Статья ИКОНЫ, БЫТОВАВШИЕ У СТАРООБРЯДЦЕВ БУРЯТИИ В XVIII-начале XX вв

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культурология

А.В. Гудина

г. Улан-Удэ

Республика Бурятия



иконЫ, бытовавшие у старообрядЦЕВ БУРЯТИИ в XVIII- начале XX вв.

Статья посвящена православным старообрядческим иконам Бурятии XVIII - начала XX вв. В её основу легли опубликованные работы сибирских исследователей и материалы Национального архива республики Бурятии. Впервые описываются иконы из церквей г. Улан-Удэ.

Среди исследуемых икон особое внимание уделено трем образам, которые, по всей вероятности, принадлежали иконостасу Никольской церкви Этнографического музея народов Забайкалья.

Сделана попытка рассмотреть иконографические, стилистические, композиционные особенности старообрядческих икон. Приведена их классификация по месту изготовления: 1)иконы, выполненные в центральной России. 2)иконы, выполненные в Западной Сибири (в Невьянске). 3) иконы, выполненные в Восточной Сибири (иконы, написанные забайкальскими народными мастерами, в том числе семейскими мастерами и выполненные под влиянием культуры коренного населения, возможно, бурятскими мастерами.

В результате исследования доказано, что старообрядческие иконы Бурятии XVIII- начала XX вв., соответствуя общероссийским тенденциям, характеризуются региональными особенностями.

Ключевые слова: старообрядчество, старообрядческая икона, иконописец, иконопись, народные мастера, мастера декоративно-прикладного искусства, Бурятия.

Key words: icon, iconpainter, iconpainting, folk masters, craftsmen working with wood, Buryatia.

Старообрядчество - совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковные реформы XVII в. [15, с. 1260]. Современный глубокий интерес науки определяется не столько религиозными убеждениями старообрядцев, сколько их необыкновенной способностью бережно хранить и возрождать свою традиционную культуру. Подтверждением тому является признание ЮНЕСКО в 2001 г. этнокультуры семейских (старообрядцев Забайкалья) шедевром мировой культуры, а также целевая республиканская программа Бурятии «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских на 2002-2006 гг.».

Исследованию культуры старообрядцев Забайкалья посвящены труды Ф.Ф. Болонева[2], Г.И. Охрименко[12]. Старообрядческой сибирской иконе посвящены труды Л.И. Велижаниной[4], Ю.П.Алехина и Е.Б.Урлаткина[1]. В Бурятии исследование старообрядческого культового искусства представлено изучением экспонатов из фондов музеев республики и опубликоано в работах Г.В. Брежневой[3], С.Г. Жамбаловой и Н.Б. Жалсараевой [5], Л.П. Ивановой[6]. Внимательное отношение к старообрядческим иконам нашло своё отражение и на выставках в музеях г. Улан-Удэ. В 2007 г. в Художественном музее им. Ц. Сампилова проходила выставка старообрядческих икон «Святыни старины глубокой». В 2007 г. Музеем Истории Бурятии состоялась выставка «Старообрядцы Бурятии», где также были представлены иконы.

Несмотря на высокий интерес ученых и музейных сотрудников, старообрядческие иконы, бытовавшие в конце XVIII - начале ХХ века на территории Забайкальской области (современной Бурятии), до сих пор не были предметом специального исследования.

Следует сразу обратить внимание на то, что живописные старообрядческие иконы можно разделить на две группы: 1) иконы конца XVIII- начала XX вв., написанные согласно сложившимся древнерусским традициям, которые находятся в храмах и частных домах старообрядцев, 2) иконы, написанные иконописцами - старообрядцами.

Целью статьи является исследование живописных старообрядческих икон Бурятии: среда бытования, характерные иконографические и стилистические особенности, классификация икон по месту изготовления.

Старообрядцы прибыли в Бурятию во второй половине XVIII века и расселились в основном в четырех волостях Верхнеудинского округа (Тарбагатайской, Мухоршибирской, Куналейской и Курлукской), составляя 60% от общего числа русских крестьян. По своим религиозным убеждениям старообрядцы делились на поповцев и беспоповцев. Поповцы, а также некоторые беспоповцы, устраивали общественные богослужения. Проводились они в молитвенных домах, часовнях или церквях. Одним из первых был построен дом для свершения треб и молитв в селении Хонхолойском Мухоршибирской волости в 1766 г. Во второй половине XVIII века в Забайкалье у старообрядческого населения в разных селах действовало 1 церковь, 15 часовен, 5 молитвенных домов и несколько молельных с иконостасом в домах богатых людей [2, с. 267-268]. К началу ХХ века в Забайкалье старообрядцами было построено 81культовое здание.

А.М. Селищев, побывавший в селе Мушоршибирь в 1919 г., так описывает молитвенный дом поповцев: «Небольшое помещение разделено на две части. В передней части по бокам помещаются левый и правый ''клыросы''. По середине передней части, поближе к амвону, - аналой, перед которым стоит уставщик. К восточной стене ведет небольшое возвышение, вроде амвона. Стена уставлена иконами старого письма»[16, с. 217].

Согласно документам Национального архива республики Бурятии (НАРБ), старообрядческие церкви и молитвенные дома были оформлены живописными иконами и металлическими крестами и иконами. Так например, согласно описям имущества за 1935-1936 гг., в старообрядческой церкви с. Большой Куналей было 90 деревянных икон разного размера и 10 медных крестов и икон. В молитвенном доме беспоповского прихода с. Б. Куналей записано 15 деревянных икон и 4 медных креста. В молитвенном доме поповского прихода с. Б. Куналей отмечен один крест и 10 деревянных икон[10]. В молитвенном доме села Десятниково Тарбагатаского района - 27 деревянных икон[11].

В настоящее время иконы конца XVIII - начала XX вв. сохранились в старообрядческих церквях г. Улан-Удэ, с. Тарбагатай, с. Бичура, с. Хасурта, кроме этого, исследуя иконы православных храмов г. Улан-Удэ, нами были обнаружены некоторые образы, вероятнее всего, принадлежавшие старообрядцам. Неоднородный источник поступления в православные храмы в конце ХХ - начале XXI вв. предметов культа способствовал тому, что в церквях республики находятся иконы разного письма, в том числе и иконы, написанные старообрядческими мастерами.

Большая часть сюжетов старообрядческих икон, бытующих в Бурятии, воспроизведены в рамках традиций древнерусского письма. Наиболее многочисленны мотивы с изображениями Иисуса (Исуса) Христа («Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный»), образы Богоматери («Покров Пресвятой Богородицы», «Божья Матерь Казанская», «Божья Матерь Одигитрия Смоленская», «Божья Матерь Владимирская».), Николая Чудотворца, Георгия Победоносца («Чудо Георгия о змие»).

В то же время достаточно много изображений святых, которые наиболее характерны именно для старообрядческой среды. Условно их можно поделить на две группы:

1)Иконы, в которых прослеживается идеология и историческая судьба старообрядчества: «Отечество», «Сотворение мира», «Образ Божьего суда», «Распятие (в виде восьмиконечного деревянного креста и «Распятие с предстоящими»), «Огненное восхождение пророка Илии», «Кирик и Улита».

2)иконы, в которых прослеживается апотропейная функция: «Утоли мои печали», «Всех скорбящих радость», «Паисий Великий», «Сказание ким святым каковая благодать исцеления от Бога дана».

Ю.П. Алехин, Е.Б. Урлаткин, анализируя старообрядческие иконы, выделяют ряд иконографических особенностей их написания: «Помимо двуперстия и восьмиконечных крестов-распятий Сибирские старообрядческие иконы отличаются: 1) обилием богословских текстов; 2) обилием растительного орнамента; 3) более тщательной проработкой сюжетов; 4) многослойностью красок; 5) присутствием некоторых персонажей, исключённых из официальной иконографии; 5) более частое использование «ковчега» в иконах»[1, c.17-20].

По мнению Н.Г. Велижаниной, сибирские старообрядческие иконы можно разделить на несколько стилистических групп: 1) иконы, написанные под влиянием строгановской школы; 2) «темновидные» иконы, ориентированные на старые, образы олифа на которых потемнела; 3) иконы, написанные в уральском иконописном центре - Невьянске. 4) семейские иконы - живопись компактно проживающих общин старообрядцев в Забайкалье. [4, с. 199].

В основном, старообрядческие иконы в Бурятию привозили из других регионов России. Старообрядцы, посещая Москву, Иргиз, Калугу и Стародубье с целью приглашения священников в Забайкалье, приобретали там и культовые живописные произведения. Иконы старого письма можно было купить на Преображенском кладбище в Москве. Писали иконы и в мужском монастыре Выго-Лексинской пустыни Олонецкой губернии. Широко была развита старообрядческая иконопись в Сибири. Кроме этого старообрядцами была принята практика приглашать мастеров на место, например, в конце XVIII века старообрядцами с. Большой Куналей Тарбагатайского ведомства и с. Шаралдай Мухоршибирского ведомства, для написания икон в церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и церковь во имя Архангела Михаила, был приглашен фабричный Антон Черных, работник Тельминской казенной суконной фабрики [2, с. 247-248].

Е. П. Петрова в книге «Социокультурная адаптация семейских Забайкалья» обращает внимание на то, что протопоп Аввакум (Петров) «советовал поклоняться только старописанным иконам причем, лишь после того, как никонеане отслужат по ним службу. В отношении новописанных икон он тоже решал вопрос положительно - позволял им поклоняться и приобретать для собственного пользования…»[13, с.43-44].

Вариантом такого взаимодействия культур является икона «Чудо Георгия о змие» XIX в. древлеправославной церкви во имя Святой великомученицы Варвары г. Улан-Удэ (далее церковь Св. Великомученицы Варвары). На золотом фоне иконы, в окружении высоких горок и величественного града Ласия, изображена центральная фигура Георгия Победоносца в золотой кольчуге и красном плаще, восседающего на белом коне. Над поднятой вверх рукой Георгия Победоносца на облаках парит ангел, помогающий воину в благом деле. Своим копьем воин стремительно пронзает пасть чудовищного зверя, находящегося в пропасти горы. В левой части иконы, на фоне города представлена царевна Елисава, направлением рук указывающая на воина. Фигуры людей удлиненные, несмотря на их грациозность, они отличаются материальностью, весомостью форм. С большим мастерством написаны высокая с многочисленными лещадками горка и затейливые шпили и башни города. Линейный ритм складок одежды подчинен узору. На основании перечисленных особенностей письма образ можно отнести к палехской иконописи, для которой характерны мягкие плавные линии, сдержанная, гармоничная, красочная гамма с использованием золотисто-охристых, голубовато-фисташковых, малиновых и вишнево-красных тонов. Палехскую живопись отличает орнаментальность, узорные горки и деревья, изящные силуэты зверей. Палехская икона сформировалась под влиянием суздальской и московской иконописных школ, поэтому они могут иметь общие черты.

По мнению С.С. Коняевой, иконы конца XIX - начала XX вв. иконостаса старообрядческой Никольской церкви Этнографического музея народов Забайкалья можно отнести к московской школе иконописи [8, с. 67]. Иконостас представляет собой усечённую кверху пирамиду, разделённую на шесть ярусных чинов с 43 иконами, без царских врат. Иконостас заполнен 32 иконами.

По крайней мере, ещё три образа подобной иконописи находятся в православных храмах г. Улан-Удэ, в том числе две иконы похожие между собой по стилистическому написанию и размеру: это «Успенье Божией Матери» в Троицкой церкви и «Троица» в церкви во имя «Вознесения Господня». Вероятнее всего, иконы находились в одном иконостасе: обе двухчастные, арочной формы. Фигуры святых на иконах вытянутые, лики смуглые. Преобладают красные, розовые, голубые цвета. На иконе «Успенье Божией Матери» в нижней части изображены чудотворцы - бессеребренники Козьма и Домиан. Направление лика и фигур святых предполагает расположение иконы в левой части иконостаса. В нижней части иконы «Троица» представлены святые - равноапостольный царь Константин и царица Елена. Лики и поворот фигур святых свидетельствуют о том, что икона находилась в правой части иконостаса.

Опираясь на размер икон, их форму, сюжетную композицию, цветовое решение и манеру письма, возможно предположить, что эти иконы располагались в местном ряде иконостаса старообрядческой Никольской церкви Этнографического музея народов Забайкалья. О том, что иконы могли принадлежать именно этому иконостасу, свидетельствуют незаполненные гнезда местного ряда, которые закрыты тонированным деревянным полотном, а также список икон требующих поиска оставленный художниками - реставраторами В.В Корешковым и Ю.Н. Николаевым из ВХРНЦ ИМ. Грабаря (Москва), сделанный в 1977 г. В списке приводится икона «Успенье Богородицы» двухчастная, арочной формы, размером 71х178.[5, с.380]

В церкви во имя «Вознесения Господня» г. Улан-Удэ находится икона, с изображением князя Давида, преподобного Феодора и князя Константина. Фигура Феодора, находящаяся в центре, в два с половиной раза выше других изображений. Подобные образы относились к семейным патрональным иконам. По своим размерам (приблизительно 70 х 89) она могла располагаться в иконостасе Никольской церкви, в чине с центральной иконой «Тайная вечеря». Хотелось бы, чтобы данные иконы были исследованы сотрудниками музея и, в случае их принадлежности к иконостасу Никольской церкви, вернулись на своё достойное место.

Среди старообрядческих икон, бытующих в Бурятии, выделяются образы, написанные в иконописном центре Невьянске. Невьянские иконы полихромны, прописаны золотой инакопью или покрыты растительным орнаментом. В дорогих иконах широко используется золото. Характерным примером может быть икона Божией Матери «Одигитрии» конца XVIII - начала XIX вв. Одигитриевского собора г. Улан-Удэ. Композиция иконы состоит из средника и клейм, симметрично расположенных на её полях. Основную часть иконы составляет полуфигурное изображение Богоматери с младенцем на левой руке. Голова Марии слегка повёрнута в сторону сына, лик Христа обращён к зрителю. Левая рука младенца со свитком опущена на колено, правой рукой, простёртой перед грудью Марии, он благословляет.

На левом и правом полях иконы расположены клейма с изображением девяти святых. На левом поле расположены: Иоанн Креститель, Святой Николай Мирликийский, неизвестный апостол, преподобный и святая. На правом поле находятся: пророк Захария, преподобный Архип, Роман Сладкопевец, святитель Иоанн, Кирик и Улита. Применение в композиции клейм с образами святых позволяет отнести ее к так называемым семейным патрональным иконам.

Ещё одна икона Божией Матери «Одигитрии» состоящая только из средника с изображением Богородицы и младенца находится в церкви Св. Великомученицы Варвары г. Улан-Удэ. Иконография и манера письма этих двух икон совпадают, в том числе жесткий рисунок личного письма Богородицы: резко очерченные нос и рот, глаза с тяжелыми нижними веками, изогнутые брови, одеяние младенца красно-синего цвета и яркие сочные цвета. Перечисленные особенности этих икон характерны для невьянских образов Одигитрии Смоленской [12, c.14,16.]. Орнамент на мафории Богородицы также встречается в письме невьянских мастеров, в том числе на иконе «Божья Матерь Троеручица» [12, c.79.]

К невьянской иконописи можно отнести икону XVIII в. «Иоанн Креститель» с 14 клеймами Одигитриевского собора г. Улан-Удэ. Икона написана на золотом фоне с обилием растительного орнамента. Поясное изображение святого представляет нам длинноволосого зрелого мужа в одежде из верблюжьего волоса (милоте). Лик пророка, выполненный в три четверти, выражает глубокую печаль, безудержной скорбью полны его глаза. Правой рукой Иоанн Креститель указывает на чашу с младенцем, которая вместе со свитком находится в его левой руке. Узкое лицо и тонкие запястья пророка как ничто более, подчёркивают аскетический образ жизни святого. Иоанн Предтеча окружен 14 клеймами с фигурами святых и надписями, указывающими на их «специализацию»: 1) О изучении иконного письма стону апостолу Иоанну Богослову, 2) аще не возненавидел муж свою жену преподобному Гурию, 3) о том же стону мученику Самсону, 4) о том же стону мученику Аввину, 5) о сохранении здравия младенца великомученику Никите, 6) о просвещении разума к обучению грамоте …, 7) о том же стону Домиану, 8) о конского …стону мученику Флору, 9) о том же стону мученику Лавру, 10) о исцелении отрекавшихся от жизни мученице Фотинии Самариняне,11) о избавлении от муки умерших не покаявшихся преподобному Паисию Великому, 12) о сохранении скота Федору Тихону, 13) о том же стону великомученику Георгию, 14) о обретении краденых вещей и бежавших рабов мученику Иоанну - воину.

Пантеон святых, изображенных на иконе, наиболее характерно подчеркивает бытовую сторону жизни старообрядцев.

Особую группу старообрядческой иконописи представляют собой иконы народного письма. Небольшой размер большинства произведений позволяет отнести их к группе домовых икон. Наиболее полно народные старообрядческие иконы представлены в иконостасе церкви Св. Великомученицы Варвары г. Улан-Удэ. В иконостасе, включая царские врата, находится 32 иконы, из них 12 икон - XIX- начала XX вв., а именно в деисусном чине представлены «Божья Матерь Боголюбская», «Господь Вседержитель», «Иоанн Предтеча». Поясное изображение «Божией Матери Боголюбской» является наиболее редкой иконографией Богородицы, где она представлена без младенца, с акафистом в левой руке. Особенностью является также изображение Богородицы в белом мафории. Традиционно мафорий Божией Матери выполняется темно-красных оттенков. Одинаковая манера письма и единая колоритная гамма этих трех икон свидетельствует о том, что первоначально иконы входили в состав одного иконостаса.

В праздничный чин иконостаса включены иконы: «Образ Божией Матери всех скорбящих радость», «Распятие с предстоящими», «Благовещение», «Тайная вечеря». Особое внимание привлекает центральный образ «Распятие с предстоящими», состоящий из восьмиконечного металлического креста, врезанного в деревянную основу иконы и живописной части, включающей образы предстоящих святых, изображенных в нижней части иконы, а также расположенные в верхних углах иконы клейма с сюжетами «Снятие с креста» и «Успенье Божией Матери».

Слева от распятия находится образ Божией Матери «Всех Скорбящих радость», представляющий собой многофигурную композицию, состоящую из центральной фигуры Богородицы, написанной во весь рост, ангелов, совершающих благодеяния от имени Богородицы и людей, обуреваемых недугами и скорбями. Характерными элементами, позволяющими отнести икону к старообрядческой живописи, являются благославляющий двумя перстами, обеими руками Иисус (Исус) Христос, изображенный вверху в облаках, образы солнца и луны в углах средника и фланкирующие надписи: «Вси молящи да бути надежне», «Вси иже от гонений и в заточение», «Нагим одеяние, больным исцеление», «Хромым хождение подаже».

В состав местного чина иконостаса входят такие образы как «Святой Николай чудотворец», «Сказания им святым каковая благодать исцеления от Бога дана», Божья Матерь Казанская», «Архангел Михаил воевода», «Божья Матерь Феодоровская». Среди икон этого чина выделяется два образа: «Святой Николай Чудотворец» и «Архангел Михаил Воевода». Отличительной особенностью образа «Архангел Михаил Воевода» является яркая цветовая гамма, плоскостное решение композиции и обилие религиозных текстов, которые заполняют фон и поля иконы.

На иконе «Святой Николай Чудотворец» все свободное пространство и облачение святого заполнено тонким, ажурным, растительным орнаментом. Такое декоративное оформление дает возможность предположить изготовление иконы семейским народным мастером.

Несмотря на то, что иконы выполнены разными мастерами и имеют стилистические отличия, в сочетании с современными образами они представляют собой единый комплекс, играющий важную роль в культово-обрядовой жизни старообрядца.

К иконам народного письма следует отнести семейские иконы - живопись компактно проживающих общин старообрядцев Бурятии. Высокий спрос на христианские образы и отсутствие развитого рынка старообрядческих икон способствует развитию иконописи у семейских. Доморощенные иконописцы, беря за образец центральные образы, представленные на профессиональной иконе, смело вплетают в пространство иконы цветочные узоры семейской повседневности, в течение долгого времени рисовавшиеся на предметах домашнего быта. В иконах, написанных народными семейскими мастерами, фольклорные представления часто выражаются в декоративной красоте, праздничности, яркости локальных красочных сочетаний. Узоры на одеждах святых схожи с растительными орнаментами предметов народного быта. Например, на иконе Николая Чудотворца XIX в. музея истории Бурятии г. Улан-Удэ (инв. № НМБ ОФ 20.02). Строгий охристо-коричневый колорит лика придает образу одухотворенность и аскетизм, контрастно подчёркнутый щедрыми «куделями». Святитель изображен в красной мантии и синем мафории, которые разрисованы ярким узором, состоящим из красных, синих, белых цветов, написанных свободной кистевой росписью. Наличие орнамента на иконе неслучайно, о необыкновенном пристрастии староверов к узорочью говорят домовые росписи (на опечках, дверях, потолках и полах) и росписи на многих предметах домашнего обихода (на мебели, на прялках, на посуде). Г.И. Охрименко обратила внимание на то, что росписи местных мастеров тяготели к изображению сибирской растительности, в которой присутствуют маки, тюльпановидные подснежники, ромашки, жарки, лилии или «масленки», саранки, незабудки и алые цветы шиповника. Эти росписи принадлежали пришлым мастерам, работающим по найму, ссыльным поселенцам и мастерам - профессионалам из среды семейских, среди которых были и «богомазы», например, иконописцы из Большого Куналея[13, с.151]. В статье «Народное искусство семейских Забайкалья XIX - XX вв.» Г.И. Ильина - Охрименко отметила ряд иконописцев в большом Куналее - Сазонов, в Никольском - богомаз Спиридон Кузьмич Ерофеев, в Бичуре - дед Михаил, в Осокино-Ключах - «Касиян»[7, С. 46].

Среди народных икон, бытующих в церквях г. Улан-Удэ, довольно часто встречаются композиции с изображением трех ипостасей Божиих в таких иконографиях как «Троица Новозаветная» и «Отечество», на которых Бог-отец представлен седовласым старцем, а Святой Дух - голубем. Подобные изображения были запрещены Большим Московским Собором в 1667 г. и указом Петра I в 1722 г., несмотря на это, они продолжали существовать и в более позднее время. В православных храмах изображения святых в таких композициях приобретают светский характер с восприятием воздушной и линейной перспективы, тогда как в старообрядческих иконах сохраняется плоскостное, символическое изображение святых.

Одним из вариантов такого изображения является икона «Образ триипостасей Божиих» (иконография относится к типу «Отечество») Одигитриевского собора г. Улан-Удэ. Сюжетная композиция Святой Троицы представляет собой образ Бога-отца, на коленях которого сидит младенец Иисус Христос, и голубь между ними.

С одной стороны, образ можно отнести к старообрядческой народной иконе потому, что дано символическое плоскостное изображение святых, Бог-отец и Бог-сын двуперстно благословляют двумя руками, на нимбах Бога отца и Святого духа (в виде голубя) есть красный и синий ромбы. На полях иконы даны клейма с изображением святых без надписей: в правой части - неизвестны святитель, в левой - Кирик и Улита.

С другой стороны, колорит иконы и ее декоративное оформление не традиционны для народной сибирской иконописи: белое облачение Бога Отца, подчеркнутое ярко-желтыми цветовыми пятнами, контрастно выделяется на синем небе, усеянном желтыми декоративными звездами, а расположенные по краям средника иконы облака выполнены в традиционном бурятском стиле. У Бога отца монголоидные черты лица. Учитывая эти элементы, можно предположить написание иконы бурятским мастером. Вероятность такого взаимодействия отмечает Г. И. Охрименко: «Бурятские мастера быстро освоили русскую строительную технику, манеру русских росписей и резную орнаментацию… Высокий профессионализм мастеров дацанской росписи позволил им создавать изящные композиции на русский манер…»[13, с. 151].

В процессе изучения культовых произведений нами было выявлено бытование в православных храмах г.Улан-Удэ икон, выполненных старообрядцами, а также икон, которые первоначально находились в старообрядческих храмах, в том числе три образа из иконостаса Никольской церкви Этнографического музея народов Забайкалья. Наибольшее количество старообрядческих икон находится в древлеправославной церкви Святой Великомученницы Варвары г. Улан-Удэ.

На основании рассмотренного материала возможен вывод о существовании в Бурятии нескольких типов икон: 1) иконы, выполненные в центральной России; 2)иконы, выполненные в Западной Сибири (в Невьянске). 3) иконы, выполненные в Восточной Сибири (в Забайкалье)

По форме изготовления основы для живописи эти иконы можно разделить на три группы:1) иконы, выполненные на прямоугольных основах, 2) деревянные кресты распятия, 3)комбинированные комплексы, соединяющие элементы живописи и металлической пластики.

К распространенным образам относятся изображения «Божией Матери Споручницы грешных», «Николая Чудотворца», «Паисия Великого», «Чудо Георгия о змии», «Отечество», «Сказание ким святым каковая благодать исцеления от Бога даны».

В заключение отметим бытование в Бурятии нескольких типов старообрядческих народных икон: 1)иконы, созданные профессиональными иконописцами, в которых иконография и цветовое решение упрощены; 2)иконы, написанные яркими, локальными цветами с обилием растительного орнамента и богословских текстов, выполненные мастерами декоративно-прикладного творчества; 3)иконы, написанные семейскими мастерами; 4)иконы, выполненные под влиянием культуры коренного населения, возможно, бурятскими мастерами.

Таким образом, старообрядческие иконы Бурятии XVIII - начала XX вв., соответствуя общероссийским тенденциям, характеризуются региональными особенностями.

Литература

1. Алехин Ю.П., Урлаткин Е.Б. Сибирское старообрядческое иконотворчество (вторая пол. XVII - нач. XX в.) //Сибирь в панораме тысячелетий: Материалы междунар. cимпозиума. Т.2. - Новосибирск: 1998. 17-20 с.

2. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII -XX вв. Улан-Удэ: из-во БНЦ СО РАН, 2009. 340 с.

3. Брежнева Г.В. История формирования коллекции православной живописи в фондах этнографического музея народов Забайкалья//История и культура Восточной Сибири: гуманитарные исследования. Улан-Удэ: ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская гос. Академия культуры и искусств», 2007. 162-165 с.

4. Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири.// Сибирская икона. Омск: Иртыш-92, 1999. 194-200 с.

5. Жамбалова С.Г., Жалсараева Н.Б. О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции этнографического музея народов Забайкалья //Старообрядчество: истории и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ: Из-во БНЦ СО РАН, 2001. 379-381 с.

6. Иванова Л.П. Иконографическая коллекция в фондах Этнографического музея народов Забайкалья// Музеи республики Бурятии. Основные направления и перспективы исследования. Улан-Удэ: Из-во БНЦ СО РАН, 2000. 154-158 с.

7. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья (XIX - XX вв.) История и культура семейских Забайкалья. Хрестоматия ч.2, Улан-Удэ: из-во «Белиг», 2007. 32-70 с.

8. Коняева С.С. Атрибуция алтарных икон Никольской церкви музея этнографии народов Забайкалья: материалы региональной научно-практической конференции «»Кирилло-Мефодиевские чтения» Улан-Удэ: Издательско-полиграфическтий комплекс ВСГАКИ, 2003. 64-70 с.

9. Мотицкий В.П. Старообрядчество Забайкалья: Прошлое и насоящее. Улан-Удэ: Бурятское книжное из-во, 1976. 80 с.

10. НАРБ Ф. р. 248., оп. 3., д. 147., Л.11-14.

11. НАРБ Ф. р. 248., оп. 3., д. 183. л.12.

12. Невьянская икона. Еатеринбург: из-во УГУ, 1997. 248 с.

13. Охрименко Г.И.: Народные росписи семейских: история современности: материалы IV международной конференции «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» Владивосток: 2004. 147-153с.

14. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. Улан-Удэ: Из-во БНЦ СО РАН, 1999. 128 с.

15. Популярный энциклопедический словарь М.: Научное из-во «Большая российская энциклопедия», 1999. 1583 с.

16. Селищев А.П. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: 1920. //История и культура семейских Забайкалья. Хрестоматия ч.1, Улан-Удэ: из-во «Белиг», 2005. 201-253 с.

16


© 2010-2022