Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Итоговый исследовательский проект






Использование технологии интегрированного обучения на уроках изобразительного искусства


«Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в образовательных учреждениях»




Москва

Основы современных технологий в образовании.

Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:

Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание - это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, - превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

Ведущие идеи интегральной технологии на уроках.

Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной,
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин.

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция - формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция - формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция - формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция - отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция - совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ней, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.
Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологи- ческая обстановка комфортная.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных и коллективных форм работы , созданию подлинно творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и

эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы:

литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Литературное чтение», «Окружающий мир», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания.


Практическая направленность интегральных технологий на уроках изобразительного искусства.

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Б.М. Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного

искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости.

Одним из важных методических аспектов программы выделяется

«Сочетание изобразительного искусства с музыкой и литературой». Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока.

Как пример можно взять урок в 1 четверти 3 класса. Тема урока

«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни(ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки,песни. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием.

В основу программы включена система межпредметных связей с

чтением и русским языком, позволяет почувствовать практическую

направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

В своей практической работе я часто использую на уроках технологию интегрированного обучения. Мною дано несколько открытых уроков. Представляю конспект открытого урока на Районном семинаре завучей по УВР от 25.11.2011г.

План - конспект урока во 2 классе.

Изобразительное искусство.

Тема урока: Изображение природы в различных состояниях. «Теплые» и «холодные» цвета.

Цель урока: Изображение природы в различных состояниях с использованием «теплых» и «холодных» цветов.

Задачи урока:

1) - Познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах каждого вида искусств;

- дать понятие о «теплых» и «холодных» цветах;

- учить умению строить линейный рисунок;

- совершенствовать графические навыки при работе с разными материалами.

2) - Развивать творческое воображение, восприятия мира;

- развивать различные приемы работы с карандашом, кистью, воском.

3) - Воспитание чувства прекрасного в природе через живопись, поэзию, музыку. Умение видеть красоту природы в различных состояниях и выразить свои эмоции.

Оборудование: 1. Белый лист бумаги, акварель, сосуд для воды, простой карандаш, восковые мелки (свеча), широкая кисть, тряпочка (салфетка).

2. Репродукции картин:

И.Э. Грабарь «Березовая аллея»

Д.Я. Александров «Зимняя сказка»

3. Рисунки для показа (образец, деревья разных пород зимой, таблица цветов).

4. Стихи русских поэтов о зиме (для выборочного чтения).

5. Звукозапись: А. Вивальди «Времена года» («Зима»), П.И. Чайковский «Времена года».

Ход урока:

I. Организация класса

Проверка готовности класса к уроку.

II. Работа по теме урока

1) Вступительная беседа

- В мир искусства сегодня на уроке нас продолжают вести 3 мастера-художника.

- Какие это мастера

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.изображения ведут от

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.мастера украшения реальности

постройки к фантазии

- Сегодня Мастер Изображения познакомит вас с различными состояниями природы и цветом, как средством выражения настроения.

- Какие состояния природы наблюдали? (солнце, ветер, снег, дождь, вьюга).

Все, что делают братья - мастера обращено к душе человека, говорит о человеческих чувствах.

Природа тоже имеет свой характер, настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить с помощью цвета.

- И сегодня мы познакомимся с «теплыми» и «холодными» цветами.

2) Сказка (осмысление эмоциональной выразительности «теплых» и «холодных» цветов).

- Любите ли вы сказки?

• Живут на свете две подружки - девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются и дарят людям свои цвета. Но среди всех красок у них есть одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могут любой цвет превратить либо в холодный, либо в теплый.

- Какая волшебная краска у Снегурочки? (синяя, холодная льдинка). У Весны (желтая, теплый лучик).

• Если Снегурочка опускает в краски синюю льдинку, краски превращаются в холодные. А девочка Весна зажигает краски лучом солнечного желтого цвета, превращая их в теплые. Теплые и холодные цвета помогают друг другу быть ярче, сочнее, выразительнее, передавать свое настроение.

Но у них возникает спор, они не могут решить - как же назвать зеленый цвет? Зеленый цвет состоит из желтого теплого и холодного синего. Он может быть холодным зеленым или теплым и радостным.


Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

3) Работа по таблице цветов (обобщение)

- Какие цвета мы можем назвать «тёплыми»? «холодными»?

- Что можно нарисовать «холодными» цветами? (море, небо, снег, вода...).

- «тёплыми»? (закат, солнце, луна, огонь...)

- Что выражают тёплые цвета? (настроение, радость, счастье, веселье) холодные? (тревогу, загадочность, грусть, печаль).

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

Физкультминутка.

- К нам прилетели подружки Снегурочки - снежинки.

• Мы белые снежинки

Летим, летим, летим (машут руками)

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим. (присели)

Покружимся над садом

В последний день зимы. (кружатся)

И тихо сядем рядом

С такими же как мы. (сесть за парту)

4) Беседа по репродукциям картин.

- Посмотрите репродукции картин И.Э. Грабаря «Березовая аллея», Д.Я. Александрова «Зимняя сказка».

- Что объединяет картины? (зимний пейзаж)

- Как художник изобразил состояние природы в каждой картине? (цветом)

- Какое настроение у вас вызывают картины? Почему?

- Как с помощью цвета художник передал настроение? (солнечный день, темный лес таинственный).

5) Выборочное чтение стихов

- Во все времена художники, поэты, писатели, композиторы воспевали красоту зимней природы. Русский композитор П.И.Чайковский и итальянский композитор А. Вивальди создали музыкальный цикл «Времена года».

- Найдите строки стихов, которые соответствовали бы описанию картин (работа в паре). (Приложение)

(Выразительное чтение строк учащимися)

6) Задание на логическое мышление (игра)

- Что изображено? (деревья)

- Что необычного в их изображении? (без кроны)

-Отгадайте, какое дерево изображено?

(показ дерева с кроной)

- Какими словами-определениями можно их описать?

1 ряд

Дуб

- стройная

- красивая

- важный

- гибкая

- могучий

- белоствольная

- сильный

- плакучая

- богатырский

- грустная

- развесистый

2 ряд

Ива

3 ряд

Береза

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

7) Вступительное слово перед началом рисования

- Сегодня мы будем рисовать зимний пейзаж. Березу.

Показ образцов (рис. Изображение в солнечный день, вечерний закат, снегопад и т.д.)

-Постарайтесь в рисунке показать различное состояние природы, свое настроение.

III. Выполнение рисунка (последовательность)

1. Расположение листа (вертикальное)

2. Линейное изображение березы (ствол, ветви)

Физкультминутка. Изобрази деревья в разных состояниях (сидя за партой) -подул лёгкий ветерок, ветер усилился и т.д.

3. Набросок карандашом рисунка (тучи, луна, солнце, снег)

4. Прорисовка всех элементов рисунка воском (береза, тучи, снег, луча и т.д.)

5. Работа в цвете (тонирование листа: широкие горизонтальные мазки)

солнце - синее (голубое небо)

луна - фиолетовое (сине-розовое), закат (наложение цвета)

береза - черные отметины на стволе.

Учащиеся выбирают цветовое решение самостоятельно по настроению.

• Во время работы в цвете звучит музыка А. Вивальди «Времена года» («Зима»).

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

IV. Итог урока

1. Выставка работ учащихся

2. Оценка выполненных работ

3. Описание природы в различных состояниях на рисунках детей строчками из стихотворений (выборочное чтение)

4. Заключительное слово учителя

- В изображении природы в различных состояниях человек всегда может передать свое настроение, отношение к жизни, природе, используя различные цвета.

- А какие это цвета? (теплые и холодные)

-Давайте частичку нашего тепла мы подарим на память гостям с вашими рисунками!

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

Приложение.

Раздаточный материал для выборочного чтения « Зима».


Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

(С. Есенин)

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

Мороз и солнце,

День чудесный…

(А.С. Пушкин)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

(И. Суриков «Первый снег»)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

(А. Прокофьев)

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

(С. Маршак «Декабрь»)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С. Есенин «Береза»)

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)


Фрагмент интегрированного урока 2 класс.

Тема урока: Цвет как средство выражения. Весна в изобразительном искусстве, поэзии, музыке.

Изображение свечи (борьба тепла и холода).

Рисунок костра, свечи.

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

Беседа об огне (окружающий мир, ОБЖ)

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный -

Бледно - жёлтый, ярко - красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

- Когда огонь бывает злой? (пожар, костёр) Почему?

- Что делать, чтобы огонь не стал злым? (звонить 01, соблюдать правила противопожарной безопасности)

- Когда огонь добрый? (свеча для света, согреться у костра, приготовить еду)


  1. Подготовка к рисованию

Беседа

- Сегодня мы будем рисовать добрый огонь.

- Отгадайте загадку:

Таять может, да не лёд,

Не фонарь, а свет даёт (свеча)


Показ рисунка для рисования.

Интегрированные технологии и их использование на уроках изо в начальной школе.

- Какие цвета использованы на рисунке?

- По какому случаю зажигают свечи? (Новый год, день рождения, гадание, освещение)

Зажигается свеча (соблюдение правил противопожарной безопасности).

  1. Последовательность выполнения рисунка

  1. Расположение листа - вертикальное

  2. Набросок карандашом (приём работы - тонкой линией) - линия горизонтальной и вертикальной поверхности.

  3. Рисование свечи в подсвечнике по шаблону (поэтапное выполнение рисунка).

Физминутка

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова рисовать начнут.


  1. Работа красками от светлых тонов к тёмным.

а) свеча (рисование воском, жёлтым цветом)

б) пламя (приём наложения цвета: жёлтый, красный; фитиль - чёрный)

в) изображения фона: вертикально - синий; горизонтально - фиолетовый. Работа широкой кистью

г) изображение света от свечи (круг - наложение цвета)

Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

- Свою музыку композитор посвятил временам года (Весна - зима) У камелька - январь у камина. Масленица - февраль. Песня жаворонка - март. Подснежник - апрель. Белые ночи - май.

Заключение.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  • Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

  • Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,

  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

  • урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого,

  • этапы и компоненты урока находятся в логической структурной зависимости,

  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы:1.планирование, 2. организация творческой группы, 3. конструирование содержания урока.

Второй этап подготовки и проведения урока - исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа - вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. В заключительной части урока необходимо 1.обобщить всё сказанное на уроке, 2.подвести итог рассуждениям учеников, 3.сформулировать чёткие выводы.

Третий этап - рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную

роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к

педагогике развития.

Список используемой литературы.

  1. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах», «Начальная школа»1989 №9, с.8.

  2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1-4 классы. Под ред. Б. М. Неменского.-М.:Просвещение,2007.

  3. Планируемые результаты начального общего образования, Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.-2 изд.-М.:Просвещение,2010.

  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.-(Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2008.

  5. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: 1-4 классы. В.С. Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др.- М.: Дрофа,2008.

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.1-9 классы. 4-е издание /Под рук. Б.М. Неменского, - М.: Просвещение,2008.

  7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.-М.: НИИ школьных технологий, 2006.




















© 2010-2022