ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ИСКУССТВО И ПРАВОСЛАВИЕ»

Программа детского объединения «Искусство и православие»  предназначена для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православия, художественной культуры.             Программа реализуется в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие». Вся работа объединения осуществляется в нескольких направлениях: изучение и получение литературоведческих знаний, отечественных  православных обычаев и традиций  духовно -  нравственного  воспитания  детей, выявление творческих и художественных способностей детей; привитие интереса к искусству и культуре родного края; эстетическое воспитание. Новизна данной общеобразовательной программы детского объединения «Искусство и православие» заключается в том, что, во-первых, она реализует  появившийся огромный интерес педагогов, учащихся, родителей к религиозно – познавательному содержанию действительности. Во-вторых, в программе  реализуется требование сегодняшней системы непрерывного  образования и воспитания, где  основным должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражд... Актуальность программы детского объединения «Искусство и православие» в том, что она решает ряд негативных проблем и борется с явлениями, связанных с пропагандой насилия и распространением информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающе... Педагогическая целесообразность программы детского объединения «Искусство и православие» заключается в том, что синтезирует и  аккумулирует в себе разносторонние знания, умения и навыки учащихся в области духовно-нравственного воспитания, толерантного отношения к людям, сохранению семейных и  национальных традиций.             Цель: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости к явлениям жизни и творческой активности учащихся, приобщение к русским культурным традициям православия. Задачи: Детское объединение ставит своими задачами – развить образное мышление, художественный вкус, приобщать к пониманию искусства и православия в органическом единстве:
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


«ИСКУССТВО И ПРАВОСЛАВИЕ»


Продолжительность освоения программы - 1 год

Возрастной диапазон начала освоения программы - 11-14 лет

Уровень усвоения - общекультурный

Форма организации образовательного процесса - групповая

Вид программы - авторская

Направленность - художественно-эстетическая

Автор-составитель - педагог доп.образования Губарь Г.А.




ст.Ленинградская

2011 г.



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа детского объединения «Искусство и православие» предназначена для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православия, художественной культуры.

Программа реализуется в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие». Вся работа объединения осуществляется в нескольких направлениях: изучение и получение литературоведческих знаний, отечественных православных обычаев и традиций духовно - нравственного воспитания детей, выявление творческих и художественных способностей детей; привитие интереса к искусству и культуре родного края; эстетическое воспитание.

Новизна данной общеобразовательной программы детского объединения «Искусство и православие» заключается в том, что, во-первых, она реализует появившийся огромный интерес педагогов, учащихся, родителей к религиозно - познавательному содержанию действительности. Во-вторых, в программе реализуется требование сегодняшней системы непрерывного образования и воспитания, где основным должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Их особо следует выделить, так как они определяют успешность функционирования школьников в будущих условиях жизнедеятельности. В-третьих, осуществление целей и задач программы дополнено сочетанием различных естественнонаучных методов: наблюдение, проектирование, эксперимент, моделирование. Новизной программы является и то, что впервые в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие» углублены воспитательные задачи по развитию способностей учащихся, их воображения, фантазии и самостоятельности в области искусства и православных основ, что формирует семейные ориентиры и ценности. Все это не только укрепляет семью, но и сохраняет традиции и культуры Отечества. Реализация программы приводит к успешному формированию потребности школьника в творческом участии в жизни семьи, школы, социума, в конечном итоге - в жизни России.

Актуальность программы детского объединения «Искусство и православие» в том, что она решает ряд негативных проблем и борется с явлениями, связанных с пропагандой насилия и распространением информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса.

Педагогическая целесообразность программы детского объединения «Искусство и православие» заключается в том, что синтезирует и аккумулирует в себе разносторонние знания, умения и навыки учащихся в области духовно-нравственного воспитания, толерантного отношения к людям, сохранению семейных и национальных традиций.

Цель: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости к явлениям жизни и творческой активности учащихся, приобщение к русским культурным традициям православия.

Задачи:

Детское объединение ставит своими задачами - развить образное мышление, художественный вкус, приобщать к пониманию искусства и православия в органическом единстве:

Обучающая (конкретная на данном занятии) , актуализация имеющихся знаний по темам; приобретение практических умений, выявление проблематики, отработка навыков обоснования собственной точки зрения, приобретение новых знаний, мировоззренческая);

Развивающая (развитие логики, гибкости, системности мышления, формирование ориентации на духовно-нравственные ценности российской литературы и культуры);

Воспитывающая (воспитание толерантности и ответственности, приобщение к ценностям художественной культуры и литературы, православия, воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине).

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Искусство и православие» 11-14 лет. Принимаются все желающие.

Срок реализации дополнительной образовательной программы «Искусство и православие»-1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. По окончании обучения руководитель контролирует знания, умения и навыки учащихся.

В реализации программы приоритетными являются занятия на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Формы проведения занятий разнообразны (групповые, индивидуальные, коллективные):

  • лекция

  • беседа;

  • чтение;

  • слушание;

  • сочинение

  • защита проектов,

  • интерпретация собственных событий и историй, их обсуждение;

  • игры;

  • экскурсии

Интегрированность обучения проявляется в большей степени в аудиторных занятиях, личностно-ориентированный подход позволяет раскрыть особенности и дарования воспитанников.

Ожидаемый результат

По окончании обучения в д/о «Искусство и православие» учащиеся должны

Знать:

  • основные понятия по искусству и культуре, православию;

  • как самостоятельно изучать статьи;

  • как работать со словарями; в библиотеке;

  • как редактировать литературные материалы;

Уметь:

  • анализировать литературное произведение;

  • составить викторину, кроссворд;

  • участвовать в диспутах, логично выражать свои мысли;

  • подготовить материалы для радиопередачи;

  • выпустить стенгазету или литературный листок;

  • получить навыки составления интеллектуальной игры.

В процессе работы педагог в течение года отслеживает результаты достижений учащихся посредством начального контроля (сентябрь), текущего контроля, промежуточного и итогового в форме мониторингов, анкет, опросов, оценок и самооценок. В диагностических картах отражается личный рост ребенка.

Критериями оценки деятельности учеников являются:

  • развитие воображения;

  • овладение техникой речи;

  • использование осознанных ассоциаций;

  • нестандартные приемы и решения


Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, описание) какого-либо предмета искусства.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания.

Разработка и проведение конкурса «Мультимедиа».

Составление программы кон­церта, конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Искусство и православие».

Форма и виды контроля


Сроки контроля

Вид контроля

Объект контроля

Форма контроля

Необходимый инструментарий

сентябрь

входящий

тест

декабрь

текущий

тест

март

текущий

тест

май

итоговый

тест

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Всего

часов

Теоретич.

час.

Практич

час.

1

Вводное занятие

2

2


2

«В твоём сердце живёт добро».

60

20

40

3

«Мы и сотворённый мир вокруг нас».

80

30

50

4

Итоговое занятие

2


2


Итого

144

52

92

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)

Определение целей и задач работы. Содержание курса, специфика, порядок работы объединения.

Тема 2. «В твоём сердце живёт добро». (60 ч.)

Теория

Основные этапы истории становления и развития искусства как вида деятельности. Православие и его современное состояние. Направления и стили, жанровое разнообразие в искусстве. Изучение специальной терминологии. Отдельные жанры искусства: сказка, новелла, рассказ. Основные технические приемы создания произведений искусства. Области применения знаний и умений Углубленное изучение внепрограммных произведений искусства и православной детской литературы. Выдающиеся деятели искусства прошлого и настоящего.

Практика

Работа со словарями синонимов, эпитетов, иностранных слов, фразеологическим словарем. Изучить стилистику произведений искусства и православной детской литературы. Прослушивание и обсуждение аудиозаписей чтения мастеров художественного слова, музыки, изучение живописи, иллюстраций к произведениям. Знакомство с основами, принципами искусства и православной детской литературы. Литературоведческий анализ детской литературы. Интересные факты из истории литературы и искусства.

Проблема художественного перевода («Слово о полку Игореве», Жуковский, Майков, Заболоцкий, Мей) Микропоэтические детали литературного повествования: одоризм. Цветопись, звукопись в произведениях М.Шолохова. Красота природы и музыкальность стихов С.Есенина Фольклор и православие. Литература и телевидение, кино. Синтез искусств.

Индивидуальная деятельность по обзору книжных новинок, статей литературных журналов и газет. Знакомство с серией «Жизнь замечательных людей». Составление сценариев, викторин, кроссвордов. Выпуск тематических стенгазет. Художественное иллюстрирование произведений литературы.

Тема 3. «Мы и сотворённый мир вокруг нас». (80 ч.)

Теория

Литературная учеба. Написание статей, докладов, подготовка материалов для радиопередач, заметок об искусстве. Прослушивание докладов и творческих работ, выступление содокладчиков. Обмен мнениями. Проведение диспутов. Просмотр и обсуждение телепередач, видеоматериалов. Встречи с людьми интересных профессий, работниками искусства, культуры и образования, телевидения. Литературные игры, викторины.

Практика

Знакомство с разным материалом (, жанровым, стилистическим и т. д.); Создать художественные произведения различных жанров (стихи, очерки, новеллы, рассказы, рисунки и др.)

Освоение технологического процесса синтеза искусства и православия на уровне произведений искусства.

Выполнить специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения в виде тестов по теме «Виды искусств»;

Подготовить и презентовать «продукты» самостоятельной и совместной с педагогом деятельности учащихся (сочинений, рисунков и т. подготовка материалов к публикации в местной печати.

Работа со справочной литературой в школьной и районной библиотеках.

Посещение выставок в музеях.

Изучить культурные центры Ленинградского района (музыкальная школа, художественная школа и т.д.)

Поиск учащимися интересных материалов, связанных с искусством и православной детской литературой, историей, культурой ст.Ленинградской. сбор материалов по различным темам («Казаки», «Быт», «Наше прошлое»)

Участие школьников в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, мероприятий Детско-юношеского центра и других («День знаний», «День Учителя», «Новый год», «8 Марта», «День защитника Отечества», «9 Мая» и т.д.)

Тема 4. Итоговое занятие (2 ч.)

Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями о проделанной работе. Выводы и пожелания учащимся. Анализ программы

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Исходя из специфики программного материала, необходимо оговорить условия её успешного освоения. Этому способствует использование различных методических технологий:

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. ( Игровые технологии)

  2. Проблемное обучение

  3. Технологии уровневой дифференциации

Методами реализации программы являются:

  1. Объяснительно-иллюстративные

  2. Саморазвивающее обучение

  3. Объяснительно-иллюстративные с элементами проектирования

  4. Объяснительно-иллюстративные + творческие.

  5. Диалогические

  6. Информационные + операционные (ЗУН + СУД), диалогические + программированное обучение

Немаловажным является:

  • создание и наличие материально-технической базы;

  • оборудованного кабинета для занятий,

  • ТСО (ПК, магнитофона, аудиозаписей, видеомагнитофона, видеозаписей, комплекты грамзаписей, видеофильмов по литературе, искусству и культуре),

  • наглядных пособий, дидактического материала и раздаточного материала,

  • методических пособий, дидактических разработок,

  • периодической печати (газеты, журналы)


Методическое обеспечение занятий

Назва-

ние методи-

ческого материала

Форма методичес-

кого материала

Раздел и тема программы

Содержание материала



Целевое назначение материала

Методика приме-

нения материала

«В твоём сердце живёт добро

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы


раздаточный материал



наглядные пособия, дидактиче-

ский материал



Грамзаписи










Видеофильмы








Электронная энциклопедия



карточки,

MULTIMEDIA


«В твоём сердце живёт добро».

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры .

Литература. Переводы («Слово о полку Игореве», Жуковский, Майков, Заболоцкий, Мей).


Живопись. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).


Музыка. Музыкальный фольклор. Духовная музыка. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.).

Экранные искусства, театр. Жития святых.

ДОБРОЕ КИНО.

Архитектура. Соборная площадь Московского Кремля

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Наглядные пособия с видами артефактов культуры, раздаточный материал.

Аудиозаписи, грамзаписи дают возможность прослушать произведения в исполнении мастеров слова.

Мультимедиа презентации помогают зрительному восприятию материала

Плакат-схема визуально дает учащимся представление об изображении нот в древности.

Видеофильм дает возможность воздействовать на психологию ребенка

Мультимедиа дает общее представление

по проблеме изучения

При изучении нового материала используется наглядное пособие.

Комплекты иллюстраций по литературе позволяют расширить знания о жанрах

Комплекты иллюстраций по ИЗО позволяют расширить знания о жанрах

Для закрепления материала используется

карточки-тесты


Работа с видеопродукцией позволяет разнообразить

методы подачи материала

Электронные книги позволяют расширить кругозор ребенка в работе с ИКТ

«Мы и сотворённый мир

вокруг нас».

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы


Раздаточный материал

Мультимедиа по личным фотографиям

Книги о хуожниках


наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Карточки индивидуаль

ного опроса



Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы


«Мы и сотворённый мир

вокруг нас».

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры.

Архитектура. Храм станицы Уманской - Ленинградской

Храмы города Краснодара и Краснодарского края.

Живопись. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).

Фотографии. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Живопись. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.

Иконопись. Икона «Владимир­ской Богоматери», «Троица»

Живопись «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.).

Литература. Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. «Жития святых». ДОБРОЕ КИНО.


Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э.

Духовная музыка. «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.).

Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев)

Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь)


Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Наглядные пособия с видами артефактов культуры, раздаточный материал.

Мультимедиа дает трехмерное представление о зданиях

Раздаточный материал: книги с иллюстрация

ми

Раздаточный материал: фотографии

Фотогалерея

Книги о художниках




Видеофильм дает возможность воздействовать на психологию ребенка

Аудиозаписи, грамзаписи дают возможность прослушать произведения в исполнении мастеров русского и зарубежного музыкального искусства



Аудиозаписи, грамзаписи дают возможность прослушать произведения в исполнении мастеров слова

При изучении нового материала используется наглядное пособие

Используется при работе с терминологи-

ей

Анализ художественного произведения

Характеристики архитектуры

Сравнительные характеристики стихов и ИЗО

Обсуждение материала, иллюстрирование, создание рисунков по теме

Изучение нового материала


Используется для дискуссии


Используются в познавательных и воспитательных целях





Позволяют провести сравнительную характеристику



Электронные книги позволяют расширить кругозор ребенка в работе с ИКТ

Успешному освоению программы и формированию творческой активности учащихся, овладение ими образным языком культуры и произведений искусства, реализации индивидуальных творческих задатков учащихся способствует создание максимальных условий комфорта. С раннего возраста большинство детей тяготеет к элементарному художественному творчеству. В этой связи необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу занятий и познакомить учащихся с лучшими образцами мирового искусства и литературы в библиотечных фондах, музеях, на выставках.

Немаловажное значение имеет:

  • соблюдение временного режима и ритмичность нагрузок учащихся,

  • регулярное посещение ребятами занятий объединения.

Смена различных видов деятельности учащимися также оказывает плодотворное влияние на пробуждение и развитие их литературных, творческих способностей.

Литература для детей:

  1. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  2. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древ­нейших времён до эпохи Возрождения. - 2-е изд., испр. / Глав. ред. М. Аксёнова; отв. Ред. Н. Майсурян, Д. Володихин. - М.: Аванта+, 2004. - 688 с.: ил.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. - 2-е изд., испр. / Глав. ред. М. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999. - 656 с.: ил.

  5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. Д. Володин. - М.: Аванта+, 2003. - 624 с.: ил.

  6. Кашекова И.В. От Античности до модерна: Стили в художественной культуре. - М.: Просвещение, 2000.-144 с.: ил.

  7. Леонтьева Г.К. Картина П.А. Федотова «Сватовство майора». - Л.: Художник РСФСР, 1982, - 56 с.: ил.

  8. РокотовФ. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: Альбом. - М.: «Изобразительное искусство», 1986.-48 с.: ил.

  9. Рублев А. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: Альбом. - М.: «Изобразительное искусство», 1990.-48 с.: ил.

  10. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1988.-128 с.


MULTIMEDIA:

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/


V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Искусство

  1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2006,

  2. Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. - М., 2006,

  3. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе- М., 2006,

  4. Асеев Н. О поэтах и поэзии. - М., 2007,

  5. Барахов В. Литературный портрет.

  6. Полевой Б. Силуэты. - М., 2003,

  7. Сборник. Русский сонет. - М., 2006,

  8. Сборник. Классическая басня. - М., 2005, ,

  9. Литературный энциклопедический словарь. - М., 2010,

  10. Словарь эпитетов- М., 2005,

  11. Словарь синонимов- М., 2010,

  12. Словарь иностранных слов под ред.Крысина. - М., 2006,

  13. Толковый словарь Ожегова. - М., 2007,

  14. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  15. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

Православие

  1. Богогласник « Созвучия времён», М. 2004.

  2. Детский музыкальный катехизис. Изд. Храма св. вмч. Димитрия Солунского г. Рузы, 2003.

  3. Детям о православной вере. Санкт- Петербург, 2003.

  4. Основы христианской культуры, Калининград, 2001.

  5. Праздник Воскресения Христова. М, 2000.

  6. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации» часть 1,

часть 2. М, 2004

  1. Праздники в воскресной школе. М, 2000.

  2. Русь Святая в пословицах и поговорках. Ростов-на-Дону, 2004.

  3. Чтоб нам не разучиться быть людьми. Т. Кушнир. Ростов-на-Дону. 2001.


MULTIMEDIA:

  1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

  2. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/


2 .Раздел

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1четверть - Сочинение сказок и притч.

2 четверть - Рисуем «Добро», сочиняем стихи.

3 четверть - Составление тестов.

4 четверть - Зачетное занятие «Пишем сценарий».



3. Раздел

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

этал.


Дата факт.



Название темы


Содержание занятий


Ча

сы


0борудование

1 четверть

Тема 1. Вводное занятие



2

1.

10.09

Вводное занятие

Определение целей и задач работы. Содержание курса, специфика, порядок работы объединения. Инструктаж по ТБ, ПДД.

2

Инструктаж,

компьютер,

презентация


Тема 2. «В твоём сердце живёт добро»

60

2

13.09

Основные этапы истории становления и развития искусства как вида деятельности.

Беседа об искусстве и православии, просмотр литературы по теме.

Обсуждение материала, иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

Комплекты иллюстраций

ПК

3

17.09

Православие и его современное состояние.

Лекция, просмотр видеофильма «Виды мировых религий»

2

Наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

Мультимедиа

4

20.09

Направления и стили, жанровое разнообразие в искусстве.

Работа в библиотеке с периодической печатью, журналами по искусству.

2

Словари

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

5

24.09

Изучение специальной терминологии.

Лекция. Знакомство с видами искусства

Обсуждение материала, иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

Словари,

карточки-тесты

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

6

27.09

Отдельные жанры искусства: сказка, новелла, рассказ.

Слушание, просмотр и обсуждение литературных и музыкальных произведений; Роды искусства Переводы («Слово о полку Игореве», Жуковский, Майков, Заболоцкий, Мей).

2

Художественная литература, наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

7

1.10

Основные технические приемы создания произведений искусства.

Игровая форма занятия «Жанры искусства».

Просмотр видео ролика «Чудеса света»

2

Наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

Мультимедиа

8

4.10

Области применения знаний и умений

Прослушивание грамзаписей и создание рисунков по теме Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов

2

ПК, наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Фонохрестоматия

9

8.10

Углубленное изучение внепрограммных произведений искусства и православной детской литературы.

Прослушивание грамзаписей и беседа о православной литературе.

2

Фонохрестоматия, ПК

Видеофильм

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

наглядное пособие

10

11.10

Выдающиеся деятели

искусства прошлого

и настоящего

Слушание, просмотр и обсуждение произведений деятелей искусства разных эпох и стран;

2

Наглядные пособия,

Видеофильм

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

наглядное пособие

11

15.10

Работа со словарями синонимов, эпитетов, иностранных слов, фразеологическим словарем

Работа в библиотеке с различными типами словарей для создания сообщений, мультимедиа, докладов, проектов

2

Словари

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

наглядное пособие

12

18.10

Изучить стилистику произведений искусства и православной детской литературы.

Игровая форма занятия - викторина

«Кирилл и Мефодий»

Обсуждение материала, иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

Электронная энциклопедия

наглядное пособие

13

22.10

В мире книги. Прослушивание и обсуждение аудиозаписей чтения мастеров художественного слова, музыки, изучение живописи, иллюстраций к произведениям.

Слушание, просмотр и обсуждение произведений искусства;

Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка

Мультимедиа «Храмы города Краснодара и Краснодарского края»

2

Фонохрестоматия

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

14

25.10

Знакомство с основами, принципами искусства и православной детской литературы.

Посещение библиотеки, знакомство с тематическими выставками по искусству и православию, каталогом книг по теме «Искусство и православие»

2

Худ.литература,

дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

15

29.10

Литературоведческий анализ детской литературы

Учимся писать анализ рассказов детских писателей о дружбе.

2

Дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

наглядное пособие

16

1.11

Интересные факты из истории литературы и искусства

Презентация новинок из Детской электронной книги и презентаций - viki.rdf.ru/

2

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

наглядное пособие

17

5.11

Проблема художественного перевода («Слово о полку Игореве», Жуковский, Майков, Заболоцкий, Мей).

Конкурс чтецов любителей древнерусского языка

«Природа говорит…». Обсуждение материала, иллюстрирование, создание рисунков по теме.

2

Худ. литература

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

наглядное пособие


2 четверть


18

8.11

Микропоэтические детали литературного повествования: одоризм.

Чтение и обсуждение рассказа Шолохова «Алешкино сердце», иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

Худ. литература

Мультимедиа

наглядное пособие

19

12.11

Цветопись, звукопись в произведениях М.Шолохова.

Беседа «Рассказы Шолохова на экране». Просмотр эпизодов фильма «Донские рассказы». Обсуждение рассказа, иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

Худ. литература

Мультимедиа

наглядное пособие Видеофильм

20

15.11

Красота природы и музыкальность стихов С.Есенина

Чтение и обсуждение стихов. Заочная экскурсия в мир фотографии.


Видеофильм

Мультимедиа

пособие

21

19.11

Фольклор и православие.

Знакомство с православными традициями на Кубани и в России.

2

Видеофильм

Мультимедиа

22

22.11

Красота природы. Наше отношение к природе.

Беседа о категории красоты.

Чтение и обсуждение, иллюстрирование, создание рисунков по теме.

Прослушивание «Духовных песнопений».Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов)

2

Наглядные пособия,

Видеофильм

Мультимедиа

Электронные книги

Электронная энциклопедия

наглядное пособие

23

26.11

Особенности природы Кубани. Наша любовь к ней как одна из составляющих любви к Родине.

Заочная «Фотоэкскурсия «Моя Кубань!», «Храмы Кубани»

Просмотр и обсуждение материалов.

2

Наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

24

29.11

Священное Писание о сотворении мира.

Чтение и обсуждение фрагментов «Писания…», просмотр мультимедиа «Сотворение мира»

Иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

ПК

Художественная литература

мультимедиа

25

3.12

Первые сказки и былины.

Сочинение сказок и притч.Театрализация сказки «Царевна - лягушка», былины об «Илье Муромце». Просмотр видеоматериалов о сказках.

Жанр сказки. Русские народные сказки

2

Художественная литература

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

26

6.12

Три богатыря - защитники земли Русской. Рассказ о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Отрывки из былин

Знакомство с темой «Богатыри». Былины и их сказочность. Театрализация отрывков, иллюстрирование, создание рисунков по теме

2

ПК

Художественная литература

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

27

10.12

Картины В.В.Васнецова о богатырях.

Презентация русских художников. Васнецов В.В.

Просмотр видеоролика «В мире Васнецова». Обсуждение картин художника.

2

Комплекты иллюстраций,

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

28

13.12

Сведения о Добре, воплощенном в триединой Личности Бога

Знакомство с категориями добра и зла.

Создание рисунков по теме, театрализация. Просмотр видеоматериалов «Жития святых». ДОБРОЕ КИНО.

2

Комплекты иллюстраций,

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Видеофильм

29

17.12

Беседа о свойствах человеческой природы: что такое душа, которую нельзя увидеть

Беседа. Заочная экскурсия в мир фотографии по теме «Мир добрых дел». ДОБРОЕ КИНО.

2

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

30

20.12

Беседа о соотношении духовных и материальных ценностей.

«Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки»

Беседа, создание рисунков по теме. Просмотр видеоматериалов.

«Жития святых Кирилла и Мефодия». ДОБРОЕ КИНО.

2

Комплекты иллюстраций

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

Электронные книги

Карточки индивидуаль

ного опроса

31

24.12

Десять Заповедей и их применение в нашей современной жизни.

Беседа о красоте человеческих отношений. Мультимедиа «10 заповедей - нравственная основа христианства».

Создание рисунков по теме.

Театрализация. Просмотр видеоматериалов.

2

Раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Комплекты иллюстраций

32

27.12

Десять Заповедей и их применение в нашей современной жизни (продолжение)

Диспут по теме «Храм через 100 лет», создание рисунков по теме «Добро и зло в нашей жизни»

Рисуем «Добро», сочиняем стихи.

2

видеофильмы

раздаточный материал

наглядные пособия,

Комплекты иллюстраций

33

31.12

Пресвятая Богородица как предначалие Нового Завета.

Просмотр видеоматериалов «Житие Богородицы». ДОБРОЕ КИНО.

Создание рисунков по теме.

2

видеозаписи, видеофильмы

раздаточный материал

наглядные пособия,

Комплекты иллюстраций

34

7.01

Рождество Иисуса Христа.

Чтение Детской Библии, создание рисунков по теме. Театрализация «Рождество Иисуса Христа» . Просмотр видеоматериалов

2

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

раздаточный материал


3 четверть


35

10.01

Празднование Рождества на Руси.

Чтение Детской Библии, создание рисунков по теме

2

ПК раздаточный материал

Комплекты иллюстраций

Карточки индивидуаль

ного опроса

36

14.01

Святки - время между Рождеством и Крещением; святочные обычаи, игры. Русские писатели о Святках

Игры.

Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка

(М. Березовский, С. Рахманинов

2

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи,

ПК

37

17.01

Литературная учеба.

Учимся писать стихи на разные темы.

2

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Карточки индивидуаль

ного опроса

38

21.01

Написание статей

Создание статей. Конкурсное прочтение собственных произведений (статьи на морально-этические темы) тему «Праздники в семье»

2

раздаточный материал

дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

39

24.01

Написание докладов

Учимся писать доклады. Конкурсное прочтение докладов на тему «Православные праздники»

2

раздаточный материал

дидактиче-

ский материал

40

28.01

Написание материалов для радиопередач

Профобучение: журналист. Конкурсное прочтение собственных материалов для радиопередачи на тему « Мы и наши поступки»

2

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

41

31.01

Написание заметок об искусстве. (Составление тестов).

Составление тестов по теме «Искусство и православие»

Профобучение: журналист. Конкурсное прочтение собственных заметок

« Мы и искусство»

2

ПК

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Комплекты иллюстраций

карточки-тесты

42

4.02

«Роль искусства в жизни современников»

Проведение диспута

Фотографии. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

2

ПК

видеофильмы

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

43

7.02

В мире музыки

Знакомство с музыкой как видом искусства. Музыка в окружающей жизни, быту. Просмотр и обсуждение телепередач, видеоматериалов о роли музыки в жизни человека.

Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов

2

ПК

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

Электронные книги

Карточки индивидуаль

ного опроса

44

11.02

В мире театра

Знакомство с театром как видом искусства. Просмотр и обсуждение телепередач, видеоматериалов из жизни театра.

2

ПК

Видеозаписи, видеофильмы

Карточки индивидуаль

ного опроса

45

14.02

Встречи с людьми интересных профессий,

Презентация профессии «Унас в гостях…» Беседа с приглашенными, викторина профессий

2

ПК

карточки-тесты

46

18.02

Встречи с работниками искусства

Презентация профессии «Унас в гостях…»

Беседа с руководителями театрального, музыкального кружка, кружка ДПИ.

Просмотр видеосюжетов «Народные промыслы»

2

ПК

Видео ролики

наглядные пособия,

47

21.02

Встречи с работниками культуры и образования

Презентация профессии «Унас в гостях…» работники музыкальной школы, беседа о выборе профессии.

2

наглядные пособия,

Карточки индивидуаль

ного опроса

48

25.02

Встречи с работниками телевидения.

Презентация профессии «Унас в гостях…» Беседа о роли телевидения в жизни людей, экскурсия на телестудию «Стимул»

2

ПК

видеозаписи, видеофильмы

49

29.02

Литературные игры - это весело

Игровая форма занятия.

Литературная игра «Буриме» и другие

2

Аудиозаписи грамзаписи,

карточки-тесты

50

03.03

Викторины по искусству и православию.

Игровая форма занятия. Решаем тесты и создаем тесты сами.

2

ПК

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

карточки-тесты

51

6.03

Знакомство с разным жанровым материалом, сказка.

Работа со словарями. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).

Прослушивание и обсуждение работ учащихся

2

Словари

раздаточный материал

наглядные пособия,

52

10.03

Знакомство со стилистическим материалом

Работа с периодической печатью и с материалами художественной литературы. Прослушивание и обсуждение работ учащихся

2

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Карточки индивидуаль

ного опроса

53

13.03

Создать художественные произведения различных жанров, очерки

Творческая работа на тему «Моя будущая профессия. Интервью.

Прослушивание и обсуждение работ учащихся

2

ПК

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

индивидуаль

ного опроса

54

17.03

Создать художественные произведения различных жанров, рассказы,

Создание рассказа «Моя школа», «Моя семья», «Моя любимая книга». (На выбор учащихся).

Прослушивание и обсуждение работ учащихся

2

ПК

Аудиозаписи грамзаписи,

Карточки индивидуаль

ного опроса

55

20.03

Создать художественные произведения различных жанров, эссе

Пишем мини-сочинение о родных и близких, природе, любимых животных и т.д. Прослушивание и обсуждение работ учащихся

2

ПК

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

56

24.03

Создать художественные произведения различных жанров, басня

Чтение классических басен по ролям, инсценировка басен, театрализация отрывков. Прослушивание и обсуждение работ учащихся

2

Аудиозаписи грамзаписи,

Карточки индивидуаль

ного опроса


4 четверть


57

27.03

Создать художественные произведения различных жанров, графика

Просмотр видео ролика «Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи».

2

видеозаписи, видеофильмы

Комплекты иллюстраций

58

31.03

Создать художественные произведения различных жанров, статья в газету

Чтение и обсуждение материалов периодической печати, газеты «Степные зори».

Прослушивание и обсуждение работ учащихся статья в газету

2

ПК

Карточки индивидуаль

ного опроса

59

3.04

День науки: общеразвивающие упражнения в виде тестов по теме «Виды искусств»;

Представление мини-проектов по теме «Мой любимый вид искусства», Защита проекта. Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся тестов по теме «Виды искусств»;

2

ПК

Мультимедиа

проектор

60

7.04

День презентации «продуктов» самостоятельной деятельности

Конкурс мультимедиа продуктов. Прослушивание и обсуждение работ учащихся, их мультимедиа презентаций

2

ПК

Мультимедиа

проектор

61

10.04

Обсуждение материалов по различным темам («Казаки», «Быт», «Наше прошлое»)

Беседа о культуре и искусству Кубани. Прослушивание и обсуждение работ учащихся

Просмотр видеороликов о Кубани,

2

видеозаписи, видеофильмы

раздаточный материал

62

14.04

Обсуждение материалов по различным темам («Казаки», «Быт», «Наше прошлое»)

Викторина о Кубани. Представление «Генеалогического древа семьи». Прослушивание и обсуждение работ учащихся

Конкурс рисунков и фотографий по теме занятия

2

ПК, Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

63

17.04

Изучение культурных центров Ленинградского района: РДК и «Стимул ТВ»

Экскурсия в РДК и «Стимул ТВ»

2

Видео камера, фотоаппарат

64

21.04

Изучение культурных центров Ленинградского района: Музыкальная школа

Экскурсия в музыкальную школу.

2

Видео камера фотоаппарат

65

24.04

Изучение культурных центров Ленинградского района: Художественная школа

Экскурсия в художественную школу.

2

Видео камера фотоаппарат

66

28.04

Изучить культурные центры Ленинградского района:

Краеведческий музей

Посещение выставок в музее, посвященных истории

ст. Ленинградской.

2

Видео камера фотоаппарат

67

1.05

«Пасха! В трубы золотые Ангелы поют с небес!»

Изучить культурные центры Ленинградского района:

Храм Трех Святителей

Тропари. Слушание и обмен впечатлениями

Иконопись. Икона «Владимир­ской Богоматери», «Троица»

Духовная музыка. «Литургия», «Всенощное бдение»,

2

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

69

5.05

Изучение культурных центров Ленинградского района: Кинотеатр

Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение детского фильма.

2

Видео камера фотоаппарат

70

8.05

«Никто не забыт»

Репортаж «Мир без войны»

Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев


Видео камера фотоаппарат грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

71

12.05

Скоро лето!

Пишем сценарий праздника «Скоро лето»

Создание рисунков на свободную тему.

Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).

2

Комплекты иллюстраций

карточки-тесты



72

15.05

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями о проделанной работе. Выводы и пожелания учащимся. Анализ программы

2

ПК,

выставочный зал

ИТОГО 144 часа

«План воспитательной работы»

  1. Мероприятия учебного характера (итоговые, отчетные, зачетные мероприятия, концерты, выставки, конкурсы и т. д.);

  2. Участие в массовых мероприятиях воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, календарные праздники, юбилейные мероприятия и т. д.);

  3. Воспитательные мероприятия в детском объединении (дни рождения, тематические воспитательные мероприятия и т.д.)

«Работа с родителями»

- совместные занятия, мероприятия, праздники, посвященные Православным праздникам: Рождество (январь), Пасха (апрель).

«Личный творческий план педагога»


  1. Курсы повышения квалификации (сентябрь)

  2. Мастер-класс: «Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности»


© 2010-2022