Рабочая программа по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС для 1 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №9

г. Новый Уренгой

« Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/ /В.И.Чуклина/



Протокол № _____ от «____» ______ 2015 г.


« Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СШ №9


_____________________/_ / С.Г.Пухова/



«____»__________ 2015г.

« Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №9


_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Швыдченко Людмилы Сергеевны,

Ф.И.О., квалификационная категория

по изобразительному искусству

предмет

1 класса


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол№ ___________

от «_____» _________2015г.

2015/2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 1а класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, (зарегистрированным в Минюсте России 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

  • Приказ Министерства образования от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, (зарегистрированным в Минюсте России 12 декабря 2011 года, регистрационный № 22540).

  • Приказ Министерства образования от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, (зарегистрированным в Минюсте России 11 февраля 2013 года, регистрационный № 26993).

  • Приказ №253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего , среднего общего образования».

  • Примерная программа по изобразительному искусству

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №9.

  • Учебным планом МБОУ СШ №9.

Цель: обучения изобразительному искусству:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

  • приобретение основных знаний художественной грамотности;

  • овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;

  • освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и интегрированной программы изобразительное искусство 1-4классы / авторы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н.Протопопов, - 2-е изд., дораб. - М.: «Вентана-Граф», 2010г. (Начальная школа ХХI века). -ФГОС». Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Используемые учебники и пособия

1. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, ЕА Ермолинская. - 2 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, ЕА Ермолинская. - 2 изд., дораб. - М.: Вентана -Граф, 2012.

3. Изобразительное искусство: интегрированная программа, 1-4 кл. / Л.Г. Савенкова -М.: Вентана-Граф, 2012.

4. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5. Изобразительное искусство: 1 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2012 (Рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации).

Актуальность изучения данного курса и основной педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Для учащихся свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому, на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов - художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Ведущая практическая задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета. Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать

Место и роль учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (33 часа в год). Таким образом, программа базового уровня на изучение предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 33 часа в год, 1 часа в неделю. Уровень программы - базовый.

Используемые технологии обучения и формы уроков

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково-экспериментальной направленности результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок. Сохраняются традиционные формы урока: урок-лекция, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др. Но и применяются нестандартные подходы к изучению изобразительного искусства: урок-сказка, урок-исследование, урок-практикум, урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие. Применяются технологии обучения: личностно - ориентированная технология, диалоговая, проблемная технология, игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие технологии.

Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 1а классе обучаются 22 учащихся из них11 мальчиков и 11 девочек, программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных способностей. Наблюдение за учащимися в процессе работы показали, что у большинства учащихся слабо развита мелкая моторика. Ученики испытывают трудности при изображении простейших элементов, сложности состоят и в переводе наблюдаемого окружающего мира в художественную форму. Данные наблюдения показали, что учащиеся класса имеют средний уровень сформированности творческих способностей, испытывают затруднения в работе с информацией. Словарный запас, пространственное изображение учеников на среднем уровне. В данной программе большое внимание уделяется целостному, гармоническому восприятию мира, развитию фантазии и воображению, развитию ассоциативному мышлению и освоению техники работы с кистью, палочкой, «кляксографии». Содержание программы предмета «Изобразительное искусство» обеспечивает интеграцию знаний при изучении нескольких учебных предметов, создаёт условия для развития наблюдательности, инициативности, изобретательности, вниманию к цвету и живописи, звукам, словам в стихах, ритму, интонации, умению видеть необычное в обычном. Программа даст возможность учащимся выражать свои чувства, вызванные состоянием природы, позволит реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Система оценивания.

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентации младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» перечислены ниже.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества.

- оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения программного материала; уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношение к самостоятельной изобразительной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, принятие правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за свои поступки и действия. Целесообразно в течение первого класса вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы- творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности - написании сочинения, эссе; созданных различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им за успехи во внеурочной деятельности.

Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например, школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведённая учащимся работа выходит за рамки классной. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи - освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня - установить число учащихся высокого уровня обученности их общую культуру и эрудицию, а также провести анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность решения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Актуальность изучения данного курса состоит в том, что в школе происходит закладывания фундамента изобразительной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально - ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного восприятия произведений искусства, нравственно - эстетической сущности изобразительного искусства, в накоплении опыта, стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Изобразительное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков изобразительной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (33 часа в год). Таким образом, программа базового уровня на изучение предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 33 часа в год, 1 часа в неделю. Уровень программы - базовый.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета при изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В конце 1 класса учащиеся должны знать:

три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования кистью; применять простейшие приёмы лепки

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

Личностные результаты

-целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

-умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

-способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

-представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

-умение доводить работу до конца;

способность предвидеть результат своей деятельности;

-адекватная оценка результатов своей деятельности;

способность работать в коллективе;

-умение работать индивидуально и в малых группах;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты

-постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

-принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

-умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

-умение проводить самостоятельные исследования;

-умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение находить нужную информацию в Интернете;

-участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

-умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

Предметные результаты

-сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

-умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

-способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

-умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

-умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

-понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

-умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

-умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА(33 часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16ч.)

  • Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

  • Формирование представлений учащихся о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.

  • Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

  • Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

  • Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

  • Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности, Изображение предметов в открытом пространстве.

  • Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

  • Развитие наблюдательности, наблюдение за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве и получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

  • Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

  • Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

  • Развитие индивидуального чувства формы.

  • Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

  • Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

  • Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начертания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

  • Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

  • Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

II.Развитие фантазии и воображения (13ч.)

  • Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

  • Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

  • Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

  • Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

  • Изображение движения.

  • Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

  • Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

  • Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

  • Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений.

  • Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

  • Форма и украшение в народном искусстве.

  • Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусств - музейная педагогика (4ч.)

  • Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

  • Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

  • Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

  • Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразием цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия б парк или лес.

  • Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптуры в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

  • Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание программного материала

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

16

Наблюдать и выражать свои наблюдение на листе. Отличать глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. Участвовать в обсуждении вопросов и диалоге.

Правильно, осознанно отличать простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Выполнять натюрморт тематический. Передавать движения. Работать с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

2

Развитие фантазии и воображения

13

Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом. Фантазировать, сочинять и передавать это в листе разного формата, и разным материалом. Отстаивать свою точку зрения.

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

4

Развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства. Виртуальные экскурсии, походы в музей, церковь. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Активно участвовать в диалоге. Иметь представления о работе художника-скульптора, живописца, графика.

4

ИТОГО

33


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

2.. Изобразительное искусство: 1 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2012 (Рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации).

Электронные ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

Образовательный портал. - Режим доступа: uroki.ru

Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival. 1 september.ru

Учебно-методический портал. - Режим доступа: uchmet.ru/

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска.

  3. Мультимедийный проектор

  4. Документ- камера




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

предметные

метапредметные

личностные

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) (3 часа)

1

Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками.

1

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).Создают цветовые композиции на передачу характера в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги)

Урок-игра

Имеет представление о связи искусства с действительностью и объясняет это на доступном возрасту уровне.

Описывает словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы

Целостно, гармонично воспринимает мир.

Послушать звуки, которые живут в природе.

2

Чем и как рисовали люди.

1

Образная сущность искусства. Формирование представлений о происхождении искусства. Изучают природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев идр.).

Урок- путешествие.

Анализирует и сравнивает произведения искусства по настроению.

Понимает связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Интерес к окружающей природе, наблюдают заприродными явлениями.

Принести камни, ракушки, листья разной формы.

3

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

1

Азбука искусства. Цвет. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление. Изображать по памяти и представлению.

Комбинированный урок.

Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

Умеет пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету.

Умеет формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе.

Принести краски, палитру, альбом.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

4

Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств.

1

Образная сущность искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Беседа о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотравидеоматериалов).

Урок- исследование.

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и природу.

Умеет сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделяет общее и различное между ними.

Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Понаблюдать за разным состоянием в природе. Прогуляться по лесу.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

5

Художник-живописец. Первые представления о композиции. Жар-птица.

1

Виды художественной деятельности: рисунок, живопись. Композиция. Отображение в живописи настроения, чувств автора. Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. В.В. Кандинский, И.И.Левитан, Н.П. Крымов.

Урок-путешествие.

Фиксирует своёэмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Понимает и передает свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).

Различает звуки (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

Уметь различать на слух пение птиц, лай собак и т.д.

6

Художник-график (тушь карандаш).

1

Виды художественной деятельности: рисунок живопись. Рисунок. Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий. Форма. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Размещать предметы в разных положениях (упражнения на проведение различных линий графическими материалами).

Комбинированный урок.

Выбирает выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненнымопытом, выделить общее и различное между ними.

Представляет том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

Принести простые карандаши разные по мягкости и твёрдости.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа). Развитие фантазии и воображения (1 час)

7

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

1

Форма. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).

Урок- фантазия

Развивает предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.).

Пополняет словарный запас. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Самостоятельномотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Принести стихи о необычных животных.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

8

Идем в музей. Художник-скульптор. Скульптуры в музее и вокруг нас.

1

Скульптура. Объем -основа языка скульптуры. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, A.M. Матвеев.

Экскурсия.

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет доводить работу до конца.

Принести мини скульптуры, которые имеются дома.

9

Лепка рельефа на свободную тему. Работа в объеме и пространстве.

1

Скульптура. Объем -основа языка скульптуры. Выразительность объемных композиций. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Урок- практикум.

Выбирает выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников.

Предвидит результат своей деятельности.

Пластилин или глину иметь на урок.

10

Времена года. Теплые и холодные цвета.

1

Виды художественной деятельности.Живопись. Образы природы в живописи. Теплые и холодные цвета. Эмоциональные возможности цвета. О чем говорит искусство? Пейзажи родной природы.

Урок-игра

Умеет применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

Адекватнооцениваетрезультатысвоейдеятельности.

Принести картинки пейзажей с тёплыми и холодными цветами.

11

Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

1

Живопись. Основные и составные цвета. Азбука искусства. Композиция. Цвет. О чем говорит искусство? Разница в изображении природы в разное время года, в различную погоду (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Комбинированный урок.

Фиксирует своё эмоциональное состоянии Получатьсложные цвета путём смешения двух красок.

Умеет выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

Умеет работать в коллективе.

Принести палитру.

12

Аппликация.Декоративно-прикладноеискусство.

1

Овладение навыками бумага пластики. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Изображение единичных предметов. Листья для волшебного дерева.

Урокфантазии.

Подбирает словадля характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения.

Умеет проводить самостоятельныеисследования.

Умеет работать индивидуально и в малых труппах.

Принести цветную бумагу и клей ПВА.

Развитие фантазии и воображения (2 час)

13

Экскурсия в мастерскую художника.

1

Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Какие бывают художники? Живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображают художник-живописец и художник-скульптор.

Экскурсия

Умеет проектировать самостоятельную деятельность.

Слушает и слышит собеседника.

Краски и альбом.

14

Художник - архитектор.

1

Объём. Форма. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3-4 человека.

Комбинированный урок.

Распознаёт выразительные средства, которые использует художник

Самостоятельно планирует свою деятельность определяет цель работы и выделяет её этапы.

Самостоятельно планирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы.

Принести ножницы и альбомный 1лист.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

15

Идем в музей. Экскурсия или просмотр видеофильма.

1

Восприятие произведений искусства. Ведущие художественные музеи России.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений выражение своего отношения.

Экскурсия

Различает виды искусства (изо.,муз.,хореографии, лит -ры) понимает специфику.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца.

Предвидит результат своей деятельности.

Рассказать о том музеи, который вам запомнился.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

16

Художник-прикладник.

1

Истоки декоративно-прикладного искусства. Создание фантастических композиций по представлению: «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки».

Комбинированный урок.

Искусства зависит от природных и климатических особенностей местности.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Уметь объяснить, что такое ДПИ. Кто такой художник прикладник?

17

Делаем игрушки сами.

1

Художественное конструирование и дизайн. Овладение элементарными навыками стилизации в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений. Знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

Урок- практикум

Выбирает выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет работать в коллективе.

Иметь краски, альбом и шаблон игрушки.

Развитие фантазии и воображения (2 час)

18

Кляксография. Освоение техники работы «от пятна». Работа на плоскости. Импровизация

1

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Освоение техник работы «от пятна» и«по сырому».

Урок фантазии

Развивает предложенную сюжетную линию сочинения сказки.

Критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Самостоятельно мотивирует деятельность

Принести 2 альбомных листа, заранее разрезанные пополам.

19

Какие бывают картины: пейзаж.

1

Жанр пейзажа в творческой деятельности. Формирование представлений о рельефе. Развитие понятий «ближе -ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Урок исследования

Анализирует и сравнивает произведения искусства по настроению.

Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Целостно, гармонично воспринимает мир.

Принести книжку с изображением пейзажей в разное время года.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (5 часа)

20

Какие бывают картины: портрет.

1

Жанр портрета. Человек и человеческие взаимоотношения. Композиция и порядок изображения портера. Пропорции лица человека.

Урок применения полученных знаний

Имеет представление об искусстве.

Умеет критически оценивать результат своей работы.

Проявлет интерес к о кружающейдействительности.

Иметь краски, альбом.

21

Какие бывают картины: сюжет.

1

Разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Опыт художественно-творческой деятельности. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции. Создание картин-фантазий.

Комбинированный урок.

Фиксирует своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Умеет находить нужную информацию в Интернете.

Умеетформулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе.

Принести сюжетные картинки.

22

Какие бывают картины: натюрморт.

1

Жанр натюрморта. Азбука искусства. Композиция. Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. Выделение главного предмета в композиции.Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке.

Урок изучения нового материала.

Высказывает предположения о сюжете по иллюстрации рассказывает о своём любимом произведении искусства, герое, картине, книге.

Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения.

Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Иметь краски, альбом.

23

Природа - великий художник.

1

Азбука искусства. Фантазия. Великий художник- природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева.

Комбинированный урок.

Понимает и передает свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Рассказ о любимом времени года.

24

Времена года

1

Цвет. Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти.

Комбинированный урок.

Понимает влияние природного окружения как основу всей жизни человечества.

Умеет сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделить общее и различное.

Умеет работать в коллективе.

Рассказ о любимом времени года.

Развитие фантазии и воображения (8 час)

25

Акварель.

1

Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Освоение техники работы «по сырому».

Урок изучения нового материала

Умеет сопоставить события, в произведении, с собственным жизненным опытом.

Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

Иметь краски, альбом, простые карандаши

26

Сказка с помощью линии.

1

Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. Перевод реального изображения в декоративное.

Комбинированный урок.

Объясняет, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца.

Аргументированно отстаивает собственное мнение.

Сочинить сказку с помощью линий.

27

Рисование животных из клякс.

1

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке или в своем вымышленном мышлении.

Урок фантазии.

Подбирает слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя.

Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Самостоятельно определяет цельработы (задания) и выделяет её этапы.

Принести фото своих домашних животных.

28

Лепим животных.

1

Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий.

Урок применения полученных знаний

Создает портрет героя в разных жанрах словесном, изобразительном, пластическом.

Самостоятельно мотивирует учебно-познавательный процесс.

Умеет доводить работу до конца.

Принести пластилин или глину, доску, стеку, тряпочку.

29

Сказка с помощью пятен.

1

Изображение по представлению с помощью пятен.

Урок фантазии

Подбирает слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя.

Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Самостоятельно определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Иметь краски, альбом, простые карандаши.

30

Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.

1

Передача движения. Фотографирование человека или животного в движении. Украшать изделие аппликацией или росписью

Комбинированный урок.

Выбирает выразительные средства для реализации замысла.

самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели

Предвидит результат своей деятельности.

Принести альбом и один листок в клеточку.

31

Разноцветный мир природы.

1

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации.

Комбинированный урок.

Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Иметь краски, альбом, простые карандаши.

32

Разноцветный мир природы.

1

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях с помощью гуаши или акварели.

Комбинированный урок.

Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

Умеет (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Цветная бумага и клей.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

33

Идем в музей. Времена года.

1

Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Формирование понятий «музей».

Урок-экскурсия.

Распознает выразительные средства.

Умеет формулировать ответ на вопрос

Слушает и слышит собеседника.

Выставка лучших работ. Принести.





Рабочая программа по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС для 1 класса.

29


© 2010-2022