- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа»
Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куфаев Г.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное (областное) образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Усманский педагогический колледж»
Методическая разработка внеклассного занятия на тему:
«Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».
Составитель: преподаватель изоискусства Куфаев Г. В.
Название работы: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа». Количество страниц: 10 страниц.
Содержание.
1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3
2. План конспект внеклассного занятия …………………………………. 4
3. Приложение …………………………………………………………………13
4. Список литературы ………………………………………………………...18
Пояснительная записка.
Внеклассное занятие по теме: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа» рассчитано на два учебных занятия по 2 часа на каждое. Основной целью данных внеклассных занятиях является закрепление навыков и умений, полученных на уроках по ИЗО. Студенты внимательно изучают, наблюдают характерные особенности природы различных времен года, учатся работать с такими художественными материалами, как акварель, гуашь, тушь, цветная бумага, мелки, пробуют правильно компоновать предметы на листе бумаги, видеть их характерные особенности и передавать их величину (больше - меньше, шире - уже, толще -тоньше).
Перед выполнением практической работы на тему: «Виды пейзажа» желательно проводить экскурсии в условиях городского пейзажа, где акцент ставится на разнообразие оттенков осенних деревьев, золотистую листву, поблекшую желтую траву, яркое или бледное небо и т. д. В ходе подобных уроков студенты учатся наблюдать, сравнивать времена года и выполнять быстрые наброски, а уже затем длительные сюжеты.
В ходе практической работы в изостудии применяются различные виды занятий: рисование по воображению, представлению и с натуры.
При выполнении композиции на тему: «Пейзаж», рисующие испытывают различные трудности. Работа над пейзажем требует от студента гораздо больше внимания, т. к. нарисовать уголок природы, как кувшин или яблоко в натюрморте очень сложно. Поэтому, при работе над пейзажем многие предметы и детали пишутся приблизительно. Однако, эта приблизительность на первый взгляд облегчающая работу, часто создает у начинающего художника ошибочное мнение. Может показаться, что в изображении пейзажа не надо прописывать тщательно детали. Но это совсем не так. Рисующий обязан хотя бы приблизительно знать и понимать законы перспективы, законы оптического изменения цвета и многое другое.
Материал рассчитан на студентов 2-3 курсов, и имеет профессиональную направленность. Поэтому, первые работы в жанре пейзажа должны быть простыми, с четкой линией горизонта и обширным панорамным видом. Студентам в ходе исполнения необходимо опираться на пять основных этапов работы над пейзажем (см. иллюстрации в приложении). Данная работа способствует развитию творческих способностей, внимания, аккуратности выполнения задания, анализа и развитию логического мышления у студентов.
Занятие № 1.
Тема: «Пейзаж в изобразительном искусстве».
Цели: 1. Познакомить студентов с жанром ИЗО - пейзаж, его
разновидностями, историей развития ,видами пейзажа, законами композиции, с творчеством
художников пейзажистов XIX века (А.Саврасов, И.Репин,
В.Серов и др.)
2.Совершенствовать изобразительные навыки, развивать
зрительную память, глазомер, творческое воображение.
3.Воспитывать любовь к родной природе, произведениям ИЗО в
жанре пейзаж.
Задачи:
-
Рассмотреть репродукции картин художников - И. И. Шишкина, В. А. Серова, И.Е. Репина и др., рассмотреть сюжет, характер, композицию произведений. Воспринимать красоту природы в различное время года.
-
Прививать навыки работы различными художественными материалами, техниками.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: картон, бумага, кисти, гуашь, кисти, цветные мелки,
акварель, баночка с водой.
Зрительный ряд: репродукции , слайды разнохарактерных по настроению и цвету пейзажей, работы студентов из методического
фонда «Изостудии».
Литературный ряд: стихи М. Ю. Лермонтова о природе.
Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», С. Курёхин
«Утренние упражнения в Ореховом доме».
Ход урока:
-
Организация начала урока.
-
Сообщение темы и целей занятия.
-
Изучение нового материала.
Беседа по теме урока.
1.История развития пейзажа.
Особое развитие пейзаж получил в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке.
Широкое распространение получил пейзаж в русском изобразительном искусстве. Многие пейзажи М. Воробьёва, А. Иванова, Ф. Щедрина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана - шедевры не только отечественного, но и мирового уровня.
2. Понятие «Пейзаж». Виды пейзажа.
Пейзаж - это отдельное художественное произведение (живописи и графики) изображаемое природу. В переводе с французского «пейзаж» означает природа. Фигуры людей, животных, птиц, сюжетные сценки, являются средством дополнения и оживления пейзажа, придавая ему большую жизненную правду.
Пейзаж представляет самостоятельный интерес , поскольку именно этот жанр ИЗО даёт возможность совершенствовать мастерство рисующего в области перспективы, композиционного построения и светотеневой моделировки форм и предметов.
Пейзаж - это искусство группирования разнохарактерных объектов окружающего мира в едином выразительном пространственном образе.
Вопрос:
- С какими произведениями русских художников вы знакомились в образовательной школе?
- Какие картины, изображающие времена года вы знаете?
- Какие краски преобладают в осенних пейзажах?
Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены репродукции картин известных авторов (демонстрация и показ), Левитан «Золотая осень», Юон «Март», Шишкин «Рожь», Саврасов «Грачи прилетели».
В этих произведениях присутствуют свои характерные особенности. Палитра цветов здесь очень многообразна. Краски лета сочные, яркие и радостные. Здесь присутствуют зеленый, алый, малиновый, синий, коричневый и оранжевый цвета.
В весенних пейзажах в картинах больше небесно-голубого цвета. Природа одевается в нежные неяркие наряды. Зимний пейзаж, как правило, содержит максимум цветовых контрастов. Здесь характерны оттенки голубого, фиолетово, серого.
Осеннюю палитру составляют краски с тёплыми оттенками.
- А теперь посмотрите ,на слайде представлена картина И.Шишкина « В лесу .Упавшее дерево». Давайте вместе проанализируем это произведение. Глядя на этот пейзаж , мы убеждаемся в умении художника найти гармонию и ритм там, где кажется , всё случайно и беспорядочно. Каждой линией , каждым штрихом, росчерком тонко отточенного карандаша художник бережно и точно выявляет натуру. Поражает изящество, гибкость коротких штрихов, определяющих направление , фактуру, объёмную форму листвы, хвои, стволов и веток. Картина выполнена свободно и легко, что возможно только в момент вдохновения.
Вопрос:
- Чем интересна вам эта картина? Какие чувства она вызывает?
Опережающее задание.
К сегодняшнему уроку студентке вашей группы было дано домашнее задание, подготовить стихи о природе.
Многие поэты в своих стихах воспевали природу родного края. Послушайте произведения А. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Когда читаем такие произведения, то мысленно рисуем тот или иной пейзаж. Ответьте на вопрос:
- Какая картина возникает перед вами? Представьте и опишите эту картину.
Пейзажная живопись является любимым жанром художников - пейзажистов , так как здесь заключается масса изобразительных возможностей . Особое внимание привлекают просторы ландшафта, волнует счастливое мгновение восхода или предгрозовое небо , нужно лишь посмотреть вокруг , живо воспринять окружающий мир и попытаться изобразить его. Такое осознанное переживание пейзажа, интенсивное познание окружающей природы глубоко обогащает. По этой причине с уверенностью можно утверждать ,что лучше всего рисовать пейзаж с натуры, чувствовать , ощущать окружающий мир, вдыхать эти запахи и стремиться передать эти ощущения. К сожалению , бывают неблагоприятные погодные условия из-за которых приходится рисовать по представлению в аудитории . Но всё же всегда есть возможность сделать быстрый набросок или зарисовку , для того что бы оживить пейзаж в своём воображении.
Ребята, а теперь прослушайте произведения А. Вивальди «Времена года», С. Курехина «Капель», «Ветер» (5 минут). Звучат музыкальные композиции, демонстрируются слайды художественных произведений русских и зарубежных мастеров.
На основе музыкальных композиций выполните творческое задание : « Это моя Родина» . Это может быть место где вы родились, где ходили в школу, ловили рыбу, проводили время с друзьями и близкими и т.д .
IV. Практическая работа.
Задание для самостоятельной работы
Прежде чем приступить к практической работе, вы должны знать и соблюдать основные законы перспективы (линейная и воздушная).
Давайте познакомимся с ними:
-
Для передачи пространства ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщённо.
-
Ближние в картине предметы воспринимаются чётко, а удалённые расплывчито, неопределённо.
-
Ближние предметы к зрителю обладают контрастной светотенью, видятся объёмными, а дальние предметы кажутся плоскими.
-
На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда. Значит, предметы на переднем плане изображаются реальными цветами, а на дальнем плане с голубыми оттенками.
Требования к работам:
-компоновка в формате листа, масштаб;
-колорит, детальная проработка (художественные материалы и техники)
-завершённость, общевыразительность, обобщение.
При выполнении данного задания необходимо владеть определенной художественной техникой. Давайте вспомним некоторые из них:
а) техника рисования по мокрому грунту (краски наносят на влажную бумагу или картон, либо поверх влажного слоя краски; наглядный показ преподавателя у доски).
б) техника размывки (влажной кистью размываются световые пятна, контуры, поверхности предметов уже высохшей краски; наглядный показ).
в) техника рисования прозрачными красками (разбавленный слой краски наносится на сухую поверхность, работая разными оттенками возникает оптическое смешивание красок).
г) техника рисования гуашью по сухому (рисунок выполняется с использованием теплых и холодных цветов в зависимости от колорит картины).
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, по памяти и воображению, ответьте на следующие вопросы.
- Какие ассоциации возникают на фоне прослушанных композиций?
- Выберите любимое время суток, года и т. д. Вспомните любимый уголок вашей местности.
Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу (индивидуальную или групповую) на тему: «Пейзаж моей Родины». Используйте эти впечатления для ваших рисунков. Вы можете изобразить вашу творческую работу в смешанной технике- использовать в работе карандаши, краски, детали аппликации. Чтобы работа не получилась примитивной, советую использовать передний , который располагается ближе к зрителю и второй - задний план. Ваша работа получится богатой и динамичной.
В ходе практической работы обращается внимание на допущенные ошибки, оказывается индивидуальную методическую помощь, даются советы и консультации.
IV. Итог урока.
Ребята, на следующем уроке мы завершим сегодняшние работы.
Д/з: выполнить творческую работу (сообщение, реферат) с подбором иллюстраций на одну из предложенных тем:
-
Творчество импрессионистов.
-
Творчество художников передвижников.
V. Уборка рабочих мест.
Занятие №2
Тема: «Виды пейзажа».
Цели: 1. Закрепить знания студентов о жанре «пейзаж».
2. Научить студентов рисовать пейзажное пространство с
учетом знаний элементов перспективы и законов
композиции, изображать природу в различных состояниях.
3. Формировать умение выбирать горизонтальное или
вертикальное расположение формата бумаги, размер
изображения в зависимости от замысла.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: картон, бумага, кисти, гуашь, цветные мелки,
акварель, баночка с водой.
Зрительный ряд: слайды, репродукции разнохарактерных по настроению и цвету пейзажей, работы студентов, преподавателя из методического фонда «Изостудии».
Литературный ряд: стихи М. Ю. Лермонтова о природе.
Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», С. Курёхин
«Утренние упражнения в Ореховом доме».
План урока.
-
Беседа о жанре изобразительного искусства - пейзаж, закрепление знаний студентов.
-
Постановка художественной задачи.
-
Завершение практического задания.
-
Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока.
I. Орг. момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку)
- Вспомните и ответьте какими видами творческих работ вы занимались на прошлом уроке? Какие художественные техники вы изучили? Перечислите их.
II. Актуализация знаний.
К сегодняшнему уроку студенты в вашей подгруппе подготовили сообщения на темы: «Творчество художников импрессионистов». «Художники передвижники»
Давайте послушаем эти доклады (студенты выступают с презентацией, результатами поисковой работы, демонстрируют иллюстративный материал, отвечают на вопросы одногруппников )
Винсент Ван Гог (1853- 1890) Поль Гоген (1848 - 1903)
Один из наиболее ярких представителей постимпрессионизма. Художник пишет как бы перегруженными, насыщенными красками , мазками напоминающими маленькими вихри. Любимая краска Ван Гога - жёлтая, солнечная. Большую часть жизни художник прожил во Франции. В провинции Прованс, в Арле, там он пишет цветущие персиковые сады, созревшие хлеба, виноградники. Его лучшие работы: «Подсолнухи» , «Пейзаж в Овере», «Вид с экипажем», «Ночное кафе» и т.д. Автор работает со страстью, добиваясь «высокой жёлтой ноты».
« Те , кто не верует в здешнее солнце, просто нечестивцы!»- восклицает он в одном из писем. в поздних картинах мастера красочный слой рельефен, накладывается щедрыми мазками. Художник не добивается гладкописи , с яростью и страстью выплёскивает свой мир на полотно. В пейзажных темах чувствуется тихое и спокойное состояние духа. Картины Ван Гога заставляют зрителя размышлять об отчаянной быстротечности жизни. В полотнах показывается неуемная энергия и напряженная духовная жизнь художника.
За короткое время , пока продолжалась карьера художника , Ван Гог успел создать 750 картин и 1 600 эскизов. В последние годы жизни голландский художник страдал от ужасных приступов депрессии, только в 1890 он продал свою первую картину , а уже в июле этого года совершил самоубийство.
Вопросы:
- Какое впечатление производят на вас картины Ван Гога?
- Рассмотрите картины Гогена «Автопортрет», «Две таитянки», что вы можете сказать о композиции, цвете, характере ?
И.Е.Репин (1844 - 1930), И.К.Айвазовский (1817 - 1900)
Кисти Репина принадлежат полотна на бытовые, исторические темы, пробует себя в пленэрной живописи. Интерес художника к прошлому определяется вопросами, поднимавшимися современностью. В «Бурлаках на Волге» изображён глубинный нерв народной жизни, протест против унижения, верой в неизбежность скорых перемен.
В историю русского искусства Айвазовский вошёл как крупнейший маринист, воспевший красоту необъятных морских просторов. Посмотрите на картины « Прибой», «Девятый вал», «Голубая волна» , художник передаёт состояние природы , величественные морские просторы. Айвазовский написал более 6000 картин. Многие полотна художник посвятил мужеству и подвигам русских моряков.
- Какова роль передвижников в российском , современном обществе?
Ребята, тема сегодняшнего занятия «Виды пейзажа».
Как вы думаете какие бывают пейзажи?
А сейчас посмотрите на таблицы и схемы расположенные на доске.(просмотр и комментарий видов пейзажа)
Виды пейзажного жанра.
- Сельский пейзаж - изображение деревенских улиц, местного колорита, деревенского быта (С. Ткачев «Деревня зимой»)
- Городской пейзаж - изображение панорам городов, народных гуляний, архитектурных построек, зданий, улиц, проспектов, площадей, набережных; К. Юон «Москворецкий мост».
- Парковый пейзаж - изображаются уголки природы, созданные для отдыха горожан.
- Морской пейзаж - изображение морей, океанов, водных просторов. Марина - это картины с морскими видами; и Айвазовский «Девятый вал».
- Архитектурный пейзаж - изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. И. Рожин «Зеленоград».
- Индустриальный пейзаж - изображение заводов, фабрик, плотин, электростанций. К. Юон «Утро индустриальной Москвы».
- Эпический пейзаж - это величественные картины природы полные внутренней силы и спокойствия. К. Брюллов «Гибель Помпеи».
- Романтический пейзаж - здесь изображаются клубящиеся облака, мрачные закаты и движения ветра, времена суток и т. д.
А. Куинджи «Эльбрус».
Ребята, а теперь давайте рассмотрим различные виды пейзажей (демонстрация картин художников) и назовите понравившиеся вам картины
Художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы, необъятные просторы нашей страны и людей, живущих в разных её уголках.
Анализ цветовых сочетаний, характерных для всех времён года (наличие сине - голубого, светло- коричневого, красного, багряного, жёлтого, зелёного и т. д.
- Какие произведения вам особенно понравились и почему?
- Как изменяется цвет пейзажа по мере удаления его вглубь к горизонту?
- Каковы оттенки снега на освещённых солнцем местах и в тени?
Перечислите.
III. Практическая работа.
На сегодняшнем уроке мы завершаем выполнение работы
« Пейзаж моей Родины».
На прошлом уроке вы проработали крупные формы в рисунке: деревья, кустарники, траву и т.д. Сегодня необходимо изобразить остальные детали - форма предметов, свет, тень и др. Рисуя дали , смотрите на предметы первого плана , делайте сравнение. Контрасты ярче вблизи, вдали тёмное будет значительно светлее. Не мельчите рисунок, ищите отношения крупных масс, не пренебрегайте деталями. Главная ошибка начинающих при изображении пейзажа - слишком высокое положение горизонта по сравнению с предметами переднего плана.
В ходе практической работы преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, оказывает индивидуальную методическую помощь, дает советы и консультации.
IV. Итог урока.
Экспресс-выставка, анализ работ. ( Педагог проверяет выполненное задание и выставляет оценки)
Д/з: посмотреть в книгах иллюстрации пейзажей разных авторов. Вопросы:
- Найдите, к какому виду пейзажа принадлежит эта картина?
- Что художник хотел сказать зрителям?
V. Уборка рабочих мест.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Последовательное изображение пейзажа:
«Церковь. Весна».
Последовательное изображение пейзажа, «Церковь. Весна».
Святогорье
ЭТАП ПЕРВЫЙ
Нахождение мотива пейзажа
в формате листа
ЭТАП ВТОРОЙ
Уточнение рисунка деревьев и нахождение их
ритмического соотношения
ЭТАП ТРЕТИЙ
Введение в рисунок легкого тона с учетом пленэрного освещения
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
Решение плановости и дальнейшая тональная проработка.
ЭТАП ПЯТЫЙ
Проработка деталей рисунка с последующим их обобщением.
Список литературы.
-
Айзенбарт Б. Полный курс акварели. М., 2005
-
Березин А. Д. Рассказы о прекрасном. М., 2006.
-
Давыдова М. А. Поурочные разработки по ИЗО. М., 2014
-
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2005.
-
Зиновьев М. Панорама искусств 12. М., 2001.
-
Ковалева И. С. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л., 1985.
-
Кузин В. С. ИЗО в начальной школе. М., 2005.
-
Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1988.
-
Крошо Э. У. Акварель для начинающих. М., 2008
-
Островская О. В. Уроки ИЗО. М., 2007.
-
Платонова Н. И. Энциклопедический словарь. М., 2003.
-
Порудоминский В. В. Первая третьяковка. М,, 2001
-
Сокольникова Н. М. ИЗО с методикой преподавания. М., 1999.
14. Хаткина М. А. Изобразительное искусство. М., 2005
19