПИ в жизни, быту.

Выполнение теста по изученному за курс 5 класса.

Выставка готовых рисунков, работ. Подведение итогов работы за год.

Знать: роль искусства в жизни современного человека. Уметь: пользоваться изученными техниками

Словесный и практический

Учебно-методический комплекс

Учебная программа


Учебники

Методический материал

Дидактический

материал

Дополнительная

литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // ФГОС. М. : Просвещение, 2012.URL standart.edu.ru/

catalog.aspx?CatalogId=2588

Авторская программа Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. / Сост. Б.М. Неменский. - М. : Просвещение, 2013.

Горяева Н.А. Изобразительное искусство : декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 176 с. : ил.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. неменского.5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. : Просвещение, 2011. - 129 с.

Изобразительное искусство. 5 класс : поурочные планы по программе Б. М. неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 170 с.

Изобразительное искусство. 5-8 классы : управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В. Сластникова., Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 234 с.




© 2010-2022