Статья на тему Башкирское искусство на уроках ИЗО

 Расскажи мне и я узнаю, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я пойму. Эта американская пословица очень точно передает суть педагогического опыта, накопленного поколениями людей. Где, как не на уроке изобразительного искусства необходимо рассказать, показать и вовлечь ученика в творческую деятельность. Этот предмет считают необязательным и ему уделяют мало внимания, но я думаю, что второстепенных предметов в школе нет! Главная моя цель – научить детей видеть красоту окружающего мира, чувствова...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БАШКИРСКОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ИЗО.

(Из опыта работы Алтынбековой Фатимы Митхатовны, учителя изобразительного искусства МОУ СОШ №5 г. Учалы Республики Башкортостан)

Расскажи мне и я узнаю, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я пойму. Эта американская пословица очень точно передает суть педагогического опыта, накопленного поколениями людей. Где, как не на уроке изобразительного искусства необходимо рассказать, показать и вовлечь ученика в творческую деятельность. Этот предмет считают необязательным и ему уделяют мало внимания, но я думаю, что второстепенных предметов в школе нет! Главная моя цель - научить детей видеть красоту окружающего мира, чувствовать и понимать ее, а главное, научиться творить красоту своими руками.

Когда я начинала работать, в школах была только одна программа рисования - программа В.С.Кузина, а программа Б.Неменского только проходила апробацию. Не было кабинетов ИЗО, не было учебников, не было почти никакой методической литературы.

Сейчас программ великое множество, литературы тоже, появились новые технологии - есть из чего выбирать. Изучив существующие программы по ИЗО, поработав по ним довольно долго, я создала своеобразный симбиоз из программ разных авторов, который определяет основные направления моей педагогической деятельности:

  1. Нравственное воспитание учащихся на основе национальной культуры народов нашей страны и Республики Башкортостан.

  2. Повышение интереса учащихся к художественному творчеству.

  3. Интеграция уроков эстетического цикла.

  4. Использование современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Последние два направления работы вытекают из первого. Ведь мы живем в Башкортостане, поэтому национальный компонент в обучении и воспитании имеет важное значение.
В целях и задачах программ В.С. Кузина и Б.М. Неменского не заостряется внимание на национальных особенностях обучения изобразительному искусству. Выгодно отличается в этом плане программа, разработанная нашими башкирскими коллегами Э.Э. Пурик - Н.Э.Ахадуллиной.

Н.Э. Ахадуллина и Э.Э. Пурик целью преподавания изобразительного искусства в школе определили формирование разносторонне развитой, творчески активной личности, способной соотносить традиции и особенности национальной художественной культуры с достижениями мировой культуры и искусства. В их программе народное и профессиональное искусство изучается в ключе тех художественных проблем, которых требует каждый конкретный этап развития ребенка.

Особенностью данной программы является наличие в ней регионального компонента: в ходе изучения художественных законов, основ изобразительной грамоты, истории искусства освещаются национальные особенности искусства народов Башкортостана, история культуры нашей республики, творчество современных художников Башкортостана. Региональный компонент программы предполагает изучение сведений об истории, обычаях, народном и профессиональном искусстве башкир и других народов, населяющих Башкортостан. Одной из задач преподавания данной программы является формирование у школьников уважения и терпимости к различным точкам зрения, к многообразию форм, методов, приемов, стилей, национальных и исторических особенностей в произведениях искусства.

Для преподавания изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательной школы я пользуюсь тематическими планами, составленными со своими доработками на основе программы Н.Э. Ахадуллиной и Э.Э. Пурик, так как считаю обязательным использование в работе регионального компонента. Во-первых, это позволяет знакомить учащихся с культурой родного края, во-вторых, воспитывать у школьников чувство гордости за свой город, республику, страну, в-третьих, привлекать к работе местный материал.

Планирую уроки блоками. Народное искусство обычно изучаем на уроках в октябре, когда в школе проводится месячник, посвященный Дню республики. Так как в нашей школе обучаются, в основном, русские, башкиры и татары, то параллельно знакомлю детей и с русским, и с башкирским искусством, не забывая напомнить им о взаимном влиянии этих искусств друг на друга. В 5 классе уроки направлены на изучение народных художественных промыслов, в 6 - народного костюма, а в 7 классе - народного жилища.

Первый урок каждого из этих блоков обязательно проводится в городском краеведческом музее. Именно музей, в котором представлены богатые образцы художественных ремесел края, большой иллюстративный материал, произведения местных художников, играет большую роль в эстетическом и патриотическом воспитании. В музее учащиеся делают зарисовки предметов быта, костюмов или жилищ по заданию учителя. На последующих уроках эти зарисовки будут использованы.

Уроки по башкирской тематике неразрывно связаны с уроками культуры Башкортостана, башкирского языка, музыки, географии, истории Башкортостана, поэтому часто проводятся интегрированные занятия. Неоценимую помощь на этих уроках оказывает применение иллюстративного и видеоматериала, подготовленного МО РБ для изучения культуры Башкортостана. Это великолепный набор таблиц по декоративно-прикладному искусству Башкортостана, графике, живописи и скульптуре башкирских художников, видеофильмы и фонограммы башкирской музыки.

Новые информационные технологии позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, повысить его качество, заинтересовать школьников в предмете, способны разгрузить учителя и разнообразить школьные будни. Так как преподавание изобразительного искусства немыслимо без наглядности, использую мультимедиа. Готовлю презентации к урокам, провожу виртуальные экскурсии.

Примеры тем уроков с мультимедиа:

  • «Башкирское народное искусство» (5 класс) - беседа.

  • «Башкирский палас» (5 класс) - выполнение орнамента для паласа на бумаге в клетку.

  • «Народная обувь (СИТЕК)» (5 класс) - работа на компьютере в программе Paint.

  • «Башкирская красавица» (6 класс) - изготовление куклы в технике бумажной пластики.

  • «Башкирские художники - мастера натюрморта» (6 класс) - беседа.

  • «Натюрморт с башкирской вышивкой» (6 класс) - рисование с натуры натюрморта акварелью.

  • «Городской пейзаж» (7 класс) - виртуальная экскурсия по улицам родного города и рисование пейзажа по памяти.

  • «Натюрморт из бытовых предметов: старинная башкирская утварь» (7 класс) - рисование с натуры карандашом.

  • «Башкирская народная архитектура» (8 класс) - построение башкирского орнамента с использованием сопряжений.

Большую поддержку при подготовке к урокам оказывает Интернет. Много полезного можно найти на сайте «Фестиваль педагогических идей» и в «Образовательных ресурсах». Очень удобно хранить в компьютере материалы к урокам, наглядность на уроке всегда в мультимедийном проекторе, скоро по всей школе обещают wi-fi и наглядность для уроков будет обеспечена полностью.

Больше всего в народном искусстве меня привлекает орнамент, и я разработала технологию вырезания башкирского орнамента из цветной бумаги. Ученые считают, что в народном орнаменте отложилась тысячелетняя мудрость народа. Каждый народ имел свои орнаменты, тесно связанные с особенностями национальной традиции, уровнем культуры и духовной, трудовой деятельностью. В период своего формирования башкирский орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов, и сам обогатился ритмами и рисунками других культур. Многому учились башкирские мастера у русского народа. Поэтому, познакомив учащихся с искусством Хохломы, я знакомлю их с изделиями производственного объединения Агидель; изучив русский народный костюм, знакомлю с башкирским костюмом.

Народное искусство на уроках изобразительного искусства, несомненно, является действенным средством эстетического воспитания. Народное искусство, национальное по содержанию, способно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств, передачу богатого многовекового опыта народа. Народное искусство должно занимать особое место в школьной системе образования.

Моя работа приносит определенные плоды: научившись в каждой работе видеть творчество, мои ученики занимают высокие места в олимпиадах по ИЗО, в конкурсах рисунков, выбирают профессиональный путь, связанный с искусством. Стал театральным художником Салаватов Костя, закончил скульптурное отделение и преподает в Уфимской академии искусств Никулочкин Артем, в 2006 году получила Грант в образовании, а затем стала Почетным работником образования Амирова Римма, преподающая ИЗО в г. Лангепасе.

Великий мыслитель Дени Дидро сказал: « Cтрана, в которой бы учили рисовать так, как учат читать и писать, превзошла бы все остальные страны во всех искусствах, науках, мастерствах».



© 2010-2022