- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Планирование. Рабочая программа по Б. М. Неменскому. 6 класс
Планирование. Рабочая программа по Б. М. Неменскому. 6 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кривец З.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рассмотрено
на заседании МО учителей технологии
Протокол № 1
от «25» августа 2015 г.
_________ Г.В. Леженина
Согласовано
зам. директора по УВР
В.В. Вологдина
_________________
«26» августа 2015 г.
Утверждено
директор МБОУ «Лицей №3»
М.А. Аскарова
_________________
Приказ № __
от «28» августа 2015 г.
Рабочая программа
«Изобразительное искусство»
для обучающихся 6М, 6И/Т, 6Г класса
Предметная область: «Искусство»
Разработала:
Кривец Зоя Владимировна, учитель ИЗО второй квалификационной категории
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 6М, 6И/Т, 6Г классов разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №3» (приказ № 169/1 от 30.08.2012г 2012г., с изменениями от 11.03.2014г.) и учебным планом МБОУ «Лицей №3» (приказ МБОУ «Лицей №3» № 191/1 от 28.08.2015г.).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 в неделю).
Шестой класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамоты художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Цели:
-
Воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах.
-
Воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.
-
Обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.).
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах, художественное фотографирование и видеосъемка.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное и неповторимое значение.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Что, в свою очередь, является основанием деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы. Но средняя школа - это основной и самостоятельный (базовый) этап художественного образования учащихся.
Средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
Содержание учебного предмета
Изобразительное искусство в жизни человека
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)
-
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
-
Рисунок - основа изобразительного творчества.
-
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
-
Цвет. Основы цветоведения.
-
Цвет в произведениях живописи.
-
Объемные изображения в скульптуре.
-
Основы языка изображения.
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
-
Художественное познание: реальность и фантазия.
-
Изображение предметного мира - натюрморт.
-
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
-
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
-
Освещение. Свет и тень.
-
Натюрморт в графике.
-
Цвет в натюрморте.
-
Выразительные возможности натюрморта.
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
-
Образ человека - главная тема искусства.
-
Конструкция головы человека и ее пропорции.
-
Изображение головы человека в пространстве.
-
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
-
Портрет в скульптуре.
-
Сатирические образы человека.
-
Образные возможности освещения в портрете.
-
Портрет в живописи.
-
Роль цвета в портрете.
-
Великие портретисты.
Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)
-
Жанры в изобразительном искусстве.
-
Изображение пространства.
-
Правила линейной и воздушной перспективы.
-
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
-
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
-
Городской пейзаж.
-
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Виды изобразительного искусства и основы его образного языка. Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (8 ч)
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Знания и умения учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
-
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
-
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
-
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
-
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает: самостоятельные работы по пройденной теме и письменный опрос.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическая литература для учителя:
1. «Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015. (электронный вариант)
Учебная литература для учащихся:
1. Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского
Электронные образовательные ресурсы:
1. презентации по теме: «Портрет в русской живописи», «Портреты зарубежных мастеров», «Пейзаж», «Натюрморт», «Виды изобразительного искусства», «Жанры изобразительного искусства»;
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября». festival.1september.ru
4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. uroki.ru
Технические средства обучения:
1.компьютер
2.проектор
.
Календарно-тематическое планирование 6 класс (34 часа)
№ п/п
№
по
теме
Тема
Количество часов
Дата
Примечание
По плану
По факту
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1
1
Изобразительное искусство. Семья
пространственных искусств.
1
2.09.15
2
2
Рисунок - основа
изобразительного
творчества
1
9.09.15
3
3
Линия и её выразительные возможности.
Ритм линий
1
16.09.15
4
4
Пятно как средство
выражения. Ритм пятен
1
23.09.15
5
5
Цвет. Основы цветоведения
1
30.09.15
6
6
Цвет в произведениях
живописи
1
07.10.15
7
7
Объёмные изображения в скульптуре
1
14.10.15
8
8
Основы языка изображения.
1
21.10.15
Мир наших вещей. Натюрморт
9
1
Реальность и фантазия
в творчестве художника
1
4.11.15
10
2
Изображение предметного мира - натюрморт
1
11.11.15
11
3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1
18.11.15
12
4
Изображение объёма
на плоскости и линейная перспектива
1
25.11.15
13
5
Освещение. Свет и
тень
1
2.12.15
14
6
Натюрморт в графике
1
9.12.15
15
7
Цвет в натюрморте
1
16.12.15
16
8
Выразительные возможности натюрморта. Контрольная работа №1 «Виды изобразительного искусства. Мир наших вещей»
1
23.12.15
Вглядываясь в человека. Портрет
17
1
Образ человека -
главная тема искусства
1
18
2
Конструкция головы
человека и её основные пропорции
1
19
3
Изображение головы
человека в пространстве
1
20
4
Портрет в скульптуре
1
21
5
Графический портретный рисунок
1
22
6
Сатирические образы
человека
1
23
7
Образные возможности
освещения в портрете
1
24
8
Роль цвета в портрете
1
25
9
Великие портретисты
прошлого
1
26
10
Портрет в изобразительном искусстве
XX века
1
Человек и пространство. Пейзаж
27
1
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства
1
28
2
Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива
1
29
3
Пейзаж - большой
мир
1
30
4
Пейзаж настроения.
Природа и художник
1
31
5
Пейзаж в русской
живописи
1
32
6
Пейзаж в графике
1
33
7
Городской пейзаж
1
34
8
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Контрольная работа №1 «Вглядываясь в человека. Человек и пространство»
1