Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

8 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. - М.: Дрофа, 2008г. Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантной изучения.

Курс «Мир и человек в искусстве» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.

Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

Задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок самостоятельной работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений об изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания - словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности - методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль - индивидуальные карточки,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль - контрольная работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 - 8 класс», М: «Дрофа», 2011соответствует Федеральному списку учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Программа для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И. соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию изучения курса «Мир и человек в искусстве» ученик должен знать:

- основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.

- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;

- основные черты идеала человека народов мира;

- образ защитника Отечества, человека в мире природы;

- особенности человека нового времени;

- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

Ученик должен уметь:

- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;

- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.

Ученик должен владеть навыками:

- отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

- монологического связного воспроизведения информации;

- выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений;

- сценической, выставочной, игровой деятельности;

- толерантного восприятия различных точек зрения.


9 класс

Цели преподавания: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

- формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Задачи преподавания:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.

Методы и формы, технологии обучения: Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.)

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 - 8 класс», М: «Дрофа», 2011соответствует Федеральному списку учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Программа для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И. соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.

Формы занятий

-урок-лекция

-урок - виртуальное путешествие

-диспут

-викторина

-экскурсии

- написание рефератов

- составление отчетов по темам

- написание отзывов, эссе

- приготовление докладов

- работа с различными источниками информации

Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ)

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по следующим видам работ: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания, тестирование, проверочная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен: знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства и их классификацию;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Основное содержание курса

Класс

Название раздела. Основное содержание.

Кол-во часов.

8 класс

МИР И ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

15

Понятие цивилизации и культуры, сравнение основных характеристик.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства.

Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ созидательных и разрушительных начал в индуистской религии.

Божественный идеал человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. особенности первых изображений Христа.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман.

Образы святых - посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Святой Себастьян, князья Борис и Глеб. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости.

Георгий Победоносец - мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению.

«Чудо Георгия о змие» - одна из любимых тем древнерусского искусства.

Благородный и доблестный рыцарь - идеал человека в эпоху средневековья. Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» - величайший памятник в средневековой французской литературе.

Александр Невский - наиболее почитаемый и любимый в народе защитник русской земли. Образ Александра Невского в произведениях искусства.

Образ Богоматери - ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли.

Дева Мария с младенцем - возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Сикстинская мадонна» Рафаэля, скульптурное изображение «Мадонны» Микеланджело

Образ русской женщины в творчестве русских художников: И.Аргунова, Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского, А.Венецианова.

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства 20 века. Творчество К.Петрова - Водкина как наиболее яркое художественной воплощение темы. Тема материнства в картине А.Дейнеки «Мать». Тема материнства в художественных произведениях периода ВОВ.

Человек - главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРИРОДЫ

7

Человек на земле. Земля как дар Человеку и источник его вдохновения. Восторг перед красотой пробуждающейся природы в эпоху древности, Возрождения, современности.

Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей средой. Идея гармоничного единения человека с природой - характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в живописи и поэзии.

Смена времен года, запечатленная средствами искусства. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни.

Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного. И.Шишкин - певец русского леса.

Серия картин К.Хокусая. Явления природы в музыкальных произведениях А.Вивальди.

Наскальная живопись первых художников Земли. Росписи в пещерах Альтамира, Нио и Ласко (по выбору). «Звериный стиль» в искусстве скифов. Животные - друзья и помощники человека. Мир животных в музыке композиторов.

Страх человека перед грозными и величественными силами Природы, нашедший отражение в античной мифологии. Духи демоны Природы. Ощущение трагизма в столкновении человека и действительности.

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ВРЕМЯ.

12

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Человек в искусстве Древней Греции. Человек в эпоху Возрождения, эпоху Просвещения, романтиков и реалистов 19 века, искусства 20 века.

Безусловная ценность человеческой жизни. Символическое воплощение темы жизни человека в картинах художников Возрождения. Автопортреты Рембрандта - биография души и исповедь великого мастера.

Город как неиссякаемый источник творческого вдохновения для художников. Вечный праздник жизни на улицах города.

Поэзия размеренной повседневности в творчестве «малых голландцев». Произведения Питера де Хоха, Шардена, Г.Сороки, В.Поленова.

«Великая несправедливость, именуемая войной» в творчестве В.Верещагина. Понятие о достоинстве, воинской чести побежденных и благородство поведения победителей. «Встревоженная совесть» художников 20 века.

Радость победы в ВОВ. Героизм и мужество народа в смертельной схватке с фашизмом, неистребимая вера в победу.

ИТОГО

34

9 класс

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

3

МХК как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации. Художественные символы народов мира.

Мировое Древо как отражение единства мира. Попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Вселенной.

Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры.

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ.

3

Понятие о героическом эпосе. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос - результат коллективного народного творчества.

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда».

Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей.

«Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) - выдающийся памятник мировой литературы. Сказание о рыцаре Гильгамеше. Карело-финский эпос «Калевала».

АРХИТЕКТУРА НАРОДОВ МИРА.

3

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания.

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте, Греции, России, северных народов, стран Африки

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ МИРА.

3

Древнерусская иконопись - уникальное явление МХК. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Икона - коллективное творчество многих мастеров.

Создание книжной миниатюры -сложный творческий процесс. Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения человека, излюбленные сюжеты.

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура, традиционные маски.

ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

6

История возникновения орнамента, его роль в искусстве разных народов.

Игрушки народов мира, отражение в них своеобразия национальных традиций.

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Повторяемость основных художественных элементов. Народ как коллективный художник

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ НАРОДОВ МИРА.

5

Праздник - неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.

Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православие богослужения и особый порядок его проведения.

Паломничество в Мекку. Буддийски праздники и обряды.

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения.

ТЕАТР НАРОДОВ МИРА.

3

Народное искусство скоморохов. Тема скоморошества в различных видах искусства.

История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами. Условный характер театральных декораций.

История происхождения кукольного театра Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме, Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения

МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА.

3

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Русские народные музыкальные инструменты.

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Характерные особенности музыки разных народов.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов

САМОБЫТНОСТЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

5

Русский танец - один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции.

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения.

Фламенко - своеобразный художественный символ Испании. Характерные особенности мужского и женского исполнения. Типы танца.

Традиционные танцы народов Африки. Удивительное чувство ритма и особенности пластики - главная особенность африканского танца. Африканский танец - синтез многих искусств





















В 2015-2016 учебном году в 8 классе планируется не больше 10 человек. Это позволит учителю подойти к каждому ребенку индивидуально. Учащиеся, которые придут в 8 класс, любят рисовать, просматривать и анализировать произведения искусства, имеют определенные знания по итогам изучения курса «Изобразительное искусство». Это будет учитываться учителем при подготовке и проведении уроков.

Тематическое планирование по МХК 8 класс (34 часа)


№ п/п

Тема

Характеристика деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемый результат

Примечание

1

Введение. Цивилизация как культура

Знакомство с понятиями, эвристическая беседа

Опрос

Знать понятие культуры, цивилизации, уметь сравнивать основные характеристики.

Уметь работать с текстом, приводить примеры


2

МИР И ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Божественный идеал в религиях мира

Работа с учебником, с презентацией

Опрос

Понимать значение божественный идеал, знать идеалы различных культур мира; уметь работать с источниками информации, приводить примеры

3

Святые и святость

Работа с учебником, с презентацией

Сообщения по теме

Знать понятие Святые, знать имена святых по своему имени, различать имена святых в разных культурах, приводить примеры из жизни

4-5

Георгий Победоносец

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос

Знать биографию Георгия, его вклад в развитие культуры славян, особенности современного использования канона святого; уметь анализировать поступки людей с точки зрения культуры христианства, готовить доклады о роли святых в жизни русского народа.

6

Идеал благородного рыцарства


Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос

Знать краткую историю возникновения рыцарства в странах Средневековья, их роль в обществе, знать имена рыцарей, приводить примеры из источников литературы, знать особенности воспитания и жизни рыцаря, выполнять зарисовки костюмов

7-8

Патриоты земли русской

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос

Знать понятие патриот, имена патриотов русской земли, их вклад в историю российского государства, знать имя и биографию Александра Невского, его вклад в историю, виды искусства, в которых запечатлен образ патриота, готовить доклады на данную тему.

9-10

Священный лик Богоматери

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос

Знать понятие Богоматери, толкование Библии о роли Богоматери, источники литературы об искусстве, которые раскрывают образ Богоматери, приводить примеры. Понимать значение образа Богоматери в европейском искусстве, приводить примеры, уметь различать типы икон с изображением Богоматери.

11-12

Мадонны титанов Возрождения

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Сообщения, опрос

Знать особенности творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля, различать их произведения, приводить примеры. Уметь выполнять доклад на данную тему, выполнять зарисовки.

13-14

Лики женской красоты в русской живописи классицизма

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Сообщения, опрос

Знать особенности творчества русских художников, различать картины на данную тему, готовить доклады, уметь анализировать произведения художников по определенным критериям, делать выводы

15

Женщина - мать в искусстве 20 столетия

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Доклад, опрос

Уметь находить и делать анализ произведений искусства, посвященных образу матери. Знать имена художников 20 века, которые затронули данную тему в своем творчестве; готовить выразительное чтение стихов о матери

16

Идеал Человека в искусстве

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Сочинение

Знать ценность человеческой жизни, давать оценку человеческой жизни на примере творчества деятелей искусства, понимать значение идеала, приводить примеры из жизни; выполнять сочинение на тему

17

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРИРОДЫ

Человек-венец творения природы

Эвристическая беседа, работа с источниками информации

Опрос

Знать разные источники информации о зарождении жизни на земле с точки зрения искусства, понимать роль природы в жизни человека, знать варианты изображения природы в разных видах искусства разных времен.

18

Человек и природа-главная тема искусства Востока

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос

Знать особенности китайской и японской живописи, имена художников, роль пейзажа в искусстве восточных стран, своеобразие живописи; уметь выполнять зарисовки по мотивам восточной природы

19

Времена года

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, прослушивание музыки, рисунок

Рисунок, фотоальбом

Знать произведения искусства, раскрывающие особенности каждого времени года, готовить доклады на данную тему, выполнять зарисовки, готовить фотоальбом по теме

20

«Благословляю вас, леса, долины, горы…»

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Доклад

Знать имена представителей русского и зарубежного искусства, раскрывающие красоту природы; уметь анализировать живописное, музыкальное произведение, приводить примеры, готовить доклады на данную тему

21

Люди и звери

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Доклад, беседа

Знать расположение пещер Альтамиры, особенности росписи в ней; находить в источниках информации характеристику отношения людей к природу в разных странах в разные времена, выполнять зарисовки, готовить доклады.

22

Человек перед лицом разбушевавшейся стихии

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос, беседа

Уметь находить произведения искусства, раскрывающие данную тему, выполнять анализ произведения, приводить примеры из жизни.

23

Обобщающий урок по темам «Мир и человек в искусстве», «Человек в мире природы»

Проверочная работа


24-25

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ВРЕМЯ.

Человек в художественной летописи мира

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, заполнение таблицы

Беседа, таблица «Художественная летопись мира»


Знать особенности мировоззрения человека каждой эпохи, уметь находить причинно-следственные связи, готовить доклады на данную тему

26-27

Три возраста жизни

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, сочинение

Беседа, сочинение

Уметь находить материал на данную тему в различных источниках информации, выражать свои мысли в сочинении, знать имена выдающихся художников - мастеров автопортрета

28-29

Город и человек

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок, коллаж

Рисунок, коллаж

Знать названия городов, которые вошли в произведения искусства как воплощение творчества, праздника, понимать значение города для развития современного искусства, называть новые виды современного искусства, выполнять творческую работу на тему «Город»

30

Мир повседневности и провинциальности быта

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Опрос

Знать имена художников - мастеров бытового жанра, называть имена современных художников, выявлять разницу между бытовым жанром прошлого и современного творчества.

31

Страшный лик войны

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, сочинение

Сочинение

Знать имена художников и писателей и их произведения, раскрывающие в своем творчестве тему войны, приводить примеры из истории, называть разные войны, сравнивать их силу последствия; уметь писать сочинение по картине

32-33

Радость Победы

Эвристическая беседа, работа с источниками информации, рисунок

Беседа

Знать имена и произведения представителей искусства, раскрывающих Победу в ВОВ в своем творчестве, понимать цену, которую народ заплатил за эту победу, делать доклады на данную тему, уметь анализировать и сравнивать произведения искусства

34

Обобщающий урок по теме «Человек. Общество. Время»

Творческая работа





При изучении курса МХК в 8 классе на уроках применялись различные формы и типы уроков, большое разнообразие изобразительного ряда, электронные ресурсы. Учащиеся готовили доклады, анализировали произведения искусства, готовили и комментировали презентации, работали с текстом учебника и другими источниками информации об искусстве. Не у всех учеников сформировался стойкий интерес к предмету из-за отсутствия общей мотивации к учению. В основном это дети, которые прибыли в класс в конце 7- начале 8 класса, у которых не в полной мере был пройден курс изобразительного искусства, и, соответственно, не сформировался интерес к предмету. В течение 2014-2015 учебного года удалось выяснить, какие виды работы стимулируют интерес к искусству у большинства учащихся. Это будет учитываться учителем при подготовке и проведении уроков.

Тематическое планирование по МХК 9 класс (34 часа)


№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемый результат

Примечание

1

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Художественный символы народов мира

Знакомство с понятиями художественные символы, работа с источниками информации

Беседа

Понимать значение МХК в культуре народов мира, в развитии современного общества. Называть художественные символы и культуру разных народов, приводить примеры, готовить выступления по данной теме

2

Единство мировой культуры

Работа с источниками информации по направлениям Мировое Древо, рисунок

Эвристическая беседа, рисунок

Знать особенности изображения Мирового Древа в разных культурах, объяснять символику Древа, приводить примеры из жизни, выполнять зарисовки

3

Многообразие и национальная самобытность культуры

Работа с источниками информации по направлениям Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов.

Эвристическая беседа. доклад

Называть основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры, приводить примеры из разных культур, готовить доклады.


4

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Героический эпос народов мира

Работа с источниками информации по направлениям Героический эпос - результат коллективного народного творчества

Эвристическая беседа, рисунок

Давать характеристику понятию героический эпос, называть имена героев эпоса разных стран, выявлять причины возникновения такого литературного жанра, приводить примеры, выполнять рисунки народных героев.

5

Герои и темы народного эпоса.

Работа с источниками информации по направлениям «Старшая Эдда».

Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей

6

Шедевры народного эпоса

Работа с источниками информации по направлениям «Эпос о Гильгамеше», карело-финский эпос «Калевала»

Эвристическая беседа, анализ произведений

Знать историю возникновения и основное содержание эпосов

7-8

АРХИТЕКТУРА НАРОДОВ МИРА

Храмовая архитектура

Работа с источниками информации по теме

Эвристическая беседа

Знать своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества, начиная с каменного века и заканчивая современностью; понимать значение храма в жизни каждого человека, приводить примеры из культуры разных стран и народов, выполнять зарисовки.

9

Дом - жилище человека

Работа с источниками информации по теме древнейшие дома человека мира

Эвристическая беседа, доклады

Знать особенности строительства дома в разных культурах, готовить доклады


10

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ МИРА

Древнерусская иконопись


Работа с источниками информации по теме «Икона»


Эвристическая беседа


Знать, понимать значение иконы в жизни русского человека, изображение иконы в изобразительном искусстве России, приводить примеры, называть выдающиеся иконы, знать особенности процесса работы над иконой

11

Книжная миниатюра Востока

Работа с источниками информации по теме, зарисовки

Эвристическая беседа, опрос, рисунок

Знать понятие книжной миниатюры, процесс работы над миниатюрой, называть имена художников, основные темы миниатюры; называть страны, в которых это искусство приобрело особенное значение

12

Скульптура тропической Африки

Работа с источниками информации по теме, рисунок

Опрос, рисунок

Знать особенности культуры стран тропической Африки, основные этапы изготовления масок, выполнять зарисовки


13-14

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Традиции народного орнамента

Работа с источниками информации по теме, рисунок

Опрос, рисунок

Знать историю возникновения орнамента в некоторых культурах, символическое значение орнаментов, место их применения, выполнять зарисовки.

15-16

Игрушки народов мира

Работа с источниками информации по теме, рисунок

Опрос, доклад

Знать особенности изготовления

17-18

Художественные промыслы России.

Работа с источниками информации по теме, рисунок

Опрос, доклад

Составлять характеристику художественных промыслов России, используя разные источники информации, обобщать черты сходства и различия, делать выводы, выполнять зарисовки.


19-20

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ НАРОДОВ МИРА.

Всякая душа празднику рада.


Работа с источниками информации по теме, рисунок

Опрос, доклад

Понимать значение праздника в искусстве разных стран прошлых столетий и в современном мире, называть наиболее яркие праздники, приводить примеры, готовить выступления на данную тему.

21

Религиозные праздники и обряды.

Работа с источниками информации по вопросам: Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православие богослужения и особый порядок его проведения.

Паломничество в Мекку. Буддийски праздники и обряды.

Эвристическая беседа, анализ произведений

Знать особенности крещения Руси, церковного богослужения, называть три ветки христианства, называть религиозные праздники христианства, ислама и буддизма.

22

Ах, карнавал! Удивительный мир!

Работа с источниками информации по вопросам: Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения.

Эвристическая беседа, анализ произведений

Знать особенности происхождения карнавалов в разных странах. называть наиболее известные миру карнавальные шествия, понимать значение карнавала для народов Западной Европы.

23

Обобщающий урок по темам «Декоративно-прикладное искусство. Праздники и обряды народов мира».

Проверочная работа


24

ТЕАТР НАРОДОВ МИРА.

Идут по Руси скоморохи…

Работа с источниками информации по вопросам: Народное искусство скоморохов. Тема скоморошества в различных видах искусства.

Эвристическая беседа, анализ произведений

Знать особенности искусства скоморохов, приводить примеры, готовить доклады на данную тему.

25

Пекинская народная опера.

Приготовление докладов на темы: История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами. Условный характер театральных декораций.

Доклады

Знать историю создания пекинской оперы, ее значение в культуре народа, знать содержание романов и легенд, по мотивам которых ставят оперы

26

Искусство кукольного театра.

Работа с источниками информации по вопросам: История происхождения кукольного театра Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме, Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Эвристическая беседа, анализ произведений

Знать историю происхождения кукольного театра, называть особенности кукольного театра разных стран, выполнять зарисовки.


27

МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА.

Музыкальные инструменты народов мира.


Подготовка докладов на темы: Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Русские народные музыкальные инструменты.


Доклады

Называть музыкальные инструменты разных народов, различать их звучание.

28

Музыка в храме

Беседа: Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Характерные особенности музыки разных народов. Прослушивание музыки

Эвристическая беседа, анализ произведений

Знать характерные особенности храмовой музыки разных народов, имена знаменитых композиторов, чья музыка звучала в католических храмах.

29

Колокольные звоны Руси.

Беседа: Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов.

Эвристическая беседа, анализ произведений

Называть историю возникновения и значение колокольной музыки, особенности звучания музыки в зависимости от величины колоколов, называть основные виды колокольных звонов, готовить доклады на данную тему.


30

САМОБЫТНОСТЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Радуга русского танца.


Беседа, работа с презентацией по вопросам: Русский танец - один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции.


Беседа


Знать историю возникновения и развития русского танца, называть особенности, приводить сравнения между танцем прошлых веков и современностью, готовить доклады на данную тему.

31

Искусство индийского танца.

Работа с источниками информации по вопросам: Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения.

Беседа

Знать особенности происхождения индийского танца, называть имена известных танцоров.

32

Страстные звуки фламенко.

Подготовка докладов: Фламенко - своеобразный художественный символ Испании. Характерные особенности мужского и женского исполнения. Типы танца.

Традиционные танцы народов Африки. Удивительное чувство ритма и особенности пластики - главная особенность африканского танца. Африканский танец - синтез многих искусств

Доклады

Знать особенности танца, страны, в которых этот танец играет большую роль, имена танцоров, готовить видео доклады.

33

Под звуки тамтамов.

Называть особенности танцевального искусства стран Африки, выделять главное в танце, приводить примеры

34

Обобщающий урок по теме «Театр, музыка и танец народов мира».

Проверочная работа

Список цифровых образовательных ресурсов:

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

«Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

«Мировая художественная культура»

Электронные пособия:

«Учимся понимать живопись»

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

«Шедевры русской живописи»

«Учимся понимать музыку»

«История древнего мира и средних веков» электронный вариант уроков МХК

«История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Рекомендуемая литература


Для обучающихся:

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIXвеке/ А.Н. Бенуа. -М., 1998.

Бонгард -Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация/ Г.М. Бонгард -Левин. -М., 2000.

Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П. Кошель. -М., 2000.

Китай. Земля небесного дракона/ под общ. Ред. Э.Л. Шонесси.-М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/ Н.А. Кун.-М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. -М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев.

-М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. -М., 2000.

Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/ А.А. Нейхардт.

-М., любое издание

Сараьянов Д.В. История русского искусства / Д.В. Сарабьянов.

-М., 2001.Для учителя:

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/ Л.И. Акимова.

Спб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/ Л.И. Акимова. -Спб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIIIвека / М. Альбанезе . -М, 2003

Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю. Андреева. -СПб., 2007

Бонгард -Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация/ Г.М. Бонгард -Левин. -М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм/М.Ю. Герман. -СПб., 2005

Искусство: в 3 ч./ под ред. М.В. Алпатова. -М., 1987-1989.

Энциклопедия искусства XXвека / сост. О.Б.Краснова. -М., 2003

Колпакова Г.С.

Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С. Колпакова. -СПб., 2007.

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г. Лисовский. -СПб., 2007

Мифы и легенды народов мира. Древний мир/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. -

М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев.

-М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток/ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. -М., 2000

Нессельштраус Ц.Г. Искусства раннего Средневековья / Ц.Г. Нессельштраус. -СПб., 2000

Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П. Конечная. М., 2003.



Материально - техническое оснащение отражено в паспорте кабинета

«Согласовано»

Зам.директора по УР

______А.Ю.Сафронова

«____» ________ 201___ г.

© 2010-2022