• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа»

Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа»

Государственное (областное) образовательное учреждение среднего профессионального образования «Усманский педагогический колледж»                             Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».                                             Составитель: преподаватель изоискусства Куфаев Г. В. Название работы: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа». Количество страниц: 10 страниц. Содержание. 1. Пояснительная записка ……...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное (областное) образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Усманский педагогический колледж»






Методическая разработка внеклассного занятия на тему:

«Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».








Составитель: преподаватель изоискусства Куфаев Г. В.

Название работы: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа». Количество страниц: 10 страниц.

Содержание.

1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3

2. План конспект внеклассного занятия …………………………………. 4

3. Приложение …………………………………………………………………13

4. Список литературы ………………………………………………………...18










Пояснительная записка.


Внеклассное занятие по теме: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа» рассчитано на два учебных занятия по 2 часа на каждое. Основной целью данных внеклассных занятиях является закрепление навыков и умений, полученных на уроках по ИЗО. Студенты внимательно изучают, наблюдают характерные особенности природы различных времен года, учатся работать с такими художественными материалами, как акварель, гуашь, тушь, цветная бумага, мелки, пробуют правильно компоновать предметы на листе бумаги, видеть их характерные особенности и передавать их величину (больше - меньше, шире - уже, толще -тоньше).

Перед выполнением практической работы на тему: «Виды пейзажа» желательно проводить экскурсии в условиях городского пейзажа, где акцент ставится на разнообразие оттенков осенних деревьев, золотистую листву, поблекшую желтую траву, яркое или бледное небо и т. д. В ходе подобных уроков студенты учатся наблюдать, сравнивать времена года и выполнять быстрые наброски, а уже затем длительные сюжеты.

В ходе практической работы в изостудии применяются различные виды занятий: рисование по воображению, представлению и с натуры.

При выполнении композиции на тему: «Пейзаж», рисующие испытывают различные трудности. Работа над пейзажем требует от студента гораздо больше внимания, т. к. нарисовать уголок природы, как кувшин или яблоко в натюрморте очень сложно. Поэтому, при работе над пейзажем многие предметы и детали пишутся приблизительно. Однако, эта приблизительность на первый взгляд облегчающая работу, часто создает у начинающего художника ошибочное мнение. Может показаться, что в изображении пейзажа не надо прописывать тщательно детали. Но это совсем не так. Рисующий обязан хотя бы приблизительно знать и понимать законы перспективы, законы оптического изменения цвета и многое другое.

Материал рассчитан на студентов 2-3 курсов, и имеет профессиональную направленность. Поэтому, первые работы в жанре пейзажа должны быть простыми, с четкой линией горизонта и обширным панорамным видом. Студентам в ходе исполнения необходимо опираться на пять основных этапов работы над пейзажем (см. иллюстрации в приложении). Данная работа способствует развитию творческих способностей, внимания, аккуратности выполнения задания, анализа и развитию логического мышления у студентов.

Занятие № 1.

Тема: «Пейзаж в изобразительном искусстве».

Цели: 1. Познакомить студентов с жанром ИЗО - пейзаж, его

разновидностями, историей развития ,видами пейзажа, законами композиции, с творчеством

художников пейзажистов XIX века (А.Саврасов, И.Репин,

В.Серов и др.)

2.Совершенствовать изобразительные навыки, развивать

зрительную память, глазомер, творческое воображение.

3.Воспитывать любовь к родной природе, произведениям ИЗО в

жанре пейзаж.

Задачи:

  • Рассмотреть репродукции картин художников - И. И. Шишкина, В. А. Серова, И.Е. Репина и др., рассмотреть сюжет, характер, композицию произведений. Воспринимать красоту природы в различное время года.

  • Прививать навыки работы различными художественными материалами, техниками.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: картон, бумага, кисти, гуашь, кисти, цветные мелки,

акварель, баночка с водой.

Зрительный ряд: репродукции , слайды разнохарактерных по настроению и цвету пейзажей, работы студентов из методического

фонда «Изостудии».

Литературный ряд: стихи М. Ю. Лермонтова о природе.

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», С. Курёхин

«Утренние упражнения в Ореховом доме».

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Сообщение темы и целей занятия.

  3. Изучение нового материала.

Беседа по теме урока.

1.История развития пейзажа.

Особое развитие пейзаж получил в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке.

Широкое распространение получил пейзаж в русском изобразительном искусстве. Многие пейзажи М. Воробьёва, А. Иванова, Ф. Щедрина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана - шедевры не только отечественного, но и мирового уровня.

2. Понятие «Пейзаж». Виды пейзажа.

Пейзаж - это отдельное художественное произведение (живописи и графики) изображаемое природу. В переводе с французского «пейзаж» означает природа. Фигуры людей, животных, птиц, сюжетные сценки, являются средством дополнения и оживления пейзажа, придавая ему большую жизненную правду.

Пейзаж представляет самостоятельный интерес , поскольку именно этот жанр ИЗО даёт возможность совершенствовать мастерство рисующего в области перспективы, композиционного построения и светотеневой моделировки форм и предметов.

Пейзаж - это искусство группирования разнохарактерных объектов окружающего мира в едином выразительном пространственном образе.

Вопрос:

- С какими произведениями русских художников вы знакомились в образовательной школе?

- Какие картины, изображающие времена года вы знаете?

- Какие краски преобладают в осенних пейзажах?

Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены репродукции картин известных авторов (демонстрация и показ), Левитан «Золотая осень», Юон «Март», Шишкин «Рожь», Саврасов «Грачи прилетели».

В этих произведениях присутствуют свои характерные особенности. Палитра цветов здесь очень многообразна. Краски лета сочные, яркие и радостные. Здесь присутствуют зеленый, алый, малиновый, синий, коричневый и оранжевый цвета.

В весенних пейзажах в картинах больше небесно-голубого цвета. Природа одевается в нежные неяркие наряды. Зимний пейзаж, как правило, содержит максимум цветовых контрастов. Здесь характерны оттенки голубого, фиолетово, серого.

Осеннюю палитру составляют краски с тёплыми оттенками.

- А теперь посмотрите ,на слайде представлена картина И.Шишкина « В лесу .Упавшее дерево». Давайте вместе проанализируем это произведение. Глядя на этот пейзаж , мы убеждаемся в умении художника найти гармонию и ритм там, где кажется , всё случайно и беспорядочно. Каждой линией , каждым штрихом, росчерком тонко отточенного карандаша художник бережно и точно выявляет натуру. Поражает изящество, гибкость коротких штрихов, определяющих направление , фактуру, объёмную форму листвы, хвои, стволов и веток. Картина выполнена свободно и легко, что возможно только в момент вдохновения.

Вопрос:

- Чем интересна вам эта картина? Какие чувства она вызывает?

Опережающее задание.

К сегодняшнему уроку студентке вашей группы было дано домашнее задание, подготовить стихи о природе.

Многие поэты в своих стихах воспевали природу родного края. Послушайте произведения А. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Когда читаем такие произведения, то мысленно рисуем тот или иной пейзаж. Ответьте на вопрос:

- Какая картина возникает перед вами? Представьте и опишите эту картину.

Пейзажная живопись является любимым жанром художников - пейзажистов , так как здесь заключается масса изобразительных возможностей . Особое внимание привлекают просторы ландшафта, волнует счастливое мгновение восхода или предгрозовое небо , нужно лишь посмотреть вокруг , живо воспринять окружающий мир и попытаться изобразить его. Такое осознанное переживание пейзажа, интенсивное познание окружающей природы глубоко обогащает. По этой причине с уверенностью можно утверждать ,что лучше всего рисовать пейзаж с натуры, чувствовать , ощущать окружающий мир, вдыхать эти запахи и стремиться передать эти ощущения. К сожалению , бывают неблагоприятные погодные условия из-за которых приходится рисовать по представлению в аудитории . Но всё же всегда есть возможность сделать быстрый набросок или зарисовку , для того что бы оживить пейзаж в своём воображении.

Ребята, а теперь прослушайте произведения А. Вивальди «Времена года», С. Курехина «Капель», «Ветер» (5 минут). Звучат музыкальные композиции, демонстрируются слайды художественных произведений русских и зарубежных мастеров.

На основе музыкальных композиций выполните творческое задание : « Это моя Родина» . Это может быть место где вы родились, где ходили в школу, ловили рыбу, проводили время с друзьями и близкими и т.д .

IV. Практическая работа.

Задание для самостоятельной работы

Прежде чем приступить к практической работе, вы должны знать и соблюдать основные законы перспективы (линейная и воздушная).

Давайте познакомимся с ними:

  1. Для передачи пространства ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщённо.

  2. Ближние в картине предметы воспринимаются чётко, а удалённые расплывчито, неопределённо.

  3. Ближние предметы к зрителю обладают контрастной светотенью, видятся объёмными, а дальние предметы кажутся плоскими.

  4. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда. Значит, предметы на переднем плане изображаются реальными цветами, а на дальнем плане с голубыми оттенками.

Требования к работам:

-компоновка в формате листа, масштаб;

-колорит, детальная проработка (художественные материалы и техники)

-завершённость, общевыразительность, обобщение.

При выполнении данного задания необходимо владеть определенной художественной техникой. Давайте вспомним некоторые из них:

а) техника рисования по мокрому грунту (краски наносят на влажную бумагу или картон, либо поверх влажного слоя краски; наглядный показ преподавателя у доски).

б) техника размывки (влажной кистью размываются световые пятна, контуры, поверхности предметов уже высохшей краски; наглядный показ).

в) техника рисования прозрачными красками (разбавленный слой краски наносится на сухую поверхность, работая разными оттенками возникает оптическое смешивание красок).

г) техника рисования гуашью по сухому (рисунок выполняется с использованием теплых и холодных цветов в зависимости от колорит картины).

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, по памяти и воображению, ответьте на следующие вопросы.

- Какие ассоциации возникают на фоне прослушанных композиций?

- Выберите любимое время суток, года и т. д. Вспомните любимый уголок вашей местности.

Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу (индивидуальную или групповую) на тему: «Пейзаж моей Родины». Используйте эти впечатления для ваших рисунков. Вы можете изобразить вашу творческую работу в смешанной технике- использовать в работе карандаши, краски, детали аппликации. Чтобы работа не получилась примитивной, советую использовать передний , который располагается ближе к зрителю и второй - задний план. Ваша работа получится богатой и динамичной.

В ходе практической работы обращается внимание на допущенные ошибки, оказывается индивидуальную методическую помощь, даются советы и консультации.

IV. Итог урока.

Ребята, на следующем уроке мы завершим сегодняшние работы.

Д/з: выполнить творческую работу (сообщение, реферат) с подбором иллюстраций на одну из предложенных тем:

  1. Творчество импрессионистов.

  2. Творчество художников передвижников.

V. Уборка рабочих мест.




Занятие №2

Тема: «Виды пейзажа».

Цели: 1. Закрепить знания студентов о жанре «пейзаж».

2. Научить студентов рисовать пейзажное пространство с

учетом знаний элементов перспективы и законов

композиции, изображать природу в различных состояниях.

3. Формировать умение выбирать горизонтальное или

вертикальное расположение формата бумаги, размер

изображения в зависимости от замысла.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: картон, бумага, кисти, гуашь, цветные мелки,

акварель, баночка с водой.

Зрительный ряд: слайды, репродукции разнохарактерных по настроению и цвету пейзажей, работы студентов, преподавателя из методического фонда «Изостудии».

Литературный ряд: стихи М. Ю. Лермонтова о природе.

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», С. Курёхин

«Утренние упражнения в Ореховом доме».

План урока.

  1. Беседа о жанре изобразительного искусства - пейзаж, закрепление знаний студентов.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Завершение практического задания.

  4. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока.

I. Орг. момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку)

- Вспомните и ответьте какими видами творческих работ вы занимались на прошлом уроке? Какие художественные техники вы изучили? Перечислите их.

II. Актуализация знаний.

К сегодняшнему уроку студенты в вашей подгруппе подготовили сообщения на темы: «Творчество художников импрессионистов». «Художники передвижники»

Давайте послушаем эти доклады (студенты выступают с презентацией, результатами поисковой работы, демонстрируют иллюстративный материал, отвечают на вопросы одногруппников )

Винсент Ван Гог (1853- 1890) Поль Гоген (1848 - 1903)

Один из наиболее ярких представителей постимпрессионизма. Художник пишет как бы перегруженными, насыщенными красками , мазками напоминающими маленькими вихри. Любимая краска Ван Гога - жёлтая, солнечная. Большую часть жизни художник прожил во Франции. В провинции Прованс, в Арле, там он пишет цветущие персиковые сады, созревшие хлеба, виноградники. Его лучшие работы: «Подсолнухи» , «Пейзаж в Овере», «Вид с экипажем», «Ночное кафе» и т.д. Автор работает со страстью, добиваясь «высокой жёлтой ноты».

« Те , кто не верует в здешнее солнце, просто нечестивцы!»- восклицает он в одном из писем. в поздних картинах мастера красочный слой рельефен, накладывается щедрыми мазками. Художник не добивается гладкописи , с яростью и страстью выплёскивает свой мир на полотно. В пейзажных темах чувствуется тихое и спокойное состояние духа. Картины Ван Гога заставляют зрителя размышлять об отчаянной быстротечности жизни. В полотнах показывается неуемная энергия и напряженная духовная жизнь художника.

За короткое время , пока продолжалась карьера художника , Ван Гог успел создать 750 картин и 1 600 эскизов. В последние годы жизни голландский художник страдал от ужасных приступов депрессии, только в 1890 он продал свою первую картину , а уже в июле этого года совершил самоубийство.

Вопросы:

- Какое впечатление производят на вас картины Ван Гога?

- Рассмотрите картины Гогена «Автопортрет», «Две таитянки», что вы можете сказать о композиции, цвете, характере ?

И.Е.Репин (1844 - 1930), И.К.Айвазовский (1817 - 1900)

Кисти Репина принадлежат полотна на бытовые, исторические темы, пробует себя в пленэрной живописи. Интерес художника к прошлому определяется вопросами, поднимавшимися современностью. В «Бурлаках на Волге» изображён глубинный нерв народной жизни, протест против унижения, верой в неизбежность скорых перемен.

В историю русского искусства Айвазовский вошёл как крупнейший маринист, воспевший красоту необъятных морских просторов. Посмотрите на картины « Прибой», «Девятый вал», «Голубая волна» , художник передаёт состояние природы , величественные морские просторы. Айвазовский написал более 6000 картин. Многие полотна художник посвятил мужеству и подвигам русских моряков.

- Какова роль передвижников в российском , современном обществе?

Ребята, тема сегодняшнего занятия «Виды пейзажа».

Как вы думаете какие бывают пейзажи?

А сейчас посмотрите на таблицы и схемы расположенные на доске.(просмотр и комментарий видов пейзажа)

Виды пейзажного жанра.

- Сельский пейзаж - изображение деревенских улиц, местного колорита, деревенского быта (С. Ткачев «Деревня зимой»)

- Городской пейзаж - изображение панорам городов, народных гуляний, архитектурных построек, зданий, улиц, проспектов, площадей, набережных; К. Юон «Москворецкий мост».

- Парковый пейзаж - изображаются уголки природы, созданные для отдыха горожан.

- Морской пейзаж - изображение морей, океанов, водных просторов. Марина - это картины с морскими видами; и Айвазовский «Девятый вал».

- Архитектурный пейзаж - изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. И. Рожин «Зеленоград».

- Индустриальный пейзаж - изображение заводов, фабрик, плотин, электростанций. К. Юон «Утро индустриальной Москвы».

- Эпический пейзаж - это величественные картины природы полные внутренней силы и спокойствия. К. Брюллов «Гибель Помпеи».

- Романтический пейзаж - здесь изображаются клубящиеся облака, мрачные закаты и движения ветра, времена суток и т. д.

А. Куинджи «Эльбрус».

Ребята, а теперь давайте рассмотрим различные виды пейзажей (демонстрация картин художников) и назовите понравившиеся вам картины

Художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы, необъятные просторы нашей страны и людей, живущих в разных её уголках.

Анализ цветовых сочетаний, характерных для всех времён года (наличие сине - голубого, светло- коричневого, красного, багряного, жёлтого, зелёного и т. д.

- Какие произведения вам особенно понравились и почему?

- Как изменяется цвет пейзажа по мере удаления его вглубь к горизонту?

- Каковы оттенки снега на освещённых солнцем местах и в тени?

Перечислите.

III. Практическая работа.

На сегодняшнем уроке мы завершаем выполнение работы

« Пейзаж моей Родины».

На прошлом уроке вы проработали крупные формы в рисунке: деревья, кустарники, траву и т.д. Сегодня необходимо изобразить остальные детали - форма предметов, свет, тень и др. Рисуя дали , смотрите на предметы первого плана , делайте сравнение. Контрасты ярче вблизи, вдали тёмное будет значительно светлее. Не мельчите рисунок, ищите отношения крупных масс, не пренебрегайте деталями. Главная ошибка начинающих при изображении пейзажа - слишком высокое положение горизонта по сравнению с предметами переднего плана.

В ходе практической работы преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, оказывает индивидуальную методическую помощь, дает советы и консультации.

IV. Итог урока.

Экспресс-выставка, анализ работ. ( Педагог проверяет выполненное задание и выставляет оценки)

Д/з: посмотреть в книгах иллюстрации пейзажей разных авторов. Вопросы:

- Найдите, к какому виду пейзажа принадлежит эта картина?

- Что художник хотел сказать зрителям?

V. Уборка рабочих мест.









ПРИЛОЖЕНИЕ.










Последовательное изображение пейзажа:

«Церковь. Весна».






Последовательное изображение пейзажа, «Церковь. Весна».

Святогорье

ЭТАП ПЕРВЫЙ

Нахождение мотива пейзажа

в формате листа

Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».






ЭТАП ВТОРОЙ

Уточнение рисунка деревьев и нахождение их

ритмического соотношения

Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».



ЭТАП ТРЕТИЙ

Введение в рисунок легкого тона с учетом пленэрного освещения

Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

Решение плановости и дальнейшая тональная проработка.

ЭТАП ПЯТЫЙ

Проработка деталей рисунка с последующим их обобщением.


Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».

Список литературы.


  1. Айзенбарт Б. Полный курс акварели. М., 2005

  2. Березин А. Д. Рассказы о прекрасном. М., 2006.

  3. Давыдова М. А. Поурочные разработки по ИЗО. М., 2014

  4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2005.

  5. Зиновьев М. Панорама искусств 12. М., 2001.

  6. Ковалева И. С. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л., 1985.

  7. Кузин В. С. ИЗО в начальной школе. М., 2005.

  8. Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1988.

  9. Крошо Э. У. Акварель для начинающих. М., 2008

  10. Островская О. В. Уроки ИЗО. М., 2007.

  11. Платонова Н. И. Энциклопедический словарь. М., 2003.

  12. Порудоминский В. В. Первая третьяковка. М,, 2001

  13. Сокольникова Н. М. ИЗО с методикой преподавания. М., 1999.

14. Хаткина М. А. Изобразительное искусство. М., 2005






















19

© 2010-2022